МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
методическая разработка

ШАТАЛОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Методические рекомендации к применению кейс технологий в работе педагога дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_keys.docx448.41 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ

КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Методические рекомендации

Составила: Шаталова Елена Валерьевна

Педагог дополнительного образования

г.о.г. Выкса, 2019 год

«Самое главное в жизни  это    собственный      опыт»

В. Скотт

«Опыт скопировать нельзя,

можно взять на вооружение мысль,

выведенную из опыта».

К. Ушинский

I. Метод кейс- стали: история создания

Метод кейс-стади был впервые применен в 1920-х годах в Гарвардской бизнес-школе (США), хорошо известной своими инновациями.

Преподаватели школы очень быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчетов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давалось описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и в ходе коллективного обсуждения найти самостоятельное решение.

В России кейс-метод начал внедряться в 1970-е годы в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Значительный вклад в разработку и внедрение метода внесли Ю. Д. Красовский, Д. А. Поспелов, О. А. Овсянников, В. С. Рапопорт и др. История метода кейс-стади в России в определенной степени связана с поддержкой международных образовательных программ и фондов. Так, например, обучение большого числа специалистов методу кейс-стади было осуществлено в рамках проекта «Развитие образования в России» Приведем несколько определений кейса. Его можно рассматривать как:

  • описание реальной ситуации;
  • «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии true life);
  • события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, подтолкнуть студентов к обсуждению и анализу ситуации, принятию решения;
  • «моментальный снимок реальности», «фотографию действительности»;
  • не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (О. Г. Смолянинова, В. А. Чикер)

Метод кейсов может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода очень проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от англ. case — случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Метод не требует больших материальных или временны́х затрат и предполагает вариативность обучения. Кейс-стади — это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

Несомненными плюсами кейсов являются:

  • практическая направленность;
  • возможность адаптировать ситуацию к реальной организационной обстановке;
  • активность участников в относительно безопасной ситуации;
  • возможность создать рабочую доброжелательную мотивирующую обстановку, позволяющую участникам задействовать имеющийся опыт, проявить креативность;
  • возможность получения позитивной обратной связи от ведущего и участников;
  • возможность участников повысить свою уверенность в том, что они могут справиться в реальности с задачами такого плана, или, наоборот, выявить свои недостатки;
  • возможность участников совершать ошибки в ситуации, приближенной к реальности, а потом их анализировать.

Л. Рай считает, что кейсы учат:

  • анализу;
  • планированию;
  • решению проблем;
  • принятию решений;
  • формированию команд;
  • групповому поведению;
  • идентификации ценности суждений и жизненных установок;
  • уверенности;
  • коммуникабельности.

А. М. Гуревич выделяет также следующие аспекты кейсов:

  • умение структурировать время;
  • умение делегировать;
  • уверенность
  • и умение отстаивать свое мнение;
  • умение слушать и быть услышанным;
  • развитие навыков презентации;
  • творческий, креативный подход.

II. Кейс-метод в системе методов организации обучения

     в дополнительном образовании детей

 Каким образом можно применить бизнес – технологию в дополнительном образовании. Если рассматривать технологию кейс- study , как технологию обучающую, то определение данного метода звучит так:

Метод case – study, или метод конкретных ситуаций (от англ. сase – случай, ситуация), - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на решении конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Таким образом, учащиеся будут решать конкретные задачи, с использованием разнообразных методов обучения.

Рассмотрим вариативность использования метода кейсов, см. таблицу 1. На занятиях в объединении социально-педагогической направленности «ОбраЗ».

Таблица 1.

Вариативность кейс - технологии:

Методы и приёмы 

Содержание деятельности 

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мыслительный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования

Метод описания

Создание описания ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев в ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения

  • Особенности кейс – метода при использовании его на занятиях с учащимися среднего и старшего школьного возраста.
  1. В кейсах не даются конкретные ответы – их надо получить самостоятельно.
  2. Акцент переносится не на готовые знания, а на их выработку, на сотворчество .
  3. Используется собственный опыт и именно их него формулируют выводы.
  4. Вырабатывается умение применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему).
  5. Результатом применения метода становятся только что полученные решения, умения  формулировать  задачи (так как формулировка их представлена не явно),  практическое владение опытом решения проблем

Таким образом, целью обучения на занятиях в объединениях дополнительного образования становится решение жизненно важных ситуаций, посредством решения кейсов.

Цель метода case – study на занятиях в объединениях дополнительного образования совместными усилиями группы учащихся (или отдельными учащимися) проанализировать ситуацию - сase, основанную на фактах из реальной жизни или на вымысле автора (фантазийную) – оценить предложенные условия и найти лучшей выход из ситуации в контексте поставленной проблемы.

Например, целевым назначением использования кейсов в обучении подростков в объединении «ОбраЗ» являются: проявление и развитие заинтересованности подростков в приобретении  знаний, умений, навыков, компетенций которые способствуют их личностному росту.

«Кейс» - технология значительную роль в обучении играет потому, что позволяет:

  1. Развивать коммуникативные умения.
  2. Творческий подход к решению жизненных ситуаций.
  3. Создает такую ситуацию успеха в обучении и общении подростков, которая даст им возможность позитивного самоутверждения.

Место в структуре образовательного процесса:

«Кейс» - технология, как форма проведения проблемного - ситуационного анализа - соответствует возрастным особенностям детей. Наиболее рационально её использовать на занятиях в сочетании с традиционными формами обучения:

  •  для эффективности взаимодействия учащихся во время занятия:  сочетание групповых и индивидуальных форм обучения,
  •  для обозначения проблемы при изучении новой темы;
  • для практического закрепления изученного материала;
  •  для проведения практического занятия во время подведения итогов учебного

занятия или раздела программы, как самостоятельная групповая (подгрупповая), индивидуальная  работа.  

Источники кейсов для обучения в объединениях.

Кейс представляет собой результат отражательной деятельности педагога. Как интеллектуальный продукт, он имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов, вряд ли у кого вызывает сомнение. Заслуживает обсуждения лишь то, в какой степени она предопределяет содержание и форму кейса.

  • Общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.
  • Другим источником является образование. Оно определяет цели и задачи, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.
  • Наука — это третий источник кейса как отражательного комплекса. Она задает две ключевые методологии, определяемые аналитической деятельностью и системным подходом, а также множеством других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

Классификация кейсов.

Н. С. Скуратовская предлагает несколько типологий кейсов, имеющих разные основания. По задачам кейсы можно классифицировать на кейс-предприятия и кейс-ситуации.

Кейс-предприятия. В задании дается характеристика ситуации (учебной, бытовой, социальной) и ставится задача проанализировать её по определенным параметрам. Как правило, в подобных кейсах нет задачи принятия решения, поэтому они оптимальны для оценки учащимися. Использование кейсов этой категории возможно для определения навыков или умений.

Кейс-ситуация. Информация о событиях, персонах сопровождается описанием проблемной ситуации. Требуется найти оптимальный путь выхода из нее. Выбор решения должен быть обоснован, просчитаны и выявлены возможные последствия и препятствия.

По объему и структуре информации образовательные кейсы можно разделить на комплексные и мини-кейсы.

Комплексные кейсы —  достаточно объемны (от 1 до 5 страниц), содержат большое количество подробных сведений, первичных данных, мнений, образцов документов, зачастую даже в избыточном количестве. Учащийся должен самостоятельно разобраться, какая информация ему необходима и каким образом ее анализировать. Задача может содержать несколько вариантов решения, из которых предлагается выбрать лучший, но в ряде случаев единственный

оптимальный способ — предложить свой алгоритм действий. Преимущество это-

го типа кейсов состоит в возможности одновременно оценить бо́льшую часть ключевых параметров. Однако следует учитывать, что поиск ответов в этом случае требует значительных затрат времени, поскольку здесь важнее оценить не скорость, а качество принимаемого решения.

Мини-кейсы — это практические ситуации, в краткой форме (от одного абзаца или даже предложения до половины страницы текста) описывающие проблему. Объем информации достаточен для того, чтобы учащиеся, обладая необходимыми знаниями и навыками, смогли принять обоснованное решение. Если для поиска выхода из предлагаемой проблемы.

Кейсы можно классифицировать по источнику исходной информации. Большинство кейсов разрабатывается на основе информации о реальных людях и событиях. Допустимо использование «симуляций» — описания ситуации в вымышленной форме. Однако такой кейс, как правило, содержит мало конкретных данных и недостаточно правдоподобен.

Существуют кейсы индивидуальные и групповые, однако ввиду возрастного состава детей, с которыми можно использовать данный метод, эффективнее использовать групповой метод работы, дающий больший обучающий и воспитательный эффекты.

Групповые кейсы предполагают синтез индивидуального решения и дискуссии всех участников обсуждения: каждый из них должен не только подготовить обоснованное решение, но и убедить других в справедливости своих аргументов.

Структура обучающих кейсов.

При всем многообразии видов кейсов все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает:

  • ситуацию — случай, проблему, историю из реальной жизни;
  • контекст ситуации — хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
  • комментарий ситуации, представленный автором;
  • вопросы или задания для работы с кейсом;
  • приложения.

Этапы разработки кейсов:

1) определение места кейса в системе образовательных целей;

2) поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственное отношение к теме кейса;

3) построение или выбор модели ситуации;

4) создание описания;

5) сбор дополнительной информации;

6) подготовка окончательного текста;

7) презентация кейса, организация обсуждения.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать четко поставленной цели создания;
  • иметь соответствующий уровень трудности;
  • иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни;
  • не устаревать слишком быстро;
  • иметь национальную окраску;
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • провоцировать дискуссию;
  • развивать аналитическое мышление.

Этапы организации занятия:

1. Этап погружения в совместную деятельность

  • Основная задача: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициативы участниками обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы. Текст кейс-стади учащиеся получают до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия  дети показывают знание материала кейс-стади и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе кейс-стади, которая соотносится с соответствующей изучаемой темой или разделом Программы обучения.

2. Этап организации совместной деятельности

  • Основная задача — организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах или индивидуально. Учащиеся временно распределяются по малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного педагогом времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) осуществляются сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, вырабатывается единая позиция, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Учащимся предлагается найти не менее трех вариантов решений и определить, какое решение к какому результату приведет. Спикеры представляют решения группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации; оценивается содержательная сторона решения, возможность её применения в жизненной ситуации). Педагог организует и направляет общую дискуссию.

3. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности

  • Основная задача — проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность проведения занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия педагога могут быть следующими: он завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения кейс-стади и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

Результаты работы с кейсом:

Учебные

  • Освоение новой информации.
  • Освоение методов сбора данных.
  • Освоение методов анализа.
  • Умение работать с текстом.
  • Соотнесение теоретических
  • и практических знаний

Образовательные

  • Создание авторского продукта.
  • Образование и достижение личных целей.
  • Повышение уровня  социальной (учебной) компетентности.
  • Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.

Результаты обучения

  • Знания (теории и моделей поведения).
  • Представления (ситуации и взаимосвязи).
  • Навыки (анализ, синтез, отбор, принятие решений).
  • Отношения (установки и суждения; развитие системы ценностных ориентаций).
  • Разработка дидактического материала

Развитие личности учащегося:

  • эффективное сочетание личностно-ориентированного, деятельного методов и метода коммуникативных компетенций;
  • творческий подход к обучению;
  • формирование системы жизненных ценностей, жизненных установок на будущее.

По наблюдениям учащихся:

  • Расширение границ собственных возможностей.
  • Умение работать в согласии с собой.
  • Повышение самооценки, формирование уверенности в собственных силах.
  • Умение работать в группе, паре, коллективе.
  • Получение удовлетворения от сотрудничества.

Адресная направленность: Педагогам-мастерам – эффективное усвоение  теоретических знаний учащимися.

Трудности и риски:

  1. Сниженная скорость передачи информации на занятии (материал по насыщенности мал, но вероятность усвоения - больше).
  2.  Сложность в оценке конечного продукта.
  3. Трудоемкость технологии (временные затраты на составление кейсов).
  4. Необходимость самостоятельной работы каждого учащегося, доверие к педагогу.

Пример использования кейс-технологии на занятии.

Раздел программы: Конфликты: мотивы наших поступков.

Тема занятия: Стороны конфликта

Кейс: «Строптивая сестренка»   В семье 2 сестры: Катя и Жанна.  Обе отвечают за свою комнату.  Во время уборки комнаты Катясказала Жанне, что она не умеет убираться. Девочка  обиделась и отказалась выполнять свою  часть работы по уборке комнаты. Катя пожаловалась маме. В комнате уже неделю беспорядок. Катя не собирается убирать всю комнату одна. Жанна стойко держится за свою обиду.  Как решить данный конфликт?

Вопросы для обсуждения:

Группой: 

ЧТО ПРОИЗОШЛО? (Выявление проблемы).

Самостоятельная работа: подгруппами

К ЧЕМУ ПРИВЕЛО И ПРИВЕДЕТ В БУДУЩЕМ? (Каковы последствия конфликта?)

КТО МОЖЕТ РЕШИТЬ КОНФЛИКТ (Найди всех участников конфликта: прямых и косвенных).

КАК РЕШИТЬ КОНФЛИКТ? (Для каждого участника этой истории найди не менее трех способов решения этого конфликта)

КАКИМ ОБРАЗОМ РЕШАЕТСЯ КОНФЛИКТ? (Докажите, что каждый из способов решения конфликта будет действенным?)

Группой: 

ЧТО  ПОЛУЧИТСЯ? (Какой способ наиболее эффективен?)

Отвечаем на вопросы для обсуждения.

1. Проблема: Затяжная ссора между сестрами.

2. Натянутыми отношениями между девочками; в семье; конфликтом между родителями.

Отвечаем на первый вопрос: прямые виновники конфликта: Катя, Жанна. Косвенный участник - мама.

Решение конфликта Катей: 1. Выполнить свои обязанности по уборке комнаты. 2. Убрать всю комнату одна. 3. Мирно поговорить с Жанной и извиниться.

Решение конфликта Жанной: 1 и 2 решение с Катей подходит и для Жанны. 3. Мирно поговорить с Катей и объяснить, почему она обиделась. Иногда обида возникает из-за неумения слушать и слышать (что-то показалось).

Решение конфликта мамой:

  1. Убрать комнату самой.
  2. Приказать детям убрать комнату.
  3. Обсудить с девочками создавшуюся в доме ситуацию, найти решение.

В процессе обсуждения в каждом конкретном случае был выбран вариант «Поговорить и извиниться …». В результате дискуссии, младшие учащиеся объединения склонялись к варианту передать решение конфликта маме, как третья сторона, которая ими любима и уважаема, поможет сторонам конфликта помириться. Однако старшая часть группы поддержала идею извиниться самому. (младшей это не понравилось предложение старших, но они уступили авторитету старших учащихся. Для 11 леток- это очередной опыт «взрослого поведение» - ведь они себя считают взрослыми. Для 14 -лет - это утверждение своего положительного «Я - авторитета». При помощи кейс-технологии мы смогли решить учебные задачи и закрепить эти решения собственным  опытом. И, что очень важно - получили очередной опыт работы в группе и подгруппе, продолжили учиться защищать свою точку зрения культурно и эффективно - а это уже коммуникативные компетенции, так необходимые нам в жизни.

В зависимости от сложности задания время на выполнение от 7 до 60 минут.

Таким образом, разбирая ситуации мы можем говорить о повышении качества образования по изучаемой программе, о пополнении копилки форм и технологий в профессиональной деятельности педагога, личностном развитии учащихся.

ьтьт

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М. : ИЦПКПС, 2004. – 38 с.
  2. Козырева Л. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения учащихся. -М.: «Просвещение», 2005.
  3. Плотников М.В., Черняковская О.С., Кузнецова Ю.В. Технология CASE- STADY: МОНОГРАФИЯ/Уч. Методическое пособие. – Н.Новгород: НИУВШЭ, 2014.-208 с.
  4. Психология конфликта. Компендиум кейсов : учеб. пособие / под ред. Т. И. Короткиной. — СПб. : СПбГУП, 2016.- 116 с. — (Библиотека гуманитарного Университета ; Вып. 55)
  5. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: Лекции.-   Брест: ГУ-т им. А.С. Пушкина, 2009. - 212 с. на 10.02.2017. http://www.studfiles.ru
  6. Титов Б. А. Сензитивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества. - Теория и практика общественного развития,  № 7. - 2015. на 10.02.2017 http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/7/pedagogics/titov.pdf  и др

Приложение 1

Примеры коммуникативных кейсов

Задании №1 по теме:

    1. Прочитайте следующие диалоги. Определите коммуникативные намерения каждого участника общения. С помощью каких слов и выражений реализуются эти намерения? Можно ли назвать данные ситуации примерами речевой агрессии? Аргументируйте свои ответы.
    – Несколько человек бесцеремонно подошли к соседним скамьям и смотрели на конфузившегося, не знавшего куда девать свои руки и ноги Тему. Из них особенно впился в Тему белобрысый некрасивый гимназист Корнев, с заплывшими небольшими глазами, как-то в упор, пренебрежительно и недружелюбно осматривая его. Вахнов, облокотившись локтем о скамейку, подперев щеку рукой, тоже осматривал Тему сбоку с каким-то бессмысленным любопытством.
    – Как твоя фамилия? – спросил он, наконец, у Темы.
    – Карташов.
    – Как? Рубль кашель? – переспросил Вахнов.
    – Очень остроумно! – едко проговорил белобрысый гимназист, пренебрежительно отвернувшись, пошел на свое место.
    – Это – сволочь! – шепнул Вахнов на ухо Теме.
    – Ябеда? – спросил тоже на ухо Тема. Вахнов кивнул головой.
    – Его били под шинелями? – спросил опять Тема.
    – Нет еще, тебя дожидались, – как-то загадочно проговорил Вахнов. Тема посмотрел на Вахнова. Вахнов молча, сосредоточенно поднял вверх палец.
    Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы»
 
    2. – Силыч! – завопил Карась…
    – Что? – откликнулся тот.
    – Заступись!
    Явился Силыч. Паникадило того ждал… Он бросил Карася.
    Начались предварительные переговоры.
    – Ты зачем, сволочь, трогаешь его?
    – А тебе что?
    – Не слышал, что я говорил?
    – На это ухо глух.
    – Значит, вытряски захотелось?
    – Ну-ко, тронь!
    – А ты думаешь не трону…

    
Н.Г. Помяловский. «Очерки бурсы»

Задания №2 по теме:

Сравните следующие высказывания героев повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» и определите значения выделенных слов. В каких ситуациях эти слова являются оскорблениями, а в каких случаях – отражением индивидуального стиля речи говорящего, фамильярными обращениями? Аргументируйте свои ответы.
    1. …В нашу комнату ввалился огромный человек в непромокаемом пальто и высоких охотничьих сапогах. Лицо его, достаточно обросшее щетиной усов и бороды, показалось нам тем не менее знакомым.
    – Цыган?! – вскричали мы.
    – Он самый, сволочи. – ответил человек, и уже по построению этой фразы мы убедились, что перед нами действительно Цыган.
 
    2. «– Пойди, Воробышек, сядь к Вите на колени и попроси прощения.
    – И пошел бы, если бы не ты.
    – Дурак.
    – Сам дурак. Сманил всех, а теперь лежит себе. Янкель рассвирепел.
    – Ах ты сволочь коротконогая! Я тебя сманивал?
    – Всех сманил!
    – Факт, сманил, – послышались голоса с кроватей.
    – Сволочи вы, а не ребята, – крикнул Янкель, не зная, что сказать».
    3. «Колька Громоносцев довольно нахально оглядел сидевших и, решив, что среди присутствующих сильнее его никого нет, независимо поздоровался:
    – Здравствуйте, сволочи!
    – Здравствуй, – недружелюбно процедил за всех Воробьев. Он сразу понял, что этот новичок скоро будет в классе коноводом».
 
Задания №3 по теме: Сравните следующие высказывания героев повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» и определите значения выделенных слов. В каких ситуациях эти слова являются оскорблениями, а в каких случаях – отражением индивидуального стиля речи говорящего, фамильярными обращениями? Аргументируйте свои ответы.

    1. «– Пал Ваныч! Дружище! Дерните что-нибудь еще, только повеселей.
    – Верно, Пал Ваныч. Песенку какую-нибудь.
    Тот попробовал протестовать, но потом сдался.
    – Что уж с вами делать, мерзавцы этакие! Так и быть, спою вам сейчас студенческие куплеты».
 
    2. «– Мерзавец! Выродок! Дегенерат!
    – Вы что ругаетесь! – вспыхнул Ленька. – Какое вы имеете право!»

    ¦ В задании I выделенное слово в первом примере является фамильярным обращением и отражает индивидуальный стиль речи говорящего; во втором – оскорблением, поскольку является словесным выражением обиды и вызывает возмущение адресата.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Разработка кейса по разделу: «Вязание крючком»,

ТЕМА: «ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА ТРИКОТАЖНЫХ  ИЗДЕЛИЙ».

        1. История появления трикотажных изделий.

Тысячи лет это была одежда представителей широких трудовых масс. Шерстяная нить всей этой истории уходит в туманы старины глубокой. В частности, археологи в золе ушедших времен, обнаружили вязаные вещи, чей «возраст» датирован II-III веком до нашей эры. Произошло это важное событие на территории Египта. Изделия представляли собой что-то типа чулок, однако с тщательно вывязанными отдельными пальцами. Все это хозяйство приспосабливалось к сандалиям и по-видимому служило частью обуви.

В Европе как ни странно вязание долго не было востребованным и располагалось в присутствии» лишь в XV-XVI веках. Но Европа есть Европа и тут дела очень быстро вышли за рамки манипуляций крючками и другими «примитивными» приспособлениями.

В 1589 году приходской священник (ну а кто 6ы еще?) Вулбридж Вильям Ли изобрел первую вязальную машину и по Европе вовсю зашагали множество ног о ножек, утепленных и украшенных вязанными чулками, которые не только заполонили улицы городов о деревень, а и ко всему прочему вошли в ягоду при дворце английской королевы Елизаветы I, откуда естественным образом, распространились в дома английской знати.

В семидесятых годах ХIХ века некая англичанка из «высшего света», а звали эту смелую женщину Лили Ленгри, стала носить костюмы, изготовленные из так называемого джерси (особого вида трикотажа, получившего свое название по месту происхождения - острова Джерси). Однако попытка « выделывать» подобным образом была встречена светом с ледяным спокойствием.

Лед треснул через пятьдесят лет, когда в конце 20-х годов уже двадцатого века Эльза Скьяпарелли известный и авторитетный итальянский модельер - вывела трикотаж на мировой уровень. Сейчас практически любой уважающий себя кутюрье любого уровня не упускает возможности «сообразить» и представить миру пару коллекций трикотажных изделий в году.

2. Основные виды трикотажных изделий.

Существует множество классификаций трикотажа - по видам трикотажного полотна, по свойствам трикотажа, по способам отделки, по видам используемого сырья. Но основной классификацией при выборе трикотажных изделий является разделение трикотажа по целевому назначению.

По назначению трикотаж может быть следующих видов:

  1. верхний трикотаж;
  2. бельевой трикотаж;
  3. чулочно-носочный трикотаж;
  4. перчаточный трикотаж;
  5. платочно-шарфовый трикотаж;
  6. головные уборы.

В свою очередь эти виды трикотажа имеют еще одну классификацию. Различают трикотаж по наименованию, по сезону, по половой принадлежности.

3. Трикотажные изделия в наши дни.

Трикотаж сегодня - материал, достойный не только повседневных костюмов, но и разнообразных торжественных нарядов. Трикотажную одежду сегодня можно увидеть на любой вечеринке, и это не является признаком бедности пли дурного тона.

Трикотажные изделия очень часто встречаются в эксклюзивных коллекциях многих дизайнеров - этот материал позволяет воплотить абсолютно все идеи в жизнь. Трикотаж лёгок, топок, хорошо сидит, из него можно сшить вещи к любому торжественному случаю и любому времена.

                 4. Декор трикотажных изделий

Чтобы трикотажное изделие выглядело более привлекательным, используют различные приёмы декора. Трикотажную модель можно украсить вышивкой, тесьмой, бахромой, кожаными и замшевыми вставками, вязаными цветами и различными фигурами. Все декоративные элементы должны сочетаться с моделью и её назначением.

Декор создаёт дополнительную выразительность, связывая воедино в гармоничном ансамбле декорируемые предметы.

Переизбыток декоративных элементов на джемпере или платье превращает  изысканное изделие в безвкусную и некрасивую вещь. Поэтому, декоративными элементами, вязаная одежда оформляется только в строгом соответствии с заданной моделью.

Как правило, больше всего, декоративных элементов на детских вещах. Сделать детский трикотаж более ярким и интересным помогают вышивка, отдельные вязаные элементы и т.д.

Женская одежда также обильно дополняется отделкой, но она должна быть более сдержанной о строгой.

В мужских моделях из всего многообразия декоративных элементов применяются различные шнуры, кнопки, оформляются края изделия.

ЗАДАЧА:

  • ИЗУЧИТЬ ВАРИАНТЫ ДЕКОРАТИВНОЙ ОТДЕЛКИ ТРИКАТАЖНОГО ИЗАДЕЛИЯ.
  • УТОЧНЕНИЕ ЗАДАНИЯ:
  • ОПРЕДЕЛИТЬ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНОЙ ОТДЕЛКИ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ.

Контекст задания:

  • Вы разрабатываете варианты декора трикотажного изделия.
  • Вы разрабатываете декор одного и того же изделия разными способами. -Вы проводите сравнительный анализ декора одной и той же модели с цепью выявления положительных и отрицательных сторон.
  • Вы разрабатываете декор своего трикотажного изделия.

ЭЛЕМЕ}IТЫДЕКОРАТИВНОЙ ОТДЕЛКИ

ГЛОССАРИЙ.

  1. ДЕКОР(отпат. десого- украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.
  2. Трикотаж (фр. г)соае) — текстильный материал или готовое изделие, структура которого представляет соединённые между собой петли, в отличие от ткани. которая образована в результате взаимного переплетения двух систем нитей, расположенных по двум взаимно перпендикулярным направлениям.
  3. Декорировать- придавать чему-либо нарядный, красивый вид; художественно оформлять.
  4. Отдепка - окончательная работа над приданием изделию товарного вида.
  5. Девайсы (от англ. device) - это устройства, приспособления, те или иные технические средства, которые используются в различных областях науки и повседневной жизни....
  6. Дизайнер одежды - это изобретатель. Он придумывает модели одежды, детали, аксессуары. Придумывает и адаптирует их к повседневной нашей жизни.... Дизайнер одежды - генератор идеи.
  7. Кутюрье (ф,р, coutur)ere — портниха, от соиниге — шитьё, сшивание) —художник-модельер, работающий в индустрии от кутюр(часто по контракту с ведущими салонами мод и экскпюзивны ми бутиками) и создающий модную эксклюзивную одежду.

Приложение 3.

Сравнительная таблица результатов использования

кейс – технологии в ВУЗе и в объединениях

дополнительного образования детей

Критерии

ВУЗ

Дополнительное образование

Кейс -stadi

Кейс – средство достижения цели, инструмент преподавания (от 3 до 30 страниц).

Кейс – форма восприятия, обсуждения и понимания предложенной ситуации, выбор позиций и действий героев для изменения ситуации. Инструмент преподавания (1-2 стр.).

Проблема

Значимая профессиональная ситуация требующая решения.

Значимая возрастная ситуация требующая решения.

Решение

Выбор, размышления и  действия участников событий при: известных условиях, определенных профессиональными мотивами, целями и ценностями.

Поиск путей решающих духовно-нравственные жизненные проблемы, ориентация на культуру речи, коммуникационные компетенции, творчество и традиционные ценности.

Ситуация

Описывает интересы, позиции, правила и процедуры профессиональной деятельности- среду действия героя.

Описывает возрастные и эмоциональные состояния человека в повседневной жизни.

Контекст

Описание условий возникновения ситуации; факторы внешней среды, справка об организации – составляющие непосредственная среды действия героев.

Описание событий, ситуаций происходящих в жизни подростков, их семей; близкие им по восприятию и пониманию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кейс-стади в учебном курсе "Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников"

Кейс-стади (или метод конкретной ситуации – МКС, или ситуационное обучение) представляет собой специальную методику обучения, заключающуюся в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй) для с...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

«Метод кейс стади на уроках истории»

    Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускн...

Урок истории с использованием метода кейс – стади по теме "Политическое развитие страны" 7 класс.

Урок в 7 классе по теме  "Политическое развитие страны" подготовлен с применением кейс - технологии.  Кейс - метод - это разновидность интерактивных методов обучения создает на уроке благопр...

Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»

Методическая разработка  может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания  основ  современного  делопроизводства,  ориентированного ...

Метод тестового контроля в образовательном процессе дополнительного образования.

Создания контрольно-оценочных средств с помощью программ....

Метод кейс-стади 10 класс тема «Устраиваемся на работу» (Spotlight)

Применение метода кейс-стади на уроке 10 класса по теме «Устраиваемся на работу» (УМК Spotlight). Обоснование целесообразности. Карта урока....