«Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках профильного труда (швейное дело) »
учебно-методический материал по технологии (7 класс)

Чеснокова Елена Ярославовна

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует проходить соответствующие курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_samoobrazovaniya_po_trudu.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Ельца»

Тема самообразования «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках профильного труда

(швейное дело) »

                                                                                                  Учитель технологии

(швейное дело)

Чеснокова Е.Я.

        

Методическая тема школы: «Создание образовательного пространства, обеспечивающего успешность учащихся в условиях внедрения ФГОС для детей с   ОВЗ»

Методическая тема МО: «Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС на уроках технологии, ИЗО, музыки, физической культуры и домоводства»

Тема самообразования «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках профильного труда (швейное дело) »

Пояснительная записка

          Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует проходить соответствующие курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма. 

         Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.

         Самообразование – процесс  сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

         Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -

слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства. 

        Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно-коммуникативных технологий в области образования учителя МО ставят перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:  

      Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.

Актуальность темы самообразования:

      В настоящее время существенное значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг подростка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив, особенно для выпускников коррекционных школ.

          Главная задача учителя профильного труда заключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обусловленными современным содержанием специального образования.

От человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. 

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках швейного дела  является очень актуальной и перспективной темой. Работу по развитию творческой активности и навыков самостоятельной деятельности на уроках следует рассматривать в качестве необходимого компонента  трудового обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель работы:

обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта, создание необходимых условий для развития у них познавательного интереса к швейному делу на основе использования различных приемов и форм обучения; достижение более высокого уровня профессиональной компетентности учителя.

Задачи:

  • Обеспечение высокого методического уровня проведения уроков профильного труда  (швейное дело) посредством внедрения новых технологий.
  • Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
  • Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.
  • Развитие творческой активности  учащихся на уроках швейного дела, формирование  способности учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
  • Повышение мотивации и качества знаний учащихся.
  • Активизация самостоятельности  и познавательной деятельности учащихся.
  • Формирование позитивного отношения к труду.

Основные направления самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
  • охрана здоровья,
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
  • социальное (участие в жизни социума школы).

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная); интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план;

групповая – через участие в деятельности школьного методического

объединения учителей  труда, а также через участие в жизни школы.

Планируемые результаты:

1 Повышение мотивации и качества знаний на уроках швейного дела;

2. апробация новых видов и форм диагностики;

3. повышение результативности участия в конкурсах «Лучший по профессии»;

4. разработка и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, обобщение опыта по исследуемой теме;

5. повышение качества учебных занятий по внедрению новых технологий.

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Поурочные планы
  • Заполнение электронного журнала
  • Проверка тетрадей
  • Подготовка наглядности, презентации
  • Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися
  • Работа по самообразованию (методические журналы, интернет ресурсы)

Еженедельно

  • Дежурство
  • Взаимопосещение уроков, классных  часов, мероприятий
  • Индивидуальная работа с родителями и детьми из «группы риска»
  • Индивидуальная работа со слабоуспевающимися учащимися

Ежемесячно

  • Участие в конкурсах различного уровня
  • Проведение контрольных срезов, тестов
  • Посещение семинаров
  • Посещение семей учащихся на дому
  • Аналитическая деятельность

Каждую четверть

  • Организация работы по преемственности
  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению
  • Выступления на родительских собраниях
  • Посещение семинаров
  • Проведение контрольных работ, анализ
  • Участие в проведении школьных праздников

Один раз в полугодие

  • Посещение семинаров
  • Участие в конференциях

Один раз в год

  • Разработка и утверждение рабочей программы
  • Утверждение плана по самообразованию
  • Анализ входной контрольной работы
  • Подготовка задании к олимпиаде по предмету
  • Подготовка участников олимпиады
  • Открытый урок в рамках предметной недели, на семинарах
  • Промежуточная аттестация
  • Подготовка материалов к промежуточной аттестации
  • Отчет по проделанной работе

Накопление знаний по единой методической теме

Этапы работы

Содержание работы

Информационно-аналитический

Научно-исследовательская работа по единой методической теме:

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей профильного труда.

Совершенствование психолого-педагогической подготовленности:

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

Изучение методической и учебной литературы:

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по профильному труду.  

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения  швейному делу.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей   профильного труда.

4. Организовать работу по подготовке и участию в  конкурсах «Лучший по профессии» среди коррекционных учреждений.

5. Изучать опыт работы лучших учителей, в том числе посредством Интернета.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Проводить самоанализ профессиональной деятельности.

 

Повышение мировоззренченского уровня:

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по профильному труду (швейному делу),  педагогике, психологии.

5. Общение с педагогами на различных сайтах.

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача автора состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Этому, по его мнению, в полной мере способствует использование технологий по развитию познавательных интересов, что и легло в основу опыта.

Руководствуясь принципами организации процесса обучения, предложенными Н.М.Зверевой, я считаю, что учитель:

-переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности учащихся;

-мотивирует познавательную деятельность учащихся на уроке, формирует интерес к предмету.

Основная цель работы по теме самообразования является  создание необходимых условий для развития познавательного интереса у детей с нарушением интеллекта к  швейному  делу на основе использования различных приемов и форм обучения.

Основной характеристикой опыта развития познавательных интересов учащихся является разработка и внедрение в практику методического комплекса, в составе которого:

  1.  проблемные вопросы и задачи;
  2.  исследовательские вопросы и задания;
  3. творческие задания;
  4. применение информационных технологий и новых электронно-образовательных средств.

Использование проблемного метода обучения позволяет мне решить следующие задачи:

-формировать теоретические знания учащихся;

-развивать словесно-логическое мышление учащихся, речь обучающихся, познавательный интерес и волю обучаемых.

Считая, что проблемное преподавание в наибольшей степени соответствует проблемному обучению, работа ведется по следующим направлениям:

-проблемные вопросы;

-проблемные задачи.

-проблемный эксперимент.

Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.

При решении проблемных задач ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. Проблемная задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе качественного и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик изготавливаемого изделия. Их решение имеет большое воспитательное значение, так как с помощью проблемных задач знакомятся учащиеся   с достижениями науки и техники, воспитывается трудолюбие, настойчивость, воля, характер, целеустремленность.

При выполнении проблемного эксперимента появляется возможность установить причинно-следственные связи между величинами, характеризующими свойства предмета. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным. Применение эксперимента в школьном преподавании способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как методе научного исследования.

В проблемном плане можно изучать почти все темы и разделы курса швейное  дело. Дело лишь в степени проблемности каждого конкретного урока. Не на каждом уроке удается строго выдерживать все элементы проблемного урока. Проблемное обучение начинается с организации проблемной ситуации.

В настоящее время важное место в развитии познавательного интереса учащихся занимает исследовательский метод обучения. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познание еще непознанного. Учебные исследования, проводимые учащимися, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать; повышают ответственность ребят за регулярность и качество их выполнения; дают возможность на практике применить свои знания, полученные на уроках профильного труда. Формирование навыков исследовательской работы ведётся по двум направлениям:

-проведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения;

-развитие исследовательских навыков при изучении материала на уроках и во внеурочное время с использованием исследовательских вопросов и заданий.

Самостоятельные исследования и наблюдения побуждают учащихся мыслить масштабно, делать самостоятельные выводы и обобщения. Активность учащихся определяется внутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.

В процессе изучения швейного дела контроль знаний  позволяет прогнозировать темпы индивидуального продвижения  учащихся, определять способности и наклонности. Однако контроль  со стороны учителя должен быть систематическим, разнообразным, творческим по формам и методам, по выбранному материалу.

Для развития познавательного интереса я использую творческие заданиякоторые не только интересны для учащихся, но и очень полезны, так как им приходится применять на практике. Первый вид творческих заданий – практические работы.

Вторым видом творческих заданий являются программированные задания с заданными ответами, на решение которых отводится минимальное время, учащиеся выполняют их, как правило, дифференцированно.

Третий вид – разноуровневые контрольные работы, позволяющие учитывать психологические  особенности учащихся.

Четвертый вид творческих заданий – тематические тесты, которые удобно использовать на уроках в старших классах.

Пятый вид – дидактические карточки, содержащие задачи  пониженной и повышенной сложности.

Выполнение творческих заданий позволяет провести потом интересную беседу, глубже вскрыть суть изучаемого предмета.

Активно использую в своей работе такую форму нестандартных уроков, как УРОК – СОРЕВНОВАНИЕ.

Основу урока – соревнования составляют состязания команд при выполнении чередующихся заданий, предложенных учителем. Форма проведения таких уроков самая различная..

         В организации и проведении уроков – соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета состязаний.

Современное поколение знакомится с компьютером  раньше, чем начинает читать. Именно поэтому внедрение информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. В кабинете столярного дела установлено современное техническое оборудование (ноутбук, мультимедийный проектор, экран). Новые технические средства требуют особых форм и методов преподавания, инновационных подходов к процессу преподавания.

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, и позволяет учителю продемонстрировать многие эффекты, которые невозможно показать с помощью имеющегося оборудования в кабинете швейного дела.

На уроках  швейного  дела я применяю  интерактивные технические средства для показа демонстраций, для подготовки различного рода раздаточного материала, для проведения различных игр, моделирования и проведения демонстрационных экспериментов.

         Анализ проблемы развития творческой активности учащихся в условиях современного образовательного процесса позволил выделить следующие противоречия: 
1. Между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека "социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права” ("Федеральный компонент государственного стандарта общего образования”) и возможностями ребёнка, которые могут быть реально реализованы.

2.  Стремлением личности к творческой самореализации и недостаточным вниманием к развитию опыта творческой деятельности в содержании швейного дела.

  На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях. 

  Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Обучающиеся активны только на начальных этапах деятельности. 

   У воспитанников со средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации. 

    Учащиеся с высоким уровнем развития творческой активности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Обучающиеся воспитанники этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.

     Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся воспитанников гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью. Поэтому смысл моих преобразований состоит в том, чтобы воспитать детей с ограниченными возможностями здоровья с высоким уровнем творческой активности.

        В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.

При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.

    Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.

      Для того чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к швейному делу, в моей системе работы есть и такие направления, как: 

- Творческие работы;

- Проектно-исследовательская деятельность;

- Игры-соревнования;

- Решение творческих технологических задач;

-  Дидактические игры.

       Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. 

      Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.  

    Творческие работы учеников состоят в активном участии создания:

- компьютерных презентаций к урокам, 
- кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад,
- викторин,

- соревнований.

       На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяют возможности внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы по столярному делу и разный уровень развития детей и их подготовленности к предмету не позволяют сделать это во время уроков.

       Система работы складывается из традиционных и нетрадиционных  форм внеклассной работы:

- Организация массовых мероприятий.

- Организация и проведение исследовательских работ.

-  Подготовка и участие в городских, областных и всероссийских конкурсах. 

-  Беседа, рассказ.

-  Практикумы.

-  Экскурсии.

-  Походы.

-  Круглые столы.

-  Выполнение творческих работ, проектов.                                                        

  Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

Задачи на следующий учебный год:

- сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий;

- реализовать  творческие возможности учителя, как основы успешной учебной деятельности учащихся;

-Повысить  влияние инновационных процессов на качество  учебно - воспитательной работы по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается:в процессе восприятия учащимися информации н...

План-конспект урока профильного труда (швейное дело) по теме: "Обработка вытачек в цельнокроеном платье", 9 класс.

Урок разработан с учетом современных требований ФГОС к уроку для детей с ОВЗ и  носит развивающий характер обучения. В ходе урока использовался проблемный метод обучения, дифференцированный подхо...

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и повышения интереса к предмету.

В данной статье можно ознакомиться с системой  контролирующих вопросов по усвоению новой информации для учащихся 5-9 классов на уроках математики....

Инновационные методы и приемы работы с учащимися на уроках профильного труда (швейное дело)

Инновационные методы и приемы работы на уроках профильного трудаУчителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это ст...

Доклад «Развитие творческой активности и навыков самостоятельности на уроках столярного дела»

Доклад«Развитие творческой активности и навыков самостоятельности на уроках столярного дела»...