Методическая разработка КТД "Во имя жизни на земле (письмо солдату)"
методическая разработка по внеклассной работе (5 класс) по теме

Жаксиликова Наталья Николаевна

Это КТД было проведено 22 июня в летнем лагере дневного пребывания. Дети с удовольствием писали письма на фронт или наоборот  домой с фронта. Затем складывали треугольником, писали адреса. Самые волнующие из писем были зачитаны. Я думаю, что такие занятия воспитывают в детях чувство гордости и восхищения подвигами, совершенными советскими солдатами, нашими земляками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon KTD._Vo_imya_zhizni_na_zemle.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное образовательное учреждение

                     Ильичевская основная общеобразовательная школа

           Методическая разработка

            «Во имя жизни на земле»

                  (письмо солдату)

                                        Автор

Жаксиликова Наталья Николаевна,

                              учитель истории,

                                   руководитель кружка

                           «Юный краевед»

                                          МОУ Ильичевская ООШ

                                 Алексеевский район

                               Самарская область

                     КТД «Во имя жизни на земле» (письмо солдату)

 

Цель: воспитание патриотизма, уважения к истории родного края, нашей Родины.

Оборудование: фотографии военных лет, книги о Великой Отечественной войне, листы бумаги, карандаши, перьевые ручки.

Учитель:

22 июня 1941 г. немецкие фашисты напали на нашу родину. Они сбросили бомбы на спящие города. Обстреляли из орудий тихие деревни. Подожгли поля. Они не разбирали, где взрослые, где дети, - всех убивали на своем пути. Долгих четыре года длилась эта кровопролитная война. Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистами, каждый считал своим долгом защитить  Отечество. Много подвигов совершили герои, и Родина наградила их за это медалями и орденами.

В годы Великой Отечественной войны огромное количество людей отправились на фронт защищать Родину от врага, миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять связь друг с другом.

С 1 марта 1942 г. на все пакеты и мешки с военной почтой крепились отличительные адресные ярлыки «Воинский», и они отправлялись в первую очередь.

1. «Фронтовое письмо»

Вот письмо-треугольник солдата:

От затишья переднего края

Драгоценным подарком когда-то

Его почта несла полевая.

                                        Как всегда, поначалу поклоны

                       Маме, папе и младшей сестренке,

                           Детства добрым друзьям - поименно

                        И смущенно – любимой девчонке.

                                        А потом сообщал юный воин:

                  «Бью фашистов «под дых», как учили,

                                        Славы ордена удостоен,

                Жаль, что многих ребят схоронили».

Дальше – сплошь затушеваны строки,

Видно, цензор крутой им достался:

Чтобы не было лишней мороки,

Зачеркнул и застраховался.

           Что ж прочел кабинетный чиновник,

 Где увидел в письме криминал?

   Может, парня обидел полковник,

Или важный секрет разболтал?

Нет, присяге незыблемо верен,

Может быть, лишь признался солдат,

Что порою бывал неуверен:

Отстоит или сдаст Сталинград.

        Как под яростный стук автомата

        На последней полоске земли

        Злые думы терзали солдата

        «Как же немцы до Волги дошли?»

        И в сомнениях не виноват он –

        Смертный бой… а душа молода,

        Только слов от неё адресатам

        Не узнать никому, никогда:

        На пути до родимой сторонки

        В глубине Сталинградской степи

        Обогнала письмо…похоронка.

        Знать, у горя быстрее шаги!

И слились в сотнях хмурых рассветов

С чернотой материнской тоски,

Как прощальный привет с того света,

Черной тушью крутые мазки.

Учитель: Прослушав стихотворение, вы, наверное, поняли, какую роль играло письмо в годы войны. В военные годы не всё можно было писать в письмах. Как вы думаете, о чем нельзя было упоминать в письме ни в коем случае? (ответы детей, родителей). Действительно, в годы войны существовала цензура. Специальные люди прочитывали письма солдат и проверяли, нет ли в них секретных данных. И если вдруг там указывались сведения, которые могут быть интересны и полезны врагу, то их «вымарывали» чернилами. А на письме ставили печать, на которой было написано «Просмотрено военной цензурой».

А теперь представьте, что вы солдаты Великой Отечественной войны. У вас только что закончился трудный бой, вы очень устали, у вас есть раненые. Через 5 минут вам предстоит схватка с противником. И вы решили написать письмо родственникам (можно предложить и другой вариант – письмо солдату на фронт из дома).

В годы Великой Отечественной войны ещё не существовало ни шариковых, ни гелевых ручек, поэтому писали при помощи стальных перьев и чернил или же при помощи карандашей (химических, графитных). Также в годы войны трудно было достать хорошую бумагу и иногда приходилось писать даже на газетах между строк.

(идет написание писем)

Учитель: итак, когда письмо написано его нужно подготовить к отправке. Но в годы войны были сложности с бумагой, поэтому и конвертов тоже не было. И для того, чтобы отправить письмо, его надо было правильно сложить. Вот такие конверты-треугольники складывали из своих писем солдаты. Далее пишем адрес: город (село), улица, № дома и квартиры, фамилию адресата. Но с обратным адресом возникли трудности: сегодня солдат здесь, а завтра там. Поэтому в годы войны была создана военно-полевая почта. Были образованы военно-почтовые прифронтовые и фронтовые сортировочные пункты (ВПСП). Всего в военные годы их было около 40. Итак, обратный адрес мог выглядеть так: «Полевая почта № 146-00». Письма отсортировывались по № П.п. и почтальоны, уточняя местонахождение военной части в штабе армии, могли доставлять письма адресатам, где бы они не находились.

(складываем письмо треугольником, подписываем адрес)

        

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как, правда, нам нужна.

                                    Используемая литература

  1. Варакина И.И. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.
  2. Варенова Т.В. «Аты-баты шли солдаты». Самара, 2008. – 28 с.
  3. Великая Отечественная война в письмах./сост. В.Г.Гришин. М.: Политиздат, 1982. – 315 с.
  4. Корнева Т.А. Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8-11 классы. М.: Глобус, 2008. – 252 с.
  5. Типаева Т.В. История. Опыт патриотического воспитания. 5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
  6.  Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию. 5-10 классы. М.: Глобус, 2008. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для старших классов "История письма - история человечества?"

Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например,  «адекватное восприятие устной и письме...

Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс

6  класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение  «  Cпорт в моей жизни».  (1ч.)...

Учебно-методическая разработка по выполнению тестовых заданий раздела «Письмо»

Учебно-методическая разработка по выполнению тестовых заданий раздела «Письмо»Письмо имеет соответствующую структуру, включающую определенные части. В деловом, официальном письме их больше. В ли...

Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....

Методическая разработка интегрированного урока «Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества»

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии, в рамках темы "Глобальные проблемы человечества". основным элементом структуры и содержания урока является документальный фильм....

Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"

Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"Актуальность: Молодое поколение все меньше помнит те события, которые происходили у нас в стране в...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Действия солдата в обороне

Рассмотреть учебные вопросы:1. Общевойсковой бой (понятие, определение).2. Ознакомить учащихся с действиями солдата при ведении оборонительного боя....


 

Комментарии

Наталья Николаевна, спасибо за представленный материал. Данная форма проведения занятий лучше любых бесед и уроков научит детей любить историю своей страны, позволит показать чем наш быт отличается от быта людей далеких сороковых. Только побывав в роли солдата, воевавшего в годы Великой Отечественной, дети смогут понять, какой ценой была завоевана Победа. Ценным является и то, что это мероприятие, вероятно, сложилось исходя из изучения краеведческого материала по истории своего края, а также оно может послужить толчком для дальнейшего поиска фактов, свидетельств, предметов быта по истории ВОв.

Жаксиликова Наталья Николаевна

Добрый вечер, Наталья Олеговна. Спасибо за добрые слова. Надеюсь, что кому-то мой материал пригодится.