Интегрированный урок «Синтетические моющие средства. Удаление пятен» химия /труд(технология) 8 - 10 класс
план-конспект урока по технологии (10 класс)

Прохватилова Ольга Валентиновна

Почему одно средство портит вещь, а другое — очищает?

Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев несколько аспектов   на комбинированном (интегрированном) уроке в 8 – 10 классах.

Урок объединяет два предметных поля (химия + труд/технология)

Химия даёт понимание структуры и реакций (как ПАВ взаимодействуют с загрязнениями).

Труд/Технология показывает применение (какие средства и методы использовать для конкретных пятен и тканей).

Экология и безопасность формируют критерии ответственного выбора СМС и методов чистки.

Урок включает несколько дидактических этапов, характерных для комбинированного типа: актуализация знаний, изучение нового материала, практическая отработка, закрепление и рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1524472475_k1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения

«Средняя школа № 11 муниципального округа город Михайловка Волгоградской области»

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

в рамках Регионального конкурса методических разработок

«Инновационные технологии при обучении дисциплинам математического и естественнонаучного цикла»

ТЕМА КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ

Интегрированный урок

«Синтетические моющие средства. Удаление пятен»

Номинация №1. Методическая разработка урока математического и общего естественнонаучного цикла (математика, физика, информатика и ИКТ, химия, биология, география)

Дисциплина математического и естественнонаучного цикла:

«Химия + труд /технология»

 

Класс: 8 -  10 класс

ФИО автора:

Прохватилова О.В.,

учитель труда /технологии

Аннотация

Почему одно средство портит вещь, а другое — очищает?

Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев несколько аспектов   на комбинированном (интегрированном) уроке в 8 – 10 классах.

Урок объединяет два предметных поля (химия + труд/технология)

Химия даёт понимание структуры и реакций (как ПАВ взаимодействуют с загрязнениями).

Труд/Технология показывает применение (какие средства и методы использовать для конкретных пятен и тканей).

Экология и безопасность формируют критерии ответственного выбора СМС и методов чистки.

Урок включает несколько дидактических этапов, характерных для комбинированного типа: актуализация знаний, изучение нового материала, практическая отработка, закрепление и рефлексия.

Интегрированный урок

(химия, труд/технология) в 8 -  10  классе по теме:

«Синтетические моющие средства. Удаление пятен»

Класс: 8 -  10 класс

Продолжительность: 45 мин (один урок) или 90 мин (спаренный урок с углублённой практикой).

Возрастная категория: 8 –10 классы (в зависимости от программы по технологии и химии).

Тип урока: комбинированный.

Альтернативные формулировки типа (в зависимости от акцента)                                                      

Урок формирования практических умений — если основная часть времени отведена практике (эксперименты).

Цель: 

познакомить учащихся с понятием СМС, их классификацией и основным назначением (бытовые, промышленные, специальные);

способствовать развитию элементарных знаний о выборе СМС в зависимости от их назначения при удалении пятен;

сформировать у учащихся целостное представление о принципах ухода за одеждой с опорой на химические мыла и технологические особенности различных видов тканей;

сформировать осознанное отношение к личной гигиене уходу за одеждой как части культуры общения и самоуважения.

Задачи урока:

обучающие задачи (предметные результаты):

предметные (химия):

повторить строение и свойства ПАВ, роль щелочей и энзимов в СМС;

изучить механизмы химического взаимодействия СМС с загрязнениями и волокнами;

научиться подбирать СМС по рН и составу для разных типов пятен;

предметные (технология):

закрепить знания о видах тканей и их устойчивости к химическим воздействиям;

изучить виды пятен, средства и методы их удаления, правила безопасности;

отработать приёмы локального удаления пятен;

освоить правила безопасности при работе с агрессивными веществами;

познакомить учащихся с различными видами удалений пятен;

раскрыть химический состав СМС и механизм действия СМС;

ознакомить с технологиями получения СМС (этерификация высших спиртов серной кислотой, нейтрализация);

формировать умения анализировать состав СМС по этикетке, соотносить компоненты с их функциями;

учить прогнозировать эффективность СМС для разных типов загрязнений и тканей.

развивающие задачи (метапредметные результаты)

развивать логическое мышление через сравнение СМС и мыла (состав, свойства, область применения).

создать условия для формирования первоначальных умений правильной эксплуатации тканей и изделий из них;

продолжить формирование умений выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объекта, выдвигать гипотезы и применять их при решении задач разного уровня;

создать условия для развития интереса к творческому поиску, принятию нестандартных решений;

развивать умение планировать эксперимент, фиксировать результаты, делать выводы;

развить аккуратность, внимательность, умение следовать алгоритму;

формировать навыки работы в паре/группе, аргументации выбора;

содействовать систематизации знаний учащихся.

воспитательные /личностные/

формировать ответственное отношение к здоровью: понимание рисков при несоблюдении инструкции по применению СМС (аллергия, раздражение кожи и дыхательных путей);

воспитать экологическую культуру: осознание влияния СМС на окружающую среду (загрязнение водоёмов, нарушение биоценозов);

развить навыки безопасного обращения с химическими средствами в быту (дозировка, проветривание, защита кожи и слизистых);

подчеркнуть значение рационального потребления: выбор биоразлагаемых СМС, экономия воды и энергии при стирке;

воспитывать бережное отношение к вещам и экологическую ответственность.

Оборудование и материалы:

Компьютер, интерактивная доска, проектор, экран;

Образцы тканей с пятнами — различные виды тканей (хлопок, шерсть, шёлк, синтетика) с заранее нанесёнными пятнами (от жира, чая, ягод, чернил, ржавчины и т. д.)

Для теоретической части:

  1. Презентация, содержащая схемы молекул поверхностно-активных веществ (ПАВ), таблицы с компонентами средств моющих и чистящих (СМС) и типами пятен.
  2. Образцы упаковок различных средств бытовой химии, включая порошки, гели и средства для мытья посуды.
  3. Раздаточные материалы, такие как шаблоны для анализа этикеток и карточки с кейсами для решения.

Для практической части:

  1. Образцы тканей с различными типами пятен (жир, кровь, чай, чернила и т.д.).
  2. Средства моющих и чистящих (СМС различных категорий и хозяйственное мыло).
  3. Пятновыводящие средства:

перекись водорода;

нашатырный спирт (раствор аммиака);

этиловый спирт;

ацетон;

глицерин;

лимонная кислота или сок лимона;

уксус;

       хозяйственное мыло;

       стиральный порошок;

       картофельный крахмал;

       поваренная соль.

 Вспомогательные материалы и инструменты:

       белая хлопчатобумажная ткань (для подкладывания под пятно);

       салфетки из цветной ткани;

       ватные тампоны и диски;

       пипетки для нанесения средств;

       стаканы и кюветы для растворов;

       тигельные щипцы или пинцет. infourok.ru +1

  1. Инструменты для проведения экспериментов:

 пипетки, ватные тампоны, стеклянные палочки и емкости для растворов.

  1. Средства индивидуальной защиты:

перчатки, салфетки и контейнеры для отходов.

      Раздаточные материалы:

      карточки с задачами, шаблоны для анализа этикеток.

       Формы работы

  1. Групповая работа
    Учащиеся делятся на группы, каждая из которых исследует определённый аспект темы (например, состав СМС, методы удаления пятен, влияние на окружающую среду). Группы готовят презентации, доклады или практические демонстрации.
  2. Практическая работа
    Проведение экспериментов по удалению пятен с использованием различных моющих средств. Например, можно организовать лабораторную работу, где учащиеся будут сравнивать эффективность разных составов на различных типах тканей.
  3. Кейс-метод
    Представление реальных ситуаций (например, удаление пятен с одежды, посуды, поверхностей) и поиск оптимальных решений с использованием химических знаний. Учащиеся анализируют состав СМС, выбирают подходящие средства и разрабатывают алгоритмы действий.
  4. Проектная деятельность
    Разработка мини-проектов по созданию экологически безопасных моющих средств или исследованию влияния СМС на различные материалы. Проекты могут включать этапы исследования, эксперимента и презентации результатов.
  5. Работа в парах
    Совместное выполнение заданий, например, заполнение таблиц сравнения свойств разных типов ПАВ (анионных, катионных, неионогенных) или анализ этикеток моющих средств.

          Формы организации деятельности

  1. Станция-лаборатория (ротационная модель)

           Класс делится на 3–4 группы.

           Химическая: анализ состава СМС (чтение этикеток, определение ПАВ).

          Технологическая: практика удаления пятен на образцах тканей.

          Экологическая: оценка биоразлагаемости средств.

          Экономическая: расчёт стоимости удаления пятна разными способами.

  1. Деловая игра «Химчистка»

           Задача: подобрать оптимальное средство для удаления конкретного пятна (даётся «заказ»

            с описанием ткани и загрязнения).

           Итоговый продукт: письменный алгоритм действий с обоснованием.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Глубокое понимание состава и механизма действия средств бытовой химии.
  2. Умение дифференцировать типы пятен и подбирать соответствующие методы их удаления.
  3. Владение навыками анализа состава средств на этикетках.
  4. Способность выбирать оптимальные средства для удаления пятен.
  5. Освоение техники моделирования процесса удаления пятен.

Метапредметные:

  1. Развитие аналитического мышления посредством анализа этикеток и решения кейсов.
  2. Формирование эффективных навыков работы в группе.
  3. Умение интегрировать теоретические знания в практическую деятельность.
  4. Повышение уровня внимательности и аккуратности при выполнении экспериментальных заданий.

Личностные:

  1. Осознание значимости правильного ухода за текстильными изделиями.
  2. Воспитание ответственного отношения к использованию химических средств.
  3. Развитие самостоятельности и уверенности в собственных возможностях.
  4. Формирование устойчивого интереса к химии и технологиям.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.  Мотивация и целеполагание.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.  Садитесь.

Учитель труда/технологии:

- Сегодня я вас приглашаю в наш кинотеатр «Смотрим и размышляем».

/ролик про неряху, который пришёл в библиотеку/

- Знакомая до боли поговорка «Встречают по одежке, а провожают по уму».

-  Почему нас «встречают по одёжке»?

- Как одежда влияет на первое впечатление?

-Может ли неудачно сшитая и неопрятная вещь испортить образ, даже если человек умён и талантлив?

Вывод:

«Встречают по одёжке» — первое впечатление о человеке складывается на основе его внешнего вида: чистоты и опрятности одежды, причёски, манеры держаться. Внешность мгновенно считывается и задаёт начальный тон общению.

«Провожают по уму» — окончательное мнение о человеке формируется после общения, когда становятся видны его интеллект, кругозор, доброта, чувство юмора и другие внутренние качества.

- Внешний вид нам может рассказать о человеке много. Поэтому заботиться о своём внешнем виде необходимо, поскольку первое впечатление имеет значение.

Для этого надо знать правила ухода за одеждой. Назовите их.

- Сегодня мы поговорим о синтетических моющих веществах, и приёмах удаления пятен с одежды.

Учитель химии:

- Сегодня мы разберём, из чего состоят СМС, как они работают, чем отличаются от мыла и какое влияние оказывают на природу.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Фронтальный опрос:

  1. Что такое мыло? Напишите общую формулу мыла.
  2. Почему мыло плохо моет в жёсткой воде? Запишите реакцию образования «мыльного осадка».
  3. Какие ионы обуславливают жёсткость воды?
  4. Как можно смягчить жёсткую воду?

Краткий вывод: Мыло — натриевые/калиевые соли высших карбоновых кислот (RCOONa). В жёсткой воде образует нерастворимые соли кальция и магния, теряя моющую способность.

3. Изучение нового материала (15 мин)

3.1. Что такое СМС?

Определение:
СМС — многокомпонентные смеси, содержащие 
поверхностно-активные вещества (ПАВ) и добавки, предназначенные для удаления загрязнений в водной среде.

Общая формула ПАВ в СМС:

R–OSO3–​X+,

где:

  • R — углеводородный радикал (C8​–C18​);
  • X+ — катион (Na+, K+, NH4+​).

3.2. Получение СМС

Основа — реакция этерификации серной кислоты с высшими спиртами с последующей нейтрализацией:

  1. R–OH+H2​SO4​→R–OSO2​OH+H2​O
  2. R–OSO2​OH+NaOH→R–OSO2​ONa+H2​O

Сырьё: продукты нефтехимии (алкилсульфаты, алкилбензолсульфонаты).

3.3. Состав СМС (основные компоненты)

  1. ПАВ (18–40 %) — обеспечивают моющее действие.
  2. Электролиты (Na3​PO4​, Na2​CO3​, Na2​SO4​) — усиливают действие ПАВ.
  3. Силикат натрия — снижает коррозию.
  4. Отбеливатели (пербораты, оптические).
  5. Энзимы — расщепляют белки, жиры.
  6. Антиресорбенты — предотвращают повторное оседание грязи.
  7. Ароматизаторы, красители — улучшают потребительские свойства.

3.4. Преимущества СМС перед мылом

  • Сохраняют моющую способность в жёсткой и морской воде (образуют растворимые соли с Ca2+, Mg2+).
  • Меньший расход (на 25 % экономичнее мыла).
  • Широкий диапазон рН (нейтральные растворы, не раздражают кожу).
  • Возможность добавления спецкомпонентов (энзимов, отбеливателей).

3.5. Недостатки СМС

  • Низкая биоразлагаемость — накапливаются в водоёмах.
  • Эвтрофикация — стимулируют рост водорослей, снижают содержание O2​.
  • Аллергия — возможны реакции на отдушки и ПАВ.
  • Коррозия — некоторые компоненты агрессивны к металлам.

3.6. Механизм моющего действия

  1. Смачивание: ПАВ снижают поверхностное натяжение воды.
  2. Эмульгирование: жир разбивается на мельчайшие капли.
  3. Пептизация: грязь отделяется от поверхности.
  4. Стабилизация: загрязнения удерживаются в растворе (не оседают).
  5. Пенообразование: пузырьки воздуха выносят грязь на поверхность.

  1. Практические работы»

Лабораторная работа:

Цель: сравнить моющую способность мыла и СМС в жёсткой воде.

Опыт 1. Образование осадка в жёсткой воде

  1. В две пробирки налейте жёсткую воду.
  2. В первую добавьте мыло, во вторую — СМС.
  3. Взболтайте, наблюдайте:
  • в пробирке с мылом — белый осадок (Ca/Mg-соли);
  • в пробирке с СМС — раствор остаётся прозрачным.

Опыт 2. Моющая способность

  1. Возьмите два загрязнённых лоскутка ткани.
  2. Один постирайте мылом, второй — СМС (в жёсткой воде).
  3. Сравните результат: СМС эффективнее удаляет жир.

Опыт 3. рН растворов

  1. Опустите индикаторную бумагу в растворы мыла и СМС.
  2. Запишите значения рН:
  • мыло — щелочной (рН > 8);
  • СМС — нейтральный (рН ≈ 7).

Оформление результатов: заполните таблицу:

Показатель

Мыло

СМС

Осадок в жёсткой воде

Есть

Нет

Эффективность стирки

Ниже

Выше

рН раствора

Щелочной

Нейтральный

Практическая работа №2:

Цель: проверить понимание ключевых понятий, отработать навыки анализа состава СМС и применения знаний в практических ситуациях.

Решение ситуационных задач

Группы получают карточки с бытовыми ситуациями. Нужно предложить решение и обосновать его с точки зрения химии.

Примеры задач:

«На футболке пятно от травы. Какое средство выбрать и почему? Укажите температуру стирки».

«После мытья посуды остаётся мыльный налёт. В чём причина? Как исправить?»

«Нужно постирать шерстяной свитер. Какие компоненты СМС опасны для шерсти? Какие — безопасны?»

*«Семья переехала в регион с очень жёсткой водой. Какие СМС лучше использовать? Почему?

4. Закрепление материала:

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему СМС не теряют эффективность в жёсткой воде?
  2. Какие компоненты СМС усиливают моющее действие?
  3. В чём экологическая опасность СМС?
  4. Как можно снизить вред от СМС для окружающей среды?

Выводы:

  • СМС — сложные композиции на основе ПАВ, получаемые из нефтехимического сырья.
  • Превосходят мыло по эффективности в жёсткой воде и экономичности.
  • Требуют осторожного использования из-за экологического воздействия.

Домашнее задание:

  1. Выучить основные компоненты СМС и их функции.
  2. Подготовить сообщение: «Способы утилизации сточных вод, содержащих СМС».
  3. По желанию: провести мини-исследование — сравнить цены и состав 3–4 СМС разных производителей.
  1. Рефлексия:
  • Что нового вы узнали?
  • Где могут пригодиться эти знания?
  • Какие вопросы остались?

Учитель труда/ технологии

- А мы с вами сегодня научимся правильно удалять пятна, чтобы продлить жизнь вещам и не испортить ткань.

 6. Актуализация знаний:

Беседа по вопросам:

  1. Какие пятна вы чаще всего встречаете на одежде?
  2. Что вы обычно делаете, если поставили пятно?
  3. Почему иногда пятно не отстирывается, а становится ещё заметнее?
  4. Можно ли отстирать любое пятно, если потереть сильнее? Почему?

Вывод: Неправильное удаление пятен может испортить вещь. Нужно действовать по правилам!

7. Изучение нового материала:

7.1. Классификация пятен

  • Водорастворимые (чай, кофе, соки, кровь) — удаляются водой и мылом.
  • Жирорастворимые (масло, косметика, крем) — требуют растворителей (сода, средство для посуды).
  • Нерастворимые (чернила, краска, ржавчина) — нужны специальные средства (нашатырь, ацетон*).
  • Смешанные (грязь с жиром) — комбинированная обработка.

*Ацетон — только для прочных тканей! На шёлке, шерсти, синтетике может повредить волокна.

7.2. Общие правила удаления пятен

  1. Действуйте быстро! Свежие пятна удаляются легче.
  2. Проверяйте средство на незаметном участке (подгиб, шов).
  3. Трите от края к центру — чтобы не разнести грязь.
  4. Используйте чистую воду для полоскания.
  5. Не сушите пятно перед обработкой — тепло «закрепляет» загрязнение.
  6. Не смешивайте случайные химикаты — может быть опасно!

7.3. Средства и их действие

  • Хозяйственое мыло (72 % жирных кислот) — универсально, безопасно для тканей.
  • Сода — впитывает жир, нейтрализует запахи.
  • Соль — выводит свежие жидкие пятна (вино, кровь).
  • Уксус (9 %) — удаляет ржавчину, следы пота, дезодоранта.
  • Перекись водорода — отбеливает, убирает кровь, вино (только для белых тканей!).
  • Нашатырный спирт — борется с жиром, кофе, травой.
  • Средство для мытья посуды — растворяет жиры.

7.4. Особенности по типам тканей

  • Хлопок, лён — выдерживают почти все средства.
  • Шерсть, шёлк — только мягкие растворы (мыло, уксус), без трения.
  • Синтетика — избегать ацетона, сильных щелочей.
  • Джинса — не использовать отбеливатели с хлором.
  • Деликатные ткани — проба на скрытом участке обязательна!
  1.  Практическая работа (18 мин)

Деловая игра «Химчистка»

Цель: отработать алгоритмы удаления пятен на образцах тканей.

Инструктаж по ТБ:

  • надеть перчатки и фартук;
  • не касаться глаз и кожи средствами;
  • работать только под наблюдением учителя.

Задания (по группам):

  1. Пятно от кофе на хлопке
  • Нанести мыльный раствор, потереть щёткой.
  • Прополоскать. Оценить результат.
  1. Жирное пятно на полиэстере
  • Посыпать содой, оставить на 10 мин.
  • Застирать средством для посуды. Прополоскать.
  1. След от помады на джинсе
  • Обработать ватным диском с нашатырным спиртом (1:1 с водой).
  • Промыть водой.
  1. Кровь на льне
  • Промыть холодной водой.
  • Нанести перекись водорода (если ткань белая), прополоскать.

Оформление результатов:

Заполнить таблицу:

Тип пятна

Ткань

Средство

Результат

 

до

после

1

      кофе

Хлопок

Мыло

Было видно

почти исчезло

       2

жир

      Полиэстер

Сода + средство для посуды

Было заметно

        ушло

8. Закрепление (3 мин)

Вопросы:

  1. Почему нельзя сразу тереть пятно силой?
  2. Какое средство подойдёт для свежего жирного пятна?
  3. Что сделать перед тем, как нанести средство на пятно?
  4. Почему перекись водорода нельзя использовать на цветных тканях?

Игра «Выбери правильно»:
Учитель называет пятно и ткань, ученики поднимают карточку с подходящим средством (мыло, сода, уксус и т. д.).

9. Рефлексия:

  • Что нового вы узнали?
  • Где могут пригодиться эти знания?
  • Какие вопросы остались?

10. Итоги урока (2 мин)

Выводы:

  • Удаление пятен — это наука: нужно знать тип загрязнения и ткани.
  • Есть универсальные средства (мыло, сода), но для сложных случаев нужны спецсредства.
  • Главное правило: проба на незаметном участке!

- Вернемся к началу урока к пословице «Встречают по одежке - провожают по уму».

Пословица учит нас не только не делать окончательных выводов о человеке, основываясь только на внешности ценить в людях прежде всего их внутренние качества и интеллектуальные способности.

11. Домашнее задание

Теоретическое: составить памятку «Как удалить пятно от…» (на выбор: вино, чернила, трава).

Практическое: попробовать удалить старое пятно на старой вещи (с разрешения родителей), записать шаги и результат.

Творческое: придумать условные обозначения для ярлыков одежды («Не использовать отбеливатель», «Только ручная стирка» и т. п.).

- Спасибо за урок! Хорошего дня!



Предварительный просмотр:

Приложения

Памятка «5 шагов удаления пятна»

  1. Проверьте ярлык на одежде.
  2. Протестируйте средство на скрытом участке.
  3. Обработайте пятно от края к центру.
  4. Прополощите чистой водой.
  5. При необходимости повторите.

Таблица-подсказка (раздать ученикам)

Пятно

Подходящее средство

Ограничения

Кофе, чай

Хозяйственное мыло

Жир

Сода, средство для посуды

Не тереть сильно на шёлке

Кровь

Холодная вода, перекись (белые ткани)

Не использовать горячую воду!

Чернила

Нашатырный спирт (1:1 с водой)

Проверить на синтетике

Ржавчина

Уксус (1 ст. л. на 1 л воды)

Не для шерсти

Помада

Мицеллярная вода, нашатырь

Для цветных тканей — осторожно

Алгоритмы удаления конкретных пятен

1. Кофе/чай

Подходит для: хлопок, лён, синтетика (кроме деликатных).
Средства: хозяйственное мыло, нашатырный спирт.
Шаги:

  1. Промокните свежее пятно салфеткой (не трите!).
  2. Натрите пятно хозяйственным мылом, оставьте на 10–15 мин.
  3. Если пятно стойкое: приготовьте раствор (1 ч. л. нашатыря + 1 л тёплой воды), замочите на 20 мин.
  4. Постирайте в обычном режиме.

Важно: для цветных тканей проверьте устойчивость красителя!

2. Жир (масло, майонез, крем)

Подходит для: большинство тканей (кроме шёлка и шерсти — осторожно!).
Средства: соль, сода, средство для посуды.
Шаги:

  1. Свежее пятно: посыпьте солью, оставьте на 5–10 мин (соль впитает жир).
  2. Приготовьте пасту: 2 ст. л. соды + 1 ст. л. средства для посуды + немного воды.
  3. Нанесите на пятно, аккуратно потрите мягкой щёткой.
  4. Промойте тёплой водой, постирайте.

Важно: не используйте горячую воду — жир «впечатается» в ткань!

3. Кровь

Подходит для: хлопок, лён, синтетика.
Средства: холодная вода, перекись водорода (только для белых тканей!).
Шаги:

  1. Сразу промойте пятно холодной водой (тёплая свернёт белок!).
  2. Для белых тканей: нанесите 3 % перекись водорода, оставьте на 5–10 мин.
  3. Прополощите, при необходимости повторите.
  4. Постирайте в щадящем режиме.

Важно: никогда не застирывайте кровь в горячей воде!

4. Чернила/ручка

Подходит для: плотные ткани (джинса, хлопок).
Средства: спирт, лак для волос.
Шаги:

  1. Смочите ватный диск спиртом, аккуратно протрите пятно от края к центру.
  2. Если пятно стойкое: нанесите лак для волос, оставьте на 5 мин, протрите влажной тканью.
  3. Постирайте с порошком.

Важно: для шёлка и синтетики — только проба на скрытом участке!

5. Вино/ягоды

Подходит для: белые и цветные ткани (с проверкой).
Средства: соль, глицерин, уксус.
Шаги:

  1. Свежее пятно: засыпайте солью, чтобы впитала жидкость.
  2. Приготовьте раствор: 1 ст. л. глицерина + 1 ст. л. соли + 100 мл тёплой воды.
  3. Нанесите на пятно, оставьте на 30 мин.
  4. Прополощите, постирайте с уксусом (1 ст. л. на 5 л воды).

Важно: для цветных тканей избегайте перекиси!

6. Пот (жёлтые разводы)

Подходит для: футболки, рубашки, спортивная одежда.
Средства: уксус, сода.
Шаги:

  1. Приготовьте пасту: 4 ст. л. соды + 150 мл воды.
  2. Нанесите на пятно, вотрите зубной щёткой.
  3. Оставьте до высыхания, прополощите.
  4. Для стойких пятен: замочите в растворе уксуса (2 ст. л. на 1 л воды) на 2–3 часа.

Важно: для белых тканей можно добавить перекись (1 ст. л. на 1 л воды).

7. Трава

Подходит для: спортивная одежда, джинсы.
Средства: соль, мыло.
Шаги:

  1. Приготовьте раствор: 1 ст. л. соли + 200 мл тёплой воды.
  2. Нанесите на пятно, оставьте на 30 мин.
  3. Натрите мылом, потрите щёткой.
  4. Постирайте в обычном режиме.

Важно: не сушите вещь до полного удаления пятна!

8. Дезодорант (белые разводы)

Подходит для: тёмные футболки, рубашки.
Средства: сода, уксус.
Шаги:

  1. Приготовьте пасту: 2 ст. л. соды + 1 ст. л. воды.
  2. Нанесите на пятно, оставьте на 15 мин.
  3. Прополощите, при необходимости повторите.
  4. Для усиления эффекта: добавьте 1 ст. л. уксуса в воду для полоскания.

Важно: избегайте трения — можно повредить волокна!

9. Краска (акриловая, гуашь)

Подходит для: плотные ткани.
Средства: спирт, средство для посуды.
Шаги:

  1. Свежее пятно: промойте холодной водой.
  2. Нанесите спирт на ватный диск, протрите пятно.
  3. Если краска засохла: нанесите средство для посуды, оставьте на 1 час.
  4. Постирайте в горячей воде.

Важно: для шёлка и шерсти — только химчистка!

10. Жевательная резинка

Подходит для: любая ткань.
Средства: лёд, фен.
Шаги:

  1. Положите лёд на пятно на 10–15 мин (резинка затвердеет).
  2. Аккуратно соскребите ножом или картой.
  3. Остатки удалите спиртом.
  4. Постирайте вещь.

Важно: не тяните резинку — можно порвать ткань!

Общие рекомендации по безопасности

  1. Проба на незаметном участке — обязательна для любых средств!
  2. Работайте в перчатках — особенно с кислотами и растворителями.
  3. Проветривайте помещение — пары аммиака и спирта токсичны.
  4. Не смешивайте средства — может возникнуть опасная реакция (например, хлор + уксус = ядовитый газ).
  5. Храните химикаты в недоступном для детей месте.

Чек-лист для ученика: «Проверь себя перед удалением пятна»

  1. Определил ли я тип пятна (жир, жидкость, краска)?
  2. Узнал ли я состав ткани (хлопок, синтетика, шерсть)?
  3. Проверил ли я средство на незаметном участке?
  4. Подготовил ли я защитные перчатки и проветриваемое место?
  5. Есть ли у меня запас чистой воды для полоскания?
  6. Знаю ли я, что делать, если пятно не удалится (обратиться в химчистку)?

Дополнительные задания (по выбору)

  1. Исследовательское: сравните эффективность 3 разных средств (например, соль, сода, уксус) на одном типе пятна. Запишите результаты в таблицу.
  2. Творческое: придумайте условные обозначения для ярлыков одежды («Только ручная стирка», «Не использовать хлор» и т. п.).
  3. Практическое: попробуйте удалить старое пятно с ненужной вещи, используя изученные методы. Опишите шаги и результат.

Краткий словарь терминов

  • Адсорбция — поглощение грязи веществом (сода, соль).
  • Растворитель — жидкость, разрушающая загрязнение (спирт, уксус).
  • Энзимы — ферменты, расщепляющие белки (кровь, пот).
  • Оптический отбеливатель — вещество, маскирующее желтизну (не удаляет пятно!).

Практические кейсы

«На белой рубашке появилось пятно от крови. Какое СМС выбрать и почему? Укажите температуру стирки и ключевые компоненты средства».

«После стирки на тёмной футболке остались белёсые разводы. В чём причина? Как исправить?»

«Нужно отмыть жирную посуду в холодной воде. Какое средство эффективнее: обычное мыло или гель для посуды? Обоснуйте ответ с точки зрения химии».

«Семья с маленьким ребёнком выбирает стиральный порошок. Какие компоненты в составе должны насторожить? Какие — приветствоваться?»

Мини-тест

(карточки с вариантами ответов (А/Б/В).

Примерные вопросы:

  1. Основной компонент СМС — это:
    А) соли высших карбоновых кислот;
    Б) соли эфиров серной кислоты;
    В) щелочи.
  2. Энзимы в СМС эффективны при температуре:
    А) 20–30 °C;
    Б) 30–40 °C;
    В) 60–90 °C.
  3. Комплексообразователи в СМС нужны для:
    А) усиления пены;
    Б) смягчения воды;
    В) отбеливания.
  4. Биоразлагаемость ПАВ — это:
    А) способность растворяться в воде;
    Б) разложение микроорганизмами до безопасных веществ;
    В) отсутствие запаха.
  5. Для детской одежды лучше выбирать СМС без:
    А) ПАВ;
    Б) отдушек и фосфатов;
    В) воды.

Проверка: взаимопроверка в парах (ответы на слайде).

Методические примечания:

1.Для закрепления можно использовать цифровые инструменты: онлайн-квизы (Quizizz, Kahoot!) по теме.

2.Если время ограничено, мини-тест можно дать как домашнее задание.

3.Для слабоуспевающих учеников подготовить шаблон таблицы «Компонент — Функция — Пример» для анализа этикеток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Труд (технология), 6к класс

Рабочая программа Труд (технология), 6к класс...

Рабочая программа. Труд (технология) .8 класс.

Рабочая программа по предмету : Труд (технология). 8 класс....

КТП труд (технология) 5 класс

КТП труд (технология) 5 класс 4 вариант...

КТП труд (технология) 6 класс

КТП труд (технология) 6 класс 4 вариант...

КТП труд (технология) 7 класс

КТП труд (технология) 7 класс 4 вариант...

Конспект урока по труду (Технология) 5 класс • Пищевая ценность круп, технология обработки и приготовления блюд из круп.

Конспект урока по труду (Технология) 5 классПищевая ценность круп, технология обработки и приготовления блюд из круп....