ИССЛЕДОВАНИЕ НА УРОКЕ: «СЫР НА БУТЕРБРОД – НАТУРАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ИЛИ ФАЛЬСИФИКАТ».
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО СЫР, купленный в магазине, для бутерброда не является фальсификатом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shadrinoy_e.v._na_konferentsiyu.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Шадрина Е.В.

ИССЛЕДОВАНИЕ НА УРОКЕ: «СЫР НА БУТЕРБРОД – НАТУРАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ИЛИ ФАЛЬСИФИКАТ».

МБОУ «Танзыбейская СШ»

Доклад «Учебное исследование»

Шадриной Е.В., учителя технологии

Актуальность исследования: в курсе преподавания и изучения раздела кулинарии учебного предмета «Технология. Обслуживающий труд» есть тема – «Бутерброд. Приготовление бутербродов». Бутерброд с сыром способен приготовить каждый.

Проблема – КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО СЫР, купленный в магазине, для бутерброда не является фальсификатом.

На основе озвученной проблемы предлагаем сформулировать проблемный вопрос по теме исследования.

Примеры проблемных вопросов: Каким образом мы можем определить, что сыр, который мы купили для бутербродов, ненатуральный продукт? Как доказать, что сыр не является фальсификатом? Какой сыр для наших бутербродов будет являться натуральным? Как узнать, что потребление данного сорта сыра безопасно для здоровья?

Предметные результаты: оперировать понятиями кулинария, бутерброд, фальсификат; выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления бутербродов; осуществлять доступными средствами контроль качества блюда. Метапредметные результаты /формирование базовых исследовательских действий через использование вопросов, как исследовательского инструмента познания/.

Цель исследования: найти ответы на сформулированные вопросы, через подтверждение или опровержение поставленных гипотез на каждом этапе

(5 этапов) исследования /проведения опытов, тестов экспериментов/.

Метапредметные результаты: при использовании базовых исследовательских действий: научиться владеть универсальными познавательными действиями/уметь делать запросы к информационной системе для получения информации по алгоритму проведения тестов и опытов, изучать экспериментальным путём качество пищевого продукта/

Формирование гипотез /предположений/для проведения исследования.

1.Изучение внешнего вида, запаха, вкуса? Например, по факту, если сыр с ярко выраженным запахом топлёного молока, то это маркетинговый ход производителя и сигнал потребителю о том, что использованы вкусовые химические добавки (ароматизаторы). Гипотеза: если при извлечении сыра из упаковки почувствуем запах топлёного молока, то данный сорт сыра фальсификат. Почему? Да потому что сыр, как продукт, полученный в результате термической переработки молока и молочных продуктов, запаха топлёного молока иметь по факту не может.

Следующий шаг в исследовании – это знакомство с методикой проведения экспериментов(опытов) проверки качества сортов сыра доступной во время проведения занятий в школе и домашних условиях.

Через описание проведения эксперимента,опыта, наблюдения, теста формулируем гипотезы и проверяем гипотезы при проведении исследования сыров трёх видов.

2. Проверка утверждения «В настоящем сыре нет загустителей». Распространённым пищевым загустителем является крахмал. При наличии в сыре крахмала, йод изменит свой цвет (синий или зеленовато-синий). Гипотеза: если в сыре содержится крахмал, то йод изменит цвет. Если гипотеза подтверждается, то вывод: данный вид сыра является подделкой.

3.Описание опыта на проверку качества сыра. Опустить маленький кусочек сыра на вилке в кипяток на 10 секунд. При наличии плавления и вытягивания в нити, значит сыр сделан из молока. Гипотеза: если образец сыра, взятый для исследования, помещённый на вилку, при погружении в кипяток на 10 секунд, тянется как жвачка, то можно сделать вывод, что сыр не подделка. Гипотеза: если сыр окрашивает воду, растворяется на кусочки, которые опускаются на дно посуды, выделяет неприятный запах, то это фальсификат. Подтверждение одной из двух гипотез влияет на формулирование вывода, определяющего качество продукта.

4.Отличие сыра от сырного продукта. Тест на качество сыра. Тонкий ломтик сыра комнатной температуры, согнуть под прямым углом /90 градусов/. Сморим на сгиб, видим изломы, трещины, то фальсификат. Гипотеза: если при сгибании тонкого ломтика сыра под прямым углом, на сгибе появляются трещины (изломы), то данный сыр не является натуральным пищевым продуктом. Вывод на основе подтверждения или опровержения гипотезы на основе результатов теста.

5.Долгосрочный опыт.Оставить кусочки сыра на блюдце при комнатной температуре на три дня. Кусочки подсохли – натуральный, если потрескались – с пальмовым маслом, наличие неприятного запаха, налёта – фальсификат. Гипотеза: если на кусочках сыра, оставленных на три дня, появился налёт и сопутствующий неприятный запах, трещины, то сыр приготовлен с применением растительных масел, а не молока и молочных продуктов. Вывод: данный «пищевой» продукт сыром не является.

Метапредметные результаты; владеть технологией трансформации данных в информацию, а информацию в знания.

ВЫВОДЫ и рекомендации.

Определить качество сыра можно при изучении внешнего вида, запаха и вкуса уже в магазине, перед покупкой.

Рекомендация: твёрдый сыр просрочен, в том случае, если при надавливании выступает вода.

Что перед нами натуральный продукт или фальсификат можно понять, если провести тестирование. Особенно качественно показателен результат постановки 3, 4, и 5 опыта. Рекомендация – покупайте сыр в небольших количествах, принесли домой и проверили, если он настоящий, то покупаем ещё.

Перспектива дальнейших исследований – проверка на фальсификат сливочного масла/ с немецкого языка БУТЕРБРОД переводится дословно как хлеб с маслом. Качество жизни определяется здоровьем, а одним из важных слагаемых является качество продуктов питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование качества изобразительного материала как условие содержания продукта художественного творчества

Творческая работа на высшую квалификационную категорию.  Определены цель и задачи, гипотеза исследования, описано внедрение методики в учебно-воспитательный процесс.  ...

Интегрированный урок (5 класс) "Бутерброды"

Интегрированный урок расчитан на проведение как в делимом, так и неделимом классе. Ведущая задача урока - развивать социокультурную компетенцию в контексте диалога культур. На уроке ученики узнают ист...

презентация к уроку по кулинарии "Бутерброды"

презентация к уроку по кулинарии "Бутерброды"автор:Рудакова .С. учитель технологии МБОУ СОШ№4...

Методическая разработка урока по теме «Бутерброды и их виды»

Цели урока:Познакомить учащихся с историей появления хлеба.Рассказать о классификации бутербродов и технологии их приготовления.Сформировать умения при приготовлении открытых бутербродов с соблюдением...

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "

Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....

УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ И ДРОБЕЙ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ И ДРОБЯМИ

Данный урок разработан с целью повторить и систематизировать базовые знания, полученные за первое полугодие полученные на уроках математики в 5 классах....

Исследовательская работа: «Определение качества и натуральности продуктов питания в домашних условиях»

Целью работы явилось исследование  продуктов  питания  на качество и натуральность. Объектом   исследования стали различные продукты питания.  Предметом  исследования - х...