Обучающий кейс-стади для 5-го класса по теме "Производство ткани"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Саитгалиева Жанна Олеговна

Обучающий кейс-стади для 5-го класса по теме "Производство ткани". 

Характеристика функций кейса: Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов. 

Дидактические задачи кейса:

  1. При работе с кейсом деятельность обучающегося направлена на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопрос.
  2. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
  3. При работе с кейсом приобретается умение работать с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saitgalieva_zh.o_keys.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель технологии,

Саитгалиева Жанна Олеговна.

Класс 5 класс

Тема урока: «Производство ткани»

Этап урока: кейс-стади - форма урока, построенная на решении учебного кейса, весь урок

Тип кейса: обучающий

  Характеристика функций кейса: Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов

  Дидактические задачи кейса:

  1. При работе с кейсом деятельность обучающегося направлена на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопрос.
  2. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
  3. При работе с кейсом приобретается умение работать с информацией.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Получение базовых теоретических знаний, называть и характеризовать текстильные материалы, классифицировать их, описывать основные этапы производства ткани; объяснять понятия «нить основы», «нить утка», «кромка», «ткацкие переплетения»

оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; 

Формирования уважительного отношения к труду,

Организация работы учащихся: Кейс будет раздаваться учащимся на мини-группу из двух учеников перед изучением нового учебного материала.

Работа будет осуществляться по материалам учебника «Технология", автор Е.С.Глозман, О.А.Кожина, Ю.Л.Хотунцев, Е.Н.Кудакова. §19. Производство ткани. Стр. 124.

Текст кейса

Трудно было человеку

В глубине столетий жить.

Не умел он кашеварить,

Не умел кроить и шить,

Чтоб прикрыть свою фигуру

От мороза не страдать.

Он себя в медвежьи шкуры

Научился наряжать

Платье- шкуры, брюки- тоже,

Шкура- шапка и носки

На кого он был похожим,

Прямо взвоешь от тоски.

Но сейчас шагнула мода

Новостей не сосчитать.

Все труднее год от года

Всех красиво одевать.

Научились делать ткани

Красоту во всем любя,

Вещи тысячи названий

Надеваем на себя.

- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» А знаете ли вы, как раньше пряли и что такое пряжа?

-Производство ткани состоит из следующих процессов: подготовительные операции (получение пряжи), ткачество (получение ткани из пряжи) и отделка.

- Получение пряжи: пряжа – это текстильная нить, состоящая из последовательно скрученных волокон. Для изготовления тканей различного назначения требуется разная пряжа. В одних случаях нужна пряжа тонкая и гладкая (костюмные и бельевые ткани), в других – толстая и пушистая (фланель, байка). Производство пряжи – отдельные короткие волокна скручиваются в тонкие гибкие длинные нити. Этот процесс называется прядением.

- Ткацкие переплетения: ткань получают путём переплетения нитей. От вида переплетения зависит внешний вид ткани и её свойства.

Вид переплетения зависит от того, как расположены нити основы и утка.

Нити, идущие вдоль ткани, называются основными (оснОва).

Нити, идущие поперёк ткани – уточные (утОк).

Более плотная, неосыпающаяся краевая часть вдоль ткани называется кромкой. Расстояние между кромками называют шириной ткани.

Натянутые на станке нити основы с помощью челнока переплетаются нитями утка.

Нити основы – тонкие и прочные, нити утка – толстые, пушистые или волнистые, менее прочные, чем нити основы.

Задания для обучающихся к тексту кейса:

Задание 1.

Уровень: низкий

 Заполните таблицу «Признаки определения направления нитей основы и утка»

Признаки

По основе

По утку

По кромке (вдоль или поперек кромки)

Нити основы проходят----------------------

кромки ткани

Нити утка проходят

-------------

кромки

По степени растяжения (больше или меньше)

Растяжимость ткани по основной нити

-----------------------

Растяжимость ткани по уточной нити

-----------

По звуку (звонкий или глухой)

При резком

растягивании звук

-----------------------

При резком

растягивании звук

----------------------

По виду нитей (толстые, тонкие, гладкие, волнистые)

Нити основы

--------------- и ---------------

Нити утка                             ---------------- и ---------------

Задание 2.

Уровень: средний

Разгадай загадки. Форма ответа: цифра и буква. Например, 2-А, и т.д.

Загадки

Отгадки

1) Я кустарник не простой, цвету красиво я весной.

    Когда созрею – соберете, но …в коробочках найдете

    Не семена, а волокно.

А). Нить основы

2)  Чтобы ткань не осыпалась, я по краю прохожу. Долевую нить на ткани вам легко я укажу.

Б). Лен

4   3) Я ниточка пушистая и слегка волнистая.

    Вверх-вниз как уточка ныряю, ткать ткани помогаю.

    Если взять и потянуть, меня можно растянуть.

В). Хлопок

4). Я стройная красавица, натянута и скручена.

    Захочешь растянуть меня в рядки, что получится?

Г). Нить утка

5) Я вдоль ткани хожу, а мой братец – поперек.

Е). Кромка 

7   6) Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали, на стол постилали.

Д). Нити основы и утка

Ответ_________________________________________________________

Задание 3.

Уровень высокий

Вопросы:

  1. Расставьте в правильной последовательности этапы производства тканей: отделка, прядение, производство текстильных волокон, ткачество.

Ответ: ________________________________________________________

  1. Что такое кромка ткани?

Ответ: ________________________________________________________

  1. Перечислите признаки, по которым определяются лицевая и изнаночная стороны ткани?

Ответ: _________________________________________________________

Методические рекомендации для учителей при проверке выполненных заданий:

Задание 1.

Уровень: низкий

Объект оценки: оценка информации

Балл

Содержание критерия

0,5

За каждый правильный ответ в таблице.

4

За правильное заполнение таблицы.

Задание 2.

Уровень: средний

Объект оценки: оценка информации

Балл

Содержание критерия

1

Ответ принимается полностью: 1-В, 2-Е, 3-Г, 4-А, 5-Д, 6-Б

0

Ответ не принимается - все другие варианты ответа

Задание 3.

Уровень: высокий

Объект оценки: оценка информации.

Ответы:

  1. Этап первый – производство текстильных волокон, этап второй – прядение, этап третий – ткачество, этап четвертый – отделка.
  2.  Кромка – это более плотная, неосыпающаяся краевая часть вдоль ткани.
  3.  Лицевая сторона обычно гладкая, ровная и с небольшим блеском, тогда как изнаночная более ворсистая и выглядит тусклее. Так же определяют сторону узорчатых тканей, у которых рисунок выбивается нитками с изнаночной стороны. Это дает некоторую неровность и выпуклость, которые заметны на лицевой стороне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"

В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания....

Урок биологии с использованием технологии "Кейс-стади" обучения на примере конкретных ситуаций по теме "Размножение организмов" 10 класс

Обобщающий урок, задача его заключается в подведении итога изучения по теме "Размножение организмов". Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет способствовать более глубок...

Урок истории с использованием метода кейс – стади по теме "Политическое развитие страны" 7 класс.

Урок в 7 классе по теме  "Политическое развитие страны" подготовлен с применением кейс - технологии.  Кейс - метод - это разновидность интерактивных методов обучения создает на уроке благопр...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»...

Педагогическая технология кейс-стади как фактор стимулирования развития коммуникативных и творческих навыков обучающихся в урочной деятельности.

Данная методическая разработка представляет собой отчёт о проведённой работе по аппробации педагогической технологии кейс- стади на уроках английского языка. Предметная область: иностранные языки. Мет...

Технология кейс –стади как средство формирования компетенций обучающихся

Описание использования технология кейс –стади (2013 год)...

Метод кейс-стади 10 класс тема «Устраиваемся на работу» (Spotlight)

Применение метода кейс-стади на уроке 10 класса по теме «Устраиваемся на работу» (УМК Spotlight). Обоснование целесообразности. Карта урока....