Внеклассное мероприятие "Поэзия женской души"
методическая разработка (11 класс) по теме

Ермольчик Ирина Васильевна

Это мероприятие посвящено судьбам и творчеству  русских  поэтесс Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Это попытка  найти точки соприкосновения двух трудных судеб и поэтических талантов. Рекомендуется для старшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeziya_zhenskoy_dushi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 20»

               «Поэзия женской души»

( по творчеству А.А. Ахматовой и М.И.Цветаевой)

                                                Подготовила:  

                             преподаватель русского языка и

                             литературы Ермольчик И.В.

                       Новозыбков 2011

Цели:

- вызвать интерес к поэтическому творчеству;

 - формировать умение анализировать  поэтический текст;

 - обогащать культурную память уч-ся.

Оборудование: презентация.

Ход мероприятия.

                                                                     Все понять и за всех пережить.

                                                                                           М.И.Цветаева

                                                                      Я – голос ваш,

                                                                      Жар вашего дыханья,

                                                                       Я – отраженье вашего лица.

                                                                       Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

                                                                        Ведь все равно я с вами до конца.

                                                                                               А.А.Ахматова

Слово ведущего.

 Сегодня этот поэтический час мы посвятим, казалось бы, несоединимому и необъединяемому – поэзии двух замечательных женщин Анны Ахматовой и марины Цветаевой. Внешняя сдержанность Ахматовой, скрывающая внутреннее горение противоположна цветаевскому бушеванию.

     Марина  Цветаева родилась с «крылатой»  душой, ее безмерная многокрасочная эмоциональность поражает. А. Ахматова говорила о стремительной, непредсказуемой поэтессе: «Марина часто начинает стихи с верхнего «до» . Поэтическое слово Ахматовой изначально было легким и трепетным, а со временем стало гармоничным и царственным.

М.Цветаева признается:

О, Муза плача, прекраснейшая из муз!

О, ты шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся и глухое: ох!-

Стотысячное тебе присягает: Анна

Ахматова! Это имя – огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

Мы коронованы тем, что одну с тобой

 Мы землю топче, что небо над нами то же!

И тот, кто ранен бессмертной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий…

И дарю тебе свой колокольный град,

 - Ахматова! – и сердце свое в придачу.

Музыка.

1 уч-ся.

26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

Красною кистью

Рябина зажглась,

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний!

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

2 уч-ся.

«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала!, - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре…». Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

Музыка Е.Доги из к-ф «Гонки по вертикали»

3уч-ся

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

4 уч-ся

Шло время, И Марина из круглолицей девушки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся(так звали ее в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.

5 уч-ся 

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Музыка.

6 уч-ся.

А Анна Ахматова? Откуда такая красивая фамилия? В чем истоки ее творчества?

7уч-ся

Это псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия прабабки Анны Андреевны, татарской княжны.

6уч-ся

Она родилась под Одессой 11 июня 1889 года. ЕЕ отец был отставной  инженер-механик флота. Когда девочке был год, родители переехали на север – в Царское Село. Там прошло ее детство и юность.

По аллее проводят лошадок

Длинны волны расчесанных грив.

О, пленительный город загадок,

Я печальна, тебя полюбив.

Странно вспомнить: душа тосковала,

Задыхалась в предсмертном бреду,

А теперь я игрушечной стала,

Как мой розовый друг какаду.

Грудь предчувствием боли не сжата,

Если хочешь, в глаза погляди.

Не люблю только час пред закатом,

Ветер с моря и слово "уйди".

7 уч-ся

«В Царском Селе я делала все, что полагалось в то время благовоспитанной барышне. Умела сложить по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы, говела на Страстной в гимназической церкви. Изредка отец брал с собой в оперу в Мариинский театр».

8. уч-ся

Через много лет Ахматова не раз вернется – и в стихах, и в прозе к Царскому селу. Она любила огромные влажные парки, статуи античных богов и героев, дворцы, пушкинский лицей. «Царскосельская статуя»

 Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюбленной...

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

Октябрь 1916, Севастополь

9 уч-ся

Для обеих поэтесс солнцем и духовной опорой был, конечно, Пушкин. Аня Горенко чуть наивно гордилась тем, что ей довелось застать краешек столетия, в котором жил Пушкин. Гуляла  девочка по дорожкам парка, и ей казалось, что на дальних аллеях мелькает тень великого поэта .

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

1911

10 уч-ся

 Стремительно вошел Пушкин в жизнь Марины Цветаевой и стал властелином ее мятежной и тонкой души. Свое родство с Пушкиным поэтесса в сути творческого процесса, ведь поэт  - всегда работник. Она так естественно считает себя «правнучкой», «товаркой поэта», не равновеликой, но причастной поэзии:

Вся его наука, -

Мощь. Светло – гляжу:

Пушкинскую руку

Жму, а не лижу.

Музыка.

Ведущий.

Обе поэтессы, разные по величине таланта, близкие по силе чувствии переживаний, дают нам возможность видеть мир глазами художника, убедиться в нетленности человеческой культуры, в особенности такого хрупкого материала, каким является слово. Могучие страсти бушевали в душах поэтесс, и любовь согревала их мятущиеся души, согревала и вела.

11 чтец.

В апреле 1910 года Аня Горенко становится женой уже известного поэта Н.Гумилева. Он не сразу всерьез отнесся к тому, что стихи пишет и его юная жена. Однако скоро стало ясно, что в русской поэзии зазвучал талантливый чистый голос. В 1912 году вышел сборник стихов «Вечер», а через два года «Четки». Основная тема -   тема любви –тонкий психологический роман.

Чтение стихов А.Ахматовой под музыку – 8-10 стих-ний по выбору.

12 уч-ся

В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому мужу и другу, посвящены лучшие стихи:

С.Э.

Я с вызовом ношу его кольцо

— Да, в Вечности — жена, не на бумаге.—

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно - великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! —

Под крыльями распахнутых бровей —

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна.

— Всем вам, кто жил и умирал без страху.

Такие — в роковые времена —

Слагают стансы — и идут на плаху.

Коктебель, 3 июня 1914

Звучит вальс из кинофильма Е.Доги «Мой ласковый и нежный зверь»

Чтение ст-ний М.Цветаевой, например,  «Никто ничего  не отнял», «Я тебя отвоюю у всех земель…», «Вчера еще в глаза глядел…»,
«Любовь! Любовь! И в судоргах, и в гробе…»

Стихи М Цветаевой мелодичны, душевны, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Звучит романс «Мне нравится, что Вы больны не мной» или «Под лаской плюшевого пледа».

13уч-ся

   Зрелая Цветаева – это пульсирующий ритм, отрывистые фразы. Выбор такой поэтической формы обусловлен глубокими переживаниями, тревогой, переполнявшими ее душу.Удчный литературный дебют, счастливый брак, рождение дочери – все, что составляло радость бытия, вдруг неожиданно разрушилось. Империалистическая война,

 уход С. Эфрона на фронт и наконец революция: муж с белыми, она – в красной столице, где духовное одиночество невыносимо.

     В 1922 году М.Цветаева не столько эмигрировала из России, сколько уехала к мужу. В эмиграции жила мучительно одиноко. А потом решилась вернуться, думая прежде всего о близких, надеясь, что сумеет помочь семье, сыну. «нельзя бросать человека в беде, я с этим родилась». 12 июня 1939 года она отплыла из Франции на родину, навстречу бедам и гибели.  

 

Тоска по родине! (1934)

     Тоска по родине! Давно

     Разоблаченная морока!

     Мне совершенно все равно --

     Где совершенно одинокой

     Быть, по каким камням домой

     Брести с кошелкою базарной

     В дом, и не знающий, что -- мой,

     Как госпиталь или казарма.

     Мне все равно, каких среди

     Лиц ощетиниваться пленным

     Львом, из какой людской среды

     Быть вытесненной -- непременно --

     В себя, в единоличье чувств.

     Камчатским медведем без льдины

     Где не ужиться (и не тщусь!),

     Где унижаться -- мне едино.

     Не обольщусь и языком

     Родным, его призывом млечным.

     Мне безразлично -- на каком

     Непонимаемой быть встречным!

     (Читателем, газетных тонн

     Глотателем, доильцем сплетен...)

     Двадцатого столетья -- он,

     А я -- до всякого столетья!

     Остолбеневши, как бревно,

     Оставшееся от аллеи,

     Мне всe -- равны, мне всe -- равно,

     И, может быть, всего равнее --

     Роднее бывшее -- всего.

     Все признаки с меня, все меты,

     Все даты -- как рукой сняло:

     Душа, родившаяся -- где-то.

     Так край меня не уберег

     Мой, что и самый зоркий сыщик

     Вдоль всей души, всей -- поперек!

     Родимого пятна не сыщет!

Звучит музыка.

14 чтец

Когда началась первая мировая война, ушел на фронт и муж Анны Ахматовой Николай Гумилев, она становится солдаткой. Революция, первая волна эмиграции и решимость разделить с родиной все, что предначертано. Гибель мужа, гонения, арест сына.

 Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной,

Под красною ослепшею стеною.

 У каждого поэта своя трагедия и своя любовь, иначе он не поэт. Без любви, как и без трагедии, нет поэта. – Поэзия живет и дышит над самой пропастью «бездны мрачной на краю»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Я душу посвятил народу своему"к 90-летию со дня рождения Д.Н.Кугультинова

Урок посвящен 90-летию со дня рождения народного поэта Калмыкии Д.Н.Кугультинова.Сопровождается электронной презентацией.Применяются здоровьесберегающие технологии....

ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНСКАЯ ДУША «Русская женщина, великая в своих подвигах и в своих несчастьях…» (по повести В.Г. Распутина «Живи и помни»).

   «Живи и помни» было названо лучшим произведением о войне, написанном к 30-летию Победы. Распутин нашёл необычный, малоразработанный поворот сюжета и характеров в нашей литера...

Внеклассное мероприятие - женский день - 8 марта

Форма: ОгонекТема: ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ – 8 МАРТАЗадачи:Воспитательные: Способствовать созданию атмосферы праздника, активного отдыха детей.Образовательные: Учить ребят проявлять внимание к своим мамам,...

Сценарий праздника "Загадочная женская душа"

Данный сценарий поможет организовать общешкольное мероприятие, посвященное 8 марта....

Урок по русской литературе в 9 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»

Урок по русской литературе в 9 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»...

Урок литературы. Тема урока: «Драма женской души в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Ведущая технология урока - технология проблемного обучения (частично -исследовательский  метод)  с  элементами  технологии  личностно-ориентированного обучения, развивающего о...

Конспект внеклассного мероприятия "Как сладко для женской души поплакать..."

Данное мероприятие способствует осмыслению творчества поэтесс XX века, определению их гражданской и поэтической позиции...