Урок истории с использованием метода кейс – стади по теме "Политическое развитие страны" 7 класс.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Кулькова Ирина Васильевна

Урок в 7 классе по теме  "Политическое развитие страны" подготовлен с применением кейс - технологии.  Кейс - метод - это разновидность интерактивных методов обучения создает на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией; позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушивать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Использование этого метода помогает увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни и развивает важные для дальнейшей жизни качества, такие как: умение правильно представить  свое мнение  и выслушать мнение другого , коммуникабельность, социальная активность. Класс разбивается на группы, каждая группа работает над своим кейсом (набором материалов).  и вполнить предложенные задания. Впоследствии каждая группа отчитывается о проделанной работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок с использованием метода кейс – стади.

Тема Политическое развитие страны

Тип урока: исследование

Цель: создать условия для  понимания  социальной иерархии российского общества в XVII в., государственном устройстве страны в данный период.

Планируемые результаты (предметные): Учащиеся научатся характеризовать и давать оценку  роли царя, Боярской думы, приказов, органов местного управления в жизни в жизни российского общества,  выделять  и оценивать функции этих органов управления.

Личностные результаты: работать в группе; объяснять изученные положения на конкретных примерах; доказывать свою точку зрения; выступать публично; осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания.

Универсальные учебные действия (метапредметные результаты)

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умение оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль деятельности, анализировать собственную работу, адекватно воспринимать оценку учителя, принимать и сохранять учебную задачу  на самостоятельную подготовку.

Познавательные: Осуществление отбора необходимой информации для выполнения учебной задачи,  применения знаний в новой ситуации, умения структурировать знания и выделять существенную информацию, осуществления  анализа объектов с выделением существенных и несущественных п признаков; установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, формулировка проблемы и создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позицию другого, владение языковыми средствами: умение четко, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

Оборудование: кейсы (1,2,3,4,5), листы ватмана (5), маркеры (5), мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент                                                                                                      

II. Мотивационно - целевой этап. Постановка ученой задачи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Историк В.О. Ключевский высказывал предположение, что Россия в XVII веке «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в. «Не парадокс ли это? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

III. Процесс решения проблемы

- Как вы думаете, для того, чтобы разгадать парадокс Ключевского, какие вопросы нам надо рассмотреть на уроке?

(Ученики высказывают свои версии)

Действительно, нам необходимо исследовать сущность государственного устройства России 17 в. И понять образ жизни российского общества. Это позволит сделать вывод об уровне развития России 17 в.

Для успешной работы нам необходимо разделиться на группы. Работа над кейсом – 12 минут.  Каждая группа выступает 3 минуты. Грамотно распределяйте обязанности в группе, активно участвуйте в обсуждении.

 III. Процесс решения проблемы

Государственное устройство России

- Внимательно изучите схему государственного устройства России 17 в.

- Представьте, что схема ожила и ее составляющие раскрывают механизм осуществления власти в центре и на местах. Каждая группа должна озвучить и презентовать свое выступление.

Кейс № 1 для 1 группы

Задание

Составьте тезисы к тексту. Оформите тезисы на листе ватмана, устно ответьте на вопрос:

Какова  роль русских самодержцев – царей?

Именно в 17 веке русские цари стали официально именовать себя самодержцами. К своему имени они прибавляли титул «великий государь, царь и великий князь, всея России самодержец». Помимо названия территорий, царский титул 17 в. содержал и ряд других определений, выполнявших функцию выражения и закрепления  статуса царя. К таковым можно отнести формулировки «Божиею милостию», «отчич и дедич и наследник и государь и обладатель», «самодержец», «величество» и др.

Идея «самодержавности» для России и русских царей была тем новшеством, которое можно охарактеризовать как хорошо забытое старое. Как известно, Иван Грозный ощущал себя самодержцем, а его преемник Федор Иванович внес это понятие в царский титул. Представление о царской власти как самодержавной было разрушено Смутой и вновь смогло восстановиться только к середине 17 столетия.  Формальная реставрация самодержавия произошла при Алексее Михайловиче. Согласно его указу от 1 июля 1654 г. Термин «самодержец» вновь был включен в царский титул.

Происходит дальнейшее укрепление власти царя. Его распоряжения, воля становятся законом для всей страны. Царь все меньше и меньше советуется с Боярской думой, почти не собирает Земский собор. Например, бывший подьячий  Григорий  Котошихин об Алексее Михайловиче писал, что он «государство свое правит по своей воле», и сравнивал нового царя  с его отцом, который хотя «самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делать ничего». Россия постепенно превращается  в абсолютную (неограниченную) монархию. Царь, как известно был крупнейшим феодалом страны. В его дворцовых владениях насчитывалось 80ь тысяч крестьянских дворов, и вся его власть была направлена на защиту интересов господствующего класса феодалов, особенно дворян. За время правления Алексея Михайловича дворяне еще больше укрепляют свое положение в государстве, служа верной опорой царю и получая от него взамен полную поддержку в политике дальнейшего закрепощения крестьян, угнетения городской бедноты.

озвучить роль русских самодержцев – царей.

Кейс № 2 для 2 группы

Задание

Составьте схему или таблицу «Боярская дума»

Состав

Характер

Думные чины, обязанности в думе

Оформите таблицу  на листе ватмана, устно ответьте на вопрос:

Какова  роль русских Боярской думы?

Боярская дума – высший совет, состоящий из представителей феодальной аристократии. В Московском княжестве в состав Боярской думы  входили так называемые путные бояре (ведавшие  «путями», т е. отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.

Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при разных монархах.  В некоторые периоды решения принимались узким кругом приближенных к престолу. Государь всея Руси Иван 3 обсуждал все вопросы с боярами и не  и не карал за «встречу» т.е. за возражения и несогласие  со своим мнением. А вот его сына Василия 3 упрекали в том, что он вместо совета с Боярской думой «запершись сам – третей у постели все дела делает». Князь Андрей Курбский также обвинял Ивана грозного в том, что тот пытается править без  совета с «лучшими мужами». При несовершеннолетии царя и в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший государством. Дума заседала ежедневно, собираясь на заседании в Кремле ранним утром, летом – при восходе солнца, зимой – еще до рассвета, заседания длились пять – шесть часов и нередко возобновлялись вечером.. Они проходили как в присутствии, так и в отсутствие царя. Текущие дела  вносились на обсуждение начальниками приказов, чаще всего законодательный почин  принадлежал царю, который, по выражению того времени,  «сидел с бояры о делах». Указы того времени закреплялись    традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили». Борьба боярских группировок  иногда выливалась в  в «брань  великую, и крик и шум велик, и слова  многие бранные». Однако организованной оппозиции в Боярской думе не существовало.

В XVI в. состав думы был значительно расширен и превысил 100 человек. Сложилась иерархия думных чинов.: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Высшими духовными чинами являлись бояре, или, как  их часто грамоты. «великие бояре». С конца XVI в. по конец XVIIв. чин боярина имели 200 человек. Князья потеснили московских бояр, издавна состоявших на службе великого князя.. За столетний период  только 70 бояр (35% ) принадлежали к нетитулованной знати. Нетитулованная знать в основном жаловалась  в следующие за боярами чины «окольничие» (от слова «около» государя, т.е. приближенные к царской особе).  В редких случаях окольничие могли дослужиться до  боярского чина.

В XVI в. появились чины думных дворян, которые ранее именовались «дети боярские», в думе живущие. Чин думного дворянина шел сразу за чинами бояр и окольничих. До этого чина обычно дослуживались представители захудалых боярских фамилий или дворяне, не принадлежавшие к высшей аристократии.

Особую прослойку Боярской думы составляли думные дьяки. Этот низший думный чин также появился в XVI в. и был принадлежностью должностных лиц, непосредственно управлявших важнейшими приказами. Особенностью этого чина было то, им могли жаловаться  люди недворянского происхождения,  например,   из «гостей» или «подьячих», главным критерием была их служебная пригодность. Думных дьяков было 3 или 4 человека, обычно в Боярскую думу  вводились главные дьяки Посольского, Разрядного, Поместного приказов, иногда и Новгородского разряда или Казанского дворца. Первым среди них был  «посольский дьяк», управляющий делами Посольского приказа.  По словам современников,  «ис тех думных дьяков посольский  дьяк, хотя  породою бывает менши, но по приказу и по делам выше всех».

Думные люди назначались царем. Эта процедура обставлялась с большой торжественностью и приурочивалась к праздникам: Новому году  (на Руси праздновали 1 сентября),  Пасхе, царскому дню рождения,  и т.д. Однако назначение в Боярскую думу, равно как и на все важнейшие административные  и военные посты, осуществлялось в соответствии с местническими традициями. Местничество – это система феодальной иерархии, при которой положение человека зависело не  от личных заслуг, а от «породы», т.е. происхождения.

Кейс № 3 для 3 группы

Задание

Составьте кластер к тексту.

 Оформите кластер на листе ватмана, устно ответьте на вопрос:

Какова  роль Земских соборов?

В середине XVI в. начали свою деятельность Земские соборы – высшие сословно – представительные  учреждения, которые эпизодически созывались царем для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики и представляли собой совещательный орган. За XVI- XVIIвв. Имеются сведения о 57 Земских соборах.

Состав Земских соборов был в основном, постоянным: в него входили Боярская дума, Освященный собор, а так же представители сословий – поместного служилого дворянства и посадских (городских) верхов. С развитием новых органов исполнительной власти – приказов – их представители так же стали входить в состав Земских соборов. Обсуждение вопросов происходило по отдельности – у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, купцов.  Каждая из этих групп высказывала свое суждение по рассматриваемому вопросу.

Из истории Земских соборов.

1610-1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Именно в этот период времени Земский собор играл наиболее важную роль в общественной жизни России.

1613-1622 гг. обор действует почти непрерывно, но уже в качестве  совещательного органа при царе.  Решает следующие вопросы:

Сбор налогов, распределение земли, о наказаниях, в том числе о введении штрафов, расследование жалоб на чиновников, борьба с коррупцией и злоупотреблениями региональных властей, расходование государственных средств, принятие гражданских законов.

С 1622-1632 гг. деятельность соборов прекращается.

1632 – 1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Соборного Уложения – свода законов, исполнение и соблюдение которых было обязательно для всей страны, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские, русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством созыва Земских соборов, сколько через  подаваемые челобитные.

1653-1684 гг. Последний собор в полном составе собирается в 1653 г. для решения вопроса о принятии Украины в состав Российского государства.

Кейс № 4 для 4 группы

Задание

Составьте таблицу  «Приказы – органы центрального  управления».

Приказ

Функция

Оформите таблицу  на листе ватмана, устно ответьте на вопрос:

Какова  роль приказов?

Приказы – это органы центрального управления, существовавшие в Росси в XVI – начале XVIII в. Приказы являлись постоянно действующими учреждениями. Сам термин произошел от слова «приказ», в смысле «поручение». В удельную эпоху князь поручал – «приказывал» определенный круг дел «боярину введенному». Со временем вокруг исполнителя возник целый штат помощников. Прообразами приказов были  так называемые пути, избы. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г. Приказная система складывалась постепенно. Приказы непосредственно подчинялись царю и Боярской думе.

Классификация приказов.

Число приказов постоянно увеличивалось: от 30 в конце XVI в .до 80 в конце XVIIв.  Приказная система была чрезвычайно громоздкой и запутанной. Историк В.О. Ключевский сравнил ее с хаотичной дворцовой застройкой: «Московское управление складывалось, как строились государевы московские дворцы: вместе с ростом царской семьи  и хозяйства к основному корпусу прибавлялись пристройки и надстройки, терема, светлицы,  новые крыльца и переходы». Хотя каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, строго разграничения компетенций  между ними не существовало. Например, насчитывалось до 15 приказов по военному управлению.

Общегосударственными  в полном смысле слова  являлось всего несколько приказов, и в их числе Посольский, который «ведал дела всех окрестных государств», Ямской, ведавший почтовой службой на территории всего государства. Посольский приказ поначалу являлся всего лишь  исполнительным органом или своего рода канцелярией, оформлявшей решения Боярской думы по делам, связанным с дипломатическими отношениями. В дальнейшем этот приказ превратился в  самостоятельное и влиятельное учреждение.  Приказу был подчинен  дипломатический состав: великие послы, легкие послы, посланцы, гонцы. В штате Посольского приказа состояли толмачи (переводчики), приставы, золотописцы для украшения дипломатических грамот.

Ряд приказов занимался делами отдельных сословий. Важнейшими считались  Разрядный приказ, который заведовал  распределением и назначением служилых людей «по отечеству», и Поместный приказ, наделявший дворян поместьями. Разрядный приказ был самым большим, здесь ведали комплектованием личного состава армии, администрации, приказов, составляли «смотренные  списки» служилых людей, отмечая, кто из них   в «естях» присутствует, а кто в «нетях» отсутствует. Под контроль Монастырского приказа, созданного после упорного  сопротивления  церковных властей, были поставлены монастырские земли и монастырские крестьяне. Холопий приказ разбирал все дела, связанные с кабальными людьми и кабальными записями. Земский приказ ведал посадскими людьми – московскими черными сотнями и слободами и посадским населением небольших городов. Этот приказ также занимался городским благоустройством: мостил дороги и чистил улицы перед царским выездом, для чего содержалось около 50 «земских метельщиков».    

К группе приказов, занимавшихся военными делами, относились Стрелецкий, Пушкарский, Казачий. После создания регулярных «полков иноземного строя» появились Рейторский и Иноземный приказы,  вооружением занимались Оружейная палата  и Ствольный приказ, в период войны создавались временные приказы Сбора ратных дел и Сбора даточных людей, выкуп пленных был обязанностью Полоняничного приказа.

Судебно – полицейские функции выполняли Московский и Владимирский судные приказы, приказ Сыскных дел и Разбойничий приказ, при которых, по словам Григория Котошихина, были «мастеры заплечные; а будет тех мастеров на Москве с 50 человек, и дается им годовое жалование». Впрочем, как уже отмечалось, поскольку в Московском государстве не существовало разделения административных и судебных функций, то на практике суд и расправа производились в самых разных приказах.  Например, стрелец судился и наказывался в Стрелецком приказе, кабальный человек – в Холопьем и т.д.  При многих приказах были свои застенки и свой штат заплечных мастеров, пусть и не столь многочисленных и квалифицированных, как в Разбойном приказе. Жалобы на должностных лиц принимались в Челобитном приказе.

Торговлей и финансами ведал приказ Большой казны. Этот приказ управлял казенными мануфактурами, Денежным двором, внешней и внутренней торговлей. Приказ Большого прихода  ведал сборами с лавок, гостиных дворов, с погребов, таможенными пошлинами. Сбором прямых и косвенных налогов  в отдельных районах ведали так называемые чети, или четверти.

Отдельную группу составляли территориальные приказы. Собственно, территориальный принцип прослеживался в деятельности четей, или четвертей, которые обладали не только финансовыми, но и административными правами по отношению к тягловому населению подведомственных к ним областей. Пограничные, отдаленные  и сравнительно недавно присоединенные  территории управлялись из Москвы особыми приказами: Сибирским приказом, Малороссийским приказом, приказом Великого княжества Смоленского, приказом Великого княжества Литовского, приказом Казанского дворца. Все они являлись центральными учреждениями.

Кроме царских приказов, были и приказы, подчинявшиеся главе Русской православной церкви: Патриарший дворцовый приказ, Патриарший казенный приказ, Патриарший судный приказ.

Создание приказной системы привело к формированию. Особого слоя приказной бюрократии. Приказной люд наполнял палаты в Кремле, в царском дворце и избы на площади. Начальником важнейших приказов (их называли судьями, поскольку в большинстве случаев они выполняли и судебные функции) назначались бояре, окольничие, думные дворяне. Некоторые из руководителей Посольского приказа, например, Афанасий Ордин – Нащекин, носили титулы  «великих государственных посольских дел и государственной печати оберегателей» и в донесении иностранных послов  назывались на западный манер канцлерами.

На практике приказами чаще всего управляли не высокородные бояре, а дьяки -  профессиональные чиновники, выходцы из различных сословий. Несмотря на худородство, они имели большое влияние и в небольших приказах управляли самостоятельно.

Делопроизводство в приказах велось подьячими. Современники писали о том, что подьячие трудились с утра до ночи. По словам голштинского посла А. Олеария, эту работу никогда не удавалось выполнить  в присутственные часы. Случалось, дьяки привязывали  нерадивых подьячих к скамье за ноги, чтобы они не отлынивали от переписывания бумаг.  Англичанину Коллинзу, побывавшему в Москве, показалось, что в приказах изводится такое количество бумаги, которое хватило бы, чтобы полностью покрыть всю территорию Московского царства.

Среди московских приказов особое место занимал Приказ великого государя тайных дел, созданный царем Алексеем Михайловичем в 21654 г. По поводу этого учреждения историки высказывали различные  суждения. В.Н. Татищев видел в нем подобие испанской инквизиции, Н. И. Костомаров считал его прообразом тайной полиции. Но уже Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский писали о том, что, несмотря на грозное название, Приказ тайных дел представлял собой  всего лишь личную царскую канцелярию с элементами надзора за административными органами. Специальное исследование И.Я. Гурлянда показало, что это учреждение было создано для разбора челобитных на царское имя.  Вопреки сложившемуся мнению, вместе с тем Приказ тайных дел занимался  любимой «царской потехой» - соколиной охотой. После смерти царя Алексея Михайловича Приказ тайных дел был упразднен.

Кейс № 5 для 5 группы

Задание

Составьте схему «Органы местного самоуправления»  

        

Оформите схему  на листе ватмана, устно ответьте на вопрос:

Какова  роль органов местного самоуправления?

Бурные события начала XVII в. Потребовали усиления власти на местах. Эта задача решилась путем введения  института воевод как основного звена местного управления. Все воеводы назначались Разрядным приказом, утверждались царем и Боярской думой и подчинялись тому приказу, в ведении которого находились города с уездами. Разрядный приказ  имел в своей компетенции управление служилыми людьми, определение их на службу, назначение земельного  (поместного) и денежного жалования, а так же ведал их учетом. Претенденты на место воеводы – бояре, дворяне и дети боярские – подавали на имя царя челобитную, в которой просили назначить на воеводство, чтобы «покормиться», но официально воевода за свою службу получал, помимо вотчин, и помесные денежные оклады, жалованья.

Срок службы воеводы составлял обычно один – три года. В Шуе с 1613 по 1689г. Сменилось 52 воеводы, а в Якутске за 1645-1652 гг. – пять.

Воевода имел приказную или съезжую избу, в которой вели все дела по управлению городом и уездом; она возглавлялась дьяком.

Воевода управлял вверенной ему территорией.  Он осуществлял охрану феодальной собственности, боролся с укрывательством беглых с нарушением казенного интереса, со всякими нарушениями порядка вообще (бой, пожар, мор), ведал городовым и дорожным делом, надзирал за судом губных и земских старост. Выполнял административно - полицейские, а так же военные функции. Обязанности его четко не регламентировались, и это создавало основу для произвола. И хотя кормления были отменены, воеводы обирали население.

В крупных городах полицейский надзор  за населением, укреплениями и караулами осуществлял подчиненный воеводе городничий. В слободах и волостях воевода осуществлял власть с помощью приказчика.

Широкими были военно – административные и финансовые функции воеводы. Он приглашал на службу служилых людей – дворян и детей боярских, вел их списки с указанием имения, жалования, исправности службы каждого,  проводил периодические смотры и  отправлял их на службу по первому требованию Разрядного приказа.  Ведал воевода и местными служилыми людьми «по прибору»: стрельцами, пушкарями и т.п.

В ведении воеводы были все городские учреждения, крепостные пушки, различные военные и казенные съестные припасы, которые он принимал и сдавал по описи.

Воеводы никогда не довольствовались добровольными приношениями. На протяжении всего XVII в. Из городов, уездов, волостей государства в столицу поступали слезные челобитные  от населения на поборы и лихоимство воевод. Особенно отличались воеводы Сибири. Почти каждая смена сибирских воевод  заканчивалась следствием (сыском) по делу  об их злоупотреблениях, с привлечением в качестве соучастников  других должностных лиц: дьяков, подьячих и  др.

В XVII в. продолжали существовать  обе формы «самоуправления» - губная и земская. Губными делами (уголовным судом) в каждом округе (губе) ведал губной староста, его помощниками были губные целовальники. В ведении губных старост находились тюрьмы с тюремными служителями  (целовальники, сторожа),палачи, а также  выборные от населения – сотские , десятские. Губного старосту  свободное население округа выбирало из дворян или детей боярских; целовальников выбирали из черносошных крестьян или посадских. Круг деятельности губных органов в XVII в. Значительно расширился. Кроме разбойных, татиных дел и душегубства, в их ведение  попали фактически все уголовные дела: поджоги, насилия, сыск беглых и т.п.

Хотя  статья 21 главы 21 Уложения 1649 г. Подчеркивала независимость губных дел от  воеводы, но фактически губные старосты находились под надзором, а потом в полном подчинении у воеводы. Воевода стал начальником губного суда, а  губной староста – его помощником.    

V. Выступление групп с выполненными заданиями

VI. Подведение итогов урока.

Вот и подошла к концу наша экскурсия в далекое прошлое. Давайте вернемся к тому вопросу, который прозвучал в начале урока. Историк В.О. Ключевский высказал предположение, что Россия в XVII в. «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале  XVI в.

- Согласны ли вы с точкой зрения ученого? Поясните свою позицию.

(Учащиеся высказывают свою точку зрения, учитель подводит итоги работы на уроке).

VII. Рефлексия.

Ученики на чистых листах записывают свои ощущения от урока.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное)

П.6 вопросы

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии. В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционир...

Метод кейс-стади в учебном курсе "Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников"

Кейс-стади (или метод конкретной ситуации – МКС, или ситуационное обучение) представляет собой специальную методику обучения, заключающуюся в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй) для с...

Урок биологии с использованием технологии "Кейс-стади" обучения на примере конкретных ситуаций по теме "Размножение организмов" 10 класс

Обобщающий урок, задача его заключается в подведении итога изучения по теме "Размножение организмов". Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет способствовать более глубок...

«Метод кейс стади на уроках истории»

    Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускн...

Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Методические рекомендации к применению кейс технологий в работе педагога дополнительного образования....

Метод кейс-стади 10 класс тема «Устраиваемся на работу» (Spotlight)

Применение метода кейс-стади на уроке 10 класса по теме «Устраиваемся на работу» (УМК Spotlight). Обоснование целесообразности. Карта урока....