Главные вкладки

    Игра в 10-11 кл. "Слава Отечества"
    методическая разработка по истории (10 класс) по теме

    Ложкина Любовь Алексеевна

    Данную игру рекомендуется проводить в рамках недели истории. Учащимся предлагаются проблемно-познавательные задания, связанные с именами великих полководцев, названиями крупных сражений из истории России, архитектурными памятниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra_v_11_klasse.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеллектуальная игра в 10-11 классе «Слава Отечества»

    учитель Ложкина Л.А.

    Цель: развитие логического мышления, расширение кругозора  и эрудиции учащихся;

    способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

    Оборудование: мультимедийный проэктор, ноутбук, слайдовая презентация, черный ящик (спирт, сало, сухари)

    1. Вступительное слово. Цель игры. Представить жюри (максимум – 3 балла).
    2. Представление команд

    Задания:

    1. Дуэль пословиц
    2. Когда в военной истории опасность представляла свинья? (В Ледовом побоище войска  немецких  рыцарей  были построены грозным клином – «свиньей».)
    3. Под каким названием вошла в историю эта битва? Кто  возглавлял русские войска? Какую фамилию носил Дмитрий Донской? (фамилий в то время не было)
    4. Советский поэт К. Симонов писал в стихотворении, что битва произошла

    «на голубом и мокроватом

    Чудском потрескивавшем льду

    в шесть тысяч семьсот пятидесятом от сотворения году».

    О какой битве он писал? Почему лед был «мокроватый»? Когда произошла эта битва? Почему поэт указывает другую дату? (Речь идет о Ледовом побоище, которое произошло на Чудском озере. Лед был уже немного подтаявший, так как была весна. Битва состоялась 5 апреля 1242 г. по летоисчислению, принятому в России при Петре I. До этого в России счет лет велся от «сотворения мира», по старому летоисчислению и указана дата сражения.)

    1. Кому и где поставила памятник «Благодарная Россия»? (В Москве на Красной площади стоит памятник скульптора И. П. Мартоса в честь князя Д. М. Пожарского и гражданина К. Минина. На памятнике указано, что его воздвигла «благодарная Россия».)
    2. В честь какого важного исторического события построен этот храм? Назовите архитекторов (Храм Василия Блаженного – в честь взятия Казани и присоединения к России 2 октября 1552 г., Барма и Постник)
    3. В честь какого важного исторического события построен этот храм? (Храм Христа Спасителя – в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года, архитектор Тон.)
    4. Во время Отечественной войны 1812 г. случалось, что необразованные русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка? (Большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и больше общались на нем, чем на русском)
    5. Что это за флаг? Когда появился Андреевский флаг? Кем он был учрежден? (Андреевский флаг в 1699 г. учредил Петр I . С тех пор он стал кормовым флагом кораблей нашего военно-морского флота. На флаге изображен крест святого Андрея Первозванного – апостола, обошедшего с проповедью южные окраины русской земли. Некоторые исследователи утверждают, что апостол Андрей дошел даже до северных Соловецких земель. Крест на флаге повернут на 45 градусов. Именно на таком  кресте враги Христа распяли святого Андрея за его проповедь и верность Богу).
    6. В 1774 г., сражаясь с турецким десантом, этот 29-летний подполковник получил тяжелое ранение. Рапорт гласил: «Пуля, ударившись между глаза и виска, вышла напролет в другой стороне лица». Екатерина II распорядилась выдать ему 1000 червонцев и наградить орденом Святого Георгия IV степени. О ком идёт речь?

     (М. Кутузов)

    1. Кто и о ком сказал: «Он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой»? (А. В. Суворов о М. И. Кутузове после взятия Измаила.)
    2. Что означает слово «генералиссимус»? Назовите всех генералисимуссов в истории нашей страны? ( с лат.- «самый главный». В России с конца XVII в. звание генералиссимуса имели: Ф.Ю.  Ромодановский, А.С. Шеин, А.Д. Меншиков, Антон Ульрих Брауншвейгский, А.В. Суворов, И.В. Сталин)
    3.  По схеме назовите сражение и его дату (Бородинская битва, Полтавский бой)
    4. Однажды Петр I приказал изготовить антиорден Иуды. Кому и за что он хотел его вручить?
    5. Кто такая кавалерист-девица? (Надежда Дурова – участница Отечественной войны 1812 г.)
    6. В старой русской армии при высших командирах состояли специальные гонцы для передачи распоряжений и выполнения прочих обязанностей. Со временем название их должности превратилось в наименование воинского звания. Какое это звание? (поручик)  
    7. Что означают 3 белые полоски на  воротнике русского матроса? (Они напоминают о 3-х славных победах нашего флота: 1714 г. у о. Гангут, 1770 г. в бухте Чесма во время русско-турецкой войны, 1853 г. в Синопской бухте во время Крымской войны)
    8. Назовите картину и ее автора (Репин «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану», Суриков «Переход Суворова через Альпы»)
    9. Солдат какого вида войск в России называли «пионерами»? (саперов)
    10.  Император Павел заметил на часах у Адмиралтейства пьяного офицера и приказал его арестовать. Однако офицер заметил: «Прежде чем арестовать, Вы должны…». После его слов император велел произвести офицера в следующий чин, сказав: «Он, пьяный, лучше нас, трезвых, свое дело знает!» Что сказал офицер императору? (Офицер  сказал: «Прежде чем арестовать, Вы должны сменить меня, Ваше Величество»).
    11. После пленения имам Чечни и Дагестана Шамиль стал пленником российского императора и отправлен в ссылку в Калугу, где прожил со своим многочисленным семейством 9 лет. В гости, театр, на концерты и балы вместе с имамом обычно ездили его сыновья и 2 зятя. Женщины же жили в строгом затворничестве. Как-то дамы калужского света стали просить Шамиля позволить сделать фотопортреты женщин его семьи. Он растерялся: «В книгах написано, что ни один человек не должен видеть наших жен. Чтобы снять с них портреты, нужно, чтобы они открыли свои лица: как же вы хотите, чтобы я нарушил закон?». Но сам же и нашел выход. Какое условие поставил Шамиль, позволив сделать их портреты?
    12. В 2-х буквах названия этого смертоносного изобретения увековечены фамилия его создателя и город, где это изделие было впервые произведено. Назовите это изобретение. (Пистолет марки ТТ, Тульский системы Токарева)
    13. В Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашел свой вечный покой цвет русской аристократии, служилой и творческой интеллигенции и просто русских людей, оказавшихся за границей после революции, есть памятник. Под ним нет захоронений. Он был воздвигнут в память жертв белого движения в гражданской войне. На одной из беломраморных плит под изображением Андреевского флага выбита лаконичная надпись. Чье имя увековечено в ней? (надпись на памятнике гласит «Адмиралу Колчаку и всем морякам России»)
    14. Этот «большой ветер» по замыслу немецкого командования должен был привести к захвату крупнейшего города в СССР в 1941 году. Что это за «ветер»? (Операция «Тайфун» (с китайского – «большой ветер»).
    15. Во время Великой Отечественной войны немцы довольно быстро стали блестяще подделывать советские документы (паспорта, военные билеты и т.д. ), которые использовались их разведчиками. Однако вскоре наша контрразведка обнаружила одно отличие, которое оставалось одним из крупнейших военных секретов на протяжении всей войны и помогло выявить множество шпионов. В чем ошиблись педантичные немцы? (немцы делали скрепки из нержавеющей стали, а у нас они были из обычной)
    16. Великая Отечественная война. Перед наступлением одному из подразделений необходимо было выяснить расположение огневых точек противника. Красноармейцы использовали для этого мишень, по которой гитлеровцы не могли не стрелять, но попасть в нее было невероятно сложно. Что это была за мишень? (Это был воздушный змей с карикатурой на Гитлера.  Чтобы уничтожить мишень, необходимо было попасть по нити змея)
    17. Какое событие Великой Отечественной войны отражено в этой карикатуре?
    18. В конце 1942 г. на специальном заседании ГКО, посвященном развертыванию работ по созданию атомной бомбы, Сталин предложил возглавить проект академику Иоффе. Тот осмелился отказаться в пользу более молодого Игоря Курчатова. «Я такого академика не знаю», - сказал Сталин. Однако Иоффе продолжал настаивать на своем, и Сталин согласился, но с одним условием. Какое условие выдвинул Сталин? (присвоить Курчатову звание академика)
    19.  «Черный ящик»
    20. Назовите имя русского писателя – боевого офицера, который записал примерно   более 150 лет назад: «Верьте, русские офицеры, в великое ваше призвание. Не сомневайтесь в его величии, потому что всякое сомнение – начало гибели»…(Л.Н. Толстой)

    Подведение итогов игры. Награждение команд


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    игра "Во славу Отечества Российского"

    Девизом встречи знатоков военной истории пусть станут слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». В нескольких турах игры – вопросы о полководцах, сражениях, словарь во...

    "Во славу Отечества" ( участие актива школьного музея в городском конкурсе-игре)

    В публикации отражено участие актива школьного музея в городской военно-историческом, музейно-краеведческом конкурсе-игра ?????  "Во славу Отечест , проводимый СПб ГДТЮ в рамках городс...

    Интерактивная игра - викторина "Славься ,Отечество"!

    В данной работе представлен материал из опыта работы в номинации «Методические разработки: сценарии праздников, конкурсов, викторин, классных часов». Данный материал поможет классным руководителям, ...

    Игра по станциям: «Славься Отечество наше великое».

    Внеклассное мероприятие              ...

    сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

    сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

    сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

    сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

    сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества»

    сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященный Г.К.Жукову...