Интегрированный урок «Синтетические моющие средства. Удаление пятен» химия /труд(технология) 8 - 10 класс
план-конспект урока по технологии (10 класс)
Почему одно средство портит вещь, а другое — очищает?
Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев несколько аспектов на комбинированном (интегрированном) уроке в 8 – 10 классах.
Урок объединяет два предметных поля (химия + труд/технология)
Химия даёт понимание структуры и реакций (как ПАВ взаимодействуют с загрязнениями).
Труд/Технология показывает применение (какие средства и методы использовать для конкретных пятен и тканей).
Экология и безопасность формируют критерии ответственного выбора СМС и методов чистки.
Урок включает несколько дидактических этапов, характерных для комбинированного типа: актуализация знаний, изучение нового материала, практическая отработка, закрепление и рефлексия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения
«Средняя школа № 11 муниципального округа город Михайловка Волгоградской области»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
в рамках Регионального конкурса методических разработок
«Инновационные технологии при обучении дисциплинам математического и естественнонаучного цикла»
ТЕМА КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ
Интегрированный урок
«Синтетические моющие средства. Удаление пятен»
Номинация №1. Методическая разработка урока математического и общего естественнонаучного цикла (математика, физика, информатика и ИКТ, химия, биология, география)
Дисциплина математического и естественнонаучного цикла:
«Химия + труд /технология»
Класс: 8 - 10 класс
ФИО автора: Прохватилова О.В., | |
учитель труда /технологии |
Аннотация
Почему одно средство портит вещь, а другое — очищает?
Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев несколько аспектов на комбинированном (интегрированном) уроке в 8 – 10 классах.
Урок объединяет два предметных поля (химия + труд/технология)
Химия даёт понимание структуры и реакций (как ПАВ взаимодействуют с загрязнениями).
Труд/Технология показывает применение (какие средства и методы использовать для конкретных пятен и тканей).
Экология и безопасность формируют критерии ответственного выбора СМС и методов чистки.
Урок включает несколько дидактических этапов, характерных для комбинированного типа: актуализация знаний, изучение нового материала, практическая отработка, закрепление и рефлексия.
Интегрированный урок
(химия, труд/технология) в 8 - 10 классе по теме:
«Синтетические моющие средства. Удаление пятен»
Класс: 8 - 10 класс
Продолжительность: 45 мин (один урок) или 90 мин (спаренный урок с углублённой практикой).
Возрастная категория: 8 –10 классы (в зависимости от программы по технологии и химии).
Тип урока: комбинированный.
Альтернативные формулировки типа (в зависимости от акцента)
Урок формирования практических умений — если основная часть времени отведена практике (эксперименты).
Цель:
познакомить учащихся с понятием СМС, их классификацией и основным назначением (бытовые, промышленные, специальные);
способствовать развитию элементарных знаний о выборе СМС в зависимости от их назначения при удалении пятен;
сформировать у учащихся целостное представление о принципах ухода за одеждой с опорой на химические мыла и технологические особенности различных видов тканей;
сформировать осознанное отношение к личной гигиене уходу за одеждой как части культуры общения и самоуважения.
Задачи урока:
обучающие задачи (предметные результаты):
предметные (химия):
повторить строение и свойства ПАВ, роль щелочей и энзимов в СМС;
изучить механизмы химического взаимодействия СМС с загрязнениями и волокнами;
научиться подбирать СМС по рН и составу для разных типов пятен;
предметные (технология):
закрепить знания о видах тканей и их устойчивости к химическим воздействиям;
изучить виды пятен, средства и методы их удаления, правила безопасности;
отработать приёмы локального удаления пятен;
освоить правила безопасности при работе с агрессивными веществами;
познакомить учащихся с различными видами удалений пятен;
раскрыть химический состав СМС и механизм действия СМС;
ознакомить с технологиями получения СМС (этерификация высших спиртов серной кислотой, нейтрализация);
формировать умения анализировать состав СМС по этикетке, соотносить компоненты с их функциями;
учить прогнозировать эффективность СМС для разных типов загрязнений и тканей.
развивающие задачи (метапредметные результаты)
развивать логическое мышление через сравнение СМС и мыла (состав, свойства, область применения).
создать условия для формирования первоначальных умений правильной эксплуатации тканей и изделий из них;
продолжить формирование умений выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объекта, выдвигать гипотезы и применять их при решении задач разного уровня;
создать условия для развития интереса к творческому поиску, принятию нестандартных решений;
развивать умение планировать эксперимент, фиксировать результаты, делать выводы;
развить аккуратность, внимательность, умение следовать алгоритму;
формировать навыки работы в паре/группе, аргументации выбора;
содействовать систематизации знаний учащихся.
воспитательные /личностные/
формировать ответственное отношение к здоровью: понимание рисков при несоблюдении инструкции по применению СМС (аллергия, раздражение кожи и дыхательных путей);
воспитать экологическую культуру: осознание влияния СМС на окружающую среду (загрязнение водоёмов, нарушение биоценозов);
развить навыки безопасного обращения с химическими средствами в быту (дозировка, проветривание, защита кожи и слизистых);
подчеркнуть значение рационального потребления: выбор биоразлагаемых СМС, экономия воды и энергии при стирке;
воспитывать бережное отношение к вещам и экологическую ответственность.
Оборудование и материалы:
Компьютер, интерактивная доска, проектор, экран;
Образцы тканей с пятнами — различные виды тканей (хлопок, шерсть, шёлк, синтетика) с заранее нанесёнными пятнами (от жира, чая, ягод, чернил, ржавчины и т. д.)
Для теоретической части:
- Презентация, содержащая схемы молекул поверхностно-активных веществ (ПАВ), таблицы с компонентами средств моющих и чистящих (СМС) и типами пятен.
- Образцы упаковок различных средств бытовой химии, включая порошки, гели и средства для мытья посуды.
- Раздаточные материалы, такие как шаблоны для анализа этикеток и карточки с кейсами для решения.
Для практической части:
- Образцы тканей с различными типами пятен (жир, кровь, чай, чернила и т.д.).
- Средства моющих и чистящих (СМС различных категорий и хозяйственное мыло).
- Пятновыводящие средства:
перекись водорода;
нашатырный спирт (раствор аммиака);
этиловый спирт;
ацетон;
глицерин;
лимонная кислота или сок лимона;
уксус;
хозяйственное мыло;
стиральный порошок;
картофельный крахмал;
поваренная соль.
Вспомогательные материалы и инструменты:
белая хлопчатобумажная ткань (для подкладывания под пятно);
салфетки из цветной ткани;
ватные тампоны и диски;
пипетки для нанесения средств;
стаканы и кюветы для растворов;
тигельные щипцы или пинцет. infourok.ru +1
- Инструменты для проведения экспериментов:
пипетки, ватные тампоны, стеклянные палочки и емкости для растворов.
- Средства индивидуальной защиты:
перчатки, салфетки и контейнеры для отходов.
Раздаточные материалы:
карточки с задачами, шаблоны для анализа этикеток.
Формы работы
- Групповая работа
Учащиеся делятся на группы, каждая из которых исследует определённый аспект темы (например, состав СМС, методы удаления пятен, влияние на окружающую среду). Группы готовят презентации, доклады или практические демонстрации. - Практическая работа
Проведение экспериментов по удалению пятен с использованием различных моющих средств. Например, можно организовать лабораторную работу, где учащиеся будут сравнивать эффективность разных составов на различных типах тканей. - Кейс-метод
Представление реальных ситуаций (например, удаление пятен с одежды, посуды, поверхностей) и поиск оптимальных решений с использованием химических знаний. Учащиеся анализируют состав СМС, выбирают подходящие средства и разрабатывают алгоритмы действий. - Проектная деятельность
Разработка мини-проектов по созданию экологически безопасных моющих средств или исследованию влияния СМС на различные материалы. Проекты могут включать этапы исследования, эксперимента и презентации результатов. - Работа в парах
Совместное выполнение заданий, например, заполнение таблиц сравнения свойств разных типов ПАВ (анионных, катионных, неионогенных) или анализ этикеток моющих средств.
Формы организации деятельности
- Станция-лаборатория (ротационная модель)
Класс делится на 3–4 группы.
Химическая: анализ состава СМС (чтение этикеток, определение ПАВ).
Технологическая: практика удаления пятен на образцах тканей.
Экологическая: оценка биоразлагаемости средств.
Экономическая: расчёт стоимости удаления пятна разными способами.
- Деловая игра «Химчистка»
Задача: подобрать оптимальное средство для удаления конкретного пятна (даётся «заказ»
с описанием ткани и загрязнения).
Итоговый продукт: письменный алгоритм действий с обоснованием.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Глубокое понимание состава и механизма действия средств бытовой химии.
- Умение дифференцировать типы пятен и подбирать соответствующие методы их удаления.
- Владение навыками анализа состава средств на этикетках.
- Способность выбирать оптимальные средства для удаления пятен.
- Освоение техники моделирования процесса удаления пятен.
Метапредметные:
- Развитие аналитического мышления посредством анализа этикеток и решения кейсов.
- Формирование эффективных навыков работы в группе.
- Умение интегрировать теоретические знания в практическую деятельность.
- Повышение уровня внимательности и аккуратности при выполнении экспериментальных заданий.
Личностные:
- Осознание значимости правильного ухода за текстильными изделиями.
- Воспитание ответственного отношения к использованию химических средств.
- Развитие самостоятельности и уверенности в собственных возможностях.
- Формирование устойчивого интереса к химии и технологиям.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Садитесь.
Учитель труда/технологии:
- Сегодня я вас приглашаю в наш кинотеатр «Смотрим и размышляем».
/ролик про неряху, который пришёл в библиотеку/
- Знакомая до боли поговорка «Встречают по одежке, а провожают по уму».
- Почему нас «встречают по одёжке»?
- Как одежда влияет на первое впечатление?
-Может ли неудачно сшитая и неопрятная вещь испортить образ, даже если человек умён и талантлив?
Вывод:
«Встречают по одёжке» — первое впечатление о человеке складывается на основе его внешнего вида: чистоты и опрятности одежды, причёски, манеры держаться. Внешность мгновенно считывается и задаёт начальный тон общению.
«Провожают по уму» — окончательное мнение о человеке формируется после общения, когда становятся видны его интеллект, кругозор, доброта, чувство юмора и другие внутренние качества.
- Внешний вид нам может рассказать о человеке много. Поэтому заботиться о своём внешнем виде необходимо, поскольку первое впечатление имеет значение.
Для этого надо знать правила ухода за одеждой. Назовите их.
- Сегодня мы поговорим о синтетических моющих веществах, и приёмах удаления пятен с одежды.
Учитель химии:
- Сегодня мы разберём, из чего состоят СМС, как они работают, чем отличаются от мыла и какое влияние оказывают на природу.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Фронтальный опрос:
- Что такое мыло? Напишите общую формулу мыла.
- Почему мыло плохо моет в жёсткой воде? Запишите реакцию образования «мыльного осадка».
- Какие ионы обуславливают жёсткость воды?
- Как можно смягчить жёсткую воду?
Краткий вывод: Мыло — натриевые/калиевые соли высших карбоновых кислот (RCOONa). В жёсткой воде образует нерастворимые соли кальция и магния, теряя моющую способность.
3. Изучение нового материала (15 мин)
3.1. Что такое СМС?
Определение:
СМС — многокомпонентные смеси, содержащие поверхностно-активные вещества (ПАВ) и добавки, предназначенные для удаления загрязнений в водной среде.
Общая формула ПАВ в СМС:
R–OSO3–X+,
где:
- R — углеводородный радикал (C8–C18);
- X+ — катион (Na+, K+, NH4+).
3.2. Получение СМС
Основа — реакция этерификации серной кислоты с высшими спиртами с последующей нейтрализацией:
- R–OH+H2SO4→R–OSO2OH+H2O
- R–OSO2OH+NaOH→R–OSO2ONa+H2O
Сырьё: продукты нефтехимии (алкилсульфаты, алкилбензолсульфонаты).
3.3. Состав СМС (основные компоненты)
- ПАВ (18–40 %) — обеспечивают моющее действие.
- Электролиты (Na3PO4, Na2CO3, Na2SO4) — усиливают действие ПАВ.
- Силикат натрия — снижает коррозию.
- Отбеливатели (пербораты, оптические).
- Энзимы — расщепляют белки, жиры.
- Антиресорбенты — предотвращают повторное оседание грязи.
- Ароматизаторы, красители — улучшают потребительские свойства.
3.4. Преимущества СМС перед мылом
- Сохраняют моющую способность в жёсткой и морской воде (образуют растворимые соли с Ca2+, Mg2+).
- Меньший расход (на 25 % экономичнее мыла).
- Широкий диапазон рН (нейтральные растворы, не раздражают кожу).
- Возможность добавления спецкомпонентов (энзимов, отбеливателей).
3.5. Недостатки СМС
- Низкая биоразлагаемость — накапливаются в водоёмах.
- Эвтрофикация — стимулируют рост водорослей, снижают содержание O2.
- Аллергия — возможны реакции на отдушки и ПАВ.
- Коррозия — некоторые компоненты агрессивны к металлам.
3.6. Механизм моющего действия
- Смачивание: ПАВ снижают поверхностное натяжение воды.
- Эмульгирование: жир разбивается на мельчайшие капли.
- Пептизация: грязь отделяется от поверхности.
- Стабилизация: загрязнения удерживаются в растворе (не оседают).
- Пенообразование: пузырьки воздуха выносят грязь на поверхность.
- Практические работы»
Лабораторная работа:
Цель: сравнить моющую способность мыла и СМС в жёсткой воде.
Опыт 1. Образование осадка в жёсткой воде
- В две пробирки налейте жёсткую воду.
- В первую добавьте мыло, во вторую — СМС.
- Взболтайте, наблюдайте:
- в пробирке с мылом — белый осадок (Ca/Mg-соли);
- в пробирке с СМС — раствор остаётся прозрачным.
Опыт 2. Моющая способность
- Возьмите два загрязнённых лоскутка ткани.
- Один постирайте мылом, второй — СМС (в жёсткой воде).
- Сравните результат: СМС эффективнее удаляет жир.
Опыт 3. рН растворов
- Опустите индикаторную бумагу в растворы мыла и СМС.
- Запишите значения рН:
- мыло — щелочной (рН > 8);
- СМС — нейтральный (рН ≈ 7).
Оформление результатов: заполните таблицу:
Показатель | Мыло | СМС |
Осадок в жёсткой воде | Есть | Нет |
Эффективность стирки | Ниже | Выше |
рН раствора | Щелочной | Нейтральный |
Практическая работа №2:
Цель: проверить понимание ключевых понятий, отработать навыки анализа состава СМС и применения знаний в практических ситуациях.
Решение ситуационных задач
Группы получают карточки с бытовыми ситуациями. Нужно предложить решение и обосновать его с точки зрения химии.
Примеры задач:
«На футболке пятно от травы. Какое средство выбрать и почему? Укажите температуру стирки».
«После мытья посуды остаётся мыльный налёт. В чём причина? Как исправить?»
«Нужно постирать шерстяной свитер. Какие компоненты СМС опасны для шерсти? Какие — безопасны?»
*«Семья переехала в регион с очень жёсткой водой. Какие СМС лучше использовать? Почему?
4. Закрепление материала:
Вопросы для обсуждения:
- Почему СМС не теряют эффективность в жёсткой воде?
- Какие компоненты СМС усиливают моющее действие?
- В чём экологическая опасность СМС?
- Как можно снизить вред от СМС для окружающей среды?
Выводы:
- СМС — сложные композиции на основе ПАВ, получаемые из нефтехимического сырья.
- Превосходят мыло по эффективности в жёсткой воде и экономичности.
- Требуют осторожного использования из-за экологического воздействия.
Домашнее задание:
- Выучить основные компоненты СМС и их функции.
- Подготовить сообщение: «Способы утилизации сточных вод, содержащих СМС».
- По желанию: провести мини-исследование — сравнить цены и состав 3–4 СМС разных производителей.
- Рефлексия:
- Что нового вы узнали?
- Где могут пригодиться эти знания?
- Какие вопросы остались?
Учитель труда/ технологии
- А мы с вами сегодня научимся правильно удалять пятна, чтобы продлить жизнь вещам и не испортить ткань.
6. Актуализация знаний:
Беседа по вопросам:
- Какие пятна вы чаще всего встречаете на одежде?
- Что вы обычно делаете, если поставили пятно?
- Почему иногда пятно не отстирывается, а становится ещё заметнее?
- Можно ли отстирать любое пятно, если потереть сильнее? Почему?
Вывод: Неправильное удаление пятен может испортить вещь. Нужно действовать по правилам!
7. Изучение нового материала:
7.1. Классификация пятен
- Водорастворимые (чай, кофе, соки, кровь) — удаляются водой и мылом.
- Жирорастворимые (масло, косметика, крем) — требуют растворителей (сода, средство для посуды).
- Нерастворимые (чернила, краска, ржавчина) — нужны специальные средства (нашатырь, ацетон*).
- Смешанные (грязь с жиром) — комбинированная обработка.
*Ацетон — только для прочных тканей! На шёлке, шерсти, синтетике может повредить волокна.
7.2. Общие правила удаления пятен
- Действуйте быстро! Свежие пятна удаляются легче.
- Проверяйте средство на незаметном участке (подгиб, шов).
- Трите от края к центру — чтобы не разнести грязь.
- Используйте чистую воду для полоскания.
- Не сушите пятно перед обработкой — тепло «закрепляет» загрязнение.
- Не смешивайте случайные химикаты — может быть опасно!
7.3. Средства и их действие
- Хозяйственое мыло (72 % жирных кислот) — универсально, безопасно для тканей.
- Сода — впитывает жир, нейтрализует запахи.
- Соль — выводит свежие жидкие пятна (вино, кровь).
- Уксус (9 %) — удаляет ржавчину, следы пота, дезодоранта.
- Перекись водорода — отбеливает, убирает кровь, вино (только для белых тканей!).
- Нашатырный спирт — борется с жиром, кофе, травой.
- Средство для мытья посуды — растворяет жиры.
7.4. Особенности по типам тканей
- Хлопок, лён — выдерживают почти все средства.
- Шерсть, шёлк — только мягкие растворы (мыло, уксус), без трения.
- Синтетика — избегать ацетона, сильных щелочей.
- Джинса — не использовать отбеливатели с хлором.
- Деликатные ткани — проба на скрытом участке обязательна!
- Практическая работа (18 мин)
Деловая игра «Химчистка»
Цель: отработать алгоритмы удаления пятен на образцах тканей.
Инструктаж по ТБ:
- надеть перчатки и фартук;
- не касаться глаз и кожи средствами;
- работать только под наблюдением учителя.
Задания (по группам):
- Пятно от кофе на хлопке
- Нанести мыльный раствор, потереть щёткой.
- Прополоскать. Оценить результат.
- Жирное пятно на полиэстере
- Посыпать содой, оставить на 10 мин.
- Застирать средством для посуды. Прополоскать.
- След от помады на джинсе
- Обработать ватным диском с нашатырным спиртом (1:1 с водой).
- Промыть водой.
- Кровь на льне
- Промыть холодной водой.
- Нанести перекись водорода (если ткань белая), прополоскать.
Оформление результатов:
Заполнить таблицу:
№ | Тип пятна | Ткань | Средство | Результат
| |
до | после | ||||
1 | кофе | Хлопок | Мыло | Было видно | почти исчезло |
2 | жир | Полиэстер | Сода + средство для посуды | Было заметно | ушло |
8. Закрепление (3 мин)
Вопросы:
- Почему нельзя сразу тереть пятно силой?
- Какое средство подойдёт для свежего жирного пятна?
- Что сделать перед тем, как нанести средство на пятно?
- Почему перекись водорода нельзя использовать на цветных тканях?
Игра «Выбери правильно»:
Учитель называет пятно и ткань, ученики поднимают карточку с подходящим средством (мыло, сода, уксус и т. д.).
9. Рефлексия:
- Что нового вы узнали?
- Где могут пригодиться эти знания?
- Какие вопросы остались?
10. Итоги урока (2 мин)
Выводы:
- Удаление пятен — это наука: нужно знать тип загрязнения и ткани.
- Есть универсальные средства (мыло, сода), но для сложных случаев нужны спецсредства.
- Главное правило: проба на незаметном участке!
- Вернемся к началу урока к пословице «Встречают по одежке - провожают по уму».
Пословица учит нас не только не делать окончательных выводов о человеке, основываясь только на внешности ценить в людях прежде всего их внутренние качества и интеллектуальные способности.
11. Домашнее задание
Теоретическое: составить памятку «Как удалить пятно от…» (на выбор: вино, чернила, трава).
Практическое: попробовать удалить старое пятно на старой вещи (с разрешения родителей), записать шаги и результат.
Творческое: придумать условные обозначения для ярлыков одежды («Не использовать отбеливатель», «Только ручная стирка» и т. п.).
- Спасибо за урок! Хорошего дня!
Предварительный просмотр:
Приложения
Памятка «5 шагов удаления пятна»
- Проверьте ярлык на одежде.
- Протестируйте средство на скрытом участке.
- Обработайте пятно от края к центру.
- Прополощите чистой водой.
- При необходимости повторите.
Таблица-подсказка (раздать ученикам)
Пятно | Подходящее средство | Ограничения |
Кофе, чай | Хозяйственное мыло | — |
Жир | Сода, средство для посуды | Не тереть сильно на шёлке |
Кровь | Холодная вода, перекись (белые ткани) | Не использовать горячую воду! |
Чернила | Нашатырный спирт (1:1 с водой) | Проверить на синтетике |
Ржавчина | Уксус (1 ст. л. на 1 л воды) | Не для шерсти |
Помада | Мицеллярная вода, нашатырь | Для цветных тканей — осторожно |
Алгоритмы удаления конкретных пятен
1. Кофе/чай
Подходит для: хлопок, лён, синтетика (кроме деликатных).
Средства: хозяйственное мыло, нашатырный спирт.
Шаги:
- Промокните свежее пятно салфеткой (не трите!).
- Натрите пятно хозяйственным мылом, оставьте на 10–15 мин.
- Если пятно стойкое: приготовьте раствор (1 ч. л. нашатыря + 1 л тёплой воды), замочите на 20 мин.
- Постирайте в обычном режиме.
Важно: для цветных тканей проверьте устойчивость красителя!
2. Жир (масло, майонез, крем)
Подходит для: большинство тканей (кроме шёлка и шерсти — осторожно!).
Средства: соль, сода, средство для посуды.
Шаги:
- Свежее пятно: посыпьте солью, оставьте на 5–10 мин (соль впитает жир).
- Приготовьте пасту: 2 ст. л. соды + 1 ст. л. средства для посуды + немного воды.
- Нанесите на пятно, аккуратно потрите мягкой щёткой.
- Промойте тёплой водой, постирайте.
Важно: не используйте горячую воду — жир «впечатается» в ткань!
3. Кровь
Подходит для: хлопок, лён, синтетика.
Средства: холодная вода, перекись водорода (только для белых тканей!).
Шаги:
- Сразу промойте пятно холодной водой (тёплая свернёт белок!).
- Для белых тканей: нанесите 3 % перекись водорода, оставьте на 5–10 мин.
- Прополощите, при необходимости повторите.
- Постирайте в щадящем режиме.
Важно: никогда не застирывайте кровь в горячей воде!
4. Чернила/ручка
Подходит для: плотные ткани (джинса, хлопок).
Средства: спирт, лак для волос.
Шаги:
- Смочите ватный диск спиртом, аккуратно протрите пятно от края к центру.
- Если пятно стойкое: нанесите лак для волос, оставьте на 5 мин, протрите влажной тканью.
- Постирайте с порошком.
Важно: для шёлка и синтетики — только проба на скрытом участке!
5. Вино/ягоды
Подходит для: белые и цветные ткани (с проверкой).
Средства: соль, глицерин, уксус.
Шаги:
- Свежее пятно: засыпайте солью, чтобы впитала жидкость.
- Приготовьте раствор: 1 ст. л. глицерина + 1 ст. л. соли + 100 мл тёплой воды.
- Нанесите на пятно, оставьте на 30 мин.
- Прополощите, постирайте с уксусом (1 ст. л. на 5 л воды).
Важно: для цветных тканей избегайте перекиси!
6. Пот (жёлтые разводы)
Подходит для: футболки, рубашки, спортивная одежда.
Средства: уксус, сода.
Шаги:
- Приготовьте пасту: 4 ст. л. соды + 150 мл воды.
- Нанесите на пятно, вотрите зубной щёткой.
- Оставьте до высыхания, прополощите.
- Для стойких пятен: замочите в растворе уксуса (2 ст. л. на 1 л воды) на 2–3 часа.
Важно: для белых тканей можно добавить перекись (1 ст. л. на 1 л воды).
7. Трава
Подходит для: спортивная одежда, джинсы.
Средства: соль, мыло.
Шаги:
- Приготовьте раствор: 1 ст. л. соли + 200 мл тёплой воды.
- Нанесите на пятно, оставьте на 30 мин.
- Натрите мылом, потрите щёткой.
- Постирайте в обычном режиме.
Важно: не сушите вещь до полного удаления пятна!
8. Дезодорант (белые разводы)
Подходит для: тёмные футболки, рубашки.
Средства: сода, уксус.
Шаги:
- Приготовьте пасту: 2 ст. л. соды + 1 ст. л. воды.
- Нанесите на пятно, оставьте на 15 мин.
- Прополощите, при необходимости повторите.
- Для усиления эффекта: добавьте 1 ст. л. уксуса в воду для полоскания.
Важно: избегайте трения — можно повредить волокна!
9. Краска (акриловая, гуашь)
Подходит для: плотные ткани.
Средства: спирт, средство для посуды.
Шаги:
- Свежее пятно: промойте холодной водой.
- Нанесите спирт на ватный диск, протрите пятно.
- Если краска засохла: нанесите средство для посуды, оставьте на 1 час.
- Постирайте в горячей воде.
Важно: для шёлка и шерсти — только химчистка!
10. Жевательная резинка
Подходит для: любая ткань.
Средства: лёд, фен.
Шаги:
- Положите лёд на пятно на 10–15 мин (резинка затвердеет).
- Аккуратно соскребите ножом или картой.
- Остатки удалите спиртом.
- Постирайте вещь.
Важно: не тяните резинку — можно порвать ткань!
Общие рекомендации по безопасности
- Проба на незаметном участке — обязательна для любых средств!
- Работайте в перчатках — особенно с кислотами и растворителями.
- Проветривайте помещение — пары аммиака и спирта токсичны.
- Не смешивайте средства — может возникнуть опасная реакция (например, хлор + уксус = ядовитый газ).
- Храните химикаты в недоступном для детей месте.
Чек-лист для ученика: «Проверь себя перед удалением пятна»
- Определил ли я тип пятна (жир, жидкость, краска)?
- Узнал ли я состав ткани (хлопок, синтетика, шерсть)?
- Проверил ли я средство на незаметном участке?
- Подготовил ли я защитные перчатки и проветриваемое место?
- Есть ли у меня запас чистой воды для полоскания?
- Знаю ли я, что делать, если пятно не удалится (обратиться в химчистку)?
Дополнительные задания (по выбору)
- Исследовательское: сравните эффективность 3 разных средств (например, соль, сода, уксус) на одном типе пятна. Запишите результаты в таблицу.
- Творческое: придумайте условные обозначения для ярлыков одежды («Только ручная стирка», «Не использовать хлор» и т. п.).
- Практическое: попробуйте удалить старое пятно с ненужной вещи, используя изученные методы. Опишите шаги и результат.
Краткий словарь терминов
- Адсорбция — поглощение грязи веществом (сода, соль).
- Растворитель — жидкость, разрушающая загрязнение (спирт, уксус).
- Энзимы — ферменты, расщепляющие белки (кровь, пот).
- Оптический отбеливатель — вещество, маскирующее желтизну (не удаляет пятно!).
Практические кейсы
«На белой рубашке появилось пятно от крови. Какое СМС выбрать и почему? Укажите температуру стирки и ключевые компоненты средства».
«После стирки на тёмной футболке остались белёсые разводы. В чём причина? Как исправить?»
«Нужно отмыть жирную посуду в холодной воде. Какое средство эффективнее: обычное мыло или гель для посуды? Обоснуйте ответ с точки зрения химии».
«Семья с маленьким ребёнком выбирает стиральный порошок. Какие компоненты в составе должны насторожить? Какие — приветствоваться?»
Мини-тест
(карточки с вариантами ответов (А/Б/В).
Примерные вопросы:
- Основной компонент СМС — это:
А) соли высших карбоновых кислот;
Б) соли эфиров серной кислоты;
В) щелочи. - Энзимы в СМС эффективны при температуре:
А) 20–30 °C;
Б) 30–40 °C;
В) 60–90 °C. - Комплексообразователи в СМС нужны для:
А) усиления пены;
Б) смягчения воды;
В) отбеливания. - Биоразлагаемость ПАВ — это:
А) способность растворяться в воде;
Б) разложение микроорганизмами до безопасных веществ;
В) отсутствие запаха. - Для детской одежды лучше выбирать СМС без:
А) ПАВ;
Б) отдушек и фосфатов;
В) воды.
Проверка: взаимопроверка в парах (ответы на слайде).
Методические примечания:
1.Для закрепления можно использовать цифровые инструменты: онлайн-квизы (Quizizz, Kahoot!) по теме.
2.Если время ограничено, мини-тест можно дать как домашнее задание.
3.Для слабоуспевающих учеников подготовить шаблон таблицы «Компонент — Функция — Пример» для анализа этикеток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме : "Мир профессий и труда" технология 8 класс
Тема урока " Мир профессий и труда"...

Рабочая программа. Труд (технология) .8 класс.
Рабочая программа по предмету : Труд (технология). 8 класс....

Конспект урока по труду (Технология) 5 класс • Пищевая ценность круп, технология обработки и приготовления блюд из круп.
Конспект урока по труду (Технология) 5 классПищевая ценность круп, технология обработки и приготовления блюд из круп....



