Моя дорога к Себе и к Другим
классный час (9 класс) по теме

 

 

1.     Способствовать формированию у учащихся потребное духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;

2.     Создать ситуацию, позволяющую раскрепостить стереотипное мышление;

3.     Вызвать интерес к индивидуальному проявлению собственного «Я», научить правильно, оценивать собственные достоинства и недостатки, свои поступки и взаимоотношения с окружающими людьми;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_doroga_k_sebe.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего

Профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа- Югры

колледж- интернат

«Центр искусств  для одаренных детей севера»

«Моя дорога к себе

 и другим»

Подготовила и составила

Жарова А.А

Ханты- Мансийск 2011г.

Моя дорога к Себе и к Другим

Цели:

  1. Способствовать формированию у учащихся потребное духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;
  2. Создать ситуацию, позволяющую раскрепостить стереотипное мышление;
  3. Вызвать интерес к индивидуальному проявлению собственного «Я», научить правильно, оценивать собственные достоинства и недостатки, свои поступки и взаимоотношения с окружающими людьми;

Эпиграфы:

Сколько достоинств у человека, столько и пороков.

Никто не родится без пороков, но порочным становится тот, кто их терпит. (из древнего эпоса)

Дорога к себе и к другим - это нелегкий, но интересный путь. Давайте задержимся на главных остановках, порешаем психологические и нравственные задачи.

В жизни и в общении две столбовые дороги. Одна широкая и неосвещенная. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности.                              

Переходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли и обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто слабее. Но, в конце концов, и тебя дорога эта вымотает и разрушит.

Вторая дорога - длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то. что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бокам красиво подстрижены газоны взаимоподдержки  и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прошения, уютную тень усталому путнику даю деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит. Дорога первая - это путь неконструктивного, разрушающего общения. Дорога вторая - это   путь, конструктивного созидающего общения. Всем кем овладел страх перед жизнью, стремятся к мучительной первой дороге. У таких проблемы с общением. Избавить людей от страха и увлечь их на другую дорогу есть единственный способ дать им возможность почувствовать себя умным, хорошим, добрым, любимым и интересным.

Для того, чтобы правильно выбрать свой путь, мы сделаем  маленькую попытку, заглянуть в себя. Сегодня мы поговорим о каждом из нас о том, что составляет человеческое «Я» и мой' первый вопрос будет таким: что вы понимаете под понятием: «настоящий человек», «настоящая личность»? Постарайтесь привести пример человека, которого вы считаете настоящей личностью (можно из истории) Считаете ли вы настоящей личностью: Гитлера, Наполеона, Сталина?

СИТУАЦИЯ 1

У вас есть возможность стать во главе государства ваши действия?

Ребята, кто из вас считает себя сформировавшейся личностью?

Какие качества личности вы считаете наиболее важными?

СИТУАЦИЯ 2

Я предлагаю подробней остановится на характере каждого из нас. Известным французский писатель В. Гюго говорил: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; тот, который есть в действительности». Вы сами, можете себя создать: какие качества вы возьмете себе? Считается, что наиболее яркой чертой личности является индивидуальность, т.е. определенные особенности каждого из вас (характер, способности, воля). Как же узнать свой характер?

СИТУАЦИЯ 3

Расскажи о себе объективно. (Цель: умение мыслить о себе в положительном плане).

        Попробуем пойти дальше. Ни для кого из вас не секрет, что в характере каждого из вас есть положительные и отрицательные черты. Дананге порассуждаем о том, от каких непривлекательных качеств должен избавится человек? Какие приобрести?

А теперь я предлагаю послушать идею психолога Э. Берна и попробовать ответить на вопрос: «Кто вы?  Принц или лягушка»?

«Принцы» не считают себя лучше или хуже других. Они независимы и самостоятельны. У «Принцев» могут быть кривые ноги, большой нос - все это не мешает им быть «Принцами». Они себя вес равно любят. «Принцы» никогда не притворяются, что знают все. Они могут чего-то не знать, не уметь, но это не принижает их в собственных глазах. Они могут ошибаться, терпеть поражения, но не терять самоуважения и уверенности в себе. «Принцы» уважают чувства других и не позволяют манипулировать собой. Они не решают за других их проблемы. Они наслаждаются своими успехами, но не чувствуют при этом вины и не завидуют.

«Лягушки» беспомощны и зависимы от окружающих. Они непрестанно жалуются. В отличие от «Принцев», они не живут в настоящем, а «убивают время», ожидая будущее или вспоминая прошлое. Они не умеют анализировать, плохо ориентируются в происходящем, измысливают мир иллюзорный и пытаются манипулировать людьми, обвинять, их. «Лягушки» во всем сомневаются - в своем праве на жизнь,           в праве дышать, есть, пить, побить, быть любимыми. Они чрезмерно зависят от мнения других людей, не доверяя себе. У «Лягушек» в их бедах виноваты окружающие, условия жизни, они разочарованы в других людях, в себе, они не ищут выхода.

«Лягушками» рождаются, а «Принцами» становятся. О том, как стать «Принцем», читайте в книге А. Крупенина и И. Кpoxониной «Эффективный учитель».

СИТУАЦИЯ 4

У вас берут интервью. Вас не предупредили. И первый вопрос: расскажите о себе. Ответить на вопрос: «Кто я» 20 словами, т.е. здесь нужно дать самооценку. Что таком самооценка? Самооценка - это сознание того, насколько мы уверен в себе, насколько мы любим себя, сколько проявляем заботы о себе.

Человек, который искренне любит и ценит себя, имеет высокую самооценку. Человек, думающий, что он не заслуживает любви, имеет низкую самооценку.

Итак зачем человеку нужно постоянно оценивать себя? Оценивать свои поступки?

- Чтобы уметь правильно строить отношения с людьми и не лишать себя удовольствия общения с другими.

Вопрос. Общаться - это удовольствие?

Историческая справка.

Человек не может обходиться без общения. Робинзон Крузо, оставшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая. Разговаривал сам с собой, читал Библию. Ваше общение проходит в семье, школе, на улице. Скажите, с кем легче общаться: с родителями, одноклассниками, друзьями, подругами

Чувства

  1. Злость (это был единственный шанс) — друзья.
  2. Зависть (все ведь гуляют) - о себе.
  3. Радость (наконец - то я отдохну) – дом.
  4. Подавленность (вот так всегда) – обделен.
  5. Огорчение (надо же) – обделен.

Тест: его анализ.

Несколько советов по общению:

Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были хорошими, надо:

- Расценивать собеседника как равного и не подчинять его своей воле;

- Уважать его право на личное мнение;

- Уважать и ценить решение собеседника;

- Уметь слушать.

Сегодня мы сделали маленькую попытку заглянуть в себя. Если вас это заинтересовало, то мы уже достигли своей цели. Ведь, как сказал один мудрец  «Познай себя – и ты познаешь мир».

Кто в этом черно-белом мире я?

В какой из птиц живёт душа моя?

Быть может, сломано крыло

И уж летать мне не дано?

Возможно чувствую себя я одинокой?

А может, с кем-то я пою вдвоем,

Иль наслаждаюсь я свободою широкой,

Или забочусь о гнезде своем?

Вот чудо в каждой птице - я!

Как многогранна жизнь моя.

ТЕСТЫ

№ I. Каков ваш характер?

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Уважаете ли вы дружбу?

2. Привлекает ли вас новое?

3. Предпочитаете ли вы строгую одежду новой?

3.1 Предпочитаете ли вы старую одежду новой?

4. Притворяетесь ли вы довольным безо всяких на то причин?

5. Меняли ли вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать?

6. Теряете ли уверенность в себе, когда вам предстоит, решит

трудную задачу?

7. Коллекционируете ли вы что-нибудь?

8. Часто ли вы меняете свои планы в последний момент?

Запишите себе, но одному очку, если вы ответили «ДА» вопросы 1, 3, 7   и столько же за ответы «НЕТ» на вопросы 4, 5, 6, 8.

Затем подсчитайте набранные очки.

- Свыше 6 очков.    Вы уравновешенный человек, родителям, учителям, друзьям грех жаловаться на вас. У вас легкий хороший характер.

- От 3 до 6 очков. Ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее настроение весьма легко можем превратиться в плохое. А это не может не отразиться на работе, дружеских отношениях. Не забывайте, что, только проявляя настойчивость, вы будете преуспевать в жизни.

- Менее 3 очков. Почему вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять людям и поискать себе друзей среди тех, кто вас окружает.

№ II  Умеете ли вы общаться и вести за собой?

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вамкем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с люди которые старше вас?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вы включаетесь в новое для вас?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми ?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении ваших дел вы принимаете инициативу  на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

2 7.  Пpавда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

2S. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству правоты?

20. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было принято сразу вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую вам компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя недостаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость, при общении с малознакомыми людьми?

39. Правда ли, что вы очень уверенно чувствуете в окружении большой группы своих товарищей?

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей

Если у вас ответы «ДА» на вопросы:

1,5,9,1 3,1 7,21,25,29,33,37

и «НЕТ» на вопросы:

3,7,11,15,19,23,27,31,35

и в сумме получилось больше 10, у вас высокий уровень коммуникативных умений (высоко поставлен уровень общения)

Если у вас ответы «ДА» на вопросы:

2,6,10,14,18,22,26,30,34,38;

и «НЕТ» на вопросы:

4,8,12,16,20,24,28,32,36,39

и в сумме получилось больше 10, вы способны вести за собой, у вас хорошие организаторские способности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. « Копилка классного руководителя»   Ляпоедова Л.Ю., Якимович И.Г.

2. «Классном руководителю о классном часе» (Технология полготовки и проведения личностно - ориентированногоклассного часа) Степанова Е.Н., Александрова М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя дорога к Себе и к Другим

1.     Способствовать формированию у учащихся потребное духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;2.     С...

"Моя дорога к себе и другим"

Нравственно - психологический практикум дя старшеклассников. Можно пригласить родителей....

Воспитательная система "Дорога к себе"

Воспитательная система 7 класса "Дорога к себе" содержит цели и задачи воспитательной деятельности, формы работы с учащимися и родителями, организацию самоуправления в классе, диагностический инструме...

Рабочая программа элективного курса "Дорога к себе"

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников...

Проект воспитательного мероприятия "Моя дорога к Себе и к Другим"

Проект воспитательного мероприятия.Тема: «Моя дорога к Себе и к Другим».                 (I полугодие)Форма проведения: ...

Личностно – ориентированный классный час – нравственно-психологический практикум «Моя дорога к Себе и к Другим»

Участники: классный руководитель, учащиеся 10-го класса сельской малокомплектной школы (всего 7 человек),  мамы десятиклассников, три учителя....

«Моя дорога к Себе и к Другим»

Цели классного часа: способствовать формированию у учащихся потребно­сти в духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки; создать ситуацию, позволяющую р...