Воспитание в информационной среде
статья на тему

Информационная среда позволяет учителям и ученикам стать активными участниками образовательного и воспитательного пространства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sosh_no2.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа № 2 округа Муром

Анурина Л.А. заместитель директора по  опытно – экспериментальной работе МОУ «СОШ № 2»

Воспитание и образовательные среды.

Образовательная среда, виртуальная школа,  индивидуальные траектории, информационные технологии, сетевое взаимодействие

educational sphere, virtual school, individual path, informational technologies,  network interaction

Воспитание – это культурно-воспитательный процесс «вхождения» ученика в социокультурное пространство, развитие личности гражданина России, гуманистическая позиция педагога и способ его взаимоотношений с детьми. Важным условием, обеспечивающим поддержку учащихся в процессе жизнетворчества, является интеграция учебной и внеурочной деятельности, предоставление свободы выбора, создание морально-психологической атмосферы сотрудничества.

Информационная среда является важной составляющей всех образовательных сред школы: воспитательной, методической и опытно-экспериментальной. Эта среда позволяет педагогическому и ученическому коллективам участвовать в очных, заочных, дистанционных проектах различного уровня на школьных предметах в урочной и внеурочной деятельности. Одной из задач и функций школьной информационной среды является повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий в рамках предмета «Информатика», мотивации педагогов к самообразованию, освоению и наработке методик использования компьютерных технологий.

       Использование информационных технологий в процессе воспитания способствует:

  1. повышению эффективности воспитательного процесса на базе создания и активного использования информационного пространства воспитательной работы;
  2. формированию мировоззрения учащихся, базирующегося на научном, критическом отношении к информации.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс позволяет:

  1. УЧАЩИМСЯ, используя ресурсы информационного образовательного пространства школы и региона, овладеть навыками грамотной обработки информации, сформировать ключевые компетентности и, в конечном итоге, успешно социализоваться.
  2. ПЕДАГОГАМ, эффективно применяя весь спектр информационных технологий, повысить качество результата образования и мотивацию учения.
  3. РОДИТЕЛЯМ – стать равноправными субъектами процесса обучения и воспитания.

        Цель внедрения информационных технологий - расширить диапазон форм и видов информационного взаимодействия как средства, обеспечивающего развитие ключевых компетентностей всех участников образовательного процесса.

        Поиск цивилизованных форм организации свободного времени подростков определил цель внеучебной работы школы как организацию пространства интеллектуального досуга и содержательной творческой деятельности, способствующих формированию ощущения социальной компетентности, позволяющей безболезненно войти в современное социальное пространство средствами информационных технологий.

      Процесс вхождения в социокультурную среду через освоение технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований вполне возможен посредством  информационных технологий. Переход к профильному образованию создает условия профессионального определения и, что особенно важно, расширяет возможности учащихся безболезненно интегрироваться в социуме. Именно интегрироваться, а не адаптироваться.

      Уникальность информационно-образовательного пространства школы заключается в продуктивном синтезе виртуальных возможностей и реальных результатов.

        Эффективность работы по формированию информационной культуры проявляется в умении:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить и быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения и т.д.);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

         Открывшаяся в 2008 году на базе четырёх образовательных учреждений  опытно- экспериментальная площадка по отработке сетевого взаимодействия в условиях воспитательного пространства микрорайона  поставила коллектив школы перед необходимостью рассмотрения своих воспитательных возможностей в новом ракурсе.

              Основная цель I этапа экспериментальной работы – создание модели сетевого взаимодействия и широкой пропаганды его идей в социуме. Мы проанализировали имеющиеся информационные возможности и потенциал. Пришли к выводу, что одним из важнейших информационных средств, несмотря на стремительное развитие информационных технологий, остаётся газета. Она сохраняет особое место в системе других СМИ как старейшее и во многом еще незаменимое печатное периодическое издание. Через воздействие на общество в целом, она воздействует на каждого человека в отдельности, формируя определенные эмоции и действия. Но далеко не все молодежные печатные издания положительно влияют на формирование ценностных ориентаций молодежи. В этом отношении малотиражные печатные издания учреждения образования выглядят предпочтительнее. Они играют роль своеобразного клуба общения, адресованы определенной аудитории и действительно ей служат, потому что они сами - часть этой аудитории. Таким изданием является сетевая  газета «РИГ - инфо», задача которой - информированность учащихся, родителей и жителей микрорайона о деятельности образовательных учреждений. Центр сбора информации находится в одном из образовательных учреждений микрорайона, который отвечает за  вёрстку и выпуск газеты. Помимо совместных выпусков, ученики нашей школы стали инициаторами  подготовки отдельных номеров газеты, широко освещающих деятельность школьного коллектива МОУ «СОШ №2», а также организации работы радиостудии.

              Издание очередного номера газеты и выпуска радиопередачи осуществляется сектором информационной службы, содержание деятельности которого являются:

  1. подбор материалов для малотиражных изданий;
  2. написание и редактирование молний, объявлений, обеспечение их дизайна и иллюстрирования;
  3. подготовка материалов для информационных стендов;
  4. подбор музыкального и литературного сопровождения;
  5. работа дикторов.

         Каждый выпуск газеты или радиопередачи - это не только набор информации, но и результат труда коллектива учащихся. Поэтому его подготовка и выпуск - деятельность сплочённой  команды, обладающей соответствующими знаниями и умениями.

              Не менее актуальным в современных условиях является умение приспособить для своих воспитательных и образовательных нужд возможности единого информационного Интернет-пространства.

           С целью изучить вероятность его использования в наших условиях, инициативной группой было проведено социологическое исследование. Инициативная группа выяснила, что из 643 семей сетью Интернет пользуется 451 семья учащихся сош №2, и из 562 семей сош №18   - 289.

          Полученные результаты подтвердили возможности создания новой для нашего микрорайона формы взаимодействия – «Виртуальная школа».      

         Проект «Виртуальная школа 602205» организует педагогический коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2». «Виртуальная школа» - это комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий для создания образовательной коммуникативной среды, которая расширяет и дополняет традиционную систему. Основная идея проекта - создание открытой и прозрачной образовательной среды на основе информационных технологий, объединяющих воспитательное пространство микрорайона. Виртуальная школа позволяет как ученикам, так и преподавателям максимально реализовать свой творческий и профессиональный потенциал. Сайт делится на две зоны: деловую, предназначенную для организации и сопровождения учебного процесса: «Началочка», «Советы психолога», «Кабинет математики», «Кабинет русского языка»,  «Конкурсы, олимпиады», и игровую — так называемое пространство интеллектуального досуга: «Галерея», разделенная тематически: фото, компьютерная графика, проза, поэзия, юмор; «Творческая мастерская», на которой размещаются проекты, web-сайты. На сайте также имеются виртуальные «Курсы», информация для абитуриентов «Выбор профессии». Стремимся, чтобы значительная часть всего содержания пополнялась самими пользователями. Иными словами, сайт являлся самообновляемым.

          Организационную и методическую поддержку проекта осуществляет МОУ ДОД ЦВР центр «Досуг», готовят свои наработки и другие участники образовательного процесса. Сайт «Виртуальная школа» доступен всем пользователям сети Интернет. Наибольшей популярностью пользуются «Кабинет математики», «Кабинет русского языка», «Выбор профессии». Зарегистрировано  170  респондентов.

              В этом учебном году посредством виртуальной школы в рамках Интернет-обучения  будет вестись элективный курс «Интернет технологии. Создание WEB-сайта.», математическая олимпиада, рассчитанная на весь учебный год, конкурсы по предметам, размещаться проекты, разрабатываются дистанционные или комбинированные элективные курсы.

Процесс создания сетевого курса требует одновременно знаний, как в предметной области, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика (отвечающего за само содержание курса) и программиста-консультанта (ведающего основными техническими аспектами). Средства компьютерных технологий обучения освобождают преподавателя от изложения и отработки с учащимся значительной части учебного материала. Высвободившееся время преподаватель использует для индивидуальной работы с учащимися.

 Сетевой курс может использоваться в очной, заочной и других формах обучения. Имеет смысл выделить и обратить внимание на преимущества и недостатки сетевых курсов.

Преимущества: гибкий график организации учебного процесса во времени; некритичность к месту нахождения преподавателя и учащихся; повышение коммуникативности; открытость внедрению новых методов обучения (метод проектов и др.); реализация принципа наглядности представления учебного материала в виде мультимедиа.

       Недостатки: дополнительные требования к информационной культуре преподавателей и учащихся; сложное и дорогое материально-техническое обеспечение учебного процесса; необходимость доступа в Интернет; большая физиологическая и интеллектуальная нагрузка на учащихся и преподавателей при обучении.

      Проблема доступа в Интернет решена с подключением школьных компьютеров к сети Интернет по безлимитному тарифу и организации работы компьютерных классов во 2 половине дня.

Участие в информационно-образовательном пространстве интеллектуального досуга позволяет не только моделировать процессы различных видов профессиональной деятельности, процессы общения, взаимодействия, личностного роста, процессы формирования нравственных и ценностных ориентиров, но и конструктивно реализовывать их на практике.

В итоге реализации проекта мы надеемся сформировать личность учащегося, обладающего следующим характеристиками:

·  умеет принимать решения;

·  умеет ошибаться, анализировать ошибки, формировать вариативность и критичность мышления;

·  умеет решать учебные задачи;

·  способен усваивать культуру использования различных информационных систем;

·  обладает рефлексивной культурой человека;

· знает правила  телекоммуникационного этикета;

·  способен к коллективным видам деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/

Развивающее обучение — это личностно-ори­ентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образо­вания на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представ­ляющих собой последов...

Понятие информационной среды процесса обучения

В этом реферате я попытаюсь рассмотреть вопросы продуктивного обучения и те ме­тоды, которые объединены термином информационные технологии обуче­ния. Термин продуктивное мышление (productivethinking) ...

"Информационная среда библиотеки"

Презентация о новых функциях библиотеки...

Создание информационной среды саморазвития (Электронный образовательный комплекс - "Живой урок")

Проект реализует установки, заявленные в документах «Концепция модернизации российского образования», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» национальна...

Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"

Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, ин...

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Аннотация      Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать  яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти не...

Методическая разработка «Информационная среда и нравственное воспитание детей»

Данная методическая разработка рассматривает широкий круг проблем, связанных с различными аспектами воздействия информационно-коммуникационных технологий на сферу нравственного воспитания. В разработк...