Методическая разработка открытого занятия "Подставка для карандашей"
план-конспект по технологии

Развитие творческого потенциала у детей - это актуальная проблема современной педагогики.

Одним из направлений в развитии творчества детей является ознакомление их с предметами декоративно-прикладного искусства русского народа сделанных из глины. Глина - один из самых распространенных природных материалов, издревле используемых  людьми для изготовления различных предметов обихода. Работа с глиной дает большие возможности для творчества и эксперимента, способствует развитию  воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. И, что немаловажно  в процессе ознакомления с изделиями из глины расширяются знания детей о быте русских людей их традициях.

Творческий процесс отвлекает  детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Занятия по гончарному делу способствуют решению коррекционных задач: развитию наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти. Работа с глиной прекрасно развивает тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема.


Цель:

-Формирование у обучающихся представления о связи эстетических и функциональных качеств емкостей для хранения бытовых предметов;

-формирование творческих способностей детей через приобщение их к истокам гончарного и декоративно-прикладного искусства;

-Совершенствование навыков работы с глиной;

 -Развитие творческого воображения детей.

Задачи урока:

Воспитательные:

- прививать интерес к декоративному изобразительному искусству;

- воспитывать любовь к прекрасному;

- уважение к творческому наследию русских мастеров.

Образовательные:

-Познакомить детей  с основами гончарного ремесла и образцами народно-прикладного искусства, выполненными из глины.

Развивающие:

-развивать навыки лепки из глины;

-Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение;

 

Развитие творческого потенциала у детей - это актуальная проблема современной педагогики.

Одним из направлений в развитии творчества детей является ознакомление их с предметами декоративно-прикладного искусства русского народа сделанных из глины. Глина - один из самых распространенных природных материалов, издревле используемых  людьми для изготовления различных предметов обихода. Работа с глиной дает большие возможности для творчества и эксперимента, способствует развитию  воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. И, что немаловажно  в процессе ознакомления с изделиями из глины расширяются знания детей о быте русских людей их традициях.

Творческий процесс отвлекает  детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Занятия по гончарному делу способствуют решению коррекционных задач: развитию наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти. Работа с глиной прекрасно развивает тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема.


Цель:

-Формирование у обучающихся представления о связи эстетических и функциональных качеств емкостей для хранения бытовых предметов;

-формирование творческих способностей детей через приобщение их к истокам гончарного и декоративно-прикладного искусства;

-Совершенствование навыков работы с глиной;

 -Развитие творческого воображения детей.

Задачи урока:

Воспитательные:

- прививать интерес к декоративному изобразительному искусству;

- воспитывать любовь к прекрасному;

- уважение к творческому наследию русских мастеров.

Образовательные:

-Познакомить детей  с основами гончарного ремесла и образцами народно-прикладного искусства, выполненными из глины.

Развивающие:

-развивать навыки лепки из глины;

-Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.metod_.razrabotka_otkr_urok._titova_e.s.docx373.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Золотой ключик»

«Станция юных техников»

C:\Users\hp\Downloads\

Методическая разработка

открытого урока в объединении «Лепная мастерская»

«Создание подставки для карандашей с использованием гончарного круга»

Автор:

Титова Екатерина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

Нижний Новгород

2023г.

План-конспект открытого занятия в объединении «Лепная мастерская»

«Создание подставки для карандашей с использованием гончарного круга»

Педагог: Титова Екатерина Сергеевна

Пояснительная записка.

Развитие творческого потенциала у детей - это актуальная проблема современной педагогики.

Одним из направлений в развитии творчества детей является ознакомление их с предметами декоративно-прикладного искусства русского народа сделанных из глины. Глина - один из самых распространенных природных материалов, издревле используемых людьми для изготовления различных предметов обихода. Работа с глиной дает большие возможности для творчества и эксперимента, способствует развитию воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. И, что немаловажно в процессе ознакомления с изделиями из глины расширяются знания детей о быте русских людей их традициях.

Творческий процесс отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Занятия по гончарному делу способствуют решению коррекционных задач: развитию наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти. Работа с глиной прекрасно развивает тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема.


Цель:

-Формирование у обучающихся представления о связи эстетических и функциональных качеств емкостей для хранения бытовых предметов;

-формирование творческих способностей детей через приобщение их к истокам гончарного и декоративно-прикладного искусства;

-Совершенствование навыков работы с глиной;

-Развитие творческого воображения детей.

Задачи урока:

Воспитательные:

- прививать интерес к декоративному изобразительному искусству;

- воспитывать любовь к прекрасному;

- уважение к творческому наследию русских мастеров.

Образовательные:

-Познакомить детей с основами гончарного ремесла и образцами народно-прикладного искусства, выполненными из глины.

Развивающие:

-развивать навыки лепки из глины;

-Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение;

Материально-техническое обеспечение, оформление:

Для достижения поставленной цели и задач необходимо использование на занятии:
- Гончарный круг

- глина

- Стеки для обработки глины

-Блюдце для воды

- Веревочка для снятия гончарного изделия

- ноутбук.

-Краски и кисти

Методические советы на подготовительный период

Педагогу перед началом занятия следует подготовить рабочее место:

  • включить ноутбук для показа презентации
  • Подготовить весь необходимый материалы

План проведения занятия.

1. Организационный.

2. Теоретическая часть. Введение. Вступительное слово учителя. Презентация

3. Ознакомление с новым материалом. Изложение нового материала

4. Практическая работа

5. Подведение итогов урока. Анализ работ учащихся

6. Уборка рабочих мест.

Подробный ход занятия.

Организационный. Приветствие. Проверка рабочих мест и готовности к уроку.

Теоретическая часть:

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: Создание подставки для карандашей с помощью гончарного круга. Для её создания мы с вами сначала сделаем небольшой глиняный горшочек, а затем превратим его в нашу подставку для карандашей.

Гончарный круг – один из инструментов для работы с глиной. Именно это приспособление позволяет создавать симметричную и ровную посуду, различные предметы утвари.

В старину гончарный круг управлялся руками. Это вносило свои сложности в процесс создания изделий. Со временем умельцы создали педальное управление (при помощи ног). Такое приспособление облегчала гончарам работу – ведь обе руки они могли задействовать для формирования изделия. В настоящее время, конечно, гончарные круги стали автономными (с питанием от электричества).

Несмотря на видимую простату работы на гончарном круге, этот процесс имеет свои тонкости.

Работа на гончарном круге

Процесс работы начинается с подготовки глины. Здесь важно учесть несколько тонкостей:

Подготовьте однородную, не слишком влажную глину.

От качества материала будет зависеть качество итогового изделия. Важно, чтобы глина в процессе не растекалась по поверхности круга, была податлива.

Определитесь с необходимым вам количеством материала.

Идеальный вариант для начала – кусочек глины в размер вашей ладони. Это оптимальное количество для создания, например, чашки. Работа с большим количеством глины будет несколько труднее. А беря совсем маленькие кусочки – легко испортить работу неосторожным движением.

Помните выбранный вами кусок глины, чтобы убрать лишний воздух.

Если в стенках изделия останется воздух, это отразится на процессе запекания. Такой сосуд может получиться с раздутыми стенками или иметь неровности. Если в ваших целях подобного результата не стоит – советуем качественно поработать с материалом до начала лепки. В первую очередь это относится к самостоятельно добытой глине.

Основные правила при работе на гончарном круге

Многие новички ищут советы и алгоритмы по работе с глиной. Однако, теории здесь не слишком много. Мастера делает практика. Поэтому начинающим стоит запастись терпением и изучать, как различные приемы на гончарном круге будут давать свои варианты результата.

Чему именно стоит учиться в работе за гончарным кругом? Верно, постановке рук.

Постановка рук определяет не только форму готового изделия, но и толщину стенок. А это – крайне важный параметр. Ведь это будет играть роль при обжиге готовой формы.

С опытом каждый гончар нарабатывает свой арсенал техник и приемов. Однако можно выделить три базовых варианта постановки рук мастера. Именно с них начинается работа учеников:

Формирование высоты.

Чтобы изменить высоту изделия, мастер чуть сжимает стенку сосуда двумя пальцами. Мизинец на правой руке располагается горизонтально с внешней стороны, а указательный палец левой руки – изнутри и вертикально.

Создание толщины и формы.

Снова соблюдается правило расположения рук: левая рука вертикальна и формирует стенку изнутри, правая горизонтальна и контролирует изделие снаружи. В этом приеме работа идет двумя указательными пальцами. Важно, чтобы пальцы правой и левой руки образовывали крест (то есть располагались под небольшим углом к кругу).

Формирование губной части.

Край изделия создается двумя указательными пальцами. При этом используются только подушечки, а палец левой руки (внутри) располагается чуть ниже правой (снаружи).

Особенности работы с гончарным кругом

Работа с глиняной массой на гончарном круге строится по определенному алгоритму: центровка, формирование донышка, вытягивание стенок. Такая последовательность позволяет грамотно выстроить изделие, корректно распределить количество глины между основанием и самой формой.

Начало работы: центровка глины.

Процесс центровки позволяет качественно смешать глину, убрать лишние пузырьки воздуха и подготовить массу к дальнейшей работе. Кроме того, на этом этапе у мастера есть возможность приспособиться к гончарному кругу, настроиться на процесс лепки.

В процессе центровки гончар повторяет несколько действий: собирает глину в конус двумя ладонями и формирует более плоской шайбу, приминая конус левой рукой. Эти действия совершаются несколько раз подряд. Задача – создать ровный и однородный шар.

Создание донышка.

Одним пальцем мастер проминает центр получившегося шара. Важно остановиться на необходимой высоте от гончарного круга. По стандарту – это 3-5 мм. Такой прием не только обозначает дно изделия, но и помогает равномерно разделить глину для формирования стенок в дальнейшем. Ведь весь материал, оставшийся по сторонам от выемки будет использован для тела изделия.

Вытягивание стенки изделия.

Формирование стенок – самый длительный и трудоемкий процесс. Здесь вступают в работу те самые операции, о которых мы говорили в прошлом разделе. Главная роль отдается правой руке, которая формирует изделия с лицевой стороны.

Еще несколько правил работы:

В процессе лепки необходимо регулярно смачивать руки водой.

Сила нажатия на глину зависит от скорости вращения круга (чем быстрее вращение, тем сильнее давление).

По окончанию работы необходимо промокнуть полученную форму мокрой губкой и убрать резцом излишки глины.

Практическая часть:

Так, приступим. Для работы нам понадобится: кусок подготовленной глины, стеки, блюдце с водой, веревочка для снятия гончарного изделия, краски, кисти ну и, конечно же, наш гончарный круг. В кабинете у нас два гончарных круга: ручной и электрический. Сегодня мы будем использовать электрический гончарный круг.

Разместив глину на гончарный круг, мы приступаем к центровке кома.

Затем нам нужно создать донышко.

Потом вытянуть наши стенки

И снять наше изделие.

Теперь мы приступаем к самому интересному. Превращение нашего сосуда не просто в подставку для карандашей, а в настоящую зверушку. Мы выбрали кота. Для этого нам нужно задекорировать с помощью глины наше изделие. Для этого мы вылепим два треугольника- это будут ушки, хвост, носик, глазки, лапки. Всё это мы прикрепим с помощью воды.

Теперь нужно подождать, когда изделие высохнет и приступить к красочному декорированию.

И вот наша подставка уже готова. Пользуйтесь с удовольствием!

C:\Users\hp\Downloads\

Методические советы на период проведения занятия

Развивая интерес к прикладному искусству, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. Необходимо практиковать игровые формы обучения, посещать музей, рассматривать образцы декоративно-прикладного искусства. В конце каждой темы рекомендуется организовывать выставку детских работ. Это повысит эффективность работы каждого ученика в отдельности, а так же повысит интерес самого ученика к делу. Так же не стоит забывать о смены деятельности во время урока, чтобы обучающиеся были более внимательны и не уставали во время занятия.

Методические советы на период подведения итогов

Подведение итогов очень важная часть занятия. Обязательно нужно поинтересоваться понравилось ли занятия ученикам, было ли оно интересным и полезным для них. Задать вопросы по теме, чтобы оценить качество усвоения материала и для себя отметить какие моменты следует повторить на следующем уроке. Подведение итогов играет важную роль в закреплении пройденного материала.

Литература.

  1. Козакова Т.Г. Развивайте у детей творчество. Просвищение-1985г.
  2. М: Педагогика,1990г.
  3. Комарова Т.С. Условие и методика детского творчества-1994г.
  4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Мозайка-Синтез-2006г.
  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красная изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее. Детство-Пресс,2000г.
  6. Усова А.П. Русское народное творчество.- М,1961г.
  7. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. -М,1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Сохранение тембровой окраски мелодической линии на протяжении всего музыкального произведения...

Методическая разработка открытого урока по немецкому языку "Старый немецкий город"

Данная методическая разработка создана с целью приобщить учащихся к культуре страны изучаемого языка, расширить кругозор учащихся, научить детей рассказывать о городе, в частности, в умении назвать и ...

Методическая разработка открытого занятия

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

Методическая разработка открытого урока на тему "Artificial Intellect\'\'

Открытый урок для студентов технических специальностей на тему "Искусственный интеллект""....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...