Авторская рабочая программа логопедических занятий для детей с лёгкой умственной отсталостью
методическая разработка (8, 9 класс)

Копылова Галина Павловна

Формирование умения объединять в логическую последовательность несколько предложений.  Обучение простейшим приёмам мыслительной обработки текстов и программированию устного высказывания.

1) Формировать речеведческие понятия (текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова, тип текста).

2) Знакомить со средствами межфразовой связи (порядком слов в смежных предложениях, однокоренными словами, местоимёнными заменами, лексическими повторами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5-9_logoped_zan_luo.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа

Согласована:

Заместитель директора по УВР:

«___» _________________ г.

________ /Туманова А.Г../

Утверждена:

Приказом № __________

от «___» ________            г.

директор школы:

________ /Валынкина О.Л./

Рабочая программа

логопедических занятий

для детей с лёгкой умственной отсталостью

5-9 классы

на 2017 - 2018 уч. год

Программа составлена учителем коррекционных классов: Копыловой Г. П., высшая квалификационная категория

с. Шелехово

2017 год


Пояснительная записка

        Рабочая программа логопедических занятий для 5-9 классов по АООП для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработана на основе программы Андреевой Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи.

Основная цель и задачи.

Формирование умения объединять в логическую последовательность несколько предложений.  Обучение простейшим приёмам мыслительной обработки текстов и программированию устного высказывания.

1) Формировать речеведческие понятия (текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова, тип текста).

2) Знакомить со средствами межфразовой связи (порядком слов в смежных предложениях, однокоренными словами, местоимёнными заменами, лексическими повторами).

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю

Класс

Количество в год

В неделю

5-9

68 ч

2 ч

Рабочая программа ориентирована на УМК

  1. Андреева Н.Г., под ред. Профессора Лалаевой Р.И. Логопедические занятия по развитию связной речи. Предложение. Текст. Часть 2. Пособие для логопеда. М., ВЛАДОС, 2009.
  2. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М., АКАДЕМА 2010.
  3. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ.  М., АКАДЕМА 2012.
  4. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Часть 1. Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное. М., ВЛАДОС, 2011.
  5. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Часть 2. Глагол. Местоимение. Причастие. М., ВЛАДОС, 2009.
  6. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. Учебно-методическое пособие. Издательство КАРО, Сп-б., 2011.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты освоения программы  обучающимися 

- Активно пользоваться различными способами словообразования;

-Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении);

-Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;

-Определять основную мысль, тему рассказа;

-Определять последовательность и связность предложений в тексте;

-Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;

-Составлять план связного высказывания.

Содержание учебного курса

Предложение – 4 ч      

Главные и второстепенные члены предложения.

1.Нахождение и установление значения слов.

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении.

Выделение признаков связного текста, тема текста. Озаглавление текста в связи с выделенной темой или с отражением его темы.

Лексические средства МФС (прямые лексические повторы).

Формирование умения преодолевать разрыв в 2-3 предложениях, связанных

 по смыслу, путём изменения порядка слов, употребления лексических повторов.                

Предложения распространённые и нераспространённые.

1.Нахождение и установление значения слов.

Работа над смысловой  и интонационной законченностью предложений (, , ? !).

Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Различение предложений по интонации.

Озаглавление текста в связи с выделенной темой или с отражением его темы.

 Формирование умения преодолевать разрыв в 2-3 предложениях, связанных по смыслу, путём изменения порядка слов, употребления лексических повторов.    

Звуки и буквы – 4 ч

Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие и твёрдые, звонкие и глухие).

1.Нахождение и установление значения слов.

1. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

Озаглавление текста в связи с выделенной темой или с отражением его темы.

Формирование умения преодолевать разрыв в 2-3 предложениях, связанных по смыслу, путём изменения порядка слов, употребления лексических повторов.                            

Слово. Состав слова –10 ч

1.Нахождение и установление значения слов.

2.Выделение структурных элементов слова; распознавание знаменательных частей речи по составу.

  1. 1.Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Озаглавление текста в связи с выделенной темой или с отражением его темы.

 Формирование умения преодолевать разрыв в 2-3 предложениях, связанных по смыслу, путём изменения порядка слов, употребления лексических повторов.                           

Корень и однокоренные слова.

1.Нахождение и установление значения слов.

2.Упражнения в образовании слов с помощью приставок и суффиксов.

3.Изменение формы слова и подбор однокоренных слов.

1. Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту.

Основная мысль текста.

Выделение основной мысли текста.

Лексические средства МФС (лексические повторы с употреблением однокоренных слов).  Формирование умения наблюдать, выделять и, где возможно,   использовать однокоренные слова для связи 2-3 предложений между собой.

Окончание, приставка, суффикс.

Нахождение и установление значения слов.

Работа по словообразованию с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (-оньк-, -еньк-, -ушк-, -юшк-, -ик-).

Наблюдения за изменением значения слова, в зависимости от приставки.

Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту.

Связь слов в предложении с помощью окончаний.

Составления словосочетаний, противоположных по значению (пришёл на стадион - ушёл со стадиона). 

Выделение основной мысли текста.

Формирование умения наблюдать, выделять и, где возможно,   использовать однокоренные слова для связи 2-3 предложений между собой.

Правописание безударных гласных, проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

Нахождение и установление значения слов.

 Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

Выделение основной мысли текста.

Формирование умения наблюдать, выделять и, где возможно,   использовать однокоренные слова для связи 2-3 предложений между собой.

Правописание безударных гласных, проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

Нахождение и установление значения слов.

Разделительный ъ в словах с приставками.

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схем. Грамматическое оформление предложений.

Выделение основной мысли текста.

Формирование умения наблюдать, выделять и, где возможно,   использовать однокоренные слова для связи 2-3 предложений между собой.

1.Нахождение и установление значения слов.

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схем. Грамматическое оформление предложений.

Выделение основной мысли текста.

 Формирование умения наблюдать, выделять и, где возможно,   использовать однокоренные слова для связи 2-3 предложений между собой.  

Имя существительное – 14 ч

Понятие об имени существительном. Значение в речи.

Группировка имён существительных по основным семантическим признакам.

Составление предложений из слов, объединение их в связный текст.

Текст. Опорные слова.

Определение опорных слов в тексте.        

Лексические средства МФС (использование личных местоимений).

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительное личным местоимением в смежных предложениях.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Группировка имён существительных по основным семантическим признакам.

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложения на письме.

Определение опорных слов в тексте.        

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительное личным местоимением в смежных предложениях.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Группировка имён существительных по основным семантическим признакам.

Развитие восприятия и понимания сложных грамматических конструкций.

 Работа с деформированным текстом.       Восстановление деформированного текста по серии картинок.

 Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительное личным местоимением в смежных предложениях.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Группировка имён существительных по основным семантическим признакам.

Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочинёнными предложениями.

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительное личным местоимением в смежных предложениях.\

Собственные и нарицательные имена существительные.

Группировка имён существительных по основным семантическим признакам.

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций.

Составление текста.

Составление текста из отдельных предложений.

  Лексические средства МФС (использование притяжательных местоимений).

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительное притяжательным местоимением в смежных предложениях.

Изменение имён существительных по числам.

Группировка имён существительных по основным семантическим признакам.

 Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчинёнными предложениями.

Составление текста из отдельных предложений.

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительное притяжательным местоимением в смежных предложениях.

Род имён существительных.

Изменение имён существительных по падежам.

Группировка имён существительных по основным семантическим признакам.

Тема,  основная мысль текста.        Определение темы, главной мысли текста.

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительное притяжательным местоимением в смежных предложениях.

Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч. щ) на конце.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Образование слов с помощью знакомых суффиксов и приставок.

Работа с деформированными предложениями и грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Тема, основная мысль текста.

Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление.

Лексические средства МФС (использование притяжательных местоимений). Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительные притяжательным местоимением в смежных предложениях.

Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч. щ) на конце.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Образование слов с помощью знакомых суффиксов и приставок.

Работа с деформированными предложениями и грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление.

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительные притяжательным местоимением в смежных предложениях.

Изменение имён существительных по падежам.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Образование слов с помощью знакомых суффиксов и приставок.

Работа с деформированными предложениями и грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Составление текста по данным вопросам. Анализ составленных текстов.

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительные притяжательным местоимением в смежных предложениях.

Изменение имён существительных по падежам.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Образование слов с помощью знакомых суффиксов и приставок.

Работа с деформированными предложениями и грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Составление текста по данным вопросам. Анализ составленных текстов.

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительные притяжательным местоимением в смежных предложениях.

Три склонения имён существительных.

Первое склонение имён существительных в единственном числе.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Образование слов с помощью знакомых суффиксов и приставок.

Работа с деформированными предложениями и грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Текст-повествование. Характерные признаки.

Выделение характерных признаков повествовательного текста.

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительные притяжательным местоимением в смежных предложениях.

Три склонения имён существительных.

Первое склонение имён существительных во мн. числе.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Образование слов с помощью знакомых суффиксов и приставок.

 Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

Выделение характерных признаков повествовательного текста.

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительные притяжательным местоимением в смежных предложениях.

Второе склонение имён существительных в единственном числе.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Образование слов с помощью знакомых суффиксов и приставок.

 Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

Схема текста-повествования.

Работа над анализом текста.

Лексические средства МФС (использование указательных местоимений).

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительное указательным местоимением в смежных предложениях.

Второе склонение имён существительных во мн. числе.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Образование слов с помощью знакомых суффиксов и приставок.

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

Беседа по содержанию текста.

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительное указательным местоимением в смежных предложениях.

Третье склонение имён существительных в единственном числе.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Образование слов с помощью знакомых суффиксов и приставок.

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

Пересказ текста по плану.

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительное указательным местоимением в смежных предложениях.

Третье склонение имён существительных во мн. числе.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Образование слов с помощью знакомых суффиксов и приставок.

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

Пересказ текста по опорным словам.

Формирование умения наблюдать, выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений, умения заменять существительное указательным местоимением в смежных предложениях.  

Предложение – 14 ч

Главные и второстепенные члены предложения.

Построение синонемических рядов и выделения в них стержневых слов.

Группировка имён существительных по основным семантическим признакам.

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

Текст-описание. Характерные признаки.

Выделение характерных признаков текста-описания.

Лексические средства МФС (использование указательных местоимений).        

Формирование умения выделять прямые лексические повторы  и заменять их на указательные местоимения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Владение синонемией, определениями контекстом для раскрытия значения имён существительных.

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

Выделение характерных признаков текста-описания.

Формирование умения выделять прямые лексические повторы  и заменять их на указательные местоимения.

Нераспространённые и распространённые предложения.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Раличение по значению имён существительных с приставкой или суффиксом и образование с помощью морфем новых слов.

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

Схема текста-описания.

Работа над анализом текста.

Формирование умения выделять прямые лексические повторы  и заменять их на указательные местоимения.

Нераспространённые и распространённые предложения.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

 Различение имён существительных: многозначных, с отвлечённым значением; выделение собирательных понятий.

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

Беседа по содержанию текста.

Формирование умения выделять прямые лексические повторы  и заменять их на указательные местоимения.

Однородные члены предложения.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.  Правильное употребление падежных окончаний в зависимости от рода, числа и одушевлённости.

Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов.

Пересказ текста по плану.

Формирование умения выделять прямые лексические повторы  и заменять их на указательные местоимения.

Однородные члены предложения.

Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.

Различение значений глагольных словосочетаний с именами существительными и их правильное оформление.

 Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов.

Пересказ текста по опорным словам.

Формирование умения выделять прямые лексические повторы  и заменять их на указательные местоимения.                

Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Из них: кол-во контрольных

Из них: лабораторных/ практических

Из них: тестов

Из них: проектов

Предложение

4

Звуки и буквы

4

Слово. Состав слова

10

Имя существительное

14

Предложение

20

14

ИТОГО

68


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена

на заседании ШМО учителей

КРО

протокол № ___ от «___» _____ 2017 г.

Руководитель МО:

_______________________ /_______________/

Согласована

               зам. директора по УВР

«____» _____________ 2017 г.

____________ /Туманова А.Г./

Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий

для детей с лёгкой умственной отсталостью

8 класс

на 2017 – 2018 уч. год

Составитель:

Копылова Галина Павловна, учитель коррекционных классов высшей квалификационной категории

с. Шелехово

2017 год


№ урока

Тема урока

Количество часов на изучение данной темы

Дата проведения урока

Примечание

Причина корректировки

по плану

фактически

1 четверть – 18 часов

Предложение – 4 ч

Главные члены предложения

1

Второстепенные члены предложения

1

Предложения распространённые и нераспространённые

1

Составление предложений по схемам

1

Звуки и буквы – 4 ч

Звуки речи: гласные и согласные

1

Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные)

1

Согласных (мягкие и твёрдые)

1

Согласных (звонкие и глухие)

1

Слово. Состав слова – 10ч

Корень и однокоренные слова

1

Окончание

1

Приставка. Образование слов с помощью приставок

1

Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов

1

Правописание безударных гласных, проверяемых безударных гласных в корнях слов

1

Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов

1

Правописание безударных гласных, проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов

1

Правописание непроизносимых согласных

1

Повторение пройденного материала по темам «Предложение», «Звуки и буквы», «Слово»

1

Разбор слов по составу

1

2 четверть – 14 часов

Имя существительное – 14 ч

Понятие об имени существительном. Значение в речи.

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление

1

Собственные и нарицательные имена существительные

1

Собственные и нарицательные имена существительные. Закрепление

1

Изменение имён существительных по числам.

1

Род имён существительны

1

Имена существительные мужского рода

1

Имена существительные женского рода

1

Имена существительные среднего рода

1

Изменение имён существительных мужского рода по падежам

1

Изменение имён существительных женского рода по падежам по падежам

1

Изменение имён существительных среднего рода по падежам

1

Изменение имён существительных по падежам

1

3 четверть – 20 часов

Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч. щ) на конце.

1

Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч. щ) на конце.  Закрепление

1

Три склонения имён существительных

1

Первое склонение имён существительных в единственном числе

1

Первое склонение имён существительных в единственном числе. Закрепление

1

Первое склонение имён существительных во мн. числе.

1

Первое склонение имён существительных во мн. числе. Закрепление

1

Второе склонение имён существительных в единственном числе

1

Второе склонение имён существительных в единственном числе. Закрепление

1

Второе склонение имён существительных во мн. числе

1

Второе склонение имён существительных во мн. Числе. Закрепление

1

Третье склонение имён существительных в единственном числе

1

Третье склонение имён существительных во мн. числе  Закрепление

1

«Упрямые» имена существительные»

1

«Упрямые» имена существительные» Закрепление

1

Имя прилагательное. Значение имён прилагательных

1

Связь имён прилагательных с существительными

1

Связь имён прилагательных с существительными. Закрепление

1

Род имён прилагательных

1

Имена прилагательные мужского рода

1

4 четверть – 14 часов

Имена прилагательных женского рода

Имена прилагательных среднего рода

Изменение имён прилагательных по числам

Склонение имён прилагательных

Склонение имён прилагательных мужского рода

Склонение имён прилагательных среднего рода

Склонение имён прилагательных среднего рода Закрепление

Склонение имён прилагательных женского рода

Склонение имён прилагательных женского рода. Закрепление

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Закрепление

Однородные члены предложения

Однородные главные члены предложения

Однородные второстепенные члени предложения

Части речи. Повторение

Предложение повторение

Распределение учебного материала и время его изучения:

Кол-во часов в I четверти

18 часов

Кол-во часов в II четверти

20 часов

Кол-во часов в IIIчетверти

20 часов

Кол-во часов в IV четверти

8 часов

Виды контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный материал для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся специальных (коррекционных) классов для детей с лёгкой умственной отсталостью 9 класса по профессионально - трудовому обучению (швейное дело).

Для проведения экзамена по трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида, разработаны 10 билетов на основании программы "Швейное дело" под редак...

математика для детей с лёгкой умственной отсталостью,ТЕМА «СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 5»

ТЕМА «СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 5» Цели и задачи урока:1.Образовательные задачиа) узнавать геометрические фигуры — круг, квадрат;б) закрепить знания детей о числах и цифрах от 1 до ...

Рабочая программа предмета «Математика» для 5 класса по АООП, (для детей с лёгкой умственной отсталостью)

Рабочая программа по математике разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховской средней общео...

Рабочая программа предмета «Математика» для 7 класса по АООП, (для детей с лёгкой умственной отсталостью)

Пояснительная записка              Рабочая программа по математике разработана на основе основной образовательной программы основного о...

Адаптированная рабочая программа по математике 7 класса для умственно отсталых (интеллектуального развития) детей

Адаптированная рабочая программапо математике 7 класса для умственно отсталых(интеллектуального развития) детей рассчитана на 2 часа в неделю, то есть 68 часов в год....