Внеклассное мероприятие "Поэзия женской души"
методическая разработка (11 класс) по теме
Это мероприятие посвящено судьбам и творчеству русских поэтесс Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Это попытка найти точки соприкосновения двух трудных судеб и поэтических талантов. Рекомендуется для старшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_zhenskoy_dushi.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 20»
«Поэзия женской души»
( по творчеству А.А. Ахматовой и М.И.Цветаевой)
Подготовила:
преподаватель русского языка и
литературы Ермольчик И.В.
Новозыбков 2011
Цели:
- вызвать интерес к поэтическому творчеству;
- формировать умение анализировать поэтический текст;
- обогащать культурную память уч-ся.
Оборудование: презентация.
Ход мероприятия.
Все понять и за всех пережить.
М.И.Цветаева
Я – голос ваш,
Жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,-
Ведь все равно я с вами до конца.
А.А.Ахматова
Слово ведущего.
Сегодня этот поэтический час мы посвятим, казалось бы, несоединимому и необъединяемому – поэзии двух замечательных женщин Анны Ахматовой и марины Цветаевой. Внешняя сдержанность Ахматовой, скрывающая внутреннее горение противоположна цветаевскому бушеванию.
Марина Цветаева родилась с «крылатой» душой, ее безмерная многокрасочная эмоциональность поражает. А. Ахматова говорила о стремительной, непредсказуемой поэтессе: «Марина часто начинает стихи с верхнего «до» . Поэтическое слово Ахматовой изначально было легким и трепетным, а со временем стало гармоничным и царственным.
М.Цветаева признается:
О, Муза плача, прекраснейшая из муз!
О, ты шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся и глухое: ох!-
Стотысячное тебе присягает: Анна
Ахматова! Это имя – огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топче, что небо над нами то же!
И тот, кто ранен бессмертной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
И дарю тебе свой колокольный град,
- Ахматова! – и сердце свое в придачу.
Музыка.
1 уч-ся.
26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний!
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
2 уч-ся.
«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала!, - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре…». Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Музыка Е.Доги из к-ф «Гонки по вертикали»
3уч-ся
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
4 уч-ся
Шло время, И Марина из круглолицей девушки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся(так звали ее в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.
5 уч-ся
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Музыка.
6 уч-ся.
А Анна Ахматова? Откуда такая красивая фамилия? В чем истоки ее творчества?
7уч-ся
Это псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия прабабки Анны Андреевны, татарской княжны.
6уч-ся
Она родилась под Одессой 11 июня 1889 года. ЕЕ отец был отставной инженер-механик флота. Когда девочке был год, родители переехали на север – в Царское Село. Там прошло ее детство и юность.
По аллее проводят лошадок
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.
Странно вспомнить: душа тосковала,
Задыхалась в предсмертном бреду,
А теперь я игрушечной стала,
Как мой розовый друг какаду.
Грудь предчувствием боли не сжата,
Если хочешь, в глаза погляди.
Не люблю только час пред закатом,
Ветер с моря и слово "уйди".
7 уч-ся
«В Царском Селе я делала все, что полагалось в то время благовоспитанной барышне. Умела сложить по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы, говела на Страстной в гимназической церкви. Изредка отец брал с собой в оперу в Мариинский театр».
8. уч-ся
Через много лет Ахматова не раз вернется – и в стихах, и в прозе к Царскому селу. Она любила огромные влажные парки, статуи античных богов и героев, дворцы, пушкинский лицей. «Царскосельская статуя»
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Октябрь 1916, Севастополь
9 уч-ся
Для обеих поэтесс солнцем и духовной опорой был, конечно, Пушкин. Аня Горенко чуть наивно гордилась тем, что ей довелось застать краешек столетия, в котором жил Пушкин. Гуляла девочка по дорожкам парка, и ей казалось, что на дальних аллеях мелькает тень великого поэта .
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911
10 уч-ся
Стремительно вошел Пушкин в жизнь Марины Цветаевой и стал властелином ее мятежной и тонкой души. Свое родство с Пушкиным поэтесса в сути творческого процесса, ведь поэт - всегда работник. Она так естественно считает себя «правнучкой», «товаркой поэта», не равновеликой, но причастной поэзии:
Вся его наука, -
Мощь. Светло – гляжу:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.
Музыка.
Ведущий.
Обе поэтессы, разные по величине таланта, близкие по силе чувствии переживаний, дают нам возможность видеть мир глазами художника, убедиться в нетленности человеческой культуры, в особенности такого хрупкого материала, каким является слово. Могучие страсти бушевали в душах поэтесс, и любовь согревала их мятущиеся души, согревала и вела.
11 чтец.
В апреле 1910 года Аня Горенко становится женой уже известного поэта Н.Гумилева. Он не сразу всерьез отнесся к тому, что стихи пишет и его юная жена. Однако скоро стало ясно, что в русской поэзии зазвучал талантливый чистый голос. В 1912 году вышел сборник стихов «Вечер», а через два года «Четки». Основная тема - тема любви –тонкий психологический роман.
Чтение стихов А.Ахматовой под музыку – 8-10 стих-ний по выбору.
12 уч-ся
В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому мужу и другу, посвящены лучшие стихи:
С.Э.
Я с вызовом ношу его кольцо
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге.—
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно - великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! —
Под крыльями распахнутых бровей —
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна.
— Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.
Коктебель, 3 июня 1914
Звучит вальс из кинофильма Е.Доги «Мой ласковый и нежный зверь»
Чтение ст-ний М.Цветаевой, например, «Никто ничего не отнял», «Я тебя отвоюю у всех земель…», «Вчера еще в глаза глядел…»,
«Любовь! Любовь! И в судоргах, и в гробе…»
Стихи М Цветаевой мелодичны, душевны, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Звучит романс «Мне нравится, что Вы больны не мной» или «Под лаской плюшевого пледа».
13уч-ся
Зрелая Цветаева – это пульсирующий ритм, отрывистые фразы. Выбор такой поэтической формы обусловлен глубокими переживаниями, тревогой, переполнявшими ее душу.Удчный литературный дебют, счастливый брак, рождение дочери – все, что составляло радость бытия, вдруг неожиданно разрушилось. Империалистическая война,
уход С. Эфрона на фронт и наконец революция: муж с белыми, она – в красной столице, где духовное одиночество невыносимо.
В 1922 году М.Цветаева не столько эмигрировала из России, сколько уехала к мужу. В эмиграции жила мучительно одиноко. А потом решилась вернуться, думая прежде всего о близких, надеясь, что сумеет помочь семье, сыну. «нельзя бросать человека в беде, я с этим родилась». 12 июня 1939 года она отплыла из Франции на родину, навстречу бедам и гибели.
Тоска по родине! (1934)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения "Я душу посвятил народу своему"к 90-летию со дня рождения Д.Н.Кугультинова
Урок посвящен 90-летию со дня рождения народного поэта Калмыкии Д.Н.Кугультинова.Сопровождается электронной презентацией.Применяются здоровьесберегающие технологии....
ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНСКАЯ ДУША «Русская женщина, великая в своих подвигах и в своих несчастьях…» (по повести В.Г. Распутина «Живи и помни»).
«Живи и помни» было названо лучшим произведением о войне, написанном к 30-летию Победы. Распутин нашёл необычный, малоразработанный поворот сюжета и характеров в нашей литера...
Внеклассное мероприятие - женский день - 8 марта
Форма: ОгонекТема: ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ – 8 МАРТАЗадачи:Воспитательные: Способствовать созданию атмосферы праздника, активного отдыха детей.Образовательные: Учить ребят проявлять внимание к своим мамам,...
Сценарий праздника "Загадочная женская душа"
Данный сценарий поможет организовать общешкольное мероприятие, посвященное 8 марта....
Урок по русской литературе в 9 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»
Урок по русской литературе в 9 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»...
Урок литературы. Тема урока: «Драма женской души в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Ведущая технология урока - технология проблемного обучения (частично -исследовательский метод) с элементами технологии личностно-ориентированного обучения, развивающего о...
Конспект внеклассного мероприятия "Как сладко для женской души поплакать..."
Данное мероприятие способствует осмыслению творчества поэтесс XX века, определению их гражданской и поэтической позиции...