Главные вкладки

    игра "Во славу Отечества Российского"
    материал (10 класс) по теме

    Девизом встречи знатоков военной истории пусть станут слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

    В нескольких турах игры – вопросы о полководцах, сражениях, словарь военных терминов, вопросы по репродукциям известных полотен…Через увлекательное состязание ребята перелистывают славные страницы истории Отечества.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vo_slavu_otechestva_rossiyskogo.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебно-познавательная игра по истории России

                                                               Подготовила и провела учитель истории

      МОУ ООШ № 3 СТОЯКИНА  З. М.

    Во славу Отечества Российского.

    Вступительное слово учителя.

    Память народа хранит отголоски минувших битв. Ведь каждая война так или иначе сказывается на жизни всего народа, на судьбе страны. Иной раз  в памяти остается маленькая частичка события, но она – как кончик нити, которая тянется в глубину времен.

    Меняются времена и враги, но сердце народа не меняется. Оно остается таким же мужественным в испытаниях и памятливым к тем, кто в годину этих испытаний был всех чище душою и тверже духом.

    Вспомним о славных страницах истории Отечества!

    Девизом нашей встречи пусть станут слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

    1 тур – «Пристрелка оружия» (разминка).

    1. Назови правителей в русских землях в IX-XVI в.в. (князья)
    2. Бог грозы и войны у древних славян (Перун).
    3. Построение немецких рыцарей в Ледовом побоище («свинья»)
    4. Предводитель русского ополчения в Ледовом побоище (А. Невский)
    5. Что использовали жители г. Москвы в 1362г. в борьбе с монголо-татарами: подушки, тюфяки или одеяла и почему ?          (тюфяки – пушки)
    6. Назовите имя мастера самой большой  пушки в мире  (Андрей Чохов сделал пушку в 40 тонн весом. В своё время (1586г.) её с  Пушечного двора  на Красную площадь перевозили 200 лошадей).
    7. Назовите первую русскую оперу в которой дан героический образ крестьянина-патриота. («Иван Сусанин», М. И. Глинка).
    8. Предводитель русского войска на поле Куликовом (Дмитрий Донской).
    9. Название войны за выход к Балтийскому морю (Северная война)
    10. Полководец, одержавший победу в Полтавской битве (Петр Первый).
    11. Название войны между русскими и французами в 1812 году (Отечественная).
    12. Основное сражение в Отечественной войне 1812 года (Бородино).
    13. Назовите русского генерала,  дважды смертельно раненного в голову, но оставшегося в строю. Он прожил после этого свыше 20 лет и совершил свои главные воинские подвиги после этих ранений? (М. И. Кутузов).
    14. Укажите полководца, участника Бородинской битвы, который с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах сражения. Под ним было убито 5 лошадей, рядом с ним погибли 2 его адъютанта…(М. Б. Барклай- де –Толли).
    15. Кто из русских полководцев носил титул графа Рымникского, князя Италийского (А. В. Суворов)
    16. Командующий наступлением Советской Армии под Москвой в к.1941-н.1942 годах (Г. К. Жуков).
    17. В каком городе жила Таня Савичева? (г. Ленинград)

    1. Какая русская фамилия самая знаменитая в мире? (Калашников. Его автомат находится на вооружении в 55 странах мира. А на флаге Мозамбика вместе с мотыгой и книгой нарисован АК). Между прочим – 600 выстрелов в мин.
    2. Назовите самое большое танковое сражение (сражение под Прохоровкой,12 июля 1943г.).
    3. Какой орден был учрежден в июле 1942 году для награждения офицеров за нанесение врагу тяжелого урона с малыми потерями (Орден А. Невского).

    Определяются победители 1 тура. Четверым , набравшим наибольшее кол-во очков, предлагается выполнить следующие задания.

    2 тур

    На Руси существовал обычай увековечивать не только людей, но и события, в основном, связанные с победами.

    По всей России обелиски

    Как души рвутся из земли.

    Р. Казакова.

    Найди среди монументов ЗАДАННЫЙ:

    • Скульптурная композиция «Жажда» в г. Бресте
    • Скульптура Матери-Родины в г. Волгограде
    • Памятник Воину-освободителю в Москве
    • Скульптура Матери-Родины в Санкт-Петербурге. (уч-ся предлагаются несколько фотографий для выбора нужных).

    Во время обдумывания задания участниками игры, учитель демонстрирует фотографии некоторых скульптур, посвященных историческим событиям в истории страны. (Н-ер, по книге Н. Воронова «Люди, события, памятники» М., «Просвещение»,84 г.)

    3 тур. Словарь военного историка.

    Объясни:

    • Аннексия                                -  Гусары  (конный отряд дворянского ополчения)

    -    Эскалация

    -    Коалиция                                - Абордаж – способ ведения морского боя, когда корабли             сцеплялись крючьями, вступали врукопашную.

    • Сепаратный мир                    - Гренадер – отборные солдаты, потом лучшие войска.
    • Милитаризация                      - Греческий огонь – горючая смесь смолы, серы, нефти.
    • Каре – построение пехоты в форме пустого внутри четырехугольника.
    • Пли – старая команда для начала стрельбы – «Пали!»
    • Стяг – древнерусское военное и княжеское знамя
    • Засека – препятствие а) из деревьев, поваленных вершинами в сторону противника, примерно 30 км. Шириной.

                                           б) в безлесье – рвы, частоколы.

    - Кавалергарды (кавалеристы для охраны дворцов, почетная стража во время коронаций и  др. торжеств)                              

    • Доломан (куртка со стоячим воротником и шнурами у гусар)

    -  Контрибуция  

    4 тур. Их имена как знамена.

    Назови имена полководцев, командиров разных времен, прославившихся в разных войнах России

    ФОТОРЯД: А. Невский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков, В .И. Чапаев, А. А. Брусилов, …

    Портреты пронумерованы, основные участники записывают имена «опознанных»…Кто больше?

    Узнай по описанию и фактам о ком речь?

    1.

    Он не отказывался от мысли обеспечить своему государству выход к торговым путям Европы. Это о нем летописец сказал:…И легко ходил он в походах, как леопард, и много воевал. В этот раз повел он русичей в бой со словами: Мертвые срама не имут…

    У днепровских порогов его подкараулили нанятые византийцами печенеги и убили.                         (князь Святослав).

    2.                                                  На берегу пустынных волн

    Стоял он дум великих полн…

    …и думал он:

    Отсель грозить мы будем шведу.

    Здесь будет город заложен

    Назло надменному соседу.

    Природой здесь нам суждено

    В Европу прорубить окно,

    Ногою твердой стать при море:

    Сюда по новым им волнам

    Все флаги в гости будут к нам,

    И запируем на просторе.                       (Петр I , Северная война).

    3.

    Всей душой любил он русского солдата, и солдат отвечал ему такой же любовью. Создавая новое военное искусство, он решительно боролся с устаревшей, прусской системой военного обучения. «Русские прусских всегда бивали, - говорил он, - что же тут перенять». Написал небольшую книгу «Наука побеждать».                   (А. В. Суворов).

    4.

    Приближенный императрицы, много и храбро воюет на юге России. Ему принадлежит заслуга освоения Причерноморья.

                                                                               (Григорий Александрович Потемкин).

    5 тур. Славные дела Российской истории.

    Определи по стихам события  о которых идет речь и расскажи  что ты знаешь о них, используя историческую карту.

    А.

    По льду летели с лязгом, с громом,

    К мохнатым гривам наклонясь;

    И первым на коне огромном

    В немецкий строй врубился князь.

    И, отступая перед князем,

    Бросая копья и шиты,

    С коней валились немцы наземь,

    Воздев железные персты…    (Ледовое побоище на Чудском озере, 1242 г.)

    Б.

    Черной тучей конница Мамая

    Затянула весь простор степной.

    Но, её удары принимая,

    Выстроились русичи стеной.

    …Кони, обезумив, рвут поводья, -

    и, своих потопчут, и врагов.

    И от крови, словно в половодье,

    Скоро выйдет Дон из берегов…             ( Куликовская битва, 1380 год).

    В.

    Все рядком лежат –

    Не развесть межой.

    Поглядеть: солдат.

    Где свой, где чужой?

    Белый был – красным стал:

    Кровь обагрила.

    Красным был – белым стал:

    Смерть побелила.                                     (Гражданская война,1917 – 1922)

    Г.

    Казалось, было холодно цветам,                 Такою всё дышало тишиной,

    И от росы они слегка поблёкли.                  Что вся земля ещё спала, казалось.

    Зарю, что шла по травам и кустам,              Кто знал, что между миром и  войной                            

    Обшарили немецкие бинокли.                      Всего каких-то пять минут осталось!

                                                                       

                                        (22 июня 1941 года, начало Великой Отечественной войны).

    6 тур.

    Расположи картины в хронологической последовательности событий, изображенных на них.

    • В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни»
    • В. И. Суриков «Переход Суворова через Альпы»
    • С. В. Герасимов «За власть Советов»
    • А. А. Дейнека «Оборона Севастополя».

     (Рядом с картинами – номер, который и используют уч-ся при записи ответа).

    7 тур.

    Продолжи тему.

    Участники пишут на листах имена исторических деятелей в течении 30 секунд. Затем обмениваются листами и каждый объясняет КТО ЕСТЬ КТО в полученном им листе. Задача – рассказать о всех в списке.

    Жюри подводит итоги.

    Заключительное слово учителя.

          Спасибо тем, кто блеснул светом знаний, зажег присутствующих стремлением ЗНАТЬ БОЛЬШЕ. Всем нам – сил, которые помогут сделать наше Отечество краше!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Во славу Отечества" ( участие актива школьного музея в городском конкурсе-игре)

    В публикации отражено участие актива школьного музея в городской военно-историческом, музейно-краеведческом конкурсе-игра ?????  "Во славу Отечест , проводимый СПб ГДТЮ в рамках городс...

    Игра в 10-11 кл. "Слава Отечества"

    Данную игру рекомендуется проводить в рамках недели истории. Учащимся предлагаются проблемно-познавательные задания, связанные с именами великих полководцев, названиями крупных сражений из истории Рос...

    Интерактивная игра - викторина "Славься ,Отечество"!

    В данной работе представлен материал из опыта работы в номинации «Методические разработки: сценарии праздников, конкурсов, викторин, классных часов». Данный материал поможет классным руководителям, ...

    "Жизнь во славу Отечества"

    Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 400-летию освобождения Москвы ополчением под руководством Минина и ПожарскогоЖизнь во славу Отечества...

    поле чудес "Слава армии Российской"

    в мероприятии использован материал военной тематики ....

    Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

    Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...

    Славься отечество, славься страна

    Мероприятие, посвященное Дню России...