Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках труда (технологии)
статья по технологии

Анохина М.В.

Аннотация. В статье рассмотрена проблема реализации в школе здоровьесберегающих технологий. На примере уроков технологии показано применение здоровьесберегающих технологий обучения учащихся общеобразовательной школы.

Ключевые слова: здорорвьесберегающие технологии, содержание обучения технологии, проектная деятельность, дифференциация и индивидуализация обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_truda.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 1174

Реализация здоровьесберегающих технологий на  уроках труда (технологии)

Анохина Марина Вячеславовна, учитель технологии                                                      

муниципального бюджетного   общеобразовательного учреждения                                                         «Средняя общеобразовательная  школа №8  имени К.К. Рокоссовского»,

г. Курск, anoxina.mari-na@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрена проблема реализации в школе здоровьесберегающих технологий. На примере уроков технологии показано применение здоровьесберегающих технологий обучения учащихся общеобразовательной школы.

Ключевые слова: здорорвьесберегающие технологии, содержание обучения технологии, проектная деятельность, дифференциация и индивидуализация обучения.

         

«Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А. Сухомлинский.

Здоровье - это больше, чем знания… Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать. Н. Нильсон

Охрана здоровья обучающихся и реализация здоровьесберегающих технологий – одна из приоритетных задач современной школы. В статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 08.08.20024 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. в силу с 01.09.2024) рассматриваются вопросы сохранения здоровья школьников, в частности, пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; профилактика и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.

ФГОС уделяет большое внимание формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.   Во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

 «Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011).

Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В современном образовательном пространстве введено понятие «здоровьесберегающие технологии». По его мнению Н.К. Смирнова здоровьесберегающую технологию стоит воспринимать как «сертификат безопасности для здоровья», то есть объединение принципов, комплекса мер и системных мероприятий педагогической деятельности, которые взаимно дополняют основные технологии с целью здоровьесбережения.

По мнению И. Н. Соловьевой под здоровьесберегающей образовательной технологией стоит понимать функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической работой, учащихся, научно и инструментально обеспечивающую сохранение и оздоровление организма.

О. В. Петров интерпретирует данный термин как систему, которая создает наиболее вероятные условия для сохранения здоровья, оздоровления организма и развития индивидуального, физического, психоэмоционального, этического здоровья для всех субъектов образования.

По моему мнению, реализацию здоровьесберегающих технологий на уроках труда (технологии) моно рассматривать со следующих сторон.

  1. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
  2. Включение в содержание учебного материала вопросов здоровьесбережения.
  3. Использование современных педагогических технологий для повышения эффективности урока и создание  здоровьесберегащей среды.

  1. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

На своих уроках я как учитель труда(технологии) создаю доброжелательную обстановка, веду спокойную беседу, уделяю внимание каждому высказыванию учащихся, проявляю позитивную реакцию учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактично исправляю допущенные учащимися ошибки, поощряю самостоятельную деятельность учащихся, стремлюсь  к раскрытию способностей каждого ребенка. Для этого использую систему опережающих заданий – подготовка учащимися сообщений, докладов, презентаций, раскрывающих изучаемую тему. Мной практикуется такой прием, как обучающая экспедиция, стимулирующая учащихся к самостоятельному поиску информации, необходимой для урока. Так, при знакомстве с вышивкой учащиеся выполняли задание «Знакомая незнакомка», где анализировали историю этого вида рукоделия и его современное использование. Стимулированием познавательной активности, формированию  интереса к изучаемому предмету считаю обращение к личному опыту учащихся, семейным традициям использования технологических компетенций. С большим удовольствием школьники рассказывают о любимых блюдах своей семьи, традициях вязания, вышивки, передаваемых из поколения в поколение. Нередко темами творческих и итоговых индивидуальных проектов становятся такие, как «Традиции Масленицы. Блины по бабушкиному рецепту», «Пасхальный кулич моей семьи» и др. Такие приемы способствуют созданию благоприятной, комфортной психологической атмосферы урока, созданию ситуации успеха, предоставлению возможности каждому учащемуся проявить свои личностные способности.  Учащиеся входят в класс с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

Большое внимание уделяю эмоциональному началу урока, чтобы активизировать внимание учащимися, привлечь к дальнейшему усвоению материала. Необычная формулировка темы, использование интригующей лексики («Как вы думаете, что находится в чемодане», «Что нужно, чтобы начали идти «часы» урока?», «Как связана представленная картина известного художника с темой урока?»).

Начало изучения материала с яркого запоминающегося факта  (видео кулинарного или швейного производства, показ мод, примеры оформления интерьера).

Использование вопросов или серии вопросов в начале урока (для активизации умственной деятельности).

Паралингвистическое оформление речи – грамотность, темп, интонация, паузы при подаче материала).

В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления.

Выполнение каждого учебного задания сопровождает самооценка и самоконтроль учащихся. Тем самым я  поощряю стремление ученика к самоанализу, укрепляю его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Рефлексия, проводимая мной по окончании урока, показывает, что у учащихся хорошее настроение, положительные эмоции, пополнен багаж знаний и компетенций, чему способствовала реализация психолого-педагогических технологий.

  1. Включение в содержание учебного материала вопросов здоровьесбережения.

Содержание учебного материала предмета труд (технология) способствует изучению вопросов здоровьесбережения. В модуле  «Кулинария» это физиология питания (как организовать сбалансированное питание с оптимальным сочетанием питательных веществ), правильность кулинарной обработки продуктов для максимального сохранения витаминов, макро и микроэлементов. Это изучение содержания питательных веществ в каждой группе пищевых продуктов, а также условия механической и тепловой обработки, приготовления, хранения, заготовки пищевых продуктов без нанесения вреда здоровью человека. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

Немаловажным является изучение и соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности при выполнении кулинарных работ и работы с текстильными и конструкционными материалами, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся, прививают навыки безопасного поведения как на уроке, так и дома.

        При работе с тканью, другими поделочными материалами обращаю внимание на использование экологически чистых материалов, тканей с высокими гигиеническими свойствами – воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, комфортными и безопасными для человека. Также воспитываю в детях бережное отношение к материалам, приводящее к меньшим потерям, загрязняющим окружающую среду, вторичном использовании материалов («Поделки из бросового материала», «Вторая жизнь вещей»).

        В разделе «Оформление интерьера» мы рассматриваем вопросы оптимального для сохранения здоровья подбора цветовой гаммы стен и декоративного убранства помещения, использования озеленения комнатными растениями как средство организации здоровьесберегающей среды, безопасного использования бытовой техники.

        В каждом виде работ формирую эстетическую экологию – красивое оформление блюд и изделий, сервировка стола, окончательная обработка швейных и декоративно-прикладных изделий (отсутствие дефектов, незаконченности технологических операций), что также способствует созданию  психологического комфорта и реализации здоровьесберегающих технологий.

        Таким образом, через содержание предмета труд (технология) возможна реализация здоровьесберегающих технологий и формирования здорового образа жизни.

  1. Использование современных педагогических технологий для повышения эффективности урока и создание  здоровьесберегащей среды.

В своей работе я использую  современные педагогические технологии (кейс-технологии, игровые технологии, технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии), личностно-ориентированное обучение, педагогику сотрудничества.

При реализации личностно-ориентированного подхода использую дифференцированные задания при закреплении изученного материала, выполнении практической работы. Так, при выполнении моделирования юбки в 7 классе учащимся предлагаются разноуровневые задания. Первый тип: выполнение задания по образцу – инструкционная карта, на которой представлены все этапы моделирования – эскиз, нанесение фасонных линий, оформление выкройки. Второй тип: содержит только эскиз и нанесение фасонных линий. Третий тип: только эскиз.

Применяю различные форм организации учебной деятельности: индивидуальную, фронтальную, групповую. Особое внимание хотелось бы обратить на групповую форму работы, позволяющую применить педагогику сотрудничества.  Это работа в парах (взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимопроверка), реализация групповых форм. В качестве примера можно привести нетрадиционную форму урока в 7 классе «Приготовление мясных блюд» - «Организация кафе», где распределяются обязанности: «Руководитель» «Шеф-повар», «Повар», «Официант». Учащиеся изучают виды деятельности в рамках своих функциональных обязанностей, реализуют их в процессе урока. Такая форма организации способствует реализации личностно-ориентированного подхода (учащиеся выбирают роль в соответствии со своими способностями и возможностями), педагогического сотрудничества и коллективного взаимодействия между учащимися, системно-деятельностного подхода, профессиональной ориентации школьников. Разделению класса учеников на более мелкие группы или пары позволяет каждому ученику занять активную позицию, проявить личные знания, интеллектуальные и коммуникативные способности.

Использование проектной деятельности, раскрывающей возможности для реализации личностно-ориентированного подхода. Так, самостоятельный выбор темы проекта позволяет определить уровень и характер творческой работы, подобрать методы исследования и способ реализации проекта, его социальную значимость. Например, творческий проект «Подарок ветерану» вызвал интерес всех категорий учащихся. Дети общались с конкретными ветеранами, выясняли их потребности и интересы, выполняли изделия  с учетом возраста и пожеланий ветеранов (футляр для очков, наволочка для диванной подушки, грелка на чайник). Или проект «Блюда национальной кухни» позволяет учесть национальные традиции обучающихся.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха;

Освещение класса и доски;

Неприятные звуковые раздражители.

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза ребенка, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интереса к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие).

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, четверостишие.

Таким образом, благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

В заключение хочется подчеркнуть, что реализация современных здоровьесберегающих технологий на уроках труда (технологии) способствует сохранению здоровья учащихся, формированию привычки здорового образа жизни, достижения положительных результатов обучения.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 08.08.20024 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. в силу с 01.09.2024).
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
  3. Федеральная Рабочая Программа основного общего образования Технология. Москва – 2023.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегащие технологии.. – М.: АРКТИ, 2003.
  5. Сократов Н.В., Феофанов В.Н. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург: 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в учреждении дополнительного образования

В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем ук...

Рабочая программа учебного предмета «Технология» по направлению «Технология. Обслуживающий труд» для 7 класса

Рабочая программа учебного предмета «Технология» по направлению «Технология. Обслуживающий труд» для 7 класса составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего об...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.

Цели урока:  1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.2. Отработать навыки ручной обработки древесины.3. Формировать потребность к творчеству, стрем...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...

Методическая разработка по предмету «Труд (технология)» Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС

В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках труда (технологии)

Аннотация. В статье рассмотрена проблема реализации в школе здоровьесберегающих технологий. На примере уроков технологии показано применение здоровьесберегающих технологий обучения учащихся общеобразо...