Символика России
методическая разработка (7 класс) по теме

 

Предлагаю разработку классного часа о государственных символах для  среднего звена. Классный час является логическим продолжением решения задач работы школы:воспитание у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности, создание условий для применения учащимися знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей жизни в российском  обществе, для формирования толерантного отношения к представителям других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_o_simvolah_rossii.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для  классного часа

 подготовила учитель

Суцкель Татьяна Михайловна

МОУ средняя общеобразовательная

школа с.Минаевки

Асиновского района Томской области

Контактная информация: E-mail: suzkel@rambler.ru

Телефон дом (838241) 4 06- 15, сот.89627808677          

Телефон рабочий  (838241) 4 05-88

E-mail: minklass@asino.tomskmet.ru

Актуальность

Одна из главных задач современного развития России – духовное возрождение нации. Для России важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота. Один из пунктов содержания образования – осмысление ребенком себя как части своей Родины. В настоящее время необходимо уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. Детям необходимо прививать интерес к истории Родины, начиная с ее символического образа на фоне других стран. Поэтому достаточно актуальным в школе стало проведение классных часов о государственной символике.

Юному гражданину очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства. Это непременное условие его социального и личностного становления, кроме того, знакомство с символами государства приводит школьников к тому, что к существовавшим и существующим символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Формирование уважения к символам государства является составной частью воспитания гражданина России.

Предлагаю разработку классного часа о государственных символах для  среднего звена. Классный час является логическим продолжением решения задач работы школы: воспитание у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности, создание условий для применения учащимися знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей жизни в российском  обществе, для формирования толерантного отношения к представителям других народов.

Россия- родина моя!

Цель: 

воспитание чувства патриотизма через изучение символики России.

Задачи:

-создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики;

-развитие чувство гордости за родное Отечество;

Ученик-помощник читает стихотворение  В.Полторацкого

Россия —

Радуга и синь,

Степная сизая полынь,

Полей разлет,

И снег,

И лед,

И хоровод

Берез, взметнувшихся над Волгой.

Она багряный листопад,

И снова синь,

И снова сад,

А в нем, пленительный и долгий,  

Шального соловья раскат.

Россия — Ясная роса,

Косого ливня полоса

И запах медуниц от луга,

Глаза ребенка,

Сердце друга,

Вечерних росстаней печаль.

И распахнувшаяся даль

От Селигера до Байкала.

Все, все она в себя впитала!

Россия — все, чем я живу,

К чему во сне и наяву

Душа стремиться не устала.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок - путешествие, мы пройдёмся по страницам истории и подробно познакомимся с символами нашей страны. А что такое символ?

(учащиеся предлагают ответы)

Ученик-помощник: Символы – это, условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление страны, для которой они относятся. Видим изображение Эйфелевой башни — сразу представляем Францию, статую Свободы — США.

Какие символы России вы знаете?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Учитель: Да, символов России много – это Московский Кремль и Красная пло щадь, храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Знамя Победы... Называешь их — и словно переворачиваешь одну за другой страницы истории, каждая из которых — подвиг народа, его извечное стремление к счастью, добру, братской люб ви, т.е. к вершинам духа. (Идет показ иллюстраций.). Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы можно назвать государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Учитель: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Учитель:  отгадав о каком символе говорится в стихотворении С.Куприна, мы попадём на страницу его истории.

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный ….... (флаг)!
 

Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства. Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? И что означают  эти цвета? Подсказки можете найти в стихотворении, которое вам прочитает помощник.

Ученик-помощник:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

(учащиеся высказывают свои мнения)

Учитель:  Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет символ отваги, мужества и героизма – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.  Белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это  небо, благородство, символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Белый – совершенство, чистота - означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. 

(учитель размещает флаг на доске)

Ученик-помощник: А какое значение имеют другие цвета в геральдики.

Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия.

Зелень (зеленый цвет) - радости и изобилия, обновление, надежду, молодость.

Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества.

Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения.

Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности,  мир.

Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости.

Лазурь (голубой, синий цвет) - символ красоты, величия, возвышенные идеалы

Учитель:  А где можно увидеть государственный флаг? Над Большим Кремлевским дворцом, где находится Президент России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

Ученик-помощник: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Учитель:  В переводе с от немецкого Erbe — наследство — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца ...этого символа (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). О каком символе будем говорить?

(учащиеся предлагают ответы)

Учитель:  Правильно, о гербе. А изучением гербов занимается геральдика. А, что представляет собой герб РФ?  (ответы)

 Молодцы! Да, это золото й двуглавый орёл на красном щите. Над орлом — три короны (две малые и одна большая). В лапах орла — скипетр (золо той жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, пора жающий копьем дракона.

(учитель прикрепляет герб на доске рядом с флагом)

Ученик-помощник: Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

Учитель:  Есть хорошее стихотворение неизвестного автора.

Упал снаряд, и совершилось чудо:

На опаленной порохом стене

 Возник в дыму неведомо откуда

Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,

Упала штукатурка поздних лет,

И он возник торжественно и дерзко,

Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика

Простер десницу грозную свою.

И острая карающая пика

Пронзила ядовитую змею.

А пулемет стучал в старинном храме,

И ладил ленту молодой солдат,

И трепетало яростное пламя,

И отступил проклятый супостат.

Да, образ Георгия Победонос ца — древний символ. Кстати, старинная русская серебряная монета — копейка — получила свое расхожее название именно благодаря изображенному на ней копье носцу, пронзающему змея — олицетворе ние мирового зла.

Учитель:  Теперь подскажите мне, где может изображаться герб?

(учащиеся предлагают ответы)

Ученик-помощник: На официальных документах России, в кабинетах директоров, руководящих лиц, на знамёнах и печатях, в паспорте, денежных знаках, на знамёнах. На свидетельстве о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах.

Физкультминутка (учитель просит ребят встать).

– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)

– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:

Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше, выше, самолёт!
(Махи руками)
Бац, артиллерия!
(Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия!
(Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а!!!
(Поднимают руки вверх). Мы победили! Садитесь.

Учитель:  Торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо. На страницу какого символа мы зашли? Да, мы не говорили ещё о гимне. 

(раздали текст гимна)

Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю Сергею Владимировичу Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру Александру Васильевичу Александрову.

Ученик-помощник: Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. Вспомните, когда звучит гимн?

(возможны ответы: на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях).

Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (звучит гимн)

(Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)

(звучит гимн, дети встают)

Учитель:  Какие ценности России нашли свое отражение в гимне?

(любовь к Родине, верность отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, патриотизм, гордость)

Найдите в гимне строчки, которые звучат оптимистически, где звучит вера в светлое будущее:

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне…

Учитель: А что вы чувствуете, когда слышите гимн?

(учащиеся высказывают своё мнение: гордость за свою Родину, мурашки по коже, хочется быть лучше, что-то хорошее сделать и т.д.)

Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами ещё раз прошлись по страницам государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

(итог подводят учащихся)

*Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами.

*Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится своей символикой, видит в ней глубокий смысл и верит в её предназначение.

*Символы не просто вобрали в себя историю народа и его тра диции. Эти символы достались России дорогой ценой. Мы должны уважать наше наследие, защищать и беречь его, как это делали наши предки.

Учитель: мне хочется вспомнить слова фи лософа В.Розанова, который говорил о том, что легко и приятно любить Родину в дни ее величия и славы, но достоин уважения тот, кто служит ей в дни скорби и испытаний.

В завершение классного часа слушаем  величественную музыку, под которую можно просмотреть слайды видов России (презентация прилагается).

Литература.

  1. «Воспитание школьников» Научно-методический журнал №6 2006г
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.9.
  3. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Государственная символика России"

Цели: изучение истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории; воспитание патриотизма и гражданственности у...

Проект на тему: "Ознакомление младших школьников с государственной символикой России и Чувашии"

Целью данного проекта является рассмотрение и систематизирование методических приемов по ознакомлению младших школьников с государственными символами РФ и ЧР, способствующие формированию умения осозна...

классный час Символика России

классный час с презентацией...

Презентация "Государственная символика России"

Государственная символика России с древнейших времен по современность...

Игра по станциям "Символика России" для учащихся 5-8 классов

Игра "Символика России" активизирует знания учащихся по государственной символике и символам России, дает возможность детям проявить любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к граж...

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

Презентация на тему:"Россия-Родина моя. Символика России и Краснодарского края"

В этой презентации вы можете ознакомиться с символикой России и Краснодарского края....