Поле чудес: поговорим о нуле
материал (6 класс) по теме

Это внеклассное мероприятие проводится для учеников 6 классе. Составлено оно так, чтобы привлечь к участие как можно большее количество учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim_o_nule.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ПОГОВОРИМ О НУЛЕ

Поле чудес

У людей говорят: «Не шути с огнем!» -

А у нас говорят:  «Не  шути  с  нулем!»

У нуля прозапас сотни каверз и проказ,

Нужен   глаз   за   ним   да   глаз!

Правила игры

В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет кому-либо, показать свои артистические способности.

Если участник игры отгадывает подряд 3 буквы, то он имеет право на две шкатулки6 одна – пустая, а в другой лежит шоколадка.

На барабане имеются секторы «Приз» (выбравшему его предоставляется право взять один из двух ящичков по типу шкатулок6 пустой ли с небольшим сувениром), «Банкрот» (все набранные очки сгорают), «+» (право назвать любую букву) и «х2» (сектор удвоения очков).

Участвуют три тройки игроков. Но после каждого тура проводится игра со зрителями.

Первый тур

Задание. Вот он, посмотрите! Его называют нулём или нолём и обозначают им ничто. Прибавь к нему пять, и получится пять. Отними его от шести, и останется шесть. Нуль, пустышка, ничто. Недаром про никчемного человека говорят, что он ноль без палочки. Но обойтись без ноля нельзя: как записать без него числа 10, 102, 3 060, 1 000 000? Раньше для этих целей люди пользовались особой арифметической доской. Там были клеточки отдельно для миллионов, отдельно для сотен, десятков и единиц. Она была вроде счетов, только без косточек. На каждую клеточку этой доски клали кружок с нужной цифрой, а место для нуля оставалось пустым. А позже пустое место на доске стали закрывать пустым кружком. Как называлась эта доска?  (Абак).

Игра со зрителями

У одного старика спросили, сколько ему лет. Старик ответил, что неделю назад ему исполнилось 96 лет. Но дней рождения у него было всего 24. Как это понимать? (Он родился 29 февраля.)

Второй тур

Задание. Ученые считают, что обозначать нуль впервые стали в Индии. Сначала на место пустого разряда, дабы не возникло путаницы, ставили точку, а позднее вместо точки стали рисовать кружок. Как назывался такой кружок – нуль в Древней Индии? (Сунья).

Игра со зрителями

Шарада: За мерой ному вставишь вдруг,

                И целое найдешь среди подруг.

                                                                (Га-ля.)

Третий тур

Задание. Само слово «нуль» возникло гораздо позже, чем цифра 0, и пришло оно к нам из латинского языка. Арабы же переводили индийское слово « сунья» («пусто», «пустое место») на свой язык. И с тех пор арабским именем нуля стали называть всех его братьев и сестер: все они теперь цифры. Как по-арабски звучит слово «сунья»?  (Сифр).

Игра со зрителями

Задание. В переводе с греческого это слово означает «землемерие». Это очень древняя область математики. В самые далекие времена люди уже умели строить дома, повозки, лодки. Те, кто занимались земледелием, знали, как измерять и сравнивать участки плодородной земли, имеющие разную форму.  В далекой древности возникли многие правила, связанные с измерениями и построениями, которыми мы пользуемся до сих пор. Но если эти правила в древности были известны немногим: жрецам, мудрецам, правителям, - то теперь их изучает каждый школьник.                               

                                 Эта наука – про измерение земли,

                                 Но без нее нельзя построить

                                 Ни дома, ни корабли,

                                 Ни кареты, ни ракеты,

                                 Ни дороги, ни мосты,

                                 Не скроить костюм и платье,

                                 Не постричь в саду цветы.

Как называется этот раздел математики? (Геометрия).

Финал

Задание. После того, как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать с помощью букв. Греки и славяне добавляли к буквам-цифрам специальные значки, чтобы не путать с обычными буквами. На Руси буквой А обозначали единицу, В – двойку, Г – тройку, а специальная черточка над буквой указывала, что это цифра. Как называлась такая черточка? (Титло).

Игра со зрителями

Метаграмма: Я приношу с собою боль,

                       В лице – большое искаженье.

                       Но «ф» на «п» заменишь коль,

                       То превращусь я в знак сложенья.

                                                      (Флюс - плюс)

Суперфинал

Задание. Великий древнегреческий ученый Пифагор создал свою школу, в которой занимались различными исследованиями. Особое внимание уделяли «науке о числе». «Числа правят миром». – утверждали пифагорейцы. Как же называлась эта наука? (Арифметика).

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия "Поле чудес" по книге М.Твена "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна"

Игра проводится анологично телевизионной передаче.Обучающимся 6-7 классов за 2-3 недели до проведения мероприятия предлагается викторина по творчеству М.Твена и по содержанию книги.9 победителей отбир...

Игра «Поле чудес» Тема: Слова из мира животных и их новые названия

Материал для внеклассного занятия по русскому языку представлен в форме игры, цель:расширить знания учащихся о словах, их значениях, прививать интерес к русскому языку...

ИГРА "ПОЛЕ ЧУДЕС"

"Кто в Интернете главный?"...

Игра "Поле чудес" для учащихся 5-6 классов

Авторская игра "Поле чудес" для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: расширить и обобщить знания школьников об истории родного края, её экологии....

"Поле чудес" "И вот нашли большое поле..."

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812года. Шестой день литератуной недели "Чудо- богатыри 1812года"....

Презентация на тему "Поговорим о нуле"

Презентация на тему "Поговорим о нуле" по занимательной математике 5 класс...