"Формирование основ духовно – нравственной культуры на уроках труд - технологии"
статья
В эпоху глобальных перемен и цифровизации этот вопрос приобретает особую актуальность, т.к. современное образование сталкивается с новыми вызовами и в них прослеживается кризис духовности и нравственности подрастающего поколения.
Задача педагога — помочь ученикам понять истинные ценности и осознать свою принадлежность к российской культуре и её традициям. Только так можно вырастить ответственного гражданина.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция №2:
«Использование современных подходов и практик в духовно-нравственном воспитании как форма профессионального самосовершенствования педагога в сфере духовно-нравственного воспитания».
Доклад
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ТРУД/ТЕХНОЛОГИИ»
/из опыта работы/
О.В. Прохватилова, учитель труда/технологии
МКОУ СШ № 10 г. Михайловка Волгоградской области
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались для обсуждения одной из важнейших тем современного образования — духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В современном мире всё чаще говорят о «национальных ценностях»
Понятие «национальные ценности» многогранно: каждый человек может вкладывать в него собственный смысл. Тем не менее основа этого понятия остаётся неизменной — это общее понимание духовности и нравственности, характерное для нашего народа.
Для педагогической общественности понятия духовно-нравственного развития и воспитания особенно важны: именно учителя формируют мировоззрение подрастающего поколения.
Актуальность проблемы
В эпоху глобальных перемен и цифровизации этот вопрос приобретает особую актуальность, т.к. современное образование сталкивается с новыми вызовами и в них прослеживается кризис духовности и нравственности подрастающего поколения:
- Информационная перегрузка учащихся.
- Разрыв поколений в передаче и в полном падении традиционных нравственных ценностей.
- Деформация традиционных представлений о добре и зле.
- Социальные проблемы (коррупция, вредные привычки).
- Кризис семейных ценностей, изменение характера межличностных отношений.
Духовно-нравственное развитие и воспитание — фундамент личности гражданина
Задача педагога — помочь ученикам понять истинные ценности и осознать свою принадлежность к российской культуре и её традициям. Только так можно вырастить ответственного гражданина.
Духовная основа русской культуры
Россия традиционно считается страной с высокой духовностью и национальными ценностями.
Традиционное наследие, передаваемое из поколения в поколение, формирует неповторимый культурный код нации.
Духовная основа русской культуры включает в себя приоритет нравственности, ценность человеческой души, важность веры и верности, почитание трудолюбия,
уважение к старшим, значимость семьи.
Что такое духовность?
Духовность — это стремление человека к высшим идеалам и ценностям. Она включает в себя:
- Стремление к добру. Оно проявляется в желании приносить благо окружающим, совершать бескорыстные поступки и заботиться о других людях.
Среди проявлений стремления к добру можно назвать:
- альтруизм — бескорыстное желание помогать другим без ожидания вознаграждения или благодарности;
- жертвенность — готовность поступиться собственными интересами ради блага других;
- бескорыстие — отсутствие скрытых мотивов и желания получить выгоду;
- справедливость — стремление помочь нуждающимся и восстановить равновесие.
- Поиск истины. Это стремление понять глубинные причины происходящего, обрести достоверные знания о мире. Оно включает:
- развитие критического мышления;
- стремление к познанию;
- жажду знаний.
- Восприятие красоты. Оно подразумевает:
- эстетическое восприятие мира;
- способность видеть прекрасное;
- стремление к совершенству.
- Самосовершенствование. Оно предполагает непрерывную работу над собой, развитие личностных качеств и моральных принципов. Самосовершенствование включает:
- личностный рост;
- развитие способностей;
- формирование характера.
Развитие духовности помогает человеку:
- найти смысл жизни;
- определить жизненные приоритеты;
- сформировать устойчивые моральные принципы;
- развить эмпатию и сострадание;
- достичь внутренней гармонии.
Важно помнить: стремление человека к высшим идеалам и ценностям не должно зависеть от его вероисповедания или мировоззрения.
Только через возвращение к традиционным ценностям и их активное внедрение в образовательный процесс можно сформировать гармонично развитую личность, способную сохранить и приумножить духовное богатство нации.
Трудовое воспитание как элемент духовного развития
Особое значение имеют предметы художественно-эстетического цикла, например, «Труд/Технология».
Трудовое воспитание — важный элемент духовного развития личности. Оно помогает сформировать ответственное отношение к делу, научиться мыслить творчески и креативно, развить способность к созиданию, а не к разрушению.
Именно через труд наши дети учатся самообразованию, развивают навыки самовоспитания, воспитывает благородные качества.
Помимо этого, мой предмет «Труд/ Технология» объединяет разные области знаний: применяет знания из истории и литературы, использует навыки изобразительного искусства и черчения, формирует практические навыки и умения, воспитывает культуру поведения.
Приоритетными направлениями в моей работе, как учителя труда/ технологии являются воспитание эстетического вкуса, развитие творческого и креативного мышления, формирование семейных ценностей, уважение к национальным традициям, пропаганда здорового образа жизни на личном примере.
Рассмотрим некоторые аспекты моего предмета:
Кулинарное искусство как часть традиций.
Изучение кулинарии становится важным этапом знакомства учащихся с русской культурой:
- Исследование национальной кухни.
- Анализ произведений русских писателей, сказок, пословиц и поговорок.
- Изучение происхождения блюд.
- Формирование образа хранительницы домашнего очага.
Творчество как путь духовного развития.
Художественное творчество раскрывает внутренний мир ребенка:
- Развивает эстетический вкус.
- Формирует чувство прекрасного.
- Воспитывает трудолюбие.
- Способствует самовыражению.
Традиционное рукоделие.
Изучение народных промыслов включает:
- Вышивку и вязание.
- Создание приданого.
- Украшение интерьера.
- Сохранение семейных реликвий.
Практическая реализация.
Современные проекты в области Труд/Технология позволяют детям не только получать оценочные результата своей работы на уроке, но и свои проекты использовать в качестве подарков, оформления интерьера, участия в фестивалях и конкурсах, получении прибыли, а также в дальнейшем, в развитии и воспитании уже своих малышей.
Духовная преемственность поколений
Сохранение семейных традиций происходит через работу с семейными реликвиями, изучения истории семейного рукоделия, создание собственных произведений, формирование уважения и памяти к труду предков.
Дети учатся ценить красоту в её различных проявлениях, понимать ценность семейного очага и традиций, развивать свои творческие способности. Через создание конкретных изделий формируется целостное представление о культуре и духовности русского народа, воспитывается уважение к труду и традициям предков.
Результаты воспитания влияют на создание крепких семейных отношений, успешность в профессиональной деятельности, качество межличностных отношений, общее благополучие общества.
Заключение
Духовность России — уникальное явление, формировавшееся веками и передающееся из поколения в поколение. Наша страна исторически является хранительницей высоких духовных ценностей, где генетически заложена тяга к прекрасному и стремление к нравственному совершенствованию.
Успешное решение задач духовно-нравственного воспитания возможно при условии:
- Постоянного профессионального развития педагогов
- Интеграции усилий всех участников образовательного процесса
- Использования современных образовательных технологий
- Уважения к традициям и культуре
В заключение хочу подчеркнуть, что духовно-нравственное воспитание — это не просто один из аспектов образования, а фундамент, на котором строится будущее нашего общества. Только через формирование высоких моральных принципов, уважения к традициям и развитие культуры взаимоотношений мы сможем воспитать поколение, способное к созидательной деятельности и творческому развитию.
Высокодуховная личность характеризуется:
- Способностью к доброте и милосердию
- Нравственной устойчивостью
- Культурным развитием
- Умением прощать
- Внутренней гармонией
В современных условиях особую значимость приобретает личная ответственность педагога за духовно-нравственное развитие учащихся. Только через собственный пример высокой духовности, постоянное самосовершенствование и верность профессиональному долгу учитель может эффективно осуществлять воспитательную миссию.
Благодарю за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.
Литература
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010., c.24.
2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. C.269
3. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. — c. 95-97..
4. Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности [Текст] / И. Н. Патрушева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 192-197.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ творческой деятельности на уроках "Технология"
Эффективность работы учителя по развитию технического творчества учащихся во многом зависит от того, насколько он может увлечь школьников удивительным миром техники. Что же главное в развитии техничес...

Формирование основ духовно-нравственной культуры школьников в рамках программы дополнительного образования «Школьный хор»
Хоровое пение издревле являлось фундаментом отечественной музыкальной культуры, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Коллективный характер, широкая доступность и, при этом, бо...

Формирование основ творческой деятельности на уроках «Технология»
Формирование основ творческой деятельности на уроках «Технология»...
Формирование основ финансовой грамотности на уроках технологии.
Актуальность включения основ экономической грамотности в образовательную деятельность обусловлена современными условиями жизни....
Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности
Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности....

«Формирование творческих способностей на уроках труда (технологии)»
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения ивоспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству недобиться всестороннего развития личности. Центральное место в эстети...

«Технология гендерного подхода на уроках Труд/Технология» /педагогические условия для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся/
В прошлом году в России был объявлен Год Семьи, и это стало настоящим праздником, ведь семья — это самое ценное, что есть в жизни. Однако в последнее время мы сталкиваемся с попытка...
