«Умные руки – умный ребенок» как метод формирования функциональной грамотности.
методическая разработка по технологии (5 класс)

Мастер-класс  с приминением синельной проволки   на тему: "Умные руки - умный ребенок" как метод формирования функциональной грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Умные руки – умный ребенок» как метод формирования функциональной грамотности.

В настоящее время в сфере образования одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях стала функциональная грамотность. Что означает и включает в себя это понятие? Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». «Функционально-грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье. Актуальность данной проблемы ведет к постоянному поиску новых идей, методов и технологий. Один из таких методов, который оказывает влияние на многие функции ребенка является мелкая моторика. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Было установлено также, что уровень развития моторики – один из показателей функциональной грамотности ребенка, помогающий не только при письме, работе с компьютером, но и способствующий развитию речи

Мелкую моторику пальцев рук школьников можно развивать:

  • методом специальных мышечных упражнений непосредственно пальцев и кистей рук – это пальчиковая гимнастика
  • стимуляции нервных окончаний и усилением кровотока в кистях и пальцах путем массажа и самомассажа
  • занятиями продуктивными видами деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией (куда включается и работа ножницами, и всяческие приемы скручивания, обрывания, складывания бумаги), а также конструирование из различных видов конструктора (мозаика, лего, пазлы)
  • посредством игры: с песком, мелкими предметами и природным материалом, лентами, шнуровками и др.

В поисках новых, необычных, интересных материалов для детского творчества мы обнаружили эти пушистые разноцветные проволочки.

Синельная проволка - пушистый, с бархатистым ворсом шнурок, скрученный из нескольких нитей, между которыми захвачен ряд коротких кончиков нитей, торчащих во все стороны (ворс). Этот замечательный материал привлекателен, безопасен и дает бесконечный простор для фантазии ребенка.

Синельная проволока универсальный материал, в любой момент неудавшуюся часть поделки можно раскрутить и сделать все заново или вовсе новое изделие. Несмотря на то, что такая проволока достаточно гибкая, она так же отлично держит форму, даже при соединении с другими поверхностями и материалами.

Поделки для детей из пушистой проволоки – это всегда источник большого количества положительных эмоций и неисчерпаемого творческого вдохновения. Сам процесс работы с пушистой проволокой сопровождается массой приятных ощущений, способствует развитию тактильной чувствительности пальчиков детей и делает его ручки более ловкими. Освоив простые элементы, из проволочки можно творить все, что душе угодно, главное, чтобы её хватило.

Уважаемые коллеги, а теперь давайте пофантазируем и сделаем свою поделку!

Приступая к изготовлению поделки приготовим:
- синельную проволоку розового цвета;
- синельную проволоку зеленого цвета;
- флористическая проволока или шпажка;
- флористическая тейп-лента или гофрированная бумага зеленого цвета.

Возьмите 4 короткие проволоки и согните пополам. Затем через место сгиба проденьте длинную проволоку и согните ее пополам. Перекрутите длинную проволоку 2 раза вокруг оси и загните ее концы к остальным. Расправьте проволоки и придайте им форму лепестка. Возьмите один конец длинной проволоки и перекрутите вокруг основания лепестка, фиксируя остальные концы. Разглаживая большим пальцем, придайте вогнутую форму лепестку. Далее сформируйте еще 3 лепестка.

Для изготовления листьев возьмите 2 зеленые проволоки и согните пополам, перекрестите их в месте сгиба. Прокрутите верхнюю проволоку 2 раза и соедините ее концы с нижней проволокой. Возьмите самый длинный кончик проволоки и перекрутите вокруг основания листка, придайте ему изогнутую форму. Далее сделайте еще 1 лист. Заготовки у нас готовы.

Сейчас приступаем к нашему цветку. На флористическую проволоку с помощью нити начинаем наматывать наши лепестки, по очереди фиксируем остальные лепестки. Затем мы начинаем обматывать наш стебель тейп-лентой (растяните ее, чтобы выделился клеевой состав). Немного обмотав стебель прикладываем наши листья. Обмотайте остальную часть стебля.

Наша лилия готова.

Таким образом, систематическая работа в направлении развитии мелкой моторики школьников позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть руки ребенка приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма и ручного труда. Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей становятся более совершенными. Разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...

приёмы и методы формирования функциональной грамотности на уроках физиеи

В статье описаны приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках физики основной школы. Актуальность темы определяется необходимостью в формированиифункциональной грамотностиу всех у...

Решение ситуационных задач на уроках математики – один из методов формирования функциональной грамотности.

Одним из действенных средств повышения эффективности обучения математике является использование на уроках ситуаций, которые позволяют создать в классе условия, приближенные к тем, в которых люди оказы...

Активные методы формирования функциональной грамотности (читательской) на уроках немецкого языка в средней школе.

В ст                  В статье дается определение функциональной грамотности, рассматриваются её преимущества для современного oбразования, объясняется, по...

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках русского языка является одной из ключевых задач современного образования. В статье рассматриваются методы и подходы, которые способствуют р...

Методы формирования функциональной грамотности на уроках физики

Образовательная функция физического эксперимента: способствует формированию у обучающихся теоретических знаний; интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе, умений выполнять про...