Цифровизация образования
статья по технологии

Цифровизация образования:   внедрение в учебный процесс государственных информационных систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovizatsiya_obrazovaniya.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровизация образования:

внедрение в учебный процесс государственных информационных систем.

«Знание – это системное, глубинное представление о мире, настолько глубинное, что становится возможным предсказывать новые факты. Можно ли такое знание получить только с помощью „цифры“? Вряд ли. Нужен живой учитель, наставник, а „цифра“ будет ему в помощь»

С. А. Бешенков, заведующий лабораторией дидактики информатики Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

В настоящее время использование различных средств цифрового обучения в системе образования находится в центре внимания не только педагогов - практиков, но и многих исследователей – теоретиков. Подобное пристальное внимание к вопросам цифровизации системы образования вышло на первый план в связи с тем, что общество уже давно живет в цифровом мире практически во всех сферах деятельности. Человеку необходимо постепенно приобретать качества, которые обеспечат ему возможность полноценно функционировать в современном цифровом поле, выполняя возложенные на него социальные функции и роли. В нашей стране не хватает специалистов, работающих в IT-сфере. Нужны люди, которые могут сделать вклад в цифровую экономику. Правительство активнее продвигает госпрограммы, направленные на цифровизацию образования. Иначе бизнес так и не сможет на равных конкурировать с представителями других стран. 

Наше общество и деловая жизнь в высшей степени цифровизированы, но образовательные организации только делают первые шаги по изменению, чтобы стать цифровыми. При этом изменению подлежат не только использующиеся образовательные инструменты (например, замена учебников их электронными копиями), но и сама концепция построения образовательной системы. При этом оцифровка преподавания и обучения не может быть достигнута путём покупки компьютеров, планшетов или интерактивных досок.

Переход на цифровое образование обусловлен рядом проблем, связанных в первую очередь с резкой сменой обстановки: от посещения учебного учреждения, до дистанционного образовательного процесса. Обучение в цифровую эпоху — это более глубокая трансформация всего процесса обучения, применение новых цифровых инструментов для переосмысления того, как необходимо обучать, чтобы быть современным. Технологические новшества в информационной среде (развитие мобильных сетей, искусственный интеллект, автоматизация, продвинутая аналитика данных и пр.) позволяют расширять возможности обучения за счет сочетания традиционных методов обучения и современных технологий.

Суть цифровой трансформации образования в том, чтобы каждым были достигнуты необходимые образовательные результаты за счет персонализации образовательного процесса, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными.

Целью обучения становится формирование и развитие у обучающих способности учиться, понимать логику поиска новых решений, которые двигают науку вперед. Цифровая трансформация неизбежно ведет к переменам содержания образования, методов и организационных форм учебной работы. Акценты в обучении цифровой трансформации образования смещаются на освоение новых способностей: способностей к анализу, экспертизе и переносы освоенных знаний и умений в новые ситуации. Распространение различных форм интернет-общения, а также разработка специализированных интернет-сервисов стимулируют переход на новые формы коммуникаций педагога и учащихся, педагога и родителей. Это еще один фактор, способствующий проникновению цифровых технологий в образование.

Использование цифровых технологий в образовательном процессе должно повышать качество образования и помогать обучающимся быстрее усваивать значительный объем учебной информации и длительно его удерживать в памяти, что соответствует ожиданием современных работодателей.

Тем не менее, было бы ошибкой полагать, что цифровые технологии автоматически решают все проблемы в образовании и сами по себе приводят к улучшению условий обучения. Использование информационных технологий в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из стратегических целей учебной программы и учебного заведения.

Таким образом цифровизация системы образования имеет огромный потенциал, однако, несет в себе и потенциальные риски.

Одним из первых проблемных моментов является то, что внедрение цифровизации в систему образования является явлением новым, следовательно, пока отсутствует разработанная и проверенная на практике теория, на которую могли бы опираться педагоги, работающие в новых условиях.

В цифровой системе образования взаимодействие с преподавателем и речевое общение сводится к минимуму. Возникает заманчивая идея отказаться от учителя, как посредника, передающего знания. Обучающийся большую часть времени находится один на один с компьютерной программой, или другим вариантом цифрового обучения, что значительно обедняет не только его словарный запас, но также влияет на развитие мышления, а перевод текста в смайлики приводит к постепенной потере навыков диалога и монологической речи. В настоящее время, поколение, рожденное в 2000-х годах, является примером того, как компьютерные технологии изменяют мышление, внимание, память и все жизненные установки. Представители цифрового поколения отличаются фрагментарным мышлением. Обучающиеся теряют способность вступать в диалог и конструктивно его поддерживать.

Не менее серьезной проблемой, которая возникает в процессе всеобщей цифровизации образования, является т.н. «утечка информации о пользователе».

Несмотря на вышеперечисленные риски большая часть образовательных организаций на современном этапе, активно используют цифровые технологии в образовательном процессе.

Согласно Приказу Минпросвещения России от 30.06.2021 г. № 396 «О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа», система создана, чтобы повысить уровень цифровой грамотности педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий, создать современную и безопасную образовательную среду и возможности для вовлечения родителей (законных представителей) в процесс образования их детей.

Внедрение ФГИС призвано также создать условия для взаимодействия региональных и федеральных систем и использовать единые классификаторы, реестры, справочники и форматы взаимодействия, обеспечить равный доступ к качественному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам для всех категорий обучающихся.

Кроме того, система позволяет формировать показатели государственного статистического наблюдения на основе действий педагогов и граждан в части образовательного процесса.

Цифровая трансформация стремительно изменяет мир и необходимость несколько раз менять профессию в течении жизни становится реальностью для многих людей. В новом цифровом мире человек открыт к изменениям, самоценности в любом возрасте, индивидуализирует образование и свободен в выборе программ и технологий собственного развития.

В заключение необходимо заметить, что современное образование столкнулось с серьезными изменениями, обусловленными внедрением новых цифровых технологий в образовательную практику, а также с проблемами поиска компромиссных решений, позволяющих эффективно сочетать инновационные и традиционные подходы к передаче информации.  Использование цифровых технологий в образовательном процессе соответствует требованиям современного общества и прогресса. Однако они ни в коей мере не смогут заменить живое взаимодействие учителя и ученика, а будут служить дополнительным элементом образовательного процесса. При грамотном решении проблем, возникающих в процессе цифровизации системы образования, можно считать, что данный процесс принесет позитивные изменения, выведя наше образование на более высокий качественный уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной деятельности обучающихся по математике в условиях цифровизации системы образования.

Каждый учитель и каждый ученик на сайте имеют личные виртуальные кабинеты, в которых размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения самостоятельных занятий по мат...

Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"

Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"...

Психологическое сопровождение обучающихся в условиях цифровизации образования

Цифровизация образования сегодня преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, избранности, но так ли это на самом деле? Развитие информационных технологий ставит педагогов и п...

Инструменты цифровизации образования детей с ОВЗ

Цифровое образование открывает новые перспективы в системе коррекционного образования, связанные с переосмыслением отношения к организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здо...

Цифровой университет: совершенствование организации обучения и стратегия развития образования в условиях цифровизации

Цифровой университет: совершенствование организации обучения и стратегия развития образования в условиях цифровизации: Материалы всероссийской научно-методической конференции с международным участием ...

Доклад Цифровизация образования

Цифровизация образования в школе означает использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для улучшения процесса обучения и образовательной среды....