Урок по теме : "Мир профессий и труда" технология 8 класс
план-конспект урока (9 класс) по теме

Тема урока " Мир профессий и труда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mir_professii_i_truda.rar18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Мир профессий и труда"

Задачи: закрепление знаний об огромном разнообразии мира профессий, об особенностях психологического анализа труда; осознание учащимися своих профессиональных предпочтений; расширение знаний о мире профессий; - активизация процесса рефлексии.

Необходимые материалы: анкета, видиопрофессиограммы, словарь основных понятий курса.

Труд всегда был и остается основанием человеческой жизни и культуры.

А.С.Макаренко

Ход занятия.

1. Вступление

а) Анализ афоризма к уроку

Афоризм записан на доске – все размышляют, после чего мнения суммируются.

Учащимся задаются вопросы:

Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Можете ли вы привести свои примеры на данную тему?

б) Беседа о профессиональной направленности

Дается рассказ о необходимости каждого человека найти в жизни свое назначение, призвание. Используются литературные примеры, активные формы беседы.

“Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность. Например, бытует легенда, что в голландских семьях (будь то самая богатая или самая бедная семья), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква “М” по-голландски означает – “человек”. А если перевернуть – латинская “W”, что означает “work” - “работа”. Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание.

- Как вы понимаете значение слова “призвание”? (Степень наивысшего взаимосоответствия человека и его профессии).

2. Беседа о труде

Закрепление базовых понятий курса, работа строится в форме дискуссии.

Итак, во все времена, труд – необходимая основа жизни и развития человека и общества.

а) Как вы думаете, каково значение труда для человека?

В труде формируется физические и психические качества: выносливость, работоспособность, сила воли, трудолюбие, самостоятельность, свобода, инициатива, творчество, честь и достоинство.

Труд служит средством самовыражения и самоутверждения: результат труда приносит человеку ощущение удовлетворенности, уважение окружающих.

б) Так что же такое “труд”?

Деятельность людей, один из видов активности, наряду с игрой, познанием, общением.

в) Каким может быть содержание труда?

Труд физический: связан с затратами мускульной энергии;

Труд умственный, в том числе – учебный;

Труд художественный: направлен на создание ценностей эстетической культуры.

3. Психологический практикум

а) Упражнение-анкета “Голубых воротничков”

Каждому учащемуся вручается анкета с инструкцией: проранжировать позиции по важности для себя, используя числа от 1 до 15, определяя предпочтения.

“В 1984 году в Америке было проведено исследование о ценностях молодых людей всех слоев общества. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди отметили следующие 15 позиций.

  1. Видеть результаты своего труда.
  2. Возможность в дальнейшем зарабатывать больше денег.
  3. Возможность не слишком утруждать себя.
  4. Возможность проявить умственные способности.
  5. Интересная работа.
  6. От меня не ждут, что я буду делать то, за что мне не платят.
  7. Участие в перспективном деле.
  8. Хорошая оплата.
  9. Не требует тяжелой физической работы.
  10. Возможность обучаться ремеслу, развивать свои способности.
  11. Признание хорошо исполненного дела.
  12. Общественно-полезная работа.
  13. Участие в решениях, касающихся производства.
  14. Хорошее пенсионное обеспечение.
  15. Не стать винтиком в огромном безличном механизме.

Когда все учащиеся выполнят задание, проводится обсуждение, приводящее к соглашению относительно того, как надо ранжировать позиции.

Обобщение: мы увидели собственное отношение к труду, определили свои ценности, сравнили их с мнением американской молодежи. Есть притча, ярко показывающая три типа отношения к труду.

“На строительстве Сартского собора подошедший путник спросил у рабочих:

- Что вы делаете?

Один ответил: “Камни ношу” (труд принудительный)

Второй сказал: “Деньги зарабатываю” (труд, как источник существования)

Третий воскликнул: “Мы храм строим!” (труд – служение великой цели).

Далее следует обсуждение с учащимися трех типов отношения человека к труду.

б) Работа со словарем

Закрепление базовых понятий курса.

Работа строится в форме дискуссии.

1. Что такое профессиональный труд, профессия?

Методом эврестической беседы обсудить основные признаки профессии: подвести учащихся к выводу о том, что профессия – род трудовой деятельности, притом, что работа на садовом участке – тоже род трудовой деятельности.

2. В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование)

- Дворник, грузчик, уборщица – это профессия? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми)

3. Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально)

4. Что еще необходимо учитывать при выборе профессии? (Чтобы совпадали интересы, желания, возможности и способности человека)

5. Что такое “специальность”? (Род занятий в рамках одной профессии)

6. Какие специальности вы знаете в профессии врача? (Окулист, хирург, лор, невропатолог, стоматолог и т.д.)

7. Что такое “должность”? (Служебная обязанность, служебное место)

8. Назвать свои примеры профессий, специальностей, должностей.

9. Что такое квалификация? (Степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности). Привести примеры.

10. Что такое “карьера”? (Активное достижение человеком ранее намеченных постов и должностей)

11. Что такое “призвание”? (Наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы)

В конце беседы раздать учащимся словари с определениями. Дать задание – запомнить понятия.

в) Упражнение. Задание: найти и исправить ошибки в таблице:

профессия

+/-

специальность

+/-

должность

+/-

Врач

Летчик-испытатель

Кинолог

Учитель физики

Животновод

Строитель

Журналист

Завуч

Бригадир

+

-

+

-

+

+

+

-

-

Штукатур-моляр

Бухгалтер

Репортер

Терапевт

Слесарь-сантехник

Токарь

Программист

Следователь

Воспитатель

+

-

+

+

+

-

-

+

-

Директор

Заведующий отделом

Швея

Главный специалист

Космонавт

Начальник смены

Медицинская сестра

Старший продавец

+

+

-

+

-

+

-

+

г) Упражнение: “Видеопрофессиограмма”

Просмотр видеоролика о специальности “ карамельщик”

Цель: знакомство с новой специальностью - карамельщик (профессия – кондитер).

Задачи: выяснить профессия или специальность;

определить психологические качества, необходимые специалисту данной профессии.

Заключение: сегодня мы закрепили знания о мире профессий и труда. Сейчас вы учитесь в 9 классе и должны сделать верный жизненный и профессиональный выбор. Кто-то из вас продолжит обучение в 10 классе, кто-то пойдет учиться в училища, техникумы, но все вы уже сейчас можете выбрать свою сферу профессиональной деятельности, а также определить профиль обучения в 10 классе.

На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Какие профессии выбирают российскиедети", 4 класс

Цели урока:обучающая: способствование форированию навыка использования лексики по изучаеой теме;развивающая: способствование развитию уений и навыков во всех видах речевой деятельности;воспитательная:...

Презентация к уроку по теме Professions(Профессии) -5 класс

Данная презентаия разработана по теме  Professions(Профессии) для 5 класса. Содержание: введение лексики, кроссворд, прилагательные с отрицательными приставками....

Разработка урока по теме "Выбор профессии, подача резюме" 11 класс

Разработка урока по теме "Выбор профессии, подача резюме" 11 класс...

Урок английского языка (УМК "Spotlight") на тему "Работа. Профессии". 8-й класс

Урок английского языка (УМК "Spotlight") на тему "Работа. Профессии". 8-й класс 8 класс, модуль 3, урок 3 b.Форма урока: Комплексное использование различных форм: индивид...

Урок по теме «Выбор профессии» с элементами деловой игры (9 класс)

Урок по теме «Выбор профессии» с элементами деловой игры (9 класс)...

презентация к уроку на тему "Выбор профессии" в 11 классе

Презентация включает в себя видеофильм о ведущих университетах Великобритании, фрагмент фильма "Форрест Гамп",песню группы "Скорпионс"...