Конспект урока технологии в 5 классе по теме: «Приготовление блюд из варёных овощей»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Надежда Викторовна Крыжановская

Цель этапов урока: дать учащимся представление о технологии приготовления блюд из вареных овощей.

На данном этапе выбор методов зависел от целей и содержания урока, от возрастных особенностей учащихся, от материальной базы учебного заведения. Наглядные методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся сочетались с практическими (подготовительные приёмы, обрабатывающие и сборочные процессы), репродуктивные методы (воспроизведение усвоенных знаний) с проблемно-поисковыми.

Для мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся я использовала следующие методы стимулирования: диалог, физкультминутку.

Из методов преподавания я эффективно использовала объяснительно-иллюстративный. Наглядный и практический методы, стали основой 2-го этапа урока (демонстрация наглядных пособий, наблюдения учащихся, показ слайдов)

Активно использовала методы формирования чувств учащихся (одобрение, похвалу, контроль)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока технологии в 5 классе по теме:

«Приготовление блюд из варёных овощей»

Подготовила:

Крыжановская Надежда Викторовна, 2021 г

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

  1. актуализировать знания о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, первичной обработке овощей;
  2. сформировать знания и умения по тепловой обработке овощей и приготовлению салатов из вареных овощей;
  3. тренировать способность к выполнению нарезки овощей и правильному; пользованию инструментами и приспособлениями;
  4. развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, познавательные интересы, воображение.

Средства обучения:

  1. учебник «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс»;
  2. плакат «Формы нарезки овощей»;
  3. плакат «Сервировка стола»;
  4. наборы посуды, инструментов, приспособлений для каждой бригады;
  5. продукты для приготовления винегрета;

Ход урока.

  1. Настрой к деятельности.

- Приветствую всех! Сегодня у нас с вами будет познавательный, практический урок.

- Какие продукты вы принесли сегодня на урок? (Свекла, картофель, лук, морковь, зеленый горошек, соленый огурец, соль, растительное масло, зелень).

- В вашей семье принято готовить салаты с таким набором продуктов? (Да. Перечисляются возможные варианты).

-Ну что же, значит, сегодня мы будем учиться тому, что каждой из вас очень близко и, конечно же, интересно.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. (1 часть)

- Скажите мне, пожалуйста, вы что-нибудь делали дома с овощами перед тем, как принести их в школу? (Да, мыли, варили).

— Значит, вам понадобились те новые знания, которые вы приобрели на прошлом уроке? Какие именно из них вам понадобились при подготовке к сегодняшнему уроку? (Первичная обработка овощей - сортировка, мойка).

- А выполняли ли вы такие операции как очистка, нарезка? (Нет.)

- Почему? (Сначала овощи надо отварить.)

- Может быть, надо было сначала порезать, почистить, а потом уже варить? (мнения разделились.)

(Уточняется позиция учеников, фиксируются разные точки зрения).

3 этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. (1 часть)

- Почему же мы не можем найти общий единый ответ на последний мой вопрос? В чем причина, как вы думаете? (Не знаем или не все знают, как правильно.)

То есть, не знаем, как правильно сварить овощи для салата. Какова же цель нашего урока? (Узнать правила варки овощей.)

- Предложите мне название темы нашего урока. (Правила варки овощей.)

(Записываю тему на доске, подчеркиваю слово «варки»)

2 этап. (2 часть).

- Скажите мне, пожалуйста, а можем ли мы овощи не варить, а каким-либо другим способом сделать так, чтобы они не оставались сырыми? (Да, конечно, можно еще жарить, тушить.)

- А такие способы приготовления овощей подходят для салатов? (Нет.)

На самом деле существует еще несколько способов приготовления овощей как для салатов, так и не только для них. Есть предложения? (Затрудняются ответить.)

3 этап. (2 часть).

- Посмотрите, опять возник вопрос, на который нет единого ответа. Что мы хотим узнать на этот раз? (цель) (Как еще можно приготовить овощи.)

- Верно. Но посмотрите на доску: правильно ли тогда сформулирована тема? (Нет, одно слово «варка» не подходит.)

(Стираю слово «варка»)

- Как мы можем заменить это слово? (Приготовление, варка, жарение, тушение.)

- Что объединяет эти способы приготовления овощей? Что общего в процессах варки, жарения, тушения? (Температура.)

Правильно. Давайте попробуем сформулировать тему, исходя из этого. Чем заменим слово «варка»? (Подогревание, использование температуры.)

— Значит, мы обрабатываем овощи определенным образом? (Да.) Можем использовать это слово в теме? (Можем.)

(Пишу перед словом «овощей» слово «обработки».)

- Итак, «Правила … обработки овощей.» Чего не хватает? Какая обработка? С помощью чего? (Температуры, тепла)

- Верно. Значит, тема урока звучит так: «Правила тепловой обработки овощей». Следовательно, во время нашего урока что именно мы должны еще узнать? (Другие способы обработки овощей, кроме варки.)

(На данном этапе уже введен новый термин «тепловая обработка»)

2 этап. (3 часть).

- Мы обязательно узнаем сегодня об этом, но вы наверняка ждете еще чего-то интересного от урока? (Да, хотим готовить; готовить винегрет.)

- А как вы собираетесь его готовить? (Множество одновременных ответов, мнения разделились.)

3 этап. (3 часть).

- Ну вот, опять возникли разногласия, а в ваших словах я слышу «винегрет», только в переносном смысле. Все перемешали: и нарезать, и помыть, и в тарелку выложить. Разве с такой путаницей получится приготовить хорошее блюдо? (Нет. не получится.)

- Какой вопрос возникает? (Как правильно готовить винегрет?)

- Какую тогда еще тему запишем сегодня для себя? (Приготовление винегрета.)

- Я согласна, только давайте не будем ограничиваться одним винегретом, ведь правила приготовления блюд одного типа схожи. Как можно иначе назвать тему? (Приготовление салатов; приготовление блюд из вареных овощей.)

-Отлично, принимаем последний вариант, записываю. Хочу от себя добавить, что любое блюдо должно быть не только вкусным и полезным, но и …(красивым). Верно. Поэтому мы с вами сегодня еще узнаем, как оформить готовое блюдо.

(Записываю еще тему: «Оформление блюд.»)

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания).

- Итак, давайте по очереди рассмотрим наши темы и выясним все то, что мешает нам ответить на вопросы, которые вызвали сегодня затруднения. Какой была наша первая проблема? (Каковы правила тепловой обработки овощей, как правильно сварить овощи.)

- Правильно. Итак, как же правильно сварить овощи для салата? Отличаются овощи, сваренные для салата, от овощей в супе? (Да, конечно.)

- В чем отличие? (Сварены целиком, не очищены.)

- Верно. Это и будет наше первое правило: овощи для салатов варят целиком, в кожуре. (Записываем.)

- А сколько нужно воды для варки? (Чуть-чуть, целую кастрюлю и пр.)

- А если овощей мало, а воды много, то будет ли это правильно? (Это лучше, чем мало воды; если воды много, то она долго греется).

- Как вы думаете, куда при варке овощей переходят питательные вещества и витамины? (В воду).

- Значит, имеет значение, сколько будет воды при варке овощей? (Да, вода должна лишь немного покрывать овощи).

- Верно. Мы вывели второе правило: «Уровень воды должен быть выше уровня овощей не более чем на 1-1,5 см., чтобы не увеличивать потерю питательных веществ».

(Записываем).

- Будем ли при варке закрывать кастрюлю крышкой? (Да будем).

- Зачем? (Чтобы вода не выкипала, не улетучивались питательные вещества).

- Молодцы. Мы получили третье правило: «Овощи варят в посуде с закрытой крышкой, чтобы уменьшить потерю витамина C».

(Записываем).

- А теперь давайте подумаем, какой вид тепловой обработки овощей для салатов мы еще можем использовать, кроме варки? Давайте сначала определим, какие виды тепловой обработки вообще существуют? (Варка, жарение, тушение, Запекание, приготовление в СВЧ-печи).

- Давайте откроем учебник и разберем таблицу «Основные виды тепловой обработки овощей».

(Проговариваем различные способы варки: основной, на пару, на водяной бане, припускание; жарения: основной, во фритюре, на открытом огне, в СВЧ-печи; запекания; тушения; пассерования; бланширования).

- Какие же еще виды тепловой обработки мы сможем применить для приготовления салатов? (Варка на пару, Запекание в СВЧ-печи).

- Итак овощи готовы. Как будем готовить из них винегрет? Давайте составим последовательность наших действий. (Ученицы сами предлагают те действия, которые необходимо выполнить, мы располагаем их в нужной последовательности).

На данном этапе составляется алгоритм, по которому будет выполнена практическая работа. Я говорю только о том, что свеклу для винегрета отваривают, нарезают и смешивают с растительным маслом отдельно от других овощей, чтоб она их не окрасила.

- Теперь, когда наш винегрет готов, давайте решим, как и чем будем его украшать? (Использовать продукты, которые входят в блюдо; не нагромождать много украшений; думать о цветовой гармонии).

5 этап. Первичное закрепление во внешней речи.

- Мы узнали правила тепловой обработки овощей, правила варки и способ приготовления и оформления винегрета. Теперь надо потренироваться в использовании новых знаний. Спросите друг у друга о новых терминах (пассерование, бланширование, фритюр и пр.)

- Расскажите, какие ошибки могут произойти при приготовлении винегрета? (Свекла окрасит овощи, овощи будут нарезаны по-разному и пр.)

- Как вы будете оформлять свое блюдо? (Возможны различные варианты).

- Расскажите, какие правила техники безопасности и санитарно-гигиенические правила надо соблюдать? (Вымыть руки, правильно пользоваться ножом, соблюдать технологическую последовательность, дисциплину и пр.)

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На этом этапе ученицы переходят на кухню, и каждая бригада готовит винегрет. Я выдаю каждой бригаде алгоритм (технологическую карту) приготовления винегрета, который мы составили ранее на уроке, а также эталоны (фотографии) готового блюда с различными вариантами оформления. После окончания работы, перед дегустацией, сравниваем полученный результат с эталоном. Проводится самооценка.

7 этап. Включение в систему знаний и повторение.

- Какую пользу могут принести вам те знания, которые вы получили сегодня? (Сами сможем произвести различную тепловую обработку овощей; знаем, как и умеем готовить винегрет).

- А можно ли приготовить другие блюда, используя знания и умения сегодняшнего урока? (Да, «Зимний салат», салат «Оливье», любой салат с использованием вареных овощей).

- Предлагаю вам дома приготовить салат из вареных овощей для своей семьи. А если у вас в доме будет готовиться какое-нибудь торжество, чем вы сможете помочь организации праздничного стола? (Сварить овощи, оформить готовые салаты).

8 этап. Рефлексия деятельности.

- Что для этого вы узнали на уроке? (Какие существуют виды обработки овощей).

- Какие из них применяются в приготовлении салатов? (Варка основным способом и на пару, Запекание в СВЧ-печи).

- Как оформляются салаты?

- Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

- В следующий раз мы продолжим наше знакомство с тепловой обработкой овощей и научимся жарить картофель. Бригадиры распределят между вами продукты, необходимые для следующего занятия.

- Спасибо за урок!

Источники:

1. http://www.povarenok.ru/recipes/show/29355/

2. pedsovet.org/components/com

3. www.openclass.ru/node/261833


Самоанализ урока

по теме «Овощи. Приготовление блюд из вареных овощей» в 5 классе

Подготовила: Крыжановская Н.В.
учитель технологии


Тема: «Овощи. Приготовление блюд из вареных овощей».

Тип урока: «Урок первичного предъявления новых знаний»

Местоположение урока в системе других тем строго по плану. Тема очень интересная для пятиклассников, т.к. обучающиеся не только знакомились с технологическими процессами приготовления блюд из вареных овощей, но и пытались формулировать и записывать последовательность технологического процесса приготовления салата. Триединая цель, поставленная мною на уроке, соответствует типу мышления обучающихся и их уровню усвояемости. Думаю, что я технически грамотно ознакомила обучающихся, т.к. об этом говорят конечные результаты урока. Научила детей формулировать и записывать последовательность технологического процесса приготовления салата винегрет. Об этом свидетельствует тот факт, что обучающиеся активно сотрудничали со мной на уроке.

Во время проведения урока, старалась развить технологическое мышление и навыки планирования трудовой деятельности, требуя при этом усидчивости, аккуратности, знаний по технике безопасности, материал излагался мною на научном уровне, в течение урока прослеживалось соотношение практического и теоретического материала. Всё это соответствовало программе и уровня знаний обучающихся. Стремилась на уроке к тому, чтобы изученный на уроке материал был понятен и доступен каждому ученику класса.

Я определила этапы урока и решение на каждом этапе его задач.

1-й этап:

Организация учащихся на работу, представление учителя, проверка готовности к уроку была проведена правильно, использование словесного метода (устное слово, притча), считаю оправданным, так как он должен был вызвать интерес к следующему этапу урока, формировать сознание обучающихся, настроить их на рабочий лад.

2-й этап:

Знакомство с новой темой: «Овощи. Приготовление блюд из вареных овощей».

Цель этапов урока: дать учащимся представление о технологии приготовления блюд из вареных овощей.

На данном этапе выбор методов зависел от целей и содержания урока, от возрастных особенностей учащихся, от материальной базы учебного заведения. Наглядные методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся сочетались с практическими (подготовительные приёмы, обрабатывающие и сборочные процессы), репродуктивные методы (воспроизведение усвоенных знаний) с проблемно-поисковыми.

Для мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся я использовала следующие методы стимулирования: диалог, физкультминутку.

Из методов преподавания я эффективно использовала объяснительно-иллюстративный. Наглядный и практический методы, стали основой 2-го этапа урока (демонстрация наглядных пособий, наблюдения учащихся, показ слайдов)

Активно использовала методы формирования чувств учащихся (одобрение, похвалу, контроль)

Частично применяла на этом этапе урока проблемные изложения материала (ставила проблему, а обучающиеся учились логически рассуждать). На данном этапе я выступала как учитель - помощник, который помогает учащимся в овладении научных и практических знаний по направлению кулинария.

Словесные методы (устное слово, рассказ учителя, печатное слово – работа с учебником) продолжили и завершили второй этап урока.

3-й этап:

Закрепление полученных знаний.

Цель данного этапа урока: закрепление знаний учащихся.

Используемый мною репродуктивный метод (воспроизведение усвоенных знаний) помогает понять как усвоили новую тему обучающиеся. Стараюсь владеть информацией о том, как каждый обучающийся класса усвоил учебный материал. Оказываю индивидуальную помощь в случае возникновения затруднений. Использую на этом этапе проблемные вопросы, осуществляю контроль и корректировку процесса усвоения новых знаний. Формирую у учащихся веру в их возможности. Работа с учебником играет важную роль на данном этапе: учащиеся сравнивают полученные ими выводы по теме с учебником. Если бы было достаточно времени, можно было поработать со справочной литературой.

4-й этап:

Рефлексия (самоанализ) подводит итог проделанной работы на уроке.

Цель данного этапа: развить у учащихся умение анализировать, предвидеть и оценивать результаты деятельности. Применяю фронтальный опрос в форме викторины. Побуждаю учащихся к высказыванию различных точек зрения, умению аргументировать свои выводы. На данном этапе опираюсь на личностно-ориентированные подходы в обучении. Замечаю успехи учащихся в учебной деятельности, знакомлю с критериями оценок, выставленных на уроке, стараюсь быть объективным в оценке знаний обучающихся.

5-й этап:

На заключительном этапе урока организую самостоятельную работу учащихся (закрепить правила техники безопасности при работе с ножом, задание по учебнику параграф №22 стр.110-114). Объясняю домашнее задание, на что обучающиеся должны обратить внимание.

Считаю, что урок технологии проведен мною методически правильно. Цели каждого этапа урока достигнуты. Использование различных методов и приёмов активизировало учебно-познавательную деятельность обучающихся при знакомстве с новой темой и при её закреплении








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока технологии (9 класс) на тему: «Болтовое соединение»

Закрепить полученные знания об изображении и обозначении резьбы, выполнить сборочный чертеж болтового соединения....

План - конспект урока технологии 5 класс по теме "Тепловая обработка овощей"

План - конспект урока технологии 5 класс по теме "Тепловая обработка овощей". Практическая часть "Приготовление винегрета".  Призентация к уроку "Приготовление блюд из вареных овощей"...

Конспект урока (технология, 6 класс) по теме "Знакомство с техникой лоскутного шитья"

Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов и улицах городов можно увидеть людей, одетых в изделия, выполненные в лоскутной технике. В ход идут не т...

Конспект урока технологии 8 класс на тему "Потребности семьи"

Конспект урока технологии 8 класс на тему `Потребности семьи` в форме экономического форума. Архив содержит разработку урока, презентацию к нему и раздаточный материал для учащихся....

План-конспект урока технологии 5 класс на тему: "Выпиливание лобзиком"

Урок технологии. 5 класс. Тема: "Деревообработка. Выпиливание лобзиком"...

План-конспект урока технологии 7 класс на тему: "Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями"

План-конспект урока технологии 7 класс на тему: "Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями"...

План-конспект урока технологии 6 класс на тему: "Свойства древесины"

План-конспект урока технологии 6 класс на тему: "Свойства древесины"...