ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ «АЗБУКА НАЛОГОВ»
статья по технологии

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирование финансовой грамотности через реализацию программы развития школы «Азбука Налогов», развития налоговой культуры и грамотности среди школьников. Приведен практический опыт развития налоговой грамотности в урочной и внеурочной деятельности учащихся среднего и старшего звена школы. Приведены примеры задач для школьников разных классов  с НРК. Отмечена важность  обучения детей ориентироваться в постоянно изменяющемся современном мире, применять на практике знания в области налогообложения и привить осознанное отношение к соблюдению законов РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gribenas_l.a._statya_dlya_publikatsii.docx23.26 КБ
PDF icon olo_3_pech30.10.23.pdf882.73 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое сообщение

УДК 37.013.46

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

«АЗБУКА НАЛОГОВ»

Грибенас Людмила Анатольевна

учитель технологии, МАОУ «Колесовская СОШ»,

Россия, 671221, Республика Бурятия, Кабанский район, с. Большое Колесово, ул. Ленина, д 41-Б, kolesovoshool@inbox.ru

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы формирование финансовой грамотности через реализацию программы развития школы «Азбука Налогов», развития налоговой культуры и грамотности среди школьников. Приведен практический опыт развития налоговой грамотности в урочной и внеурочной деятельности учащихся среднего и старшего звена школы. Приведены примеры задач для школьников разных классов  с НРК. Отмечена важность  обучения детей ориентироваться в постоянно изменяющемся современном мире, применять на практике знания в области налогообложения и привить осознанное отношение к соблюдению законов РФ.

Ключевые слова: налоговая грамотность, налоговая культура, школьники, налоги, урок.

В современных  условиях рыночной экономики, каждому человеку необходимо управлять своими финансами, грамотно распоряжаться ими, включая правильность исчисления и уплаты налогов. В настоящее время подростки часто сами начинают зарабатывать, иметь доход от различных видов деятельности, при этом не задумываясь о налогообложении результатов этой деятельности. Нередко, эти нарушения являются следствием низкого уровня налоговой культуры.

Налоговая культура — это часть общенациональной культуры страны, которая представляет собой систему ценностей в обществе, основанной на знаниях о налогах, их начислении и своевременной уплате, связанной с пониманием важности действий в области налогообложения.

Налоговая грамотность – способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в налоговой сфере [3].

Финансово грамотное население — это залог экономического процветания страны, стабильности экономики. От уровня финансовой грамотности зависит много факторов: инвестиционный климат в стране, уменьшение или увеличение количества финансовых правонарушений, благосостояние населения и т.д.

С целью повышения финансовой грамотности обучающихся в сфере налогообложения и воспитания социально ответственного налогоплательщика, повышения качественных показателей системы образования школы, формирования культуры грамотного финансового поведения у обучающихся в школе реализуется программа развития «Азбука налогов».

На уроках технологии в 7 классе учащиеся обучаются  рассчитывать заработную плату, высчитывать количество уплаченных налогов, например: налог на доходы составляет 13% от заработной платы, заработная плата мамы равна 26 500 рублей, сколько рублей она получит после вычета налога на доходы?

В 8 классе изучая «Семейный бюджет», дети решают более сложные задачи: зарплата твоего папы составляла с января по июнь прошлого года 50000 рублей в месяц, потом его повысили в должности, и с июля по декабрь папа получал зарплату 65000 рублей в месяц, определите сумму его подоходного налога за прошлый год [4].

В старших классах на уроках Экономики учащиеся решают практические задачи исходя из современных реалий с учетом национально-регионального  компонента, например: год назад ваша семья купила земельный участок в с. Энхалук Республики Бурятия, по кадастровой стоимости он оценивается в сумму 2600000 рублей, при этом ставка налога составляет 0,3% от кадастровой стоимости, определите сумму земельного налога [4].

Школа работает в тесном содружестве с ИФНС №8 по Республике Бурятия. Ежегодно проводится «Неделя налоговых знаний среди школьников», в рамках которой организуются встречи с сотрудниками налоговой инспекции.

Практически на всех уроках изучаются элементы налоговой грамотности. На уроках географии при изучении экономических районов России акцентируется внимание на развитии региона в связи с налоговыми поступлениями от граждан, проживающих на данной территории. На уроках математики так же решаются практические задачи при изучении темы «Проценты» и «Пропорции». На уроках русского языка при изучении темы «Деловая документация» обучающиеся школы учатся заполнять «Единое налоговое уведомление».

Во  внеурочное время проводятся творческие конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, частушек на тему «Налоги». Школьником была разработана интерактивная игра «Кто хочет стать налоговым инспектором?»

В течение этой недели в рамках кустового взаимодействия с образовательными организациями проводится турнир «Знатоки налогового права».

Проведение данных мероприятий способствует повышению творческой активности учащихся. Дети ежегодно участвуют в конкурсах, проводимых налоговой инспекцией, где занимают призовые места, имеют благодарности от начальника налоговой инспекции, президента Республики Бурятия, депутатов Народного Хурала.

Обучающиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью по теме налогообложения. Наблюдается рост участников в НПК «Шаг в будущее», «Шаги в науку». Две старшеклассницы стали участниками финала всероссийской олимпиады по финансовой грамотности «Финатлон».

Коллектив школы совместно с родителями работает в данном направлении. Ежегодно сотрудники школы, родители, выпускники принимают активное участие в акции «Твои налоги – твоя школа, твой детский сад!». Школа занимает призовые места, получает премии, тем самым укрепляя МТБ.

В заключении, хочется сказать, что полученные знания в области финансовой грамотности и налоговой культуры – это один из главных факторов высокого благосостояния населения в будущем. Финансово грамотное население — это залог экономического процветания страны и стабильности экономики.  Важно научить ребенка ориентироваться в постоянно изменяющемся современном мире, применять на практике знания в области налогообложения и привить осознанное отношение к соблюдению законов РФ.

Formation of financial literacy through the implementation of the "Abc of Taxes" school development program

Lyudmila Anatolyevna Gribenas

technology teacher of the MAEI "Kolesovskaya SSGE"

Russia, 671221, Republic of Buryatia, Kabansky district, Bolshoe Kolesovo village, Lenin str., d 41-B, kolesovoshool@inbox.ru

Abstract. The article deals with topical issues of financial literacy formation through the implementation of the "Abc of Taxes" school development program, the development of tax culture and literacy among schoolchildren. The practical experience of the development of tax literacy in the regular and extracurricular activities of middle and senior school students is given. Examples of tasks for schoolchildren of different classes with NRC are given. The importance of teaching children to navigate in the constantly changing modern world, to put into practice knowledge in the field of taxation and to instill a conscious attitude to compliance with the laws of the Russian Federation was noted.

Keywords: tax literacy, tax culture, schoolchildren, taxes, lesson.

Список литературы:

  1. Абакарова Р.Ш. Налоговая культура России. / Р.Ш. Абакарова // Теория и практика общественного развития. –  2014. – № 6. – С. 148-150.
  2. Головащенко А.А. Налоговая культура как элемент совершенствования налоговых отношений /А.А. Головащенко // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. –  № 6 –. С. 96-105.
  3. Магомадов Х. У., Акимова О. А. Повышение налоговой культуры и грамотности школьников и студентов: обучение и поддержка на базе опыта Федеральной налоговой службы России / Х. У. Магомадов, О. А. Акимова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – № 4. С. 92-99.
  4. Методические и дидактические материалы | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) – сайт. - URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 01.06.2023).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»

В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....

"Итоги реализации Программы развития МБОУ "Лицей №124" по теме «Единая информационно- педагогическая среда Лицея №124 на 2011 - 2015 годы»

Публичная защита  Программы развития  на краевом конкурсе «Новая школа Алтая – 2013».. Результаты достижения целевых индикаторов реализации программы развития, проблемы, перспективы....

Анализ по реализации программы развития центра за 2012-2014 годы

В Программе развития отражены приоритеты молодежной политики, которые призваны обеспечить сохранение и развитие национальной культуры, оказать поддержку общественных инициатив и талантов молодежи, про...

Индивидуальный план развития музыкального руководителя Вороновой И.А. на 2012-2014 гг. по реализации Программы «Развитие МБДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик на 2012-2014 годы» (с изменениями)

В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...

Личный план реализации Программы развития школы на 2013-2014 учебный год.

Личный план реализации Программы развития школы на 2013-2014 учебный год....

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...

Методология развития культуры воспитания обучающихся в условиях реализации программы развития образования

Проектная работа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшис...