«Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках профильного труда (швейное дело) »
учебно-методический материал по технологии (7 класс)
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует проходить соответствующие курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Ельца»
Тема самообразования «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках профильного труда
(швейное дело) »
Учитель технологии
(швейное дело)
Чеснокова Е.Я.
Накопление знаний по единой методической теме
Этапы работы | Содержание работы |
Информационно-аналитический | |
Научно-исследовательская работа по единой методической теме: | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей профильного труда. |
Совершенствование психолого-педагогической подготовленности: | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
|
Изучение методической и учебной литературы: Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по профильному труду. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения швейному делу. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей профильного труда. 4. Организовать работу по подготовке и участию в конкурсах «Лучший по профессии» среди коррекционных учреждений. 5. Изучать опыт работы лучших учителей, в том числе посредством Интернета. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Проводить самоанализ профессиональной деятельности.
|
Повышение мировоззренченского уровня: Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по профильному труду (швейному делу), педагогике, психологии. 5. Общение с педагогами на различных сайтах. |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. |
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача автора состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Этому, по его мнению, в полной мере способствует использование технологий по развитию познавательных интересов, что и легло в основу опыта.
Руководствуясь принципами организации процесса обучения, предложенными Н.М.Зверевой, я считаю, что учитель:
-переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности учащихся;
-мотивирует познавательную деятельность учащихся на уроке, формирует интерес к предмету.
Основная цель работы по теме самообразования является создание необходимых условий для развития познавательного интереса у детей с нарушением интеллекта к швейному делу на основе использования различных приемов и форм обучения.
Основной характеристикой опыта развития познавательных интересов учащихся является разработка и внедрение в практику методического комплекса, в составе которого:
- проблемные вопросы и задачи;
- исследовательские вопросы и задания;
- творческие задания;
- применение информационных технологий и новых электронно-образовательных средств.
Использование проблемного метода обучения позволяет мне решить следующие задачи:
-формировать теоретические знания учащихся;
-развивать словесно-логическое мышление учащихся, речь обучающихся, познавательный интерес и волю обучаемых.
Считая, что проблемное преподавание в наибольшей степени соответствует проблемному обучению, работа ведется по следующим направлениям:
-проблемные вопросы;
-проблемные задачи.
-проблемный эксперимент.
Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.
При решении проблемных задач ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. Проблемная задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе качественного и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик изготавливаемого изделия. Их решение имеет большое воспитательное значение, так как с помощью проблемных задач знакомятся учащиеся с достижениями науки и техники, воспитывается трудолюбие, настойчивость, воля, характер, целеустремленность.
При выполнении проблемного эксперимента появляется возможность установить причинно-следственные связи между величинами, характеризующими свойства предмета. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным. Применение эксперимента в школьном преподавании способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как методе научного исследования.
В проблемном плане можно изучать почти все темы и разделы курса швейное дело. Дело лишь в степени проблемности каждого конкретного урока. Не на каждом уроке удается строго выдерживать все элементы проблемного урока. Проблемное обучение начинается с организации проблемной ситуации.
В настоящее время важное место в развитии познавательного интереса учащихся занимает исследовательский метод обучения. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познание еще непознанного. Учебные исследования, проводимые учащимися, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать; повышают ответственность ребят за регулярность и качество их выполнения; дают возможность на практике применить свои знания, полученные на уроках профильного труда. Формирование навыков исследовательской работы ведётся по двум направлениям:
-проведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения;
-развитие исследовательских навыков при изучении материала на уроках и во внеурочное время с использованием исследовательских вопросов и заданий.
Самостоятельные исследования и наблюдения побуждают учащихся мыслить масштабно, делать самостоятельные выводы и обобщения. Активность учащихся определяется внутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.
В процессе изучения швейного дела контроль знаний позволяет прогнозировать темпы индивидуального продвижения учащихся, определять способности и наклонности. Однако контроль со стороны учителя должен быть систематическим, разнообразным, творческим по формам и методам, по выбранному материалу.
Для развития познавательного интереса я использую творческие задания, которые не только интересны для учащихся, но и очень полезны, так как им приходится применять на практике. Первый вид творческих заданий – практические работы.
Вторым видом творческих заданий являются программированные задания с заданными ответами, на решение которых отводится минимальное время, учащиеся выполняют их, как правило, дифференцированно.
Третий вид – разноуровневые контрольные работы, позволяющие учитывать психологические особенности учащихся.
Четвертый вид творческих заданий – тематические тесты, которые удобно использовать на уроках в старших классах.
Пятый вид – дидактические карточки, содержащие задачи пониженной и повышенной сложности.
Выполнение творческих заданий позволяет провести потом интересную беседу, глубже вскрыть суть изучаемого предмета.
Активно использую в своей работе такую форму нестандартных уроков, как УРОК – СОРЕВНОВАНИЕ.
Основу урока – соревнования составляют состязания команд при выполнении чередующихся заданий, предложенных учителем. Форма проведения таких уроков самая различная..
В организации и проведении уроков – соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета состязаний.
Современное поколение знакомится с компьютером раньше, чем начинает читать. Именно поэтому внедрение информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. В кабинете столярного дела установлено современное техническое оборудование (ноутбук, мультимедийный проектор, экран). Новые технические средства требуют особых форм и методов преподавания, инновационных подходов к процессу преподавания.
Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, и позволяет учителю продемонстрировать многие эффекты, которые невозможно показать с помощью имеющегося оборудования в кабинете швейного дела.
На уроках швейного дела я применяю интерактивные технические средства для показа демонстраций, для подготовки различного рода раздаточного материала, для проведения различных игр, моделирования и проведения демонстрационных экспериментов.
Анализ проблемы развития творческой активности учащихся в условиях современного образовательного процесса позволил выделить следующие противоречия:
1. Между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека "социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права” ("Федеральный компонент государственного стандарта общего образования”) и возможностями ребёнка, которые могут быть реально реализованы.
2. Стремлением личности к творческой самореализации и недостаточным вниманием к развитию опыта творческой деятельности в содержании швейного дела.
На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях.
Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Обучающиеся активны только на начальных этапах деятельности.
У воспитанников со средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации.
Учащиеся с высоким уровнем развития творческой активности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Обучающиеся воспитанники этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.
Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся воспитанников гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью. Поэтому смысл моих преобразований состоит в том, чтобы воспитать детей с ограниченными возможностями здоровья с высоким уровнем творческой активности.
В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.
При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.
Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.
Для того чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к швейному делу, в моей системе работы есть и такие направления, как:
- Творческие работы;
- Проектно-исследовательская деятельность;
- Игры-соревнования;
- Решение творческих технологических задач;
- Дидактические игры.
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.
Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Творческие работы учеников состоят в активном участии создания:
- компьютерных презентаций к урокам,
- кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад,
- викторин,
- соревнований.
На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяют возможности внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы по столярному делу и разный уровень развития детей и их подготовленности к предмету не позволяют сделать это во время уроков.
Система работы складывается из традиционных и нетрадиционных форм внеклассной работы:
- Организация массовых мероприятий.
- Организация и проведение исследовательских работ.
- Подготовка и участие в городских, областных и всероссийских конкурсах.
- Беседа, рассказ.
- Практикумы.
- Экскурсии.
- Походы.
- Круглые столы.
- Выполнение творческих работ, проектов.
Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.
Задачи на следующий учебный год:
- сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий;
- реализовать творческие возможности учителя, как основы успешной учебной деятельности учащихся;
-Повысить влияние инновационных процессов на качество учебно - воспитательной работы по математике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.
Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается:в процессе восприятия учащимися информации н...
План-конспект урока профильного труда (швейное дело) по теме: "Обработка вытачек в цельнокроеном платье", 9 класс.
Урок разработан с учетом современных требований ФГОС к уроку для детей с ОВЗ и носит развивающий характер обучения. В ходе урока использовался проблемный метод обучения, дифференцированный подхо...
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и повышения интереса к предмету.
В данной статье можно ознакомиться с системой контролирующих вопросов по усвоению новой информации для учащихся 5-9 классов на уроках математики....

Веб- квест как одна из форм развития творческого мышления и организации проектной деятельности учащихся на уроках математики
Технология Веб-квеста на уроках математики....
Инновационные методы и приемы работы с учащимися на уроках профильного труда (швейное дело)
Инновационные методы и приемы работы на уроках профильного трудаУчителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это ст...

Доклад «Развитие творческой активности и навыков самостоятельности на уроках столярного дела»
Доклад«Развитие творческой активности и навыков самостоятельности на уроках столярного дела»...
