Авторская рабочая программа "Одаренные дети"
рабочая программа по технологии
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Работа с одаренными и талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Одаренные дети»
Актуальность и перспективность опыта.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Работа с одаренными и талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо выяснить, что же понимается под термином «одаренность»?
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово “одарённость” следующим образом: “То же, что талантливый…”. А уж талантливый - “…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Когда нам предлагают “создать банк одарённых детей”, то мы, недолго сомневаясь, вносим в список имена самых сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведёт на очередной олимпиаде или конференции. Но если признаться, то найти “одарённого” именно по своему предмету очень сложно. И всё же учитель, воспитатель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Иногда ученик принимает решение написать исследовательскую работу, не имея понятия, на какую тему он будет проводить изыскания. Некоторые даже советуются: “А по какому предмету мне написать…?” Конечно же, по тому, который интересен, где много проблем, ещё никем не разрешённых...
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи:
- Выявление и отбор одаренных, талантливых и способных детей, создание условий для развития творческого потенциала личности учащихся;
- Создание системы внеурочной работы научного общества учащихся.
- Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
- Организация системы исследовательской работы учащихся.
Концепция программы
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Одаренные дети
- Имеют более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
- Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности.
- Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружок.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Диагностика
- Изучение диагностических методик, основанное на валидности, доступности, информативности, емкости.
- Создание банка тестов для диагностики учащихся по определению интеллектуальных способностей, банка данных талантливых детей.
- Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одаренных детей путем собеседования.
- Изучение работы учащихся на уроках путем посещения уроков.
Методы работы с ОД:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- творческие работы;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы.
Формы работы с одаренными детьми.
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях.
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными учащимися;
- Творческая самореализация учащихся;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование самостоятельности;
- Формирование навыков эффективного общения.
Предполагаемые результаты:
- увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
- повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
- положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня.
Ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения технологии, развитие познавательного интереса и креативного мышления, развитие ученика как личности.
Оптимальность и эффективность средств.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.
На современном этапе перед предметом «Технология» стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрированного, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.
Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, кружковой работы;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, группы;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
В своей работе активно использую такое направление технологии как проектная деятельность. Исследовательские проекты по технологии практикую на всех ступенях обучения, учитывая особенности и методику исследования. В итоге, в каждом классе выделяю группу увлеченных ребят и привлекаю их к подготовке проектов на конкурсы.
С ними провожу дополнительные занятия, на которых обсуждаем методику исследования. Это способствует сохранению у ребенка интереса к предмету на протяжении всего школьного обучения. И как результат, в старших классах учащиеся обладают навыками проектной и исследовательской работы. Учащиеся представляют свои исследовательские проекты на олимпиадах, научно-практических конференциях.
Для выявления одаренности, творческого потенциала учащихся использую различные методики диагностики одаренности (по А.И. Савенкову), тест «Определение творческих способностей учащихся» (по Г. Дэвиса).
Высокий уровень контрольно-диагностической функции, исследовательская направленность организации работы с одаренными детьми позволяет:
- грамотно организовывать текущее и перспективное планирование организации проектной деятельности с учащимися;
- совершенствовать образовательный процесс, с учетом особенностей каждого ребенка, его интересов, образовательных возможностей и способностей;
- стимулировать создание атмосферы эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самопознания, саморазвития учащихся.
Результативность за последние три года применения данной программы проявляется в:
I. участии детей в предметной олимпиаде:
- Всероссийская олимпиада школьников по технологии – районный этап – 6 победителей, 12 призеров;
- Республиканская олимпиада школьников по технологии – 9 призеров;
- Всероссийская олимпиада школьников по технологии – региональный этап – 1 победитель, 5 призеров
- Всероссийская олимпиада школьников по технологии – заключительный этап – 1 победитель, 4 призероа
II. участии детей в очных конкурсах:
- Межрегиональный конкурс «Созидательный труд школьников» – 1 победитель, 2 призера;
- Чемпионат «Профессионалы» региональный этап 2 победителя, заключительный этап 2 призера
7. Возможность тиражирования.
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах. По распространению опыта провожу семинары районного уровня, осуществляю общение с коллегами в сети Интернет.
Заключение
В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одаренности. Поскольку одаренность человека – это многоликий феномен. Разработано много различных методов диагностики одаренности детей. Какие бы методики при этом не использовали, как бы всесторонне их не анализировали, вероятность ошибки нельзя исключить. Поэтому главным принципом психодиагностики должен быть принцип: «Не навреди!»
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одаренных и способных детей, стимулировать ее развитие.
Мои наблюдения за развитием учащихся показывают, что у них повысился интерес к занятиям исследовательского характера, с большей ответственностью готовятся к районным олимпиадам, самое активное участие принимают в общешкольных и районных конкурсах. Ученики, занявшие призовые места в различных конкурсах, стимулируются грамотами, которые торжественно вручаются на общешкольной линейке, а родители получают благодарственные письма.
Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.
Приложение
План работы с одаренными детьми класса
Время проведения | Направление работы |
сентябрь | Проведение диагностики. Дополнение банка данных |
октябрь | Собеседование с родителями. Координация совместных действий родителей, классного руководителя, учителя-предметника. Подготовка учащихся к Межрегиональному конкурсу «Созидательный труд школьников». |
Октябрь - ноябрь | Участие в конкурсе «Созидательный труд школьников». Вовлечение учащихся в школьные олимпиады и подготовка к муниципальным, республиканским и всероссийским олимпиадам. |
Ноябрь-декабрь | Активное участие в муниципальных олимпиадах. Подготовка к муниципальным, республиканским конкурсам, к защите творческих проектов. |
Декабрь -январь | Подготовка к республиканской олимпиаде. Участие в школьной неделе по предмету. |
Февраль- март | Подготовка презентаций по проектам. Участие в муниципальных и региональных конкурсах. |
Март | Подготовка учащихся к конкурсу «Юная мастерица», к Всероссийской олимпиаде школьников |
Апрель | Участие в Межрегиональном конкурсе «Юная мастерица» |
Май | Подведение итогов деятельности. Составление плана на следующий год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа – «Закаливание детей – как один из нетрадиционных подходов к организации коррекционной работы с неслышащими детьми».
Цели и задачи авторской программы: 1. Раскрыть теоретические основы закаливания, проблемы оздоровления детей холодной водой. 2. Дать методические рекомендации в планировании занятий, направленных на...

Авторская песня "Маленькие дети" (нотный вариант)
Авторскую песню "Маленькие дети" рекомендуется разучивать с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста...

Авторская программа "Одарённые дети -будущее России"
В программе предаставлен опыт работы с одарёнными детьми....

Авторская рабочая программа логопедических занятий для детей с лёгкой умственной отсталостью
Формирование умения объединять в логическую последовательность несколько предложений. Обучение простейшим приёмам мыслительной обработки текстов и программированию устного высказывания.1) Формир...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)
Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...

