Классный час «Вода – чудесный дар природы»
классный час (9 класс) по теме

Шевченко Нина Васильевна

Классный час посвящен проблеме сохранения воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Vola_chudesnyy_dar_prirody.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Вода – чудесный дар природы»

ЦЕЛИ:

  1. дать понятие детям о значении воды в жизни человека, познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
  2. развитие познавательного интереса к природе родного края и проблемам её охраны;
  3. патриотическое воспитание школьников путем привлечения их к делу сохранения, оздоровления и восстановления природы родного края;
  4. продолжить формирование ответственного отношения к  сохранности  водных ресурсов и собственного здоровья.

Ход мероприятия.

(Звучит запись песни «Синяя вода» В.Шаинского и Ю.Энтина).

(СЛАЙД 1-ЗАСТАВКА)

Ведущая 1. Что такое природа?  Природа – это леса, поля, моря, озера и реки, деревья, растения, кустарники, цветы. Все то, что нас окружает! А так же животные, насекомые, птицы, рыбы - тоже часть природы. К природе относятся полезные ископаемые: нефть, газ, уголь.…

Очень важно то, как мы относимся к природе, защищаем ли мы её!

Так и природа будет относиться к нам.

 Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев назвал экологию приоритетным направлением российской политики. Одной из самых острых экологических проблем является дефицит и качество питьевой воды. Поэтому обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества в достаточном количестве является наиболее важной общегосударственной задачей

22 марта во всем мире отмечается «Всемирный день водных ресурсов», который был учрежден участниками конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. Это праздник всех живущих на Земле людей, а значит, и наш с вами. Поэтому, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о ее Величестве Воде и о том, какое значение она имеет в нашей жизни.

Ведущая 2. Вода всегда имела глубокий смысл для человека. Кто из нас не помнит из детства приговорку: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели…». В сказках герои часто отправлялись в долгие и трудные путешествия с целью раздобыть «живую» и «мертвую» воду. «Живой», как правило, считалась текущая вода, а «мертвой» — стоячая: в колодцах и прудах. Ведь и старинная поговорка говорит: «В тихом омуте черти водятся». С помощью воды можно охарактеризовать человека, говоря, например, о ловком — «вышел сухим из воды», о проницательном — «как в воду глядел», о смиренном и тихом — «воды не замутит», о неразлучных друзьях — «водой не разольешь».

Ведущий 1. Вода – одно из самых ярких чудес природы.

В стакане чая у вас вода, в арбузе – вода, огурец на 90% из воды.

Тело человека на 3\4 состоит из воды. Вода всегда рядом с нами, мы привыкли к ней, и поэтому не считаем чудом.

Посмотрите на физическую карту полушарий Земли. (Слайд 3 «Карта полушарий Земли»). Океан, покрывающий нашу планету, - это вода. (Слайд 4) Тучи, (Слайд 5) облака, (Слайд 6) туманы несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода. (Слайд 7) Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, (Слайд 8) снежные шапки гор, (Слайд 9) зимний рисунок на оконном стекле - и это вода. Вода существует одновременно в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Ученик 1. (Слайд 10)Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода!

И топит, как будто играя,

Большие морские суда!

Ученик 2. (Слайд 11)Как пухом, зимой одевает

Снег белый родные поля.

Но время придет – все растает,

И будет простая вода.

Ученик 3. (Слайд 12)

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода

И кажется сказкою это,

А, в сущности, только вода.

Ученик 4. (Слайд 13)

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

 А все это только вода.

Ученик 5. (Слайд 14)

В бирюзовой дали исчезая,

Лебедями плывут облака

Вот туча идет грозовая,

А, в сущности, только вода.

Ведущий 2. Вода всегда вдохновляла писателей и поэтов, художников и композиторов на создание великих произведений. Сколько стихов о ней написано, сколько песен спето, (Слайд 15) какие гениальные художники изображали воду на своих полотнах (Слайд 16) -  И. К. Айвазовский, (Слайд 17) И. И. Левитан и многие другие. (Слайд 18)

Ученик  6. Много русских пословиц и поговорок о воде:

  1. Лес да поле вода красит.
  2. Много воды, много травы.
  3. Много снега, много хлеба.
  4. Была бы краса, кабы не дождь да осенняя роса.
  5. Весна отмыкает ключи и воды.
  6. Белый снег на чёрную землю, и то к лицу.

Ведущий 1. Вода обладает огромной силой: прорывает плотины, сметая все на своем пути. (Слайд 19) Наводнения заливают и разрушают города и поселки. (Слайд 20) Неожиданно на берег обрушиваются гигантские волны – цунами. И в то же время вода – добрый друг и помощник человека. Человечество использует воды Мирового океана строя приливные электростанции, без воды немыслима ни одна сфера производства. Воду – драгоценный дар природы, можно назвать живой кровью, которая создает жизнь там, где её не было. Голубые артерии рек, озера и пруды несут нам живительную влагу - пресную воду. С давних пор человек селился вдоль водоемов. Вода обеспечивала людям пропитание и удобные пути сообщения.

Ведущий 2. Но не только практические цели руководили людьми при выборе места для поселений. Человеку всегда присуще чувство красоты. Именно эстетическое чувство определяло выбор территории. Ведь приятно жить возле реки или моря.

А сколько радости доставляют человеку чистые воды бегущих горных ручьев и речек, зеркальная гладь озер! Человек, выросший возле воды, запоминает из детства самые радостные впечатления – рыбалку, катание в лодке, коньки зимой и купание летом.

Ведущий 1. Россия находится на втором месте в мире по запасам воды после Канады. Наша страна обладает пятой частью мировых запасов пресной воды. И это делает Россию одной из самых богатых в этом отношении государств мира. На ее территории находятся сотни рек, озер и прудов. Её омывают несколько океанов и множество морей.

Ученик 1. Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.
Ученик 2. Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,
С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,
Загрязняем её, отравляем её, убиваем…
Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?
Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,
И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,
И от белого Солнца готова башка расколоться…
Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!
Ученик 3. Кто такое узнал, кто однажды прошёл через это,
Тот с водою на «Вы», тот её от беды бережёт…
Неужели ж людей, чтоб надёжней хранили Планету,
Через пекло пустыни когда-то судьба проведёт.
Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.

Ведущий 3. В древности по территории нашей области шел водный путь из Днепра в Дон. И не удивительно, что в далеком 16 веке наши предки выбрали для строительства города-крепости живописные берега полноводного Северского Донца и Везелки. 1780-1800 годы были временем расцвета судоходства наших рек, доказательством этому служат попадающиеся в реках остатки якорей, судов. Еще в прошлом веке, во время весеннего половодья реки выходили из берегов, затапливая улицы города.

Ведущий 4. В наши дни речная сеть области имеет в длину 5000 км, насчитывает 480 рек и ручьев. (Слайд 21) Большинство рек Белгородской области относятся к малым рекам. Самые крупные из них – Северский Донец, Оскол, Ворскла, Тихая Сосна. (Слайд 22) Поверхностные воды Белгородской области составляют лишь 0,5 % от площади территории. Многие реки Белгородчины обмелели, истощились, утрачивают естественные способности самоочищаться и восстанавливаться. Главной причиной деградации рек следует считать нерасчетливое хозяйствование человека.

Сценка « Понаблюдаем за природой».

Андрей: Давай, Юля, возьмем удочку и пойдем на речку рыбу ловить! (идут)

Юля: Как красиво, птичку поют, цветы цветут!

Андрей: А вот и речка! Давай рыбу половим.

(Закидывает удочку, 1-й раз – вытаскивает башмак, 2-й раз – банку, 3-й раз – Бабу-Ягу в старом разноцветном платье)

Баба-Яга: Была речка чистая, называлась Прозрачной, да стала грязной – разноцветной. Была многоводной – стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают, а потом грязную опять в речку спускают.

Юля (спрятавшись за Андрея): Бабушка, а Вы кто?

Баба-Яга: Безобразие! Ты что, девочка, сказок не читала? Я – Баба-Яга! А теперь из-за людей, испортивших речку, я – Разноцветная Баба-Яга! Постирала в этой воде платье, видите, на кого я стала похожа. А речка потихоньку погибает. Ее живая вода становится «мертвой» - ни попить, ни искупаться. Мой знакомый Водяной уже убежал из такой. Эх, вы, люди-кочерыжки!

Ведущий 3. (Слайд 23) Неузнаваема изменилась наша река Оскол. По рассказам старожилов она была полноводной. Отдельная глубина достигала 7 метров. В реке было много рыбы практически всех  видов (сомы, сазаны, судаки, окуни, лещи и др.). Отдельные особи сомов достигали 2,5 м в длину. Весенние паводки увеличивали ширину русла реки до 2 км. На реке стояли мельницы. В нашем крае Погромская и Конопляновская мельница. Они поддерживали уровень воды. Постепенно необходимость в них отпала. Распахивая поймы рек, строительство Оскольского водохранилища привело к тому, что река стала мелководной.

В целях охраны водных объектов сейчас в области осуществляется расчистка Ворсклы, Везелки, Айдара, Оскола; проводится паспортизация скважин, инвентаризация прудов и водохранилищ; ведется реконструкция и строительство очистных сооружений в Белгороде, Грайвороне, Старом Осколе.

Ведущий 4.  (Слайд 24) Гимном воде звучат строки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь, ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».

Ведущий 3. Известно, что более 70 % поверхности Земли покрыто водой. Около 95 % воды приходится на моря и океаны, 4 % — на льды Арктики и Антарктики, и лишь 1 % составляет пресная вода рек и озер. Значительные источники воды находятся под землей, иногда на большой глубине. Около 4,5 тыс. км — море воды — таков годовой сток наших рек. Однако распределены водные ресурсы по территории страны неравномерно. Потребители, используя воды, загрязняют ее, это постепенно приводит к истощению чистых пресных вод и к необходимости принятия мер по их охране

Ведущий 4.  (Слайд 25) Проведем эксперимент. Если весь запас воды на Земле принять за 1 литр (демонстрирую бутылку, наполненную водой), то запасы пресной воды составят всего 30 мл (отбираю порцию 30 мл в мерный стакан), а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии всего – 6 мл (отбираю шприцом 6 мл воды). Вывод: вода – это богатство, к которому надо относиться бережно и экономично.   

  Вода – драгоценный дар природы. Вода это основа жизни. К сожалению, во многих странах воды не просто не хватает. При бесхозяйственном отношении человека к воде мы уже сегодня вступаем в полосу нехватки пресной воды. 80 стран мира испытывают острый недостаток воды. 10 миллионов людей на Земле ежегодно умирают от загрязненной воды. По прогнозам ученых к 2050 году треть человечества будет испытывать жажду более нестерпимую, чем голод.

Слово «родник» происходит от слова Родина! Поэтому издавна источники называют «глазами  земли». Их наделяют даром приносить людям радость, возвращать молодость, одаривать здоровьем каждого, кто хоть однажды испил студеной прозрачной воды. Поэтому, народ бережно относится к родникам, слагает о них песни, стихи.

Ведущий 3. Вода для человека не только источник жизни, но и его добрый ангел-хранитель. Вернее хранитель его здоровья. У целебных источников чаще всего возникали монастыри или строились часовни. Здесь в день памяти святого собираются паломники, окунаются в целебные воды, веря, что вместе с водой уйдут болезни и невзгоды. «С гуся вода, с меня — худоба» (под худобой понимается все плохое, худое) — так говорили исстари. Множество поверий связано в народе с родниками и колодцами. Сберечь родники – живительные источники силы и здоровья всего живого на Земле – значит сберечь не только саму Землю, но и душу человеческую.

Ведущий 4. (Слайд 26). В учебнике географии 1914 года наш край называли «страной источников». И в наше время славится своим вниманием к родникам Белгородская область. С 2001 года в области осуществляется программа обустройства родников «Живи, родник, живи!». В 2007 году проведен конкурс «Родники Белогорья». Проект «Обустройство родников Белгородской области» был представлен на конкурсе «Национальная экологическая премия», где он был награжден дипломом за вклад в укрепление экологической безопасности и устойчивое развитие России. (Слайд 27). В 2008 году также проведен конкурс проектов обустройства родников Белогорья.

Учитель: Посмотрите на эти чудеса! Фотографии родников, победивших в конкурсе, вы видите на экране.

Учитель:  Ребята, а вы какой вклад вносите в дело возрождения  наших родников?

(ответы ребят об акции «Живи, родник!»)

Учитель: Сейчас ребята покажут сценку  на стихотворение А.Вьюгиной «Сказ о живой воде».

                                     Сказ о живой воде.

Теплый  летний вечер. Тихий ветерок

К дедушке седому пристает внучок:

«Дедушка, дедуля, деда дорогой,

Расскажи мне сказку о земле родной»

Редкие ресницы вздрогнули, и вдруг

Тросточка упала из ослабших рук,

И глаза потухли, головой поник,

Волосы пригладил и сказал старик:

«Расскажу не сказку, внучек дорогой,

Расскажу о жизни, о воде живой.

Время летит быстро, скоро подрастешь,

В книжках интересных многое прочтешь,

Как здесь нефть искали, как фонтан забил,

Город основали и все это быль.

Я ж тебе раскрою, внучек дорогой,

Сердца боль живую, что всегда со мной.

Был тогда я молод и неплох собой,

Скважины бурили в стороне родной.

Жизнь ключом бурлила, время торопя,

Было все прекрасно, но пришла беда!

Тяжкая хвороба мать подстерегла,

Намертво вцепилась и она слегла.

Доктора старались матери помочь.

У ее постели день сидел и ночь.

«Мамочка, родная, ты в себя приди,

Что тебе поможет? Сыну подскажи!»

Веки приоткрыла, молвила с трудом-

«Есть родник у леса, за большим холмом,

Мне бы той водицы ледяной испить,

Верю, он сумеет жар в груди залить».

Не знаю, что  толкнуло поверить в те слова,

Но баночка с водою была принесена.

Горячими губами припала к ней она,

Глоточка три хлебнула и сразу ожила.

Я в чудеса не верил, но факт неоспорим,

Водица оживила ослабший организм.

Казалось в каждой капле, словно в кладовой.

Свое тепло оставил луч солнца золотой.

И вопреки прогнозам хвороба та ушла,

Знать вода живою в том роднике была!

Много лет минуло. Прошло и столько зим

У родника- спасителя с матерью стоим.

Сложила руки лодочкой, поближе подошла,

Молитву прошептала, водицы набрала,

Глоточек отхлебнула, ладошки разняла,

На камушки стекала из родника вода.

В тучке скрылось солнце, и , словно бирюза,

Из глаз родных катилась горючая слеза.

Секрет раскрылся скоро, лишь к роднику припав,

Была вода та горькой, родник соленым стал!

Мать молча постояла. Такая боль в глазах!

И тихо прошептала: «Да разве ж можно так?!»

То не вода струится сквозь камни-голыши,

То мать-земля рыдает и горше нет слезы!

«Прошу тебя запомни рассказ мой о воде!

Не мертвой, а живою она нужна везде!

Учитель:  Что помогло выжить больной матери? (ответы детей)

Учитель: Почему вода в реке стала мертвой? (ответы детей) 

Ведущий 3. В области насчитывается от 723 до 900 родников. Большая часть обустроена, но встречаются также необустроенные родники и «родниковые поля». Интерес к родникам диктуется тем, что в нашей области подземным водам принадлежит основная роль в хозяйственно-питьевом, промышленном, сельскохозяйственном водоснабжении и питании поверхностных объектов. Некоторые из родников располагаются в пределах ценных ландшафтных участков, имеющих природоохранное значение или статус памятников природы.

(Слайд 28). Что касается питьевого значения родниковых вод, то участки их расположения и площади водосборов часто загрязнены отходами жизнедеятельности людей, что приводит к загрязнению подземных вод. А от того какую воду человек пьет, и в каком количестве, во многом зависит его здоровье.

Ведущая 4. Из услышанного можно сделать вывод, что вода очень влияет на здоровье человека. Но и человек влияет на природу. И не всегда его действия благотворны. Примеров пагубного последствия хозяйственной деятельности человека множество и черпать их можно, начиная с древности.

Ведущий 3. В 5 веке до нашей эры персидский царь Кир переправлялся со своим войском через реку Диала (запад современного Ирана). Во время переправы утонул любимый конь царя, его унесло потоком воды на глазах хозяина. Разгневанный царь приказал солдатам наказать реку. По царскому слову было прорыто 360 каналов. Примерно за год вода ушла, а затем засуха обрушилась на крестьянские дома. Места стали безлюдными, крестьяне были вынуждены уйти из этих мест. Более 1000 лет понадобилось, чтобы на месте некогда полноводной реки возник слабый ручеек, но до сих пор он не превратился в нормальную реку. Сейчас географы относят этот район к полупустынным.

Ведущий 4. Безумная эксплуатация природных вод в наше время становится причиной истощения благодатной влаги. В реки, моря и океаны сбрасываются отходы человеческой деятельности – промышленные и бытовые стоки, это ведет к истощению водных ресурсов. Один метр кубический грязной воды портит 10 м3 чистой! Достаточно 12,5г нефтепродуктов на 1000 л чистой воды, чтобы сделать ее непригодной для питья, орошения и технического водоснабжения. А очистить воду от нефтепродуктов – дело сложное и дорогое.

Ведущая 3. Беречь необходимо не только воду рек, озер и морей, но и ту воду, которая бежит из водопроводных кранов наших домов. Помните:

- Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.

- Наполнив ванну наполовину, вы используете не менее 150 литров чистой воды.

- Разовый смыв в туалете уносит в канализацию 8-10 литров воды.

- Из оставленного открытым водопроводного крана выливается за час около 1000 литров воды.

Ведущая 1. Жизнь человека немыслима без воды, в этом мы убедились. Отрадно, что в наше время на Белгородчине возвращают к жизни родники, чистят реки. Но только доброе, разумное отношение к природе родного края поможет сохранить для будущих поколений чудесный дар природы - Воду!

Учитель. Если мы будем загрязнять водоёмы, то природа накажет нас – не будет чистой воды, негде будет купаться, перестанет водиться рыба.

Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя далеко позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах и нести за несколько километров к дому на коромыслах, стараясь не расплескать ни капельки, по-прежнему бережно относится к воде человек, заботясь о чистоте природных водоемов, о хорошем состоянии колодцев, колонок, водопроводных систем.                                         Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес…

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные звери - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

И чем чище вода, тем лучше экология, что от качества воды зависит здоровье человека и животных, а грязная и отравленная вода - это смертельная угроза для всего живого. 80% заболеваний в стране вызваны низким качеством воды.  

  Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.

Ученик 4. Вода, вода
Коротенькое слово
А сколько силы
в нем заключено:
Начало жизни –
- первого цветка.
Течет вода
И оживает вся природа
С ней дышится легко
И ветерок ей рад
И радуется глаз
Цветенью огорода
И созреванию плодов.
Ученик 5.Течет вода с горы
ручьями,
Соединяясь наполняется рекой,
И рассекается в арыки
и каналы,
Все что погибало,
Оживает вновь.
Течет вода.
Ее стремленью рады
И стар и млад –
- Все жители земли
И в жаркий, знойный день
Им пиала воды – награда.
Награда – жить!
И жизни на Земле!

(Звучит запись песни «Живи, родник» В.Добрынина).

Учитель: - О чем мы говорили сегодня на классном часу?

-Что вы для себя взяли полезного? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реки – чудесный дар природы.

Урок географии в 6 классе....

Классный час "Дружба - чудесное слово!"

Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?...

Классный час "Дружба - чудесное слово"

Классный час в 4 классе "Дружба - чудесное слово"...

Классный час "Дружба-чудесное слово"

Создание дружного и сплочённого коллектива......

Кейс «Мёд – чудесный дар природы» на проверку функциональной грамотности

Работа на оценку функциональной грамотности в формате PISA....

Классный час "Дружба - чудесное слово"

Материалы классного руководителя...