Воспитательная система класса
методическая разработка по теме

Демидовская Алена Марковна

 

Воспитательная система класса « Зажги свою звезду! » направлена на создание условий для формирования личности, ориентированной на успех, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, обладающей социально необходимыми качествами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsk_zazhgi_svoyu_zvezdu_demidovskaya_a.m.shk_.no_451.doc428.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Автор;Демидовская Алена Марковна, учитель математики и экономики МОУ СОШ № 45 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода                        

 СОДЕРЖАНИЕ:

1.Обоснование_____________________________________________2

2.Аналитическая часть______________________________________8

3.Концептуальная часть_____________________________________26

4.Целеполагание___________________________________________30

5.Механизм реализации ВСК_________________________________35

6.Управление ВСК__________________________________________65

7. Критерии и способы изучения эффективности

воспитательной системы____________________________________74

8. Ожидаемые результаты __________________________________84

9.Литература______________________________________________86

10.Приложение____________________________________________88

Обоснование.

       Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные изменения в условиях жизни людей, в их ценностных ориентациях, и привел к ухудшению социального здоровья общества. Эти изменения оказали негативное влияние прежде всего на подрастающее поколение  и привели к тому, что большое количество юношей и девушек, вступающих в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности, отсутствии способности к профессиональной ориентации и переориентации, невыраженной ответственности перед самим собой, своей семьей.

Формирование жизненно успешной личности приобрела в последнее время в нашей стране особую актуальность и остроту.

        В этих условиях резко возрастает роль  общеобразовательной школы как социальной структуры, определяющей и задающей нравственные, моральные и жизненные ориентиры. Акцент на воспитательную функцию в образовании стал неизбежен: возникла необходимость в адаптации к новым условиям жизни, развития процесса социализации ребенка, модернизации содержания форм, методов, условий воспитания. Воспитательная среда сегодня является открытым пространством взаимодействия, которое обеспечивается атмосферой доверия, принятия каждого человека  таким, какой он есть. Вершиной такого уровня взаимодействия является возникающее у всех ее участников чувства успешности, свободы, творчества.

          Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45  с углубленным изучением отдельных предметов Приокского района г.Н.Новгорода – это школа, которая прямо ориентируется на решение задачи воспитания современно образованных, нравственных, предприимчивых молодых людей, способных к самостоятельному принятию решения выбора, сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовностью к межкультурному взаимодействию, готовых нести личную ответственность за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Совокупность перечисленных качеств определяет понятие успешности выпускника школы.

МОУ СОШ № 45 с углубленным изучением отдельных предметов выстраивает свою миссию в образовательном пространстве г. Н.Новгорода и Приокского района в условиях отдаленности от ведущих учреждений культуры города, недостаточно развитой системы дополнительного образования в районе, при наличии высокого социального заказа со стороны родителей учащихся школы:

Социальный заказ школе со стороны родителей обучающихся

     Подавляющее большинство родителей считает, что школа должна заниматься не только образованием детей, но и  их воспитанием, создавать условия психологического комфорта ребенку в процессе его воспитания, стремиться к духовно- нравственному становлению личности.

       Родители видят смысл школьного образования в:

1

2

3

4

5

6

1- Подготовка в ВУЗ

2- Познание основ наук

3- Подготовка к получению

профессии

4- Развитие интересов и

способностей

5- Понимание окружающей

жизни

6- Самопознание,

самосовершенствование

Качества личности, которые, по мнению родителей, школа должна воспитывать в ребёнке

         По мнению психологов, именно в период отрочества формируются такие качества личности, которые позволят ребенку успешно самореализоваться и социализироваться в обществе.

 На основании  данных исследований МОУ СОШ № 45 определила  направление своего развития  как «Школы успеха».

Понятие успех мы соотносим с уровнем притязаний человека,  характеризующимся степенью сложности задач, им выбираемых, уровнем трудности целей, на достижение которых он претендует. Успешный выпускник в нашем понимании это тот, кто обладает готовностью и стремлением к максимальному использованию и развитию своих талантов, способностей, возможностей и т.п.

Ценностно-целевые ориентации «Школы успеха» соответствуют пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

  1. научить получать знания – учить учиться;
  1. научить работать и зарабатывать – учение для труда;
  1. научить жить – учение для бытия;
  1. научить жить вместе – учение для совместной жизни;

и традиционным ценностям российского образования, сформулированными в законе Российской Федерации «Об образовании», в государственном минимуме социальных услуг по воспитанию РФ:

  1. Гражданственность, патриотизм, уважение к правам и свободам человека, любви к Родне, семье;
  2. Представление о нравственности, приобщение к системе культурных ценностей;
  3. Трудолюбие, готовность к осознанному выбору профессии;
  4. Ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
  5. Эстетическое отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребность  и умение выражать себя в различных видах творческой деятельности;
  6. Организаторская культура, коммуникативные умения и навыки, активная жизненная позиция.

 Автор данной программы видит свою роль в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития личности учащегося как индивидуальности. Основная и очень ответственная задача классного руководителя – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Главным результатом   считает формирование у школьников способностей осуществлять личностную самореализацию и профессиональное самоопределение, активно включаться в жизнь общества, бережно сохраняя его социально-культурные ценности и творчески преобразуя и развивая их, сознательно выполнять различные социальные роли, предвидеть и разрешать возникающие жизненные проблемы, принимать ответственные решения.

       Воспитательная система класса «Зажги свою звезду!» разработана на основе нормативно- правовой базы развития в системе образования:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. Конституция РФ;
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992) № 3266-1; в редакции федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ;
  4. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995гю № 82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ;
  5. Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995г. № 98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ);
  6. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.06.1998г. № 124-ФЗ);
  7. «Национальная доктрина образования в РФ» (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751);
  8. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001.  № 1756-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393);
  9. Федеральная программа развития образования (закон РФ от 10.04.200г. № 51-ФЗ);
  10. Программа «Дети России» (2003-2006гг.);
  11. Законодательные акты Нижегородской области;
  12. Устав и локальные акты МОУ СОШ № 45 с углубленным изучением отдельных предметов.

и наличия целевых школьных программ:

  1. «Семья»
  2. Патриотическое воспитание школьников «Мое Отечество»
  3. Профилактика асоциального поведения детей и подростков
  4. «Здоровье»
  5. «Одаренные дети»
  6. Программа детского объединения «КИДС»

                             АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

             1. Анализ внешних факторов.

Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного и воспитательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования и воспитания, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни.

Понимание особой миссии современного образования и воспитания в формировании у подрастающего поколения качеств конкурентно-способной, социально-активной, успешной личности позволило выявить и сформулировать ряд проблем нынешней массовой школы:

  1.  неудовлетворительные показатели здоровья и эмоционального благополучия детей;
  2. слабое раскрытие индивидуальных особенностей каждого школьника, преобладание  «безличного» подхода к учащимся;
  3. недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления;
  4. отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе;
  5. неудовлетворительные показатели уровня культуры умственного труда выпускников школы, формирования у них навыков самообразования, методов и средств научного познания;
  6. недостаточность удовлетворения национально-культурных запросов учащихся;
  7. недостаточная воспитанность детей в духе уважения к своей Родине, к природе, к родителям, к старикам;
  1. создание богатой и разнообразной воспитывающей и развивающей среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованные в зависимости от возрастной специфики его развития;
  2. интенсивное использование творческого созидательного потенциала дополнительного образования в образовательном процессе школы с целью предоставления каждому учащемуся возможностей для свободного творчества и развития его интересов;
  3. создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;
  4. организацию свободной исследовательской, проектной деятельности учащихся, с целью формирования у них высокого уровня самостоятельности и гибкости мышления, развитой исследовательской позиции, высокой креативности и потребности в преумножении своих знаний и умений;
  5. формирование устойчивости школьников к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

Анализ социокультурной среды средней общеобразовательной школы № 45 с углубленным изучением отдельных предметов Приокского района г.Н.Новгорода показал:

  1. повышенный интерес родителей учащихся школы к получению их детьми полноценного образования; воспитание таких качеств личности как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, патриотизм, справедливость и т. д.
  2. отсутствие активной жизненной позиции  значительной части родителей, которые ориентируются на необходимость зарабатывать деньги любой ценой, независимо от образовательных, нравственных, интеллектуальных, культурных установок;
  3. социальное расслоение населения микрорайона школы и Приокского района г. Н.Новгорода в целом;
  4. отсутствие в микрорайоне школы домов культуры, домов творчества, спортивных площадок.

В сложившейся ситуации педагогический коллектив школы, активные родители, общественность микрорайона видят в средней общеобразовательной школе № 45 с углубленным изучением отдельных предметов реальную силу по воспитанию у молодежи качеств успешной, социально-активной, конкурентно-способной личности, формирования у школьников высокого уровня социальной культуры.

2. Анализ внутренних факторов.

 На базе средней общеобразовательной школы № 45 с углубленным изучением отдельных предметов Приокского района г. Н.Новгорода намечены следующие «факторы роста», на которые можно опираться в реализации целей и задач воспитательной системы:

  1. достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал, наличие программ, получивших экспертное заключение НИРО: «Интегрированный курс обучения немецкому языку через музыкальную литературу», «Социокультурный компонент в преподавании МХК и немецкого языка в 10-11 классах», «Программа по ритмике для учащихся начальной школы»; «Программа по сольфеджио», «Программа по музыкальной литературе», «Программа по музыкальному инструменту», «Программа по хору», «Программа по математике для 5-7 классов с повышенным уровнем подготовки учащихся», «Интегрированный курс математики и информатики для профильных классов»
  2. наличие 16 лицензированных программ дополнительного образования детей: «Стать музыкантом», «Маски эстрады», «Музыка и слово», «L ANIMA ALLEGRO», «Студия спортивного бального танца «Фианит», «Вокал», «Театр моды и рукоделия «Анастасия», «Ты – нижегородец», изостудия «ОКО», «Экология человека», «Лидер – будущее России», «Мини-футбол», «Общая физическая подготовка с элементами лыжных гонок», «Волейбол» (девушки), «Волейбол» (юноши), «Баскетбол»;
  3. образовательное учреждение  является экспериментальной площадкой федерального уровня (апробация УМК по географии Алексеева А.И.), участник городского проекта: «Использование информационных технологий в образовательной среде», входит в систему Университетского округа.
  4. развитая сеть научно-практического партнерства школы
  1. систематическое использование активизирующих форм организации образовательного процесса (нетрадиционные уроки, олимпиады, факультативы, спецкурсы, внеурочная работа по предметам, КВН)
  1. система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе
  2. создана богатая среда для развития творческих способностей каждого ребенка, их физических возможностей за счет системы дополнительного образования
  1. направленность воспитательной системы школы на воспитание сознательности, ответственности и активности школьников, о чем свидетельствует высокая степень представленности школы в смотрах, конкурсах, соревнованиях всероссийского, областного, районного и городского уровней
  2. организация ученического самоуправления: совет старшеклассников, детское общественное объединение «КИДС».

3. Исследование результатов воспитательного процесса классного коллектива.

        5А класс сформирован из обучающихся 4 классов, успешно освоивших учебные программы и проявивших повышенный интерес и способности к изучению математики. Класс создан на основе 4А класса (25 чел.) и имеет статус: «класс с углубленным изучением  математики». Дети, собранные в этом классе имеют  сильную мотивацию к учению, обладают высоким уровнем обучаемости и хорошими познавательными способностями. Начальную школу дети закончили со следующими результатами: отличники- 7 человек, хорошисты- 22 человека, с 1 «3» - 2 человека: Гусева Т. (математика), Мальков Н. (русский язык). Основная часть класса - это активные, эмоциональные дети. По возрасту соответствуют шестиклассникам, так как большинство из них пошло в школу  около 8 лет и учились   четыре года в начальной школе.

       В качестве предпосылок для создания воспитательной системы класса явились следующие результаты исследований:

     В классном коллективе преобладают мальчики (17 человек), большинство обучающихся 1994 года рождения.

       Результаты изучения состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положения в них каждого ребенка показали:

«Звезды»- Голумина К., Моисеева А., Силин М.;

«Предпочитаемые»- Климова Д., Кулагина К., Куракин И., Мартьянова Д., Канунников В., Новикова И.;

«Отвергнутые»- Гусева Т., Шмелева Ю.

       В классном коллективе явно выделяются лидеры, которые хотят сами и стараются привлечь остальных к проведению коллективно-творческих дел. Сформировался актив класса, который был выбран самими ребятами. Учащиеся очень ответственно подошли к этому вопросу. В состав актива были выбраны дети, которые достойны уважения: прилежны в учебе, ответственны, хорошие друзья, спешат придти на помощь, пользуются авторитетом среди одноклассников.

Определяя уровень развития ученического самоуправления (методика М.И. Рожкова) были получены следующие результаты:

Уровень включенности учащихся в самоуправленческую деятельность – низкий, уровень организованности классного коллектива – средний, уровень ответственности членов коллектива за его дела – средний.

     Все  обучающиеся  посещают кружки и секции различной

     направленности:

  Большинство семей полные. Возрастной состав родителей от 30 до 40 лет, имеют высшее и средне-специальное образование, преимущественно служащие.

          Все родители распределены на четыре творческие группы и активно вовлечены в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничая с детьми и педагогами.

Родители удовлетворены отношениями в коллективе учащихся и взаимоотношениями с учителями, достаточно высоко оценивают условия, которые созданы в школе для проявления и развития способностей ребенка, формирования достойного поведения и подготовки к самостоятельной жизни, но считают, что недостаточно школа заботится о физическом развитии и здоровье детей.

Анализ диагностических исследований и педагогических наблюдений позволяет выявить ряд проблем, решение которых предполагается в ходе реализации данной ВСК:

  1. нередко возникают конфликтные ситуации в классном коллективе (драки), есть «отвергнутые» дети;
  2. основная часть обучающихся не умеет правильно распределять время учебы и отдыха, не соблюдает культуру поведения;
  3. низкий уровень включенности учащихся в самоуправленческую деятельность;
  4. не все дети уверенны в собственных силах, чувствуют собственную значимость и успешность;
  5. существует проблема здоровья детей и отсутствия устойчивого положительного отношения к  здоровому образу жизни;
  6. невысокий уровень  психолого-педагогической подготовки родителей

Поэтому перед классным руководителем ставятся следующие задачи:

- создать комфортные условия в классе для каждого ученика, работать над формированием дружного, сплоченного коллектива, развивать навыки самоуправления, чувство ответственности;

- поддерживать творческие наклонности детей, дать возможность каждому ребенку самореализоваться в воспитательном пространстве;

- помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха; стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность к самосовершенствованию; развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху;

- формировать отношение к собственному здоровью, как важнейшей социальной ценности через беседы со специалистами, серию классных часов, деловые игры, участие в спортивных соревнованиях, посещение спортивных секций и т. д.

- создать систему педагогического всеобуча в классе, направленного на формирование у родителей педагогической культуры, чувства долга и социальной ответственности за воспитание и развитие детей;

- активизировать работу по организации совместной деятельности детей и взрослых по патриотическому, интеллектуальному, научно- техническому, художественно – эстетическому, экологическому, физическому воспитанию.

В связи со всем вышесказанным считаю необходимым и приемлемым создание воспитательной системы класса «Зажги свою звезду!», которая выполняет роль системообразующего фактора и направлена на обеспечение процесса становления и проявления индивидуальности ребенка.

   

                                          Концептуальная часть.

        Время социальных перемен приводит к рождению поколения, отличающимся новым взглядом на мир. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем решении личных, производственных и семейных задач, разрешении проблем и преодоления препятствий на избранном пути.

       Демократическая сущность нового воспитания заключается в предоставлении ребенку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования, создании условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, подготовке его к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стимулировании его к самовоспитанию, духовному саморазвитию. При этом предоставление свободы должно сочетаться с формированием у детей чувства ответственности за свои поступки, умением проектировать жизненный успех и достигать его. Поэтому задача воспитания успешной личности является приоритетной  в настоящее время.

       Процесс воспитания личности долгий и трудный. Мастерство педагога заключается в том, чтобы создать ситуацию успеха для каждого ученика, независимо от его талантов и способностей. Ведь всякий ребенок по-своему уникален, это целый мир. Задача учителя заключается в том, чтобы убедить его в этом, нацелить на успех, вселить уверенность в свои силы. Только успешный педагог способен воспитать успешную личность, постоянно развивающуюся, уверенную в своих возможностях.

       Понятие успеха как такового имеет ключевое значение для любого человека. Личностный успех выражается в достигнутом человеком уровне личностной зрелости, связанном с ощущением субъективного и семейного благополучия. Успех профессиональный отражается в степени творческого своеобразия конечного результата или продукта деятельности. Жизненный успех может быть достигнут как за счет одного из этих двух факторов, так и за счет наиболее оптимального сочетания личностного и профессионального компонентов.

                                         Целеполагание

  Цель воспитательной системы « Зажги свою звезду! » - создание условий для формирования личности, ориентированной на успех, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, обладающей социально необходимыми качествами.

  Чтобы реализовать эту цель, необходимо решить следующие задачи:

  1. Создать комфортные условия в классе для каждого ученика, работать над формированием дружного, сплоченного коллектива;
  2. Поддерживать творческие наклонности детей, дать возможность каждому ребенку самореализоваться в воспитательном пространстве;
  3. Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха; стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность к самосовершенствованию; развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху;
  4. Формировать активную жизненную позицию, лидерские качества, организаторские и коммуникативные умения и навыки;
  5. Формировать отношение к собственному здоровью, как важнейшей социальной ценности;
  6. Создать систему педагогического всеобуча в классе, направленного на формирование у родителей педагогической культуры, чувства долга и социальной ответственности за воспитание и развитие детей;
  7. Активизировать работу по организации совместной деятельности детей и взрослых по патриотическому, интеллектуальному, научно- техническому, художественно – эстетическому, экологическому, физическому воспитанию.

Системообразующей деятельностью является игра – путешествие, которая основывается  на  следующих принципах:

  1. Принцип творчества и успеха

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность каждого класса. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в той или иной деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по совершенствованию и самостроительству своего «Я».

  1. Принцип субъективности

Ориентация учебно-воспитательного процесса на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни призвана помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

  1. Принцип индивидуальности

Создание условий для раскрытия индивидуальности личности всех субъектов образовательного процесса – главная задача развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

  1. Принцип выбора

Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы школьник жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

  1. Принцип позитивного поведения

Опора на положительные качества личности, на ее индивидуальность, уникальность и особенность должна стать нормой во взаимоотношениях в школьном коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей. Это означает, что учитель, классный руководитель, не только транслируют образцы культурного общения, мышления, организации деятельности, но и живут по этим образцам.

Ключевые ценности:

Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир

                  Механизм реализации ВСК «Зажги свою звезду!»

                                           

                                           Будущее принадлежит тому,

                                            кто верит в свой успех.

  1. Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития учащихся, эффективно содействующая их личностному росту. ВСК реализуется в четыре этапа.

1 этап. Проектирование воспитательной системы класса (5 класс).

Изучение потребностей, интересов, личностных характеристик детей, родителей; определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива.

Реализация:

  1. изучение состава семей и индивидуальных особенностей детей;
  2. организация родительского всеобуча;
  3. циклы классных часов « Это  я», «Конверт откровений», «Законы школьной жизни», « Живем по правилам», «Расскажи мне о себе»;
  4. праздники «Рождение коллектива», « Аэропорт «Морозко»», « Умники и умницы»;
  5. экскурсии, походы, посещение театров;
  6. участие в школьных делах («мисс золотая осень», спортивный праздник).

2 этап. Становление воспитательной системы класса (6 класс).

Укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы», апробирование форм и методов совместной деятельности, рождение коллективных традиции и ценностей.

Реализация:

  1. диагностирование семей и учащихся класса «Удовлетворенность школьной жизнью»;
  2. цикл классных часов « Я и мой класс», «Я познаю себя», «Барометр взаимоотношений»;
  3. КТД, конкурсы, викторины;
  4. совместные родительские собрания (родители и дети);
  5. классные праздники «Снимается кино», «Виртуальный мир», «Веселые старты»;
  6. дни правовых знаний;
  7. акция «Я - гражданин России»;
  8. трудовой десант;
  9. концерт для родителей «Ретро кафе».

3 этап. Функционирование воспитательной системы (7-8 классы).

Создание условий для работы ВСК в заданном режиме, классный коллектив выступает как часть единого школьного коллектива, объединенного общей целью, общей деятельностью. Происходит рост самоуправления в каждой личности школьника и коллектива в целом; развитие познавательного интереса учащихся, формирование нравственной позиции, чувства гордости и любви к Родине. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.

Реализация:

  1. Диагностирование семей и учащихся «Жизненные ценности», «Мир профессий»;
  2. Цикл классных часов на профориентацию учащихся «Познавательные процессы и способности личности», «Психология личности»,  «мир профессий!»;
  3. Внеклассные мероприятия «Интеллектуальное шоу», «Осенний бал», «Интернет-кафе»;
  4. Защита социального проекта «Я - гражданин России»;
  5. Экскурсии по городу и области;
  6. Родительский ликбез;
  7. Волонтерское движение;
  8. Дни правовых знаний;
  9. Трудовой десант «Наша школа - наш дом»;
  10. Создание портфолио.
  1. Воспитательная система класса «Зажги свою звезду» предусматривает создание на 3 этапе (функционирование ВСК) бортового журнала в форме ученического портфолио успешной личности.

Цель портфолио: помочь учащимся в самореализации как личности, ориентированной на успех, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека и гражданина.

Задачи портфолио  состоят в том, чтобы после его заполнения учащиеся могли:

  1. Эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание;
  2. Конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, эмоциями;
  3. Плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;
  4. Успешно развивать учебные навыки;
  5. Самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.

Портфолио развития - это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Программа классных часов по созданию портфолио успешной личности направлена на содействие личностному росту учащихся, которое проявляется в раскрытии внутреннего потенциала школьников, формировании жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения, поддержании учебных целей и стремления ученика к самосовершенствованию, воспитании гражданской позиции и социальной активности.

класс

Тема классного часа

7 класс

  1. Я- гражданин
  2. Моя родословная
  3. Моя школа
  4. История вещей
  5. Дом, в котором я живу
  6. Край, откуда я родом
  7. Государственные символы Родины
  8. Гражданин и гражданство
  9. Мои права
  10. Право на жизнь
  11. Мои обязанности
  12. Основной закон моей страны
  13. Я и закон

8 класс

  1. Пять минут наедине с собой
  2. 11 ступеней к успеху
  3. Стратегия успеха
  4. Что такое успех
  5. Философия успеха
  6. Рейтинг успешности
  7. Ключи к успеху
  8. Формула успеха
  9. Лестница успеха

9 класс

  1. Познай себя
  2. Мои недостатки
  3. Что думают обо мне другие
  4. Хорошие и плохие привычки
  5. Мои жизненные ценности
  6. Твой компас успеха
  7. Мое будущее и Моя мечта
  8. Умею ли я учиться
  9. Моя будущая карьера
  10. Здоровье-это здорово!
  11. Моя гражданская позиция
  12. Целеустремленность
  13. Жизненно необходимые умения
  14. Толерантность
  15. Лидерство
  16. Сотрудничество
  17. Я восхищаюсь людьми, которые…
  18. Мои достижения и неудачи
  19. Диагностическая карта успешности

             

 

4 этап. Обобщающий, завершение функционирования  воспитательной системы (9 класс).

Данный этап включает в себя:

  1. соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
  2. определение перспектив и путей дальнейшего развития учащихся, работы классного коллектива;
  3. нацеливание классного коллектива на поиск новых идей, способов обновления жизнедеятельности;
  4. создание условий для самоконтроля, саморазвития, самореализации. 

Реализация поставленной цели и воспитательных задач осуществляется через создание игровой ситуации – путешествия по виртуальному миру «Галактика». 

Черная дыра

                                                   

Орион

Апполон

   

ГАЛАКТИКА

Икар

Гермес

        

Белый карлик

 

   Каждый ребенок - это звездочка, загадочная и нераскрытая.  Она выбирает свой путь полета, у каждой своя программа развития, свои цели и задачи. Каждая звездочка выбирает свой путь движения к успеху. Поэтому главная задача – помочь ей в этом непростом движении и «заставить» сиять по-своему. В результате игры учащиеся вместе с классным руководителем создают свою карту звездного неба, ведут свой астрологический календарь дел.

Наш девиз:

                         Если ты не можешь быть солнцем,

                         Будь просто звездою на небе,

                         Только найди свое дело

                         И старайся стать самым лучшим!

Учащиеся делятся на творческие группы- экипажи космических кораблей, состав которых мобилен. Космические корабли путешествуют по «Галактике» и открывают для себя новые созвездия и планеты, каждое из которых отражает направление КТД. Таким образом, каждый ученик активно участвует в игре «Галактика», в ходе которой создают свои созвездия. Каждое созвездие  уникально и неповторимо как индивидуальность ребенка. Все звезды сияют по –  разному, имеют свою траекторию полета.

Условные обозначения:

 Красная звезда - организатор дела,

Желтая - активный участник,

Голубая - участник,

Белая - не участвовал.

      За время путешествия в ребятах формируются важные жизненные ценности, приобщение к которым  происходит через совместную творческую деятельность детей, родителей и классного руководителя.

     Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе определения уровня развития и интересов учащихся, в соответствии с результатами диагностики:

 «Имя звезды твоей - личность»  (Я познаю себя)

 «Созвездие «Край родной»»  (Я - гражданин)

 «Планета друзей»  (Я и окружающие люди)

 «Комета здоровья»  (Я и здоровье)

 «Звездопад желаний»  (Я и творчество)

 «Планета «Родное сердце»»  (Я и моя семья)

      «Золотые россыпи искусства»  (Я - культурный человек)

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Имя звезды твоей - личность»

Цель:

Создание ситуации успеха для каждого ученика, осознание образа своего «я»; формирование личности подростка; профессиональное и социальное самоопределение.

Формы работы:

  1. Классные часы
  2. КТД
  3. Праздники
  4. Экскурсии
  5. Творческие конкурсы, викторины
  6. Предметные олимпиады, недели
  7. Диспуты

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Задачи

 сформировать  представление о своей личности и оценить свои возможности

формировать положительное отношение к жизненным ценностям; создать условия для формирования объективной самооценки школьников

стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность к самосовершенствованию; развивать осознанное стремление к успеху

Мероприятия

  1. Цикл классных часов «Найди свою звезду», « Какой я?», «мой автопортрет»
  2. Сбор «Давайте знакомиться»
  3. Праздник  « В кругу друзей»
  4. Ярмарка кружков
  5. Экскурсия  в г. Семенов
  6. Новогодний серпантин
  7. Викторина «Умники и умницы»
  8. Конкурс фотографий «Я и мой класс»
  9. Конкурс классных уголков
  1. Цикл классных часов «»Я и мои одноклассники», « Мои добрые дела», «Мои интересы»
  2. Предметные олимпиады, недели
  3. Танцевальная программа «Осенний марафон»
  4. Поездка в г. Суздаль
  5. Встреча с интересными людьми
  6. Интеллектуальное шоу
  7. КТД «Путешествие на экспрессе «Школьный»»
  1. Цикл классных часов «Я-успешный ученик», «Мои жизненные принципы», «Доволен ли я собой?»
  2. Диспут  Что значит быть успешным?»
  3. Ярмарка вакансий
  4. Конкурс «Мир моих открытий»
  5. Поездка в Болдино
  6. День самоуправления
  7. Викторина «Путешествие по лабиринту знаний»

Сотрудничество с родителями

  1. Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
  2. Консультации «Как помочь пятикласснику»
  3. Тренинг «Познай своего ребенка»
  4. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
  1. Родительское собрание «Трудный возраст»
  2. Круглый стол «Уже не дети, еще не взрослые»
  3. Педагогический лекторий «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»
  4. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
  1. Клуб общения «Формула успеха»
  2. Консультация для родителей по профессиональному самоопределения ребенка»
  3. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.

Ожидаемый результат

Сформированное представление о своей личности, самооценка

Формирование объективной самооценки школьников соответствующей уровню его притязаний;

понимание собственной ценности и ценности других людей

Сформированность познавательной и социальной активности;

Умение проектировать жизненный успех и стремиться к его достижению;

Формирование адекватных профессиональных притязаний

«Созвездие «Край родной»

Цель:

расширение знаний учащихся о родном крае, обычаях, обрядах, праздниках; формирование гражданского самосознания и причастности к своим истокам; получение знаний о гражданственности и гражданстве; создание условий для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города и страны.

Формы работы:

  1. Классные часы
  2. Социальный проект «Я - гражданин России»
  3. Конкурсы
  4. Круглые столы
  5. Дни правовых знаний
  6. Военно-спортивная игра «Зарница»
  7. Акции

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Задачи

Воспитывать гражданские чувства  через изучение истории своего народа, его традиций, обычаев и культуры.

Воспитывать чувство долга и ответственности. Формировать у учащихся соответствующие знания о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе, осознанный выбор поведения

Формировать и развивать личность школьника, обладающую качествами гражданина-патриота, способную успешно выполнить гражданские обязанности в мирное и военное время.

Мероприятия

  1. Дни правовых знаний  «Устав школы», «Конвенция о правах ребенка»
  2. Цикл классных часов «Я - гражданин», « Край, откуда я родом», «Государственные символы России»
  3. Конкурс рисунков «моя малая Родина», «Мир глазами детей»
  4. Конкурс творческих работ «Судьба семьи в истории страны»
  5. Экскурсии « музей им. Сахарова», Военный аэропорт, памятники древней истории г Нижнего Новгорода
  6. Акции «Школьники воинам России», «Салют ветеранам»
  7. Викторина, посвященная Дню Победы
  8. Конкурс плакатов «Когда мы едины - мы непобедимы»

  1. Дни правовых знаний «Основной закон моей страны»,  «Символы Родины»
  2. Цикл классных часов « Я - патриот», « Гражданин и гражданство», «Мои права и обязанности»
  3. Школьный референдум «Вместе в будущее»
  4. Конкурс творческих работ «Сын, отец, отечество», «Семейная реликвия»
  5. Конкурс плакатов «Мы выбираем»
  6. Акции «школьники воинам России»,

« Салют, Победа», «ветеран живет рядом»

  1. Дискуссионный центр «Наша школа сегодня и завтра»
  2. Социальный проект «Я- гражданин России»
  1. Круглый стол «Гражданин – почетная обязанность»
  2.  Цикл классных часов « Никто не забыт, ничто не забыто», «Есть такая профессия- Родину защищать», «День народного единства»
  3. Смотр- конкурс строя и песни
  4. Военно-спортивная игра «Зарница»
  5. Встреча с ветеранами ВОВ , воинами –интернационалистами «Герои живут рядом»
  6. Акция «Спешите делать добро» (ко дню пожилого человека)
  7. Вахта Памяти
  8. Конкурс творческих работ «Ты- нижегородец», «О чем рассказала награда»
  9. Социальный проект «Я- гражданин России
  10. Круглый стол «Гражданином быть обязан»

Сотрудничество с родителями

  1. Совместный классный час с родителями и детьми «Колесо истории»
  2. КТД «Семейная кашка»
  3. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
  1. Классный час «Традиции моей семьи»
  2. Акция «Герои живут рядом»
  3. Конкурс социальных проектов «Я – гражданин России»
  4. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
  1. Конкурс экологических проектов «Несущие радость»
  2. Конференция «Служу России»
  3. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.

Ожидаемый результат

Осознание своих прав и обязанностей; формирование чувства гордости за свою Родину, ее историческое прошлое;

Осознание сопричастности истории конкретной семьи с историей России

Формирование чувства личной ответственности за свои поступки, патриотизма, правовой культуры; осознание понятий «право», «ответственность», «долг»

Воспитание и поддержание у учащихся чувства гражданского долга, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

«Планета друзей».

                                                       Успех- всегда результат   индивидуальных

                                                        усилий, но вы обманываете себя, если

                                                        считаете, что можете достигнуть его без

                                                         сотрудничества с другими людьми.

                                                                                           Н.Хилл. Закон успеха

Цель: формирование у учащихся знаний        , умений и навыков  социального взаимодействия между людьми.

Формы работы:

  1. Классные часы
  2. Социометрия
  3. Круглый стол
  4. Праздники
  5. Деловые игры

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Задачи

Формировать доброе отношение к людям, к своему коллективу.

Формировать у школьников навыки общения и умение  сотрудничать  в  коллективе  

формировать социально- активную личность, адаптированную к современным  условиям требованиям  времени

Мероприятия

  1. Цикл классных часов «Законы школьной жизни», «Традиции моего класса», «Классный термометр настроения»
  2. Выбор органов самоуправления
  3. Социометрия
  4. День рождения коллектива
  5. Праздник «Новый год в аэропорту»
  6. Создание классного фотоальбома
  7. Круглый стол «Здравствуй, человек!»

  1. Цикл классных часов « Конверт откровений», «Живем по правилам», «Барометр взаимоотношений»
  2. Круглый стол «Конфликты в нашей жизни- это неизбежность?»
  3. Деловая игра –практикум «Нерешенные проблемы»
  4. КВН «Шутки бывают разными»
  5. Игровая программа «Украсим жизнь цветами»
  1. Школа лидеров
  2. Цикл классных часов « Я восхищаюсь людьми, которые..», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Что такое толерантность?»
  3. Творческий сбор «Давайте знакомиться» (встреча с бывшими выпускниками школы № 45)
  4. Последний звонок

Сотрудничество с родителями

  1. Тренинги общения учащихся и их родителей
  2. Круглый стол по результатам диагностики «Атмосфера в классе»
  3. КТД «планета друзей»
  1. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
  1. Тренинги общения учащихся и их родителей
  2. КТД «Фейерверк талантов»
  3. Родительское собрание «Психология самопознания личности»
  4. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
  1. Круглый стол «Проблемы формирования личности»
  2. Родительское собрание «Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте»
  3. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.

Ожидаемый результат

Создание в классе атмосферы дружбы, поддержки и сотрудничества

Сформированность у школьников навыков общения и умения  сотрудничества  с членами коллектива  

Формирование личности, ориентированной на активное социальное взаимодействие с другими членами коллектива

«Комета здоровья».

                                                         В мире есть две абсолютные ценности:

                                                         чистая совесть и здоровье.

             

                                               Здоровье до того перевешивает все   остальные                                      

                                               блага жизни, что здоровый нищий счастливее

                                                     больного короля.

                                                                           А.Шопенгауэр

     Цель: воспитание понимания важности здоровья для будущей самореализации.

Формы работы:

  1. Обследование физического состояния детей с помощью врачей детской поликлиники № 49
  2. Тематические родительские собрания
  3. Круглые столы с учителями- предметниками об учебной перегрузке учащихся
  4. Операция «Чистая книга»
  5. Конкурс газет «За здоровый образ жизни»
  6. Лекции врачей- специалистов «Последствия вредных привычек в подростковом возрасте»
  7. Организация спортивных праздников и походов

5-6 классы

7-8 классы

9 класс

Задачи

Формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

Способствовать преодолению вредных привычек у учащихся с помощью занятий спортом и физической культурой

 Формировать у учащихся сознательный выбор здорового образа жизни

Мероприятия

  1. Цикл классных часов «Здоровье- что это такое?», «Режим дня школьника», «Необходимость правильного питания»
  2. Обследования физического здоровья детей врачами-специалистами детской поликлиники № 49
  3. Беседы со школьным врачом
  4. День здоровья
  5. Спортивная эстафета «Веселые старты»
  6. Конкурс рисунков « Курить- здоровью вредить». «Я здоровье берегу- сам себе я помогу»
  7. Поход
  8. Ярмарка спортивных кружков и секций
  1. Цикл классных часов «Правда об алкоголизме», «Вредные привычки: как их не приобрести?»,  «Спорт в моей жизни», «Как сберечь здоровье?»
  2. Лекция врача «Последствия вредных привычек» (посещение музея палеонтологии б-цы им. Семашко)
  3. Дискуссия «Как не переступить черту?»
  4. День борьбы со СПИДом
  5. Праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»
  6. Спортивный праздник «Золотая осень»
  7. Малые олимпийские игры

  1. Цикл классных часов « Здоровая семья – будущее России», «Здоровье физическое и духовное», «Здоровье- это здорово!», «За шаг до наркотиков»
  2. Круглый стол «разговор начистоту»
  3. Тренинг со школьным психологом «Как противостоять стрессу?», «Как пережить экзамены?»
  4. СМИ о здоровье
  5. Конкурс «Школа безопасности»
  6. Волонтерское движение «Сделай свой выбор»
  7. Спортивный праздник «У похода есть начало»
  8. Военно-спортивная игра «Зарница»
  9. Операция «Чистая книга» (против наркотиков)

Сотрудничество с родителями

  1. Родительские собрания «Анализ состояния здоровья пятиклассников», «Поощрения и наказания в воспитании ребенка»
  2. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
  1. Родительский лекторий «Здоровая семья – будущее страны», «Вредные привычки: как сними бороться», «Взрослые проблемы наших детей»
  2. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.
  1. Вечер вопросов и ответов «Подростковая депрессия: как с ней бороться»
  2. круглый стол с психологом « Как пережить экзамены»
  3. индивидуальные консультации с детским врачом
  4. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми.

Ожидаемый результат

Сформированная устойчивая потребность соблюдения правил личной гигиены; снижение утомляемости обучающихся; повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту

Сформированность понятия «культура здоровья»; положительное отношение у обучающихся к спорту, негативное отношение к вредным привычкам

Сознательное отношение к собственному здоровью;

умение принимать на себя ответственность за собственную жизнь, свое здоровье

«Звездопад желаний».

                                              Если у человека нет ни одного подлинного

                                              увлечения, он подобен деревянному идолу,      

                                              который стоит там, где его поставили.

                                                        Хун Цзычен (китайский писатель)

                                             Успех в любом деле начинается с дела.

Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы,  самостоятельности и творчества.

Формы работы:

  1. Тематические классные часы
  2. КВН
  3. Выставка декоративно-прикладного искусства
  4. Творческие конкурсы
  5. КТД
  6. Экскурсии
  7. Профориентационная работа
  8. Тематические занятия  «Умей быть лидером».

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Задачи

Создать равные условия для проявления индивидуальных способностей школьников;

развивать познавательный интерес

Формировать лидерские качества; способствовать развитию творческой активности подростков;

вовлекать обучающихся в активную познавательную деятельность;

развивать самостоятельное мышление обучающихся

Развивать лидерские качества личности;

создать пространство для творческой самореализации, интересов школьников через кружки и творческие объединения школы и района

Мероприятия

  1. Цикл классных часов «Умею ли я учиться?», «В фокусе- учеба»
  2. Игра- путешествие «Цветик- семицветик»
  3. Праздник «Мисс осень»
  4. Выставка прикладного декоративного искусства
  5. Декада знаний
  6. Клуб веселых эрудитов
  7. Посещение планетария
  8. Посещение заповедника в г. Ичалки
  1. Цикл классных часов «Мои успехи», «Учимся планировать свои дела», «Твой компас успеха»
  2. Выставка технического творчества
  3. КТД «Твори, выдумывай, пробуй»
  4. КВН «шутки бывают разными»
  5. Творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты»
  6. Интеллектуальное шоу
  7. Экскурсия в подземный музей горного дела (Г. Пешелань)
  8. Профориентационное исследование учащихся в областном центре помощи семье и детям «Журавушка»

  1. Интеллектуально-познавательная игра «Это мы не проходили»
  2. Классный час «Время, события, люди», «Моя мечта  и будущая карьера»
  3. Экскурсия в Болдино
  4. Цикл практических занятий «В мире профессий», «Анализ рынка труда», «Ошибки при выборе профессии», «Построение личного профессионального     плана»
  5. Тренинги « Кто такой лидер?». « Лидер среди людей», «Какой ты лидер?»
  6. Олимпиады по предметам
  7. Праздник последнего звонка
  8. КВН «Школа- это здорово!»

Сотрудничество с родителями

  1. Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
  2. Педагогический лекторий «Твое свободное время»
  3. Выставка технического творчества
  4. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми
  1. КТД «Фейерверк талантов»
  2. Индивидуальная консультация «Творческие способности школьников. Результаты диагностики»
  3. Выставка декоративно-прикладного творчества
  4. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми

  1. КВН «Знай наших»
  2. Педагогический лекторий «Одаренный ребенок в семье»
  3. Консультация для родителей по профессиональному самоопределения ребенка»
  4. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми

Ожидаемый результат

Создание благоприятной атмосферы для развития индивидуальности ученика  рамках классного коллектива;

позитивное самовыражение и совершенствование творческих способностей обучающихся

Развитие познавательной и творческой активности школьников; самостоятельная организация коллективной познавательно - творческой деятельности

Повышение социальной активности учащихся; функционирование системы самоуправления в классном коллективе

                                                   

«Планета «Родное сердце»»

Цель: осознание учащимися ценности семьи в жизни любого человека.

Формы работы:

  1. Консультации с врачами, психологами
  2. Цикл занятий «Этика семейной жизни»
  3. Ролевые игры
  4. Взаимодействие с областным центром помощи семье и детям «Журавушка»
  5. Спортивный праздник
  6. Изучение семейных традиций, своей родословной учащимися
  7. Родительские собрания
  8. КВН с учителями
  9. Творческие работы

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Задачи

Развивать у обучающихся интерес к истории своей семьи, уважительное отношение к старшему поколению

Формировать положительное отношение к ценностям семейного воспитания

Формировать у подростков осознанное отношение к будущему родительству, к созданию счастливой семьи

Мероприятия

  1. Творческий конкурс «Милая моя мамочка»
  2. Классный час «Моя родословная»
  3. День открытых дверей
  4. КТД «Мы- вместе»
  5. «У похода есть начало»
  6. «Мама, папа, я- спортивная семья»
  7. Конкурс рисунков «Моя малая родина»
  1. Классный час «Семейные традиции»
  2. Акция «Подвиг матери-хранительницы семейного очага»
  3. Акция «Сын, отец, отечество»
  4. Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет»
  5. Цикл практических занятий с косметологом, стилистом
  6. Праздник «Нашим мамам посвящается…»
  1. Ролевая игра «Дочки- матери»
  2. Цикл занятий «Этика семейной жизни»
  3. Творческий конкурс «Моя семья в истории страны»
  4. Взаимодействие с областным центром социальной помощи семье и детям «Журавушка»
  5. Цикл практических занятий с косметологом, стилистом

Сотрудничество с родителями

  1. Родительские собрания
  2. Психолого-педагогические консультации
  3. Совместная деятельность с учащимися
  4. Круглый стол с учителями- предметниками «Какие- наши дети?»
  1. Родительские собрания
  2. Психолого-педагогические консультации
  3. Совместная деятельность с учащимися
  4. Индивидуальные консультации с учителями-предметниками
  5. Взаимодействие с областным центром помощи семье и детям «Журавушка»
  1. Родительские собрания
  2. Психолого-педагогические консультации
  3. Совместная деятельность с учащимися
  4. Индивидуальные консультации с учителями-предметниками
  5. Взаимодействие с областным центром помощи семье и детям «Журавушка» и городским центром планирования молодой семьи

Ожидаемый результат

Развитие у обучающихся интереса к истории своей семьи, уважительного отношения к старшему поколению

Наличие положительных ценностных ориентаций у детей, выражаемое в идеалах своих родных;

осознание ценности и значимости семейных отношений

Четкое представление у обучающихся приоритетов семейного воспитания, формирование

осознанного желания подростка в будущем быть счастливым в семье

«Золотые россыпи искусства

Цель: освоение учащимися многообразия культурных ценностей.

Формы работы:

  1. Тематические классные часы
  2. Акции
  3. КВН
  4. Посещение музеев, театров, культурных центров
  5. Малые олимпийские игры

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Задачи

Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения; формировать умение видеть прекрасное во всем, что тебя окружает; способствовать эстетическому восприятию окружающего мира

Расширять знания обучающихся об эстетике окружающей среды; приобщать к достижениям и традициям мировой и национальной культуры

Расширять представления обучающихся о культурной жизни России, воспитывать интерес к эстетическому краеведению, развивать навыки эстетического самообразования и художественно-исполнительской деятельности

Мероприятия

  1. Цикл классных часов «Этика и этикет», «Знай и береги родной язык», «Культура поведения- что это такое?»,
  2. Калейдоскоп хороших манер
  3. Конкурс рисунков «Животные Красной Книги», «Мир глазами детей»
  4. Конкурс фотографий «Краски лета»
  5. Посещение театров, музеев и выставочных залов
  6. КТД «Ярмарка чудес
  7. Экскурсия в г. Палех
  8. Игра- путешествие по океану культуры
  1. Цикл классных часов «От красоты познания к творчеству», «Культура развлечений», «Чистота речи и жаргон», «Чтобы учение не превращалось в мучение»
  2. КТД «Наполним музыкой сердца»
  3. Праздник «Новогодний серпантин»
  4. Акция «Доброе сердце»
  5. Посещение театров, музеев и выставочных залов
  6. Экскурсия«Мастера Городецкой живописи»
  7. Малые олимпийские игры
  8. Игра-путешествие «Неизвестное об известном».
  1. Цикл классных часов «Культура быта высокая и низкая», « Основные формулы речевого этикета», «Изобразительной искусство- способ осмысления мира», «Экологическая культура»
  2. Диспут «Культурным- быть модно»
  3. Конкурс на лучшую снежную фигуру
  4. КВН «Первоапрельская гастроль»
  5. Посещение театров, музеев и выставочных залов
  6. Акция «Милосердие»
  7. КТД «Фабрика звезд»

Сотрудничество с родителями

  1. Круглый стол «Духовная культура в сфере нравственной активности школьников»
  2. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми
  3. Родительские собрания «Духовный мир подростка»
  1. Выставка декоративно-прикладного искусства
  2. Семейная гостиная
  3. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми
  4. Родительские собрания «Нравственное развитие личности в современном мире»
  1. Литературная гостиная «Поэты о Нижегородской земле»
  2. Индивидуальные консультации «Изучение личностного роста школьников»
  3. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми
  4. Родительские собрания «Роль семейного воспитания»

Ожидаемый результат

Осознание ценности культурного поведения в повседневной жизни. сформированность умения видеть прекрасное; эстетическое восприятие окружающего

Расширение знаний обучающихся об эстетике окружающей среды;

приобщение к достижениям и традициям мировой и национальной культуры

Воспитание любви и гордости к творческому наследию нашего народа, возрождение утерянных традиций русской культуры; формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений, развитие художественных склонностей и задатков

               

              Управление воспитательной системой

  1. Самоуправление в классе

  Создание и развитие самоуправления на всех уровнях является одним из приоритетных направлений государственной политики на современном этапе. Одна из задач этого направления -  организация ученического самоуправления в школах, целью которого является воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества. Цель ученического самоуправления - формирование у обучающихся таких социально - личностных качеств, как коммуникабельность, готовность к управленческой работе, толерантность, креативность.

Самоуправление в классе выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Самоуправление осуществляется  благодаря самоанализу, самооценки и самокритики, сделанным учащимися по отношению к деятельности коллектива. Как правило, самоуправление в классе проходит через следующие этапы:

  1. Планирование деятельности коллектива;
  2. Организация деятельности;
  3. Анализ работы;
  4. Подведение итогов и принятие решений, внесение корректив.

Задачи:

  1. Стимулировать самостоятельную деятельность и инициативу обучающихся
  2. Формирование классного актива, анализ результативности работы актива
  3. Поддержать инициативу в планировании и самостоятельном проведении мероприятий
  4. Включенность в деятельность школьных органов самоуправления
  5. Воспитание ответственности за порученное дело

Тип воспитательной системы и вид совместной деятельности оказывают непосредственное влияние на выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе. Взаимодействие классного руководителя и обучающихся предполагает творческое содружество единомышленников, реализующее принцип трех «П» - Понимание, Принятие, Поддержка.

           

Эффективность воспитательной системы класса во многом зависит от опоры классного руководителя на ученическое сообщество, в котором главный упор я делаю  на воспитание и развитие лидерских качеств учащихся, так как считаю, что умение взять ответственность за себя и других людей в нашем обществе имеет большое значение для молодых людей вступающих в жизнь.

  Что значит «быть лидером»?

  1. Уметь располагать к себе людей, оказываться в центре их внимания, вызывать уважение и симпатию к себе.
  2. Уметь повести людей за собой, добиться того, чтобы тебя слушали и тебе подчинялись.
  3. Быть готовым взять на себя  ответственность за происходящее, принимать решения и нести ответственность за их последствия.
  4. Уметь вызывать к себе доверие окружающих, быть в их глазах авторитетом.
  5. Быть способным сплачивать людей, объединять их вокруг какой-либо общей идеи или вокруг  самого себя

  1. Родители в воспитательной системе класса.

Сплочению классного коллектива помогает не только деятельность школьников в органах самоуправления, но и то, что вместе с детьми в эту работу включаются взрослые. Родители образуют свои органы самоуправления, которые непосредственно связаны с детскими. В культурно- массовых и спортивных мероприятиях классный руководитель и родители выступают совместно с детьми, отводя им при этом ведущие роли.

Цель: возрождение семейного воспитания на основе сотрудничества классного руководителя, педагогов, учащихся и родителей.

Задачи:

  1. Активизация взаимодействия семьи и школы с целью формирования у учащихся позитивного отношения к созданию семьи, будущему родительству и подготовки их к будущей семейной жизни;
  2. Вовлечение взрослых и детей в совместную деятельность с целью профилактики асоциального поведения подростков ;
  3. Привлечение родителей к работе по выбору профессии учащихся;
  4. Изучение семейной обстановки учащегося, его взаимоотношений с родителями;
  5. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

           


                      Критерии и способы изучения эффективности

воспитательной системы

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы следующие:

  1. Сформированность познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического потенциалов личности обучающихся
  2. Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в ОУ
  3. Сформированность классного коллектива;
  4. Проявление индивидуальности  каждого школьника.

 В соответствии с данными критериями могут быть использованы следующие методики изучения воспитательного процесса:

В качестве диагностического инструментария используются:

Аспект изучения

Диагностический инструментарий

1.

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

1.Анализ текущей и итоговой успеваемости

2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка (Анкеты «Интересы и досуг»,  «Кругозор школьника», «Мотивация учения и отношение школьников к процессу познания» М.П. Нечаев, И.Э. Смирнова)

3. ШТУР

4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

5. Педагогическое наблюдение

2.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности

2. Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности

3. Методики М.П. Капустина для изучения воспитанности учащихся

4.Методика диагностики личностного роста учащихся (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова)

4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

5. Педагогическое наблюдение

3.

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося

1. Методики для определения уровня коммуникативной культуры школьников (КОС -1, социометрия, «Мишень», шкала оценки коллективистических качеств личности, анкета для изучения коммуникативных свойств школьника. М.П. Нечаев, И.Э. Смирнова)

2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

3.  Педагогическое наблюдение

4.

Сформированность эстетического потенциала личности учащегося

1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

2. Педагогическое наблюдение

5.

Сформированность физического потенциала личности учащегося

1. Медицинский анализ состояния здоровья учащихся

2. Выполнение контрольных нормативов

3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

6.

Удовлетворенность учащихся, родителей жизнедеятельностью в школе

1. Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

2. Методика Е.Н. Степанова «Исследование удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении»

3. Методика М.П. Нечаева, И.Э. Смирновой «Опросник для родителей учащихся «Анализ воспитательного процесса»

4. Методика Л.Д. Гуткиной «Портрет идеального классного руководителя»

7.

Сформированность классного коллектива

1. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)»

2. Методика М.И.Рожков «Определение уровня развития ученического самоуправления»

3. Определение индекса групповой сплоченности К.Сишора

Перечисленные методики позволяют получить достоверную информацию о развитии личности учащихся и уровне сформированности классного коллектива, о мнении родителей учащихся по вопросам воспитательной системы и взаимодействия учителей и родителей.

Промежуточная диагностика.

(6класс).

Аспекты изучения

Диагностические средства

Результаты

Сформированность познавательного потенциала личности

  1. Статистический анализ итоговой успеваемости

  1. Методики изучения развития познавательных процессов личности
  2. Педагогическое наблюдение

Отличник – 1чел

Хорошистов - 25чел

на «3» и «4»- 5чел

высокий - 10чел

средний - 21чел

низкий -0чел

Сформированность нравственного потенциала личности

  1. Методика СМ Петровой «Пословицы» для определения направленности личности
  2. Методика БП Битинаса, ИИ Шиловой для изучения воспитанности

а) устойчивость желательных ценностных отношений учащихся к жизни , людям, самим себе - 7чел

б) средняя- 23чел

в) устойчивость нежелательных ценностных отношений-1чел

Высокий - 9чел

Хороший- 19чел

Средний- 3чел

Сформированность коммуникативного потенциала личности

  1. Методика выявления коммуникативных склонностей
  1. Педагогическое наблюдение

Низкий-

Ниже среднего- 1чел

Средний- 5чел

Выше среднего- 15чел

Высокий-10чел

Сформированность физического потенциала личности

  1. Статистический анализ состояния здоровья

Здоровы -8чел

Сколиоз, уплощение стопы- 12чел

Зрение- 4чел

Хронические заболевания- 3 чел

ЖКТ – 4 чел.

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе

  1. Методика АА Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»
  2. Методика ЕН Степанова для исследования удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в школе

Средний- 2.75,

 вырос на 0.02

Вырос по сравнению с 5классом на 0.2ед

(с 2.78 до 2.98)

Сформированность классного коллектива

  1. Методика МИ Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»

Низкий (0,5 ед.)

Об эффективности воспитательной системы «Зажги свою звезду!» свидетельствуют следующие показатели:

  1. Класс стабильно является призером в рейтинге участия в общешкольных и районных мероприятиях среди классных коллективов.
  2. Ежегодно ученики класса становятся победителями школьных, районных и городских конкурсов «Сын. Отец. Отечество», «Матери – хранительницы нравственного очага семьи».
  3. Повысился уровень нравственной воспитанности  и коммуникативной культуры обучающихся.
  4. В классном коллективе существует доброжелательная обстановка, взаимовыручка и взаимоподдержка.
  5. Работа родительского коллектива помогает поддержанию в классе атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
  6. В классе сложились традиции, в поддержании которых принимают активное участие учащиеся, родители, учителя.
  7. Активное включение учащихся во внеурочные формы развития (кружки, секции, клубы, конкурсы, соревнования и.т.д.)
  8. Родители имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью коллектива обучающихся.
  9. Активное участие родителей в органах самоуправления класса и школы.

В каждом проводимом деле классный руководитель пытается обеспечить возможность для проявления всеми учащимися своих возможностей, способностей и творческого потенциала, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Для этого необходимо хорошо знать и понимать учащихся, учитывать их возрастные и психофизические возможности. Учитель должен применять не только наблюдения, но и методы психолого-педагогической диагностики.

 

Ожидаемые результаты

-   положительная динамика воспитанности личности обучающихся

- расширение и углубление знаний и умений обучающихся, повышение качества знаний учащихся с 67 % до 80 %;

- повышение социальной активности учащихся (на уровне школы, микрорайона, города, области);

- увеличение доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности от 49,8%  до 60 %;

- формирование у детей практических навыков здорового образа жизни, умения противостоять негативным воздействиям окружающей среды;

- создание условий для развития неформального образовательного процесса  через  сотрудничество учителей, учащихся и их родителей.

- повышение педагогического и культурного уровня родителей;

            - активное участие родителей  в органах школьного самоуправления.                                      

Благодаря созданным условиям  мы получим ЛИЧНОСТЬ: 

- направленную на   достижение успеха в учебной и дальнейшей

  профессиональной деятельности;

- направленную на сотрудничество с людьми, оказание помощи окружающим,

 ответственную за общее дело;

- способную к совместной работе в коллективе;

- имеющую высокую и устойчивую самооценку, чувство собственного

  достоинства;

- умеющую учиться и развивать свои способности;

- обладающую волей, настойчивостью и целеустремленностью в достижении

  поставленной цели.

Литература

  1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. и др. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск»,1999
  2. Белик Н.Н., СидоркинаС.Л., Евдокимова Н.Р., Кузьминова М.П. Сб. Самый, самый, самый классный. Нижний Новгород, 2003
  3. Белик Н.Н., Стрельникова О.М., Коркина М.В. и др. Сб. Осознанное! Ответственное! Родительство! Взгляд в будущее! Нижний Новгород, 2003
  4. Белик Н.Н., Николина В.В., Кузьминова М.П. и др. Научно-методический сборник Воспитание… Ценности и цели. Нижний Новгород, 2004
  5. Белик Н.Н., Стрельникова О.М., Коркина М.В. и др. В семье – Отечества судьба. Нижний Новгород, 2004
  6. Белик Н.Н., Тарасова И.Б., СидоркинаС.Л. Сб. Воспитание продуктивно, если оно системно. Нижний Новгород, 2005
  7. Закон  Российской Федерации «Об образовании». М., Издательство Приор, 2004
  8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л., Соколова Е.И. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Москва, 1997
  9. Классный руководитель. Научно-методический журнал. 2003-2008
  10. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
  11. Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. Волгоград, 2006

                                                                   

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...