«Метод кейс стади на уроках истории»
статья по истории по теме

Фроликова Наталья Александровна

      Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.В современной школе все чаще происходит использование на уроках и во внеурочной деятельности различных педагогических технологий, основанных на субъект – субъектных отношениях, где ребенок не просто наблюдатель процесса, а непосредственный его участник . Компетентностый подход  является базовым, и также нацелен на дальнейшую профессиональную деятельность обучающихся, особенно это важно в старшей школе, где формируется профориентационная составляющая.

Одним из таких современных  технологий является технология кейс-стади. Она  интерактивна, так как изначально дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями своих товарищей, так и право каждого на собственное мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog_rab_fgos_ist.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Метод кейс стади на уроках истории»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 3

  1. Использование кейс стади на уроках истории

 4

  1. Технологическая карта урока

 7

  1. Урок истории с использованием метода кейс стади (технологическая карта с дидактической структурой )

 9

Заключение

13

Список использованных источников

14

Приложения

15

Введение

      Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

    Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

     В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

    Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий.

   Цель нашей работы рассказать об одной из таких технологий -технологии кейс стади.

Использование кейс стади на уроках истории. 

Современный мир явление динамичное и многогранное. Человек находясь в нем должен, с одной стороны, быть готовым к изменениям, а с другой, чувствовать себя комфортно и уверенно. Процесс социализации, становления личности непосредственно связан с системой образования. Именно в школе ребенок получает знания, формирует основные компетенции, которые становятся его базой для  дальнейшего развития и становления.

Стандарты обучения  второго поколения основаны на системно-деятельностном подходе, который, прежде всего, учит учиться, а не просто получать знания. Через формирование универсальных учебных действий происходит самый  главный процесс – процесс становления личности. По мнению исследователя Д.Б.Ковина: "Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания".

В современной школе все чаще происходит использование на уроках и во внеурочной деятельности различных педагогических технологий, основанных на субъект – субъектных отношениях, где ребенок не просто наблюдатель процесса, а непосредственный его участник . Компетентностый подход  является базовым, и также нацелен на дальнейшую профессиональную деятельность обучающихся, особенно это важно в старшей школе, где формируется профориентационная составляющая.

Одним из таких современных  технологий является технология кейс-стади. Она  интерактивна, так как изначально дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями своих товарищей, так и право каждого на собственное мнение.

Кейс — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он основывается на  анализе конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая. Представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании  должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В- третьих,  требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для перевода их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информация для работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений. [1, с.62,63]

Кейсы могут быть обучающие, практические, научно-исследовательские. Все они направлены на практическую сторону  обучения, учащийся должен научиться применять свои теоретические знания на практике, искать пути  выхода из различных ситуаций, все это  впоследствии может пригодиться его в дальнейшей жизни.

Вариантов работы с кейс-технологией множество. Это может быть в виде опережающего задания, например, учащиеся получают кейс на дом, создается проблемная ситуация и далее, работая с ним, происходит актуализация и систематизация знаний, а также мотивирование на будущий материал. Работа с кейс-технологией может быть организована как в группах, так и индивидуально. Также целесообразно использовать ее при проектном обучении.

Наиболее успешно кейс - технологии можно применять на уроках права, обществознания и истории.  Это как раз те дисциплины, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Кейс-технологии   помогают формировать у учащихся умения  анализировать и устанавливать проблему,  четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,  общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

А также  помогают  понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения, выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента, cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

Технологическая карта урока. 

   Технологическая карта это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. 
Структура технологической карты включает: 

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
    Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. 

Урок истории с использованием метода кейс стади (технологическая карта с дидактической структурой )


Технологическая карта с дидактической структурой урока 


Предмет: история России
Класс: 6

Тема урока: Нашествие с Востока

Учебник: История России. С древнейших времен до конца  16в., Данилов А.А., Косулина Л.Г
Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент 

2 мин

 Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Зачитывает слова Арабского историка Ибн- ал-Асиром: "Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества и не будет ничего подобного до скончания веков и до страшного суда".

Арабский историк говорил о нашествии на Русь с Востока

 Приветствие учителя               (встают).

Слушают

Записывают тему Нашествие с Востока

 

 Личностные: самоопределение

Коммуникатив ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

Изучение нового материала

 Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?

Рассказывает о создании Монгольской державы и ее завоевательных походах

На основе видео ответьте, что почему битва закончилась поражением

Как вы думаете монголы вернуться?

Через 13 лет монголы вернуться

А что происходило дальше вы узнаете сами.

Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека.

Каждая группа получает кейс

(Кейс 1)

 Учащиеся предлагают варианты вопросов (Кто пришел? Зачем? Каковы итоги?)

Рассматривают и сравнивают карты Монгольской державы и Руси 13 века

Сморят видео "Битва на реке Калке"

Учащиеся предлагают варианты (предательство половцев, отсутствие единства в стане русских)

Учащиеся предлагают варианты

Работа с кейсом

Выполнение задания. Обсуждение проблемных моментов. Поиск аргументов

 

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию;

овладение базовыми историческими знаниями

 

Познавательные:

анализ, обобщение и интерпретация информации, содержащейся в готовых информационных объектах; систематизация знания

Личностные: самоопределение, самоконтроль Познаватель ные:

анализ, обобщение и интерпретация информации

Приведение полученных знаний в систему

Закрепление нового материала.

Контроль

Организация представления результатов работы групп

 Представляют и сравнивают различные результаты решения одной проблемы

 

 формулирование проблемы, выстраивание логической цепочки

 

 Коммуникати
вные:
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Личностные: самоопределение

 

Рефлексия

 Давайте продолжим фразы:

Меня сегодня удивило…

Я не знал…

Ясегодня узнал…

Я хотел бы…

 

 

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению


Кейс 1. 6класс. Тема урока "Нашествие с Востока".

Содержание:

  1. Видео-фрагмент "Батый"
  2. Карта "Русь в середине 13века"
  3. Отрывок  из Суздальской летописи о монгольском нашествии на Русь"
  4. Отрывок из Ипатьевской летописи о героической обороне города Козельска
  5. Глоссарий
  • Калка-река, впадающая в Азовское море
  • курултай-съезд монгольской знати
  • нойон -князь у монгол
  • Пронск -русский город
  • Сить- река на севере русских земель
  • сеча- битва
  • стан- лагерь
  • фураж- корм для лошадей и скота

  1. Вопросы
  • Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
  • Почему Батый не пошел на Новгород?
  • Объясните слова Пушкина А.С., который писал о том что Европа спасена "растерзанной и издыхающей Россией"?

     

Заключение.

       Технология case-study или метод конкретных ситуаций( от англ. сase-ситуация, случай) –метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

     Цель метода case-study-совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию- case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение- определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации. Акцент данной технологии переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик- равноправное участие учащегося и учителя в процессе получений знаний.

      Результатом данного метода являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является развитие системы ценностей учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок на преобразовательную деятельность. Метод case-study успешно преодолевает "сухость” традиционного метода обучения-отсутствия яркой эмоциональной окраски учебного процесса, а также творческой деятельности.

Прежде чем взяться за внедрение данной технологии в свою деятельность, учитель должен ответить на следующие вопросы: 1) Для кого и для чего пишется кейс 2) Чему должны научиться учащиеся 3) Какие уроки они из этого извлекут  В случаи грамотного и творческого подхода при использовании данного метода в профессиональной деятельности , case-study на много расширяет возможности учителя и даёт много позитивных результатов.

Список использованных источников

Литература:

1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования    

   компетентностей // Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69

2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования

    методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

3. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.-    

    1999.- №1

Интернет-ресурсы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.isiorao.ru/ 
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru
  3. Кейс- технологии активного обучения [Электронный ресурс].

http://michailovaolga.ucoz.ru/

Приложения

                           ШАБЛОНЫ технологических карт урока 

Ф. И. О. педагога: ................................. 
Предмет: .............................................. 
Класс: .................................................. 
Тип урока: ............................................ 
Технологическая карта с дидактической структурой урока 

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Закрепление нового материала

 

 

 

 

 

Контроль

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии. В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционир...

Метод кейс-стади в учебном курсе "Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников"

Кейс-стади (или метод конкретной ситуации – МКС, или ситуационное обучение) представляет собой специальную методику обучения, заключающуюся в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй) для с...

Использование кейс-стади на уроках истории

Данная статья расскрывает использование на уроках истории технологии кейс-стади, а также что из себя она представляет....

Кейс - стади на уроках английского языка

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССОВ ПО ТЕМЕ «ДИСКРИМИНАЦИЯ»(DISCRIMINATION) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ...

Урок истории с использованием метода кейс – стади по теме "Политическое развитие страны" 7 класс.

Урок в 7 классе по теме  "Политическое развитие страны" подготовлен с применением кейс - технологии.  Кейс - метод - это разновидность интерактивных методов обучения создает на уроке благопр...

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Методические рекомендации к применению кейс технологий в работе педагога дополнительного образования....

Метод кейс-стади 10 класс тема «Устраиваемся на работу» (Spotlight)

Применение метода кейс-стади на уроке 10 класса по теме «Устраиваемся на работу» (УМК Spotlight). Обоснование целесообразности. Карта урока....