Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
материал
"Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности."
Леонтьев А.А.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласно Алексею Алексеевичу Леонтьеву доктору психологических и педагогических наук, «функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности». С её помощью формируется функционально грамотная личность: человек познающий, человек, умеющий жить среди людей, человек самостоятельный.
«Грамотный - обычно человек, умеющий читать и писать или только читать на каком-либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей "полуграмотных", т.е. умеющих только читать» («Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона»).
До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).
Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.
1965 г. – «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем» (Всемирный конгресс министров просвещения в Тегеране).
1978 г. – «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».
2002 – 2012 гг. «Десятилетие грамотности ООН» – функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь быть функционально грамотным это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники».
Почему так важны навыки функциональной грамотности? Мир не стоит на месте: неопределенность, нестабильность, неординарность, сложность.
- Изменения в экологии: глобальное потепление, природные ресурсы.
- Изменения в экономике: научные знания, новые технологии.
- Изменения в финансовой сфере: глобальная экономика, защита конфиденциальности, кибербезопасность.
- Изменения в социальной сфере: миграция, урбанизация, смена культурного, социального, национального сообщества.
Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.
Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески. Как помочь ребятам обрести грамотность другого уровня?
Развитие функциональной грамотности – вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. И неважно, какой предмет вы преподаете – задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке!
ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. (Пример: оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.)
Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.
Отличительные черты функциональной грамотности:
- направленность на решение бытовых проблем;
- является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
- связь с решением стандартных, стереотипных задач;
- это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
- используется в качестве оценки, прежде всего взрослого населения.
Основные направления функциональной грамотности:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Финансовая грамотность
- Экологическая грамотность
- Креативное мышление
- Глобальные компетенции
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
- Профессиональная компетентность учителя
- Системно-деятельностный подход
- Продуктивный характер учебной деятельности на уроке
- Межпредметная интеграция
- Образовательные технологии
- Исследовательские и проблемные стратегии
- Работа с технической документацией
- Учебно-практические задания
Многие думают, что уроки технологии, не столь важны, как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не овладение конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умение решать проблему творчески и видеть её с разных сторон.
Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося ориентироваться в ситуации и находить выход из нее самостоятельно, приобретать новые знания, правильно ставить цель и разрабатывать план действий.
Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках технологии учащиеся учатся: выдвигать, обосновывать идеи, моделировать, конструировать, шить, вязать, вышивать, готовить, составлять меню, выполнять экономические расчеты, подбирать необходимые материалы и т.д.. Изучение предмета «Технология» направлено на приобретение общетрудовых, семейно-бытовых, профессионально-трудовых навыков, обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития.
Именно технология объединяет знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира. Например: алгебра и геометрия нужна при проведении расчётных операций, графических построений, расходов материалов, себестоимости изделия, маркетинга; химия - при изучении свойств текстильных материалов, пищевых продуктов; биология - при анализе преобразования объектов живой природы; физика - при изучении принципов работы механизмов; история и искусство - при изучении ДПТ; иностранный язык - при трактовке терминов и понятий; рисование и черчение – при разработке эскизов; ОБЖ – при организации рабочего места, техники безопасности при работе с тканью, термопистолетом, 3Д-принтером.
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» от 26 декабря 2017г). ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям и увлекали учеников, а это значит, должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого обучающегося.
Основой формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому необходимо сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться. Следствием чего, должно стать развитие их независимости, повышение учебной мотивации, увлеченность предметом, уверенность в себе, повышение ответственности за результаты своего труда. Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения через применение на практике.
Методы, применяемые для формирования функциональной грамотности:
- Поисковая активность, проектная деятельность. По своей динамической сущности этот метод нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
- Приобретения опыта-разрешения проблемных ситуаций. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информация и коммуникативная культура.
- Создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность. Использование игровых технологий (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
- Учебное сотрудничество, работа в парах, группах.
- Оценочная деятельность, задания на оценку и самооценку.
Отличительные черты функциональной грамотности на уроках технологии - это направленность на жизненные ситуации, на решение бытовых проблем, на развитие умений осуществлять полученные в школе знания в реальной жизни.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. При работе с текстом ребята формируют способность к общему пониманию смысла, заложенного в тексте, и делают выводы на основе поступающей информации. Одним из основных приёмов осмысления информации можно применять на уроках приемы постановки вопросов к тексту и поиск ответов на них. Многие учащиеся затрудняются это сделать. Надо учить этому умению ставить вопросы, ведь в результате ученик учится мыслить. Задавая вопрос, «Почему?» - ребёнок устанавливает причинно-следственные связи. «Что изменилось бы…», «Что будет, если…» ученик выдвигает предположение, прогноз, отвечает творчески. Практические вопросы устанавливают взаимосвязи между теорией и практикой: «Как, где можно применить…?», «Что можно сделать, приготовить из…?», «Где в обычной жизни можно наблюдать…?»
Чтобы способствовать лучшему усвоению нового материала, его можно представить в виде схем, загадок, анаграмм. Например, при изучении темы: «Химические волокна» можно подобрать рисунки или загадки (уголь, нефть, газ, древесина) и разобрать с детьми, что их объединяет. Можно перечислить, что получают из этих продуктов.
Математика частый гость на уроках технологии, где учащиеся могут на практике применить свои знания. Так, например, можно дать задание: «Выполнить эскиз оформления окна детской комнаты. На основе выполненного эскиза рассчитать количество необходимой ткани на пошив штор. Выполнить расчёт расходов на оформление окна детской комнаты, в расчётах учитывать крепёжные элементы.
Финансовая грамотность позволит учащимся грамотно управлять своими финансами. Задача с процентами на скидку формирует представление о величинах “процент”, “часть числа”, “скидка”, “цена”. Например: «1 метр ткани стоит 250 рублей. При покупке 10 метров магазин делает скидку 5 %. Сколько денег понадобиться на покупку ткани?». Но, иногда бывает со скидкой в магазине товар стоит дороже, чем в соседнем ларьке без скидок, поэтому важно развивать потребительскую грамотность у учащихся. Стоит обратить внимание ребят на основной ход маркетологов в магазинах: устанавливается сразу завышенная цена в начале продаж, а затем ставится настоящая цена товара, которая подается как скидка с яркими и броскими ценниками со значком «%» (например, красного или жёлтого цвета). Поэтому прежде, чем купить товар, необходимо узнать по какой цене продаётся в других магазинах.
При изучении темы: «Освещение жилого помещения». Можно дать задание: «В комнате перегорела лампочка. Какие лампочки можно использовать для освещения жилых помещений (лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные)? Как утилизировать перегоревшие лампочки?
Интегрированные задания. Многие родители не знают, с чего начать вовлечение детей в семейные дела. Что можно поручить? Какая от этого польза? Как сохранить интерес ребёнка к домашним обязанностям? Очень полезно использовать все возможности и даже искусственно создавать ситуации совместного достижения целей. Поводом к таким событиям может служить предстоящий ремонт. Например, решить задачу: «Для ремонта квартиры требуется 63 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 6 рулонов»? При расчёте этой задачи, очень часто западает читательская грамотность, так дети в ответе получают 10,5 пачек, но в магазине никто полпачки не отсыплет и не продаст. Можно использовать ситуационную задачу: Родители затеяли в комнате ремонт (поклеить обои, покрасить потолок, постелить линолеум). Сколько потребуется обоев и краски, если длина комнаты 4м., ширина 3м., высота 3м. (рулон обоев имеет длину 10,5 м, ширина составляет 0,5м., расход краски 200г. на 1кв.м.)?
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя применения разных педагогических технологий и форм работы, а так же использования современных методов обучения. Применяя разные технологии, приёмы, формы работы на уроке технологии, учитель формирует функциональную грамотность учащихся, что позволит воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
В данной статье рассматривается возможность формирования функциональной грамотности на уроках технологии....

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в школах ...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
ТехнологияФормирование функциональной грамотности на уроках технологии...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Учебно-практическая деятельность на уроках технологии должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присут...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии (девочки)
Выступление на педагогических чтениях по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках технологии"...
