Урок чтения. Сказка «Серая Шейка»
план-конспект урока (5 класс)

Урок чтения  в 5 классе. Д. Н. Мамин-Сибиряк

Сказка «Серая Шейка»

 Цель: формирование чувства любви к природе через работу с текстом
Задачи:
1) Образовательные:
• отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность);
• учить отвечать на вопросы и пересказывать по плану;
2) Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, жалости.
3) Коррекционно-развивающие:
• развивать произвольное внимание и зрительную память через игры и пересказ текста;
• корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
• развивать связную речь через ответы на вопросы и пересказ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения  в 5 классе

Сказка «Серая Шейка» Д. Н. Мамин-Сибиряк  

 Цель: формирование чувства любви к природе через работу с текстом
Задачи: 
1) Образовательные:
• отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность);
• учить отвечать на вопросы и пересказывать по плану.

2) Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, жалости.

3) Коррекционно-развивающие:
• развивать произвольное внимание и зрительную память через игры и пересказ текста;
• корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
• развивать связную речь через ответы на вопросы и пересказ.

Ход урока:

  1. Орг. момент

Со сказкой всегда интересно,

Сказки все любят читать.

Сегодня попробуем вместе

Смысл авторской сказки понять.

  1. Речевая разминка:

Каждому ученику раздаются конверты с «рассыпанными» пословицами. Их задача – собрать пословицу, прочитать, объяснить смысл пословицы. Пословицы подбираются в зависимости от возможностей учащихся на тему «Дружба».

Друг познается в беде.

Гусь свинье не товарищ.

Сам погибай, а товарища выручай.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 - Какой темой можно объединить все эти пословицы? («Дружба»)

  1. Актуализация опорных знаний.

А) беседа:

 -  О ком мы начали читать сказку на прошлых уроках?

 - Что мы узнали о Серой Шейке?

 - Какая опасность ей угрожала?

 - Кого встретила в лесу уточка?

Б) характеристика героев сказки:

 - Кто главные герои сказки (утка, лиса, заяц)

 На доску вывешиваются сигнальные карточки с названиями этих животных.

 - Давайте подберем характеристики каждому герою (распределяют на три столбика слова-определения):

ЛИСА                    ЗАЯЦ                      УТКА

хитрая                  трусливый              испугана

коварная              переживает            беззащитная

жестокая              сочувствует             бедная

     

                             

- Каким тоном мы будем читать слова лисы?

4. Проверка домашнего задания (чтение по ролям с.45-47 и отвечать на вопросы)

5.Сообщение темы урока

Продолжаем изучение сказки  «Серая Шейка»

 Сегодня мы узнаем, чем же закончилась сказка, удастся ли спастись Серой Шейке.

6. Изучение нового

Первичное восприятие (читает учитель с.48-50)

Б) беседа по первичному восприятию:

 - Как произошло спасение уточки?

 - Какой конец у этой сказки?

 - Как вы думаете, могла ли такая история произойти на самом деле в жизни? Почему?

В) Словарная работа:

ПОЛЫНЬЯ

ЛОГОВИЩЕ

БРАНИТЬСЯ

ЗА ПАЗУХУ

Г) вторичное восприятие (читают учащиеся по цепочке)

Физминутка

  • Изобразить походку лисы;
  • Изобразить как зайчики грелись (стучали лапками и прыгали);
  • Игра на развитие внимания и зрительной памяти

(на доске картинки с изображением животных и птиц – утка, лиса, заяц, медведь, волк, ежи, ворона.  Детям предлагается запомнить картинки в течение 1-2 минут. Затем они закрывают глаза, а учитель меняет картинки местами или прячет одну. Учащиеся называют  что изменилось или что пропало).

7. Закрепление изученного.

А) ответы на вопросы учебника с.50-51

Б) выборочное чтение (разговор старика с уточкой по ролям)

В) составление плана для пересказа:

  1. Отлет птиц.
  2. Одиночество.
  3. Встреча с зайцем.
  4. Старая знакомая.
  5. Зайцы в опасности.
  6. Охота за лисой.
  7. Спасение Серой Шейки.

Г) распределить иллюстрации на доске в соответствии с пунктами плана.

Д) пересказ сказки по плану

8. Итог. Оценивание.

 - В начале урока мы работали с пословицами,  посвященными дружбе. К какому герою сказки можно отнести эти пословицы? Объясните свой выбор.

 - С каким настроением мы читали сказку на прошлых уроках? (грустным, переживали за уточку)

 - Какое настроение у вас сегодня? Как закончилась сказка?

9. Домашнее задание.

С.48-50 читать, отвечать на вопросы, по желанию сделать рисунок – иллюстрацию к сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го видаТема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка" Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мам...

презентация к уроку внеклассное чтение сказка "Серая шейка"

данная презентция  предназначена для урока внеклассное чтение для учеников 9  вспомогательного класса. Программа внеклассное чтение...

Презентация, план-конспект урока чтения "Сказка "Весенняя песня" Г.Скребицкого"

Презентация, план-конспект урока чтения "Сказка "Весенняя песня" Г.Скребицкого"...

Конспект урока по чтению и развитию речи «Серая Шейка».

Цель: создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления.Задача:1) Образовательные:1....

Урок русского языка "Работа с текстом" по отрывку сказки "Серая Шейка" (формирование эмоционального интеллекта)

В ходе данного урока происходит работа с текстом, направленная на развитие эмоционального интеллекта школьников. Представлены различные приемы работы по развитию ЭИ (работа с высказываниями,  со ...

Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" конспект урока по чтению

формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста....