Конспект урока (технология, 6 класс) по теме "Знакомство с техникой лоскутного шитья"
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

 

Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов и улицах городов можно увидеть людей, одетых в изделия, выполненные в лоскутной технике. В ход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева – словом все, что найдется под рукой.

Что же за техника такая «лоскутная»? Давайте с ней познакомимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема  урока:  Знакомство  с  техникой  лоскутного  шитья

  1. Цели  урока:

а)  обучающие  (дидактические):

-  ознакомить  учащихся  с  одним  из  видов  декоративно – прикладного    творчества – лоскутным  шитьем  (его  историей  возникновения,  необходимыми  материалами,  оборудованием,  инструментами  и  приспособлениями);

-  обзорно  познакомить  с  различными  техниками  лоскутной  пластики;

-  научить  рассчитывать  размеры  элементов  некоторых  видов    «Лоскутной  мозаики»  (на  примере  прихваток).

б)  развивающие:

 -  развивать  интерес  учащихся  к  различным  видам  ДПТ  на  примере     знакомства  с  различными  видами  лоскутного  шитья;

-  развивать  логическое  мышление;

-  развивать  воображение.

в)  воспитательные:  

-  развивать  эстетический  вкус  на  примере  подбора  цветовой  гаммы  для  изделий;

-  прививать  аккуратность,  прилежность  при  выполнении  графическмх  работ;

-  продолжить  формирование  уважения  к  людям  и  трудовой  деятельности;

-  добиваться  сознательной  дисциплины  посредством  интересной  работы.

  1. Тип  урока:  комбинированный
  2. Учебно–материальное  оснащение  урока:  

- выставка  изделий,  выполненных  в  различных  видах  лоскутной     техники;

-  презентация;;

-  карточки – задания.

  1. Методы  обучения:  объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный,   частично-поисковый.  

Ход  урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Провести актуализацию знаний по теме «Цветоведение». Раздать карточки. Карточки двух цветов. Вопросы в карточках дифференцированы по уровню сложности. Критерии оценки выписаны на доске (оценки за работу ставятся в карточки, которые находятся на столах у учащихся).

III.Углубление знаний по «Цветоведению». 

  Представьте себе радугу на голубом небе. Нежные тона, еле уловимые переходы от цвета к цвету. Смотришь – и кажется вот- вот растает. Наверное, у каждого по-своему откликается в груди этот миг, когда природа, и без того совершенная в своей гармонии и красоте, одаривает нас чудом восхода или заката, грозовым небом или сияющей радугой. Раскладывая перед собой лоскутки ткани, постарайтесь воскресить эти ощущения, ведь нам предстоит создать чудо, которое тоже должно вызвать похожие эмоции. Лоскутное изделие будет отражать внутренний мир, который складывается из всего, что нас окружает: природа, народные традиции данной местности, отношение в семье, знакомства с различными видами искусства.

Многие мастерицы-рукодельницы, обладают врожденным чувством цвета, интуитивно сочетают расцветки и создают изделия, отличающие тонкостью цветовых решений, пропорциональностью частей, ритмичностью. И все же, чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и оттенках, следует иметь некоторые представления о свойствах цвета. Ведь в лоскутном изделии общий колорит, цветовые пятна являются основными способами выражения художественного замысла. Правильно воплотить их помогают законы гармонии, построенные на цветовом спектре.   (Цветовой круг Гете)

    Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. От смешивания этих основных цветов образуются все остальные.

Из двух основных цветов получают промежуточные. Соединение красного цвета с желтым дает оранжевый, желтого с синем – зеленый, синего с красным – фиолетовый.

Оранжевый цвет противоположен синему, и в природе эти цвета контрастны. Контрастные цвета дополняют друг друга и дают красивое сочетание. Такие цвета называют дополнительными, и в цветовом кругу они находятся друг против друга.

Чистые цвета, расположенные по цветовому кругу от красного к зеленому через желтый, являются теплыми. Все цвета от красного к зеленому через синий являются холодными. Обычно изделия выполняются в каком-то одном тоне – теплом или холодном, но элегантность и живость всей работе придает небольшое количество контрастных по цвету деталей.

Все цвета, расположенные в цветовом круге, называют хроматическими. Белый, черный и все оттенки серого называются ахроматическими. Они используются в сочетании с различными хроматическими цветами, чаще как разделяющие, нейтральные или для смягчения активного цвета.

Планируя шить изделие из лоскутков, в первую очередь нужно отталкиваться от самого изделия и четко представлять в каком окружении оно будет использоваться, затем подбирать лоскутки.

Лоскутная техника - своими корнями уходит глубоко в древность. Кстати, где первоначально возникло лоскутное шитье?

Сообщение 1

Самое древнее изделие в стиле лоскутной мозаики датируется 980г. До нашей эры и было найдено в Египте. Фрагменты мозаичных изделий были обнаружены при раскопках скифских курганов (над могилой насыпали высокий холм.)

В Европе лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. На юге Франции и Англии, где примерно до 1750г. Бережливые женщины, выкроив из дорого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны.

---Как и когда лоскутная мозаика появилась на Руси?

Сообщение 2.

В России шить из лоскутков стали во второй половине 19 века, в это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты, которые  обыкновенно ставились на еще крепкие, но слегка потертые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутов.

Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец 19 века и был связан с развитием машинного производства ситца. В обиход вошли ситцевые изделия. Их украшали лоскутными орнаментами.

Готовые изделия можно было рассматривать, как калейдоскоп. По выполненной работе можно было судить о вкусе, настроении, а если хорошо присмотреться, то даже можно узнать, о чем думала работница, создавая новое изделие.

История лоскутного шитья

До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?

Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в разноцветное единое полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.

Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.

В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).

Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов и улицах городов можно увидеть людей, одетых в изделия, выполненные в лоскутной технике. В ход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева – словом все, что найдется под рукой.

Что же за техника такая «лоскутная»? Давайте с ней познакомимся.

VI. Закрепление пройденного материала:

– Что послужило толчком для создания изделий из лоскута?

– Какие материалы используют для этих изделий?

– Назовите, в какой технике выполнены наши изделия?

– Какие виды техник используются в лоскутном шитье?

Актуализация знаний учащихся:

Задание: Изучая технологию и изобразительное искусство, вы уже встречались с понятиями: орнамент, ритм в орнаменте, мотив, композиция.

Найдите соответствие?

1. Орнамент        

1. Повтор в пространстве или во времени одинаковых элементов (мотивов) через интервалы.

2. Мотив        

2. Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или других изобразительных элементов.

3. Композиция

3. Повторяющийся декоративный элемент

4. Ритм

4. Построение художественного произведения…

        

Ответ: 1–2; 2–3; 3– 4; 4–1.

Вопрос: Какие виды орнаментов вам известны?

Ответ: Растительные, геометрические, фантазийные, геральдические, зооморфные (животные) т.д.

Цветовая гармония может быть:

Одноцветной – т.е. строится на сочетаниях одного цвета, но разных его тонов (такое цветовое решение лоскутного изделия возможно, в случае если соседствуют яркий тон с бледным); полярной – т. е. строиться на сочетании теплых и холодных цветов;

Трехцветной – когда сочетаются три цвета; многоцветной – когда сочетаются много цветов.

Все рассмотренные цветовые гармонии и сочетания можно применить в лоскутном изделии.

Задание: Придумайте и нарисуйте эскиз орнамента к подушечке-"думочке " выполненной в лоскутном шитье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 5 класса по краеведению для объяснения технологии "Мастерская" по этапам технологиим

Методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме: Улицы города Новомосковска.Презентация и конспект урока даст понять ход этапов технологии "Мастерская". Урок предназначен для обучающихся 5 кл...

План – конспект урока технологии в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие ее работы.На первый взгляд с этими аргументами трудно спорить. Реальная альтернатива - комплексные программы объективной оц...

Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"

Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...

Конспект урока технологии в 5 классе по ФГОСУ учитель технологии Спиридонов О. Л. ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 города Похвистнево

Конспект урока по технологии в 5 классе (2 часа)ФИО учителя: Спиридонов Олег ЛеонидовичОУ: ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево Самарской областиРаздел: Технология художественно-прикладной обработки материаловТ...

Конспект урока технологии в 6 классе "Технология приготовления первых блюд"

Данный урок  направлен на изучение классификации первых блюд, особенности технологии приготовления....

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...