Обучение слепых детей деревообработке.
статья

Ушаков Тимур Валерьевич

Обучение столярному делу для детей с отсутствием зрения очень необходимо для развития полноценной личности, формирования знаний, умений и навыков, которые нужны будут для дальнейшего использования в жизни человека. В статье пойдет речь об основных методиках обучения слепых детей деревообработке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Обучение слепых детей деревообработке.

     Обучение слепых деревообработке может включать в себя использование адаптивных инструментов и техник, которые обеспечивают безопасность и эффективность работы. Это включает в себя тактильные методы для определения формы и структуры дерева, обучение использованию звуковых и тактильных сигналов, а также применение специализированных инструментов с аудиоинтерфейсами. Подход может быть индивидуализированным в зависимости от потребностей и способностей конкретного человека.

       Помимо этого, важным компонентом обучения слепых деревообработке является обучение использованию современных технологий, таких как аудионавигационные приложения, специальные мобильные приложения или устройства, которые могут помочь в ориентации и выполнении задач в лесу.

      Обучение также может включать в себя знакомство с различными видами деревьев, их характеристиками и свойствами, что может быть полезным при выборе и обработке материалов. Индивидуальный подход к обучению, учитывающий конкретные потребности и возможности каждого слепого человека, играет важную роль в успешном освоении навыков деревообработки.

Основные аспекты при обучении слепых включают в себя:

  1. Обучение слепых учеников столярному делу требует особого подхода. Важно использовать тактильные и звуковые методы обучения. Разработать детальные описания инструментов, материалов и безопасных рабочих приемов. Также, акцентировать внимание на развитии тактильных навыков и ориентации в пространстве. Возможно, также пригодятся специализированные инструменты с маркировками для облегчения работы.
  2. Использовать тактильные модели, чтобы ученики могли ощущать и запоминать формы и текстуры древесины. Обеспечить аудиоинструкции и регулярные демонстрации. Применять метод "обучение через действие", где ученики могут непосредственно участвовать в создании изделий. Важно также создать поддерживающую обстановку, где ученики могут свободно общаться и делиться опытом.
  3. Интегрировать технологии, такие как звуковые метки и голосовые инструкции на устройствах. Развивать коммуникацию и сотрудничество между учениками. Организовать регулярные сеансы обратной связи и поощряйте обмен опытом. Учитывать индивидуальные потребности каждого ученика, поддерживая их в процессе обучения столярному делу.
  4. Создайте "тактильные карты" для ознакомления с различными видами дерева и их характеристиками. Использовать аудио- и тактильные подсказки для безопасного ориентирования в мастерской. Поддерживать обучение через партнерство, где опытные столяры могут поддерживать новичков. И, конечно, стимулировать творческое мышление и самостоятельность в процессе создания деревянных изделий.
  5. Регулярно проводить практические уроки с использованием моделей и образцов, позволяя ученикам лично оценить текстуры и формы. Разработать аудио-курсы, покрывающие различные аспекты столярного дела, чтобы обеспечить доступ к теоретической информации. Организовать мастер-классы с опытными столярами для передачи практических навыков и советов.
  6. Интегрировать тактильные обратные связи в процесс обучения, чтобы ученики могли лучше понимать результат своей работы. Создать учебные ресурсы в доступных форматах, например, аудиокниги или материалы с увеличенным шрифтом. Уделять внимание учебным материалам, которые акцентируют на важности безопасности в мастерской. И, конечно, поощрять учеников к самостоятельному экспериментированию и творческому подходу в работе с деревом.
  7. Использовать тактильные обучающие игры, которые помогут улучшить моторику и ощущение формы. Создать адаптированные инструкции в брайле или других тактильных форматах. Организовать посещения мастерских с привлечением гостевых мастеров для вдохновения и обмена опытом. Регулярно оценивать прогресс и адаптировать методику обучения в соответствии с потребностями учеников.
  8. Интегрировать учеников в профессиональное сообщество столяров, где они могут обмениваться опытом и находить менторов. Разработать тактильные симуляторы, которые позволяют ученикам тренироваться в безопасной среде перед работой с реальными инструментами. Поддерживать разнообразные проекты, стимулируя творческий подход и развитие индивидуальных навыков каждого ученика.
  9. Организовать "День открытых дверей" для столярных мастерских, чтобы ученики могли ближе ознакомиться с рабочей средой и инструментами. Провести мастер-классы по созданию конкретных изделий, чтобы стимулировать интерес и практические навыки. Создать онлайн-платформу с адаптированными учебными материалами для дистанционного обучения. Внедрять систему взаимной поддержки, где более опытные ученики помогают новичкам.
  10. Разработать индивидуальные учебные планы, учитывая уровень слепоты и особенности каждого ученика. Использовать тактильные метки на инструментах и материалах для облегчения их идентификации. Поддерживать учебный процесс аудиоинструкциями, объясняющими шаги работы. Внедрить систему обратной связи с использованием звуковых сигналов для поддержки учеников в процессе самостоятельной работы.

      Необходимо разработать индивидуальные учебные планы, учитывая уровень слепоты и особенности каждого ученика. Использовать тактильные метки на инструментах и материалах для облегчения их идентификации. Поддерживать учебный процесс аудиоинструкциями, объясняющими шаги работы. Внедрить систему обратной связи с использованием звуковых сигналов для поддержки учеников в процессе самостоятельной работы.

                           Для чего слепым уметь забивать гвозди, пилить, строгать?

      Навык забивания гвоздей может быть полезным для слепых по нескольким причинам. Во-первых, это может усилить их независимость в повседневной жизни, позволяя им самостоятельно решать многие задачи. Во-вторых, это может быть полезным навыком в рамках профессиональной деятельности, такой как столярное дело или ремонт. Наконец, умение забивать гвозди может повысить уверенность в себе и расширить возможности участия в различных активностях.

         Навыки пиления, забивания гвоздей и строгания могут быть полезными для слепых по нескольким аспектам:

  1. Самостоятельность в ремонте: Эти навыки позволяют слепым самостоятельно решать бытовые задачи, выполнять мелкие ремонтные работы в доме.
  2. Профессиональная деятельность: Овладение этими навыками может быть основой для занятий различными профессиями, такими как столярное дело, работа с деревом, ремонтные работы.
  3. Творческие проекты: Слепые могут использовать эти навыки для участия в творческих проектах, создания деревянных изделий или хобби.
  4. Укрепление уверенности в себе: Овладение ручными навыками может повысить уверенность в своих силах и расширить возможности участия в различных деятельностях.
  5. Социальная интеграция: Умение работать с инструментами дает возможность слепым участвовать в совместных мастерских, обмене опытом и сотрудничестве, способствуя их социальной интеграции.
  6. Формирование ощущения достижений: Способность выполнять ручные работы дает слепым ощущение достижения, что важно для их самооценки и мотивации.
  7. Активное времяпрепровождение: Навыки работы с инструментами могут стать основой для хобби, которое приносит удовлетворение и позволяет проводить время творчески и активно.
  8. Повседневные навыки: Знание, как работать с инструментами, может облегчить повседневные задачи, такие как подготовка и ремонт мебели, создание или адаптация предметов для повседневного использования.
  9. Развитие тактильных ощущений: Работа с инструментами способствует развитию тактильных ощущений, улучшая чувство формы, текстуры и размеров.
  10. Обогащение жизни: Навыки работы с деревом могут обогатить жизнь слепого человека, добавив новые измерения опыта и позволяя выражать себя через творческие занятия.
  11. Эмоциональное благополучие: Успешное выполнение ручных задач может повысить уровень удовлетворенности, снизить стресс и способствовать общему эмоциональному благополучию.

     Подводя итоги статьи, можно прийти к выводу, что обучение столярному делу для детей с отсутствием зрения очень необходимо для развития полноценной личности, формирования знаний, умений и навыков, которые нужны будут для дальнейшего использования в жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию учебно-информационных умений слепых детей старшего школьного возраста на уроках информатики

Статья содержит методические рекомендации по организацииуроков информатики в специальных коррекционных образовательных учреждениях III-IV вида....

Общие методические рекомендации к проведению уроков обучения грамоте в школе для слепых детей

Рекомендации тифлопедагога к проведению уроков с незрячими школьниками...

Методика «Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки у детей с тяжёлым нарушением зрения (тотально слепые дети)»

Доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространства связана с необходимостью раннего управления процессом обучения...

Методические приемы и технические средства обучения слепых и слабовидящих детей

Данный материал включает в себя теоретическое обоснование технических устройств и методических приемов к условиям образования слепых и слабовидящих детей с учетом структуры нарушенных зрительных функц...

Опыт работы по использованию иллюстрированных книжек для маленьких слепых детей благотворительного фонда "Иллюстрированные книжки..." в группе для детей с нарушением зрения.

Наш детский сад тесно сотрудничает с Благотвортельным фондом со дня его открытия. Книги, издаваемые фондом, очень помогают детям с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром. Все книги очен...

Развитие двигательной активности слепых детей со сложными нарушениями с использованием нетрадиционных форм обучения

В статье Степановой С.Ю.и Максимовой А.Г. описываются нетрадиционные формы работы  с незрячими детьми, имеющими различные сопутствующие нарушения. Статья может быть интересна учителям-дефектолога...

Инновационный продукт «Скрытые резервы». Методический и дидактический материал по математике и информатике для обучения слепых и слабовидящих детей.

Адресность продукта.Данный продукт призван оказать помощь учителям математики и информатики, работающих в классах для слепых и слабовидящих детей.Наибольшая значимость продукта для учителей данных пре...