Открытый урок " Раскрашивание пасхальных сувениров"
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Сэсэг Максимовна Гудеева

-расширять знания детей о народных праздниках;

-обучать изготовлению и  декоративному оформлению пасхальных яиц из соленого теста;

-развивать образное и творческое мышление, наблюдательность;

-воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость;

-прививать чувство уважения к народным традициям и промыслам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pashalnye_yaytsa.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: "Раскрашивание пасхальных сувениров".

Цель: научить изготовлению   пасхального сувенира

Задачи:

-расширять знания детей о народных праздниках;

-обучать изготовлению и  декоративному оформлению пасхальных яиц из соленого теста;

-развивать образное и творческое мышление, наблюдательность;

-воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость;

-прививать чувство уважения к народным традициям и промыслам.

Материалы, оборудование:

Готовые соленые фигуры, емкости  с водой, кисточки,  краски.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Я рада всех вас сегодня видеть. Давайте, поприветствуем друг друга, улыбнемся.

Ребята, что мы проходили на предыдущем уроке? Ответы детей.

Предлагаю вам отгадать кроссворд и мы узнаем о чем мы с вами будем говорить на нашем уроке.

1. Что соблюдают христиане после масленицы?

2. Он нас охраняет, живет на небесах.

3. Их обязательно зажигают в церкви и на тортике ко дню рождения.

4. Куда ходят молиться Богу?

5. Первый человек на земле, созданный Богом.

п

о

с

т

а

н

г

е

л

с

в

е

ч

а

х

р

а

м

а

д

а

м

 

 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья. Это центральное событие в духовной жизни христианства, всегда отмечается с огромным торжеством и радостью.

Пасху радостно встречаем
И поем: - "Христос воскрес!"
Мы все дружно отвечаем:
"Он во истину воскрес!"
Чередой проходят годы

Под лазурностью небес.
И поют везде народы:
"Он воистину воскрес!"

3. Актуализация знаний.

- Принято ли в вашей семье праздновать пасху? Ответы детей.

- Как вы и ваши близкие готовитесь к празднику? Ответы детей.

- Как дома справляете этот праздник? Ответы детей.

- Что является главным символом этого праздника? Ответы детей.

4. Ход урока (усвоение новых знаний)

Пасхальные яйца один из главных компонентов праздничного пасхального стола. Послушайте предание о первом красном яйце

По преданию, одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим во дворец императора Тиберия, и стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар. Святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. 

Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе стало красное, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. И император воскликнул «Воистину воскрес!»

С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: “Христос воскрес!” Предание способствовало тому, что обычай этот прижился.

Сейчас на Пасху яйца красят разными красками.

   На прошлом уроке мы изготовили фигурки в форме яиц. Вашим домашним заданием было посмотреть  узоры, как раскрасить ваши фигурки. Здесь вы сможете проявить свою фантазию, творчество, оформив собственные изделия, которые станут хорошим подарком вашим родным и близким.  

   Ребята, раньше яйца украшали только женщины. Надев, чистую одежду, с чистыми мыслями, чистыми руками начинали они работу. Пока мастерица создает свою работу, она держит в руке яйцо долгое время и постоянно думает о том, для кого оно предназначается. Яйцо как бы вбирает положительную энергию этих добрых мыслей и пожеланий. Каждое яйцо имеет свое название.

А теперь посмотрите, как можно окрасить яйца. ( Презентация)

Крашенки – способ окраски яиц при помощи луковой шелухи или современным красителем. Окрашивали одним цветом, так  красили варёные яйца и съедали (слайд).

Драпанка – это крашенка, на которой орнамент процарапан острым предметом. Понадобится полное яйцо – сырое или вареное. Нужно нанести орнамент, узор, рисунок на яйцо простым карандашом. Окунуть яйцо в пищевую краску. После высыхания острозаточеным инструментом (шилом) аккуратно процарапать краску, чтобы сквозь нее проступили светлые линии (слайд).  

Крапанки - яйцо красят в один цвет. Когда оно остынет и высохнет, на него капают горячий воск (например, с помощью горящей свечи). Затем яйцо опускают в другой краситель, он должен быть не горячим, чтобы воск не расплавился. Эту процедуру можно повторить ещё раз, чтобы получить разноцветные пятна. Воск затем аккуратно соскабливается. Чтобы убрать остатки воска, яйцо подносят к пламени свечи и вытирают салфеткой (слайд).

Писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Это искусно расписанные пасхальные яйца, настоящие произведения народного творчества. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Эти яйца хранили целый год, как оберег (слайд).

Яйчата  – яйца изготавливают из дерева, фарфора, бисера, глины, стекла и так далее. Самыми красивыми и дорогими можно по праву назвать оригинальные пасхальные Яйца Фаберже. Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 г. Оно было заказано царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Императрица была очарована подарком. Из 71 известных яиц до наших дней дошло только 62. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях.  После 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Однако традиция одаривать на Пасху друзей и родственников раскрашенными яйцами сохранилась.  Яйчата как и другие разновидности пасхальных яиц изготавливают или покупают для украшения пасхального стола или в подарок знакомым, близким и родным (слайд).

Сейчас, ребята приступим к покраске наших соленых фигур.    Прежде, чем приступить к работе, давайте ознакомимся с  техникой безопасности и проведем физминутку.

(соленое тесто нельзя есть, осторожно обращаемся с краской).

Быстро встали улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

         Дети приступают к работе.

5.Практическая работа (первичное закрепление).

Слово учителя: - ребята, берем свои фигурки и приступаем к раскрашиванию.  

Самостоятельная работа обучающихся, помощь учителя.

Слово учителя: - ваши изделия готовы, сейчас пока они просыхают, мы уберем наше рабочее место и помоем руки.

6. Проверка понимания.

Празднование Пасхи в России

Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении  Иисуса Христа.

По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды.

Итак, ребята, видите какой это светлый и радостный праздник.

Вот, наши сувениры уже просохли.

7. Информация о домашнем задании.

Ваше домашнее задание самостоятельно докрасить оставшиеся фигурки.

8. Рефлексия (подведение итогов). Оценки.

- Понравилась вам поделка, которую делали сегодня на уроке?

- С какими чувствами украшали пасхальные яйца?

- Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы – это ваши сувениры, которые вы подарите родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.

Ребята, поздравляю вас с наступающей Пасхой! Желаю мира и добра вашему дому!

Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изготовление пасхального сувенира"

Данный материал можно использовать на уроке трудового обучения  в начальных классах и на занятиях кружка....

Пасхальный сувенир.

Воспитательное мероприятие внутри класса по подготовке к празднику. Для коррекционной школы 8 вида....

Творческая мастерская "Изготовление пасхальных сувениров в технике "декупаж"

Цель проведения мастерской: выявление элементов сотрудничества и взаимодействия между учениками, учителями и родителями. Обучение, проводимое в форме творческой мастерской, имеет практическую направле...

Творческая мастерская "Изготовление пасхальных сувениров"

Предоставляю вашему вниманию одну из технологий развивающего обучения и воспитания, которая получила название “Творческая мастерская”.Перед большинством педагогов встает вопрос: что больше всего...

Разработка занятия/ урока "Пасхальный сувенир". Яйцо в технике мокрого валяния

Данная работа - конспект занятия, которое было апробировано как мастерская на МО работников дополнительного образования в ДДЮТ Кировкого района Санкт - Петербурга, как  отткрытый урок в 1-ом клас...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 3 КЛАССЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПО ТЕМЕ «РОСПИСЬ ПАСХАЛЬНОГО СУВЕНИРА»

Цель урока:ü познакомить с методом изготовления пасхального сувенира с использованием символики украинской писанки.Задачи урока:Образовательные:ü научить росписи пасхальных яиц с использованием символ...

Конспект урока "Изготовление Пасхального сувенира"

Конспект урока для 5 класса по теме: " Блюда из яиц. Изготовление Пасхального сувенира". Раздел Кулинария. При изучении темы "Яйца и блюда из яиц" учащиеся знакомятся с символами и...