Проект «Особенности национального костюма в работах художника В.И. Сурикова»
проект по технологии (8, 9 класс)

Рукосуева Татьяна Юрьевна

Реализация проекта позволит обучающимся на уроках технологии (швейное дело) и во внеурочной деятельности ознакомиться с историей национальной одежды через работы нашего земляка – великого художника В.И. Сурикова, родившегося в г. Красноярске в 1848 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация: «Декоративно-прикладное творчество»

Название проекта: «Особенности национального костюма в работах художника В.И. Сурикова»

Авторы: обучающиеся 8 «а» класса: Есечко Яна, Клепцова Ксения;

обучающиеся 9 «а» класса: Агапова Ксения, Носова Татьяна, Протопопова Ева.

Руководители: Кучина Ольга Александровна, учитель технологии , Рукосуева Татьяна Юрьевна, учитель технологии.

Актуальность: (описание проблемы)

В целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и самобытности всех народов нашей страны 2022 год Указом Президента Российской Федерации объявлен в  России годом народного искусства и материального культурного наследия.

Федеральный государственный стандарт определил единые воспитательные процессы образования, направленные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

В большой и многонациональной стране у каждого региона свои уникальные обычаи и традиции, которые важно не только сохранять, но еще сделать так, чтобы о них знало как можно больше людей.  В Красноярском крае проживают люди многих национальностей со своими особенностями быта. Современная действительность показывает, что в наше время, в век  стремительного развития компьютерных технологий, люди не считают изучение исторических корней своего народа и его быта актуальной проблемой и не проявляют интереса к культурному наследию, не считают нужным знакомить с ним своих детей. Надо осознавать, что без прошлого нет настоящего, не может быть будущего. Поэтому приобщение детей к народной культуре своего региона актуально и является средством развития духовности, воспитания у них патриотических чувств, воспитания гражданина, любящего свою малую и большую Родину.

Для формирования правильных представлений о родном крае необходимо рассказывать детям об его истории, традициях, знаменитых людях, наглядно показывать достопримечательности и памятники культуры.

Реализация проекта позволит обучающимся на уроках технологии (швейное дело) и во внеурочной деятельности ознакомиться с историей национальной одежды через работы нашего земляка – великого художника В.И. Сурикова, родившегося в г. Красноярске в 1848 году.

Цель проекта – развитие интереса к изучению народной культуры и расширение знаний обучающихся об особенностях  и истории национальной одежды через дополнение коллекции национальных костюмов на основе работ В.И. Сурикова.

Общие задачи проекта:

  • ознакомить обучающихся с краткой биографией и работами В.И. Сурикова;
  • выполнить частичную реставрацию и обновление имеющихся предметов одежды по мотивам картин В.И. Сурикова;
  • изготовить головной убор к костюму шамана;
  • частично обновить костюм боярыни Морозовой (картина «Боярыня Морозова»),  костюм молодой девушки (картина «Взятие снежного городка») и костюм жены стрельца (картина «Утро стрелецкой казни»).

Примечание: костюмы выполнены в масштабе, для ростовой куклы высотой 70см.

Образовательные:

  • расширить знания и представления обучающихся об одежде в период с IX века и до наших дней;
  • развивать профессиональные умения и навыки при обработке ткани сложных структур.

           Коррекционно-развивающие:

  • корригировать мыслительные процессы через умение  

    анализировать, сравнивать, обобщать визуальную информацию;  

  • планировать предстоящую работу на основе иллюстраций,  

         технического    рисунка;

  • анализировать качество выполненной работы.

            Воспитательные:

  • воспитывать культуру коммуникативного общения и  взаимопомощи при работе в группе;
  • воспитывать чувство причастности к культуре народов     Красноярского края.  

Этапы реализации проекта: (календарный план)

Ресурсы (материальное обеспечение проекта):

Оборудование: компьютер, принтер, швейные машины, оверлок, утюжильное оборудование.

Материал для изготовления: искусственный мех, ткани, нитки, декоративно-отделочные материалы (тесьма, кружево, клеевая аппликация), швейная фурнитура, бусины, бисер.

 Результаты проекта:

  1. Презентации по реализации проекта.
  2. Рисунки эскизов национальных костюмов.
  3. Коллекция костюмов по мотивам картин В.И. Сурикова.

Этапы

Форма работы

Сроки

Место проведения работ

Содержание работы

Ответственные

(роль в проектной группе)

1 этап. Подготовительный.

1.1.

Постановка проблемы.

05.22

Учебный кабинет технологии (швейное дело)

Беседа и опрос для выявления представлений о биографии В.И. Сурикова, его вкладе в мировую художественную культуру.

Руководители проекта

1.2.

Подборка печатного материала.

05.22

Библиотекашколы

Подбор литературы, отражающей творчество В.И. Сурикова, его биографические сведения.

Педагог-библиотекарь

1.3.

Выбор иллюстраций с фрагментами национальных костюмов на картинах В.И. Сурикова

05.22

Домашнее задание

Копирование  иллюстраций из Интернет-ресурсов.

Проектная группа

1.4.

Виртуальная экскурсия в музей В.И. Сурикова  (ул. Парижской  Коммуны, 20/3б)

10.22

Кабинет информатики

Фото – презентация  «Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова»

Руководители проекта

1.5.

Выбор объектов для изготовления костюмов

09.22

Учебный кабинет технологии (швейное дело)

Анализ деталей костюмов по иллюстрациям из  Интернет-ресурсов.

Руководители проекта,  проектная группа

1.6.

Выбор лучших идей для обновления костюмов и распределение

09.22

Учебный кабинет технологии (швейное дело)

Зарисовка эскизов национальных костюмов

Агапова Ксения

Выбор костюмов

Проектная группа

1.7.

Подбор материалов, отделки, фурнитуры

09.22

Школьный склад тканей, магазин «Радуга»

Экскурсия на школьный склад материалов, в магазин тканей.

Руководители проекта,  проектная группа

1.8.

Планирование работ по изготовлению изделий

09.22

Учебный кабинет технологии (швейное дело)

Составление технологической последовательности изготовления изделий

Руководители проекта,  проектная группа

2 этап. Технологический

2.1.

Подготовка тканей к раскрою, раскрой

10.22

Учебный кабинет технологии (швейное дело)

Выполняется обучающимися по готовым выкройкам

Руководители проекта,  проектная группа

2.2.

Изготовление отдельных деталей костюмов (шапка),  и обновление изделий (платка, юбок)

10.22

Учебный кабинет технологии (швейное дело)

Выполнение ручных работ по подготовке деталей кроя к пошиву

  Руководители проекта,  проектная группа  

3 этап. Заключительный

3.1.

Окончательная отделка изделий

11.22

Учебный кабинет технологии (швейное дело)

Сравнительный анализ изделий «до» и «после» выполненных обновлений костюмов, анализ качества

Руководители проекта,  проектная группа

3.2.

Выставка готовых костюмов по произведениям В.И. Сурикова

11.22

Учебный кабинет технологии (швейное дело)

Оформление выставки творческих работ.

Проектная группа

3.3.

Завершение проекта.

Кабинет информатики

Создание презентации по итогам работы и для демонстрации родителям в родительском чате.

Руководители проекта,  проектная группа

3.4.

Конкурс.

11.22

Кабинет информатики

Отправка конкурсный материалов на краевой конкурс проектов «Красноярье – моя любовь и гордость».

Руководители проекта  

Холл 1 этажа

Размещение работ на выставке, посвященной Дню образования Красноярского края

руководитель проектной группы

3.5.

Презентация работ.

Холл 1 этажа

Рассказ посетителям выставки (педагогам, обучающимся, родителям) об изделиях и их символизме

Проектная группа

Информационные источники:

Литература:

  1. Сергеев А. «Русские живописцы», М.: «Белый город», 2002.  
  2. Большакова Л.А. В. Суриков. Из собрания Государственной Третьяковской галереи, М.: «Изобразительное искусство», 1985.
  3. Третьякова Н.Е. Историческая картина/Науч.-поп. издание  для детей. – М : ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.
  4. Николаев О.Ю. «Гении русской живописи», М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  5. Пармон Ф.М. «Русский народный костюм», М.: ЛЕГПРОМИЗДАТ, 1994.

Интернет-источники:

1.Год культурного наследия народов России: https://www.culture.ru/s/god-kulturnogo-naslediya/o-gode/ 

2.Страница официального портала «Красноярский край»: история Красноярского края: http://www.krskstate.ru/about/history/0/id/14830/ 

3.Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9cc51f2022cb105d582c5d9f76626d2f4871e9dd-6926872-images-thumbs&n=13&ref=image_snippet_one
https://www.surikov-museum.ru/

4.Биография В.И. Сурикова: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%      B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему "Русский национальный костюм"

В школе проводилось мероприятие посвящённое 20- летию со дня принятия Конституции РФ,  "Я живу  в России". Каждый класс готовил проект и защищал его. Нами была выбрана тема "Русский национал...

Проект "Национальный костюм Шотландии"

Проектная работа по теме " Национальный костюм Шотландии"...

Таштомовозь валтнэ. Шокшинской национальной костюмось (устаревшие слова, шокшинский национальный костюм).

максомс содамочить таштомовозь валтнэнь коряс, содавтомс мартост тонавтницятнень ды кемекстамс содазенть  практической тевенть топавтозь, содавтомс шокшинской национальной костюмонть компонентэнз...

Проект на тему: «Национальные костюмы – уникальность каждой нации»

Актуальность проекта.Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства сво...