План конспект урока
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Новичкова Лилия Дахировна

План -конспект урока по труду (технологии) в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Новичкова Лилия Дахировна

Учитель технологии  МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче НМР РТ

Класс 7

Тема: Создание новых идей методом фокальных объектов.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Цель урока: научить применению  приема создания нового образа  методом фокальных объектов.

Задачи:

обучения:

-ознакомить учащихся с понятием метода фокальных объектов одним из приемов создания нового образа при решении творческих задач.

развития: 

-развивать творческие способности;

-способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, абстрагировать);

-развитию качеств ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты).

воспитания:

-прививать навыки культуры труда;

-воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность);

-воспитывать коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентации.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация презентации, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: метод фокальных объектов, фокус.

Планируемые результаты обучения:

-личностные: готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

-метапредметные: освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так ив реальных жизненных ситуациях, умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

-предметные: сформированность представления о создании новых образов методом фокальных объектов.

Ход урока:

Этап I: Актуализация знаний, постановка темы и цели урока.

1.Организационный момент. Учитель обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.

2.Решение  упражнений на развитие творческого воображения:

Упражнение №1. (Слайд №2).

Назначение: борьба с психологической инерцией.

Вопросы: чему равна единица в квадрате?
чему равно два в квадрате?
чему равно четыре в квадрате?
чему равен угол в квадрате?

Ответ: угол в квадрате равен 90 градусов.                                      

Упражнение №2. (Слайд №3).

Назначение: отработка приемов борьба с психологической инерцией.

Пример: исключив применение по прямому назначению, предложите, для каких
целей можно использовать:

1. Кирпичи (кроме строительства)

Ответ: можно использовать в качестве:

  • наковальни;
  • мишени;
  • молотка;
  • мерного груза;
  • средство для письма (отметчик);
  • средство для метания.

2. Школьную деревянную линейку (кроме измерения линейных размеров)

Ответ: можно использовать в качестве:

  • весов;
  • спидометра (по величине изгиба от набегающего потока);
  • камертона;
  • закладки для книг;
  • плотномера (по величине его погружения);
  • указки.

3. Мотивация учебной деятельности.

Мы привыкли мыслить стандартными образами и понятиями. Для нас они становятся привычными в обычной жизни. Линейка предназначена для черчения, из чашки мы пьем чай и другие напитки, трамвай ездит по рельсам, на стуле мы сидим, книгу читаем. Эти понятия и образы называются стереотипными. Стереотипы мешают человеку создавать что-новое и оригинальное. Как вы считаете, поможет ли её преодолеть (чтоб усовершенствовать рассматриваемый объект) приём, если объект рассматривать в сочетании со свойствами совсем других, не связанных с ним объектов? То есть на объект переносить непривычные свойства посторонних предметов? Чем может помочь рассмотрение такого непривычного сочетания?

4.Тема нашего урока: Создание новых идей методом фокальных объектов.

Мы с Вами научимся применению  приема создания нового образа  методом фокальных объектов.

Этап II: Изучение нового материала, первичное закрепление знаний.

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1926 году Фридрих  Кунце — профессор Берлинского университета назвав его «методом каталога». В 1958 году его усовершенствовал американский ученый Чарльз Вайтинг , который впервые применил термин «фокальные объекты». Метод отличается простотой и большими, практически неограниченными возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. ( Слайд №4).

От слова «фокус»  (по аналогии с оптикой) – концентрация  внимания на конкретном объекте Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса. (Слайд №5).

        Суть метода в том, чтобы свойства случайных объектов перенести на центральный объект и в полученных сочетаниях попытаться найти рациональное зерно. (Слайд №6).

        Последовательность действий при разработке изделия методом фокальных объектов: (Слайд №7).

-Выбрать главный объект для усовершенствования (фокальный объект). Фокальным объектом (ФО) может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель_его усовершенствования — это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи;

-Выбрать 3-4 случайных объекта;

-Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов. Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект. При выборе свойств следует избегать банальных определений, таких как красивый, желтый, треугольный, тяжелый, надежный и т. д. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет иногда. Например: лампочка — потухшая, автомобиль — буксующий, ветер — завывающий, кошка — грязная, листок — дырявый.

-Присоединить к фокальному объекту новые свойства от выбранных случайных объектов. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: «Что это может быть?», «Где это можно использовать?», «Кому это надо?»

-Получить новые сочетания, зафиксировать самые интересные идеи.

Например: возьмем в качестве совершенствуемого объекта (фокальный объект) стул. (Слайд №8).

Выберем случайные объекты с указанием их свойств (качеств): ёлка-колючая; олень-рогатый; фонарь-светящийся. (Слайд №9).

Генерируем  идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. Новые идеи (дифференцированный объект): рогатый стул, светящийся стул, колючий стул. (Слайд №10).

Рассмотрим еще один пример. Совершенствуемый объект-фонарик. Случайные объекты: очки, валенок, парашют. (Слайд №11).

Определяем характерные свойства или признаки случайных объектов. Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. (Слайд №12).

Новые сочетания: (Слайд №13).

  • Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
  • Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
  • Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи: (Слайд №14).

  • Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
  • Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
  • Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Предложенное решение должно удовлетворять следующим требованиям: (Слайд №15).

  • воплощение идеи не должно приводить к принципиальному изменению технологического процесса производства;
  • любое дополнение не должно приводить к существенному повышению себестоимости продукции;
  • модернизация изделия должна быть возможна без привлечения дополнительных квалифицированных специалистов;
  • любое предложение должно сопровождаться техническими комментариями по его внедрению.

Ответим на вопросы по пройденной теме:

1.Какие учёные занимались разработкой метода фокальных объектов? (Слайд №16).

  • Фридрих Кунце
  • Карл Юнг
  • Чарльз Вайтинг
  • Иван Павлов

2.Установите правильную последовательность действий при разработке изделия методом фокальных объектов. (Слайд 17).

  • Получить новые сочетания, зафиксировать самые интересные идеи (5)
  •  Выбрать главный объект для усовершенствования (фокальный объект) (1)
  •  Присоединить к фокальному объекту новые свойства от выбранных случайных объектов (4)
  •  Выбрать 3-4 случайных объекта (2)
  •  Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов (3)

3. Как называется объект, который подвергается преобразованию с помощью метода фокальных объектов? (Слайд №18).

  • Фокальный объект
  • Случайный объект
  • Дифференцированный объект
  • Оригинальный объект

4. Какими характерными свойствами и признаками обладает данный объект? (Слайд №19)

  • Деревянный
  • Металлический
  • Комбинированные материалы
  • С ящиками
  • Раскладной
  • Обеденный
  • Компьютерный
  • Устойчивый

5. Соотнесите по группам стереотипные объекты и объекты, созданные на основе метода фокальных объектов. (Слайд №20).

6.Соотнесите предметы с признаками случайных объектов, которые были использованы при их создании. (Слайд №21).

Практическая работа:

Используя метод фокального объекта получите новые сочетания из слов:

Фокальный объект: Чашка

 Случайные объекты:

  • Книга
  • Часы
  • Браслет

Этап III: подведение  итогов урока и рефлексия, домашнее задание.

1. Какую тему изучали на уроке?

2. Что нового узнали?

3. Чему новому научились?

4. Где пригодятся полученные знания?

Домашнее задание: Подумайте и ответьте: Почему люди все время придумывают что-то новое? Почему их не устраивает то, что уже существует?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.

Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...