Классный час "Разговор о самовоспитании, или Как стать лучше?"
методическая разработка (6 класс) по теме
Форма мероприятия - педагогическая мастерская.
Для организации эффективного взаимодействия обучающихся сформированы малые группы, в которых происходит вся основная работа на занятии. На классный час приглашены родители. Их задача - участвовать в работе наравне с шестиклассниками и быть положительным ориентиром для них. Другой ориентир, отрицательный, - это группа мультгероев, о которой ребята узнают в середине классного часа.
К концу занятия учащиеся должны осознать следующую взаимосвязь: чем меньше в человеке самодовольства, самолюбования, самоуспокоенности, чем больше он работает над собой, тем он лучше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_o_samovospitanii.doc | 620 КБ |
Предварительный просмотр:
Богачёва Галина Геннадьевна, учитель МБОУ г. Владимира «СОШ № 21»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 21»
Классный час
«Разговор о самовоспитании,
или Как стать лучше?»
в 6 классе
Разработан учителем
высшей квалификационной категории,
классным руководителем
Богачёвой Галиной Геннадьевной
2011 год
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: «Разговор о самовоспитании,
или Как стать лучше?»
Форма мероприятия: педагогическая мастерская.
Цель: показать детям необходимость целенаправленной работы над собой
и побудить их к такой работе.
Задачи:
- создать на занятии условия для познания учащимися самих себя;
- развивать у 6-классников интерес к себе, к своему внутреннему миру;
- способствовать формированию нравственных качеств личности, способности к эмпатии;
- учить ребят видеть как свои достоинства, так и свои недостатки, относиться к себе критически;
- содействовать развитию познавательной активности, креативного мышления учащихся, их способности к самокорректировке;
- формировать коммуникативные умения и навыки учащихся в коллективной деятельности;
- воспитывать культуру общения;
- способствовать сплочению классного коллектива.
Предварительная подготовка:
- Классные часы из цикла «Уроки нравственности» Альберта Лиханова: видеовстречи с Жоресом Алфёровым, Сергеем Безруковым, Ириной Родниной.
- Анкетирование «Какой я?»
- Деление шестиклассников на группы, исходя из их собственных пожеланий; выбор командира, названия и девиза группы.
Формы деятельности учащихся:
- групповая;
- индивидуальная;
- парная.
Для организации эффективного взаимодействия обучающихся сформированы малые группы, в которых происходит вся основная работа на занятии.
Принципы формирования групп
Шестиклассники разделены на 4 группы, исходя из их собственных пожеланий. У каждой группы есть своё название и девиз:
I группа – «Венера»
Девиз: «Нам трудной задачи бояться не нужно,
Ведь группа «Венера» всё делает дружно!»
II группа – «Радуга»
Девиз: «Мы как цвета у радуги: все разные, но вместе – яркие».
III группа – «Шестеро друзей»
Девиз: «Один – за всех, и все – за одного!»
IV группа – «Классные ребята»
Девиз: «Мы – ребята просто класс!
Всё получится у нас!»
На классный час приглашены родители. Роль родителей – участвовать в работе наравне с шестиклассниками и быть положительным ориентиром для них, ведь ребята знают, что у родителей есть чему поучиться.
V группа – «Старшие»
Девиз: «Думать, что ты всё узнал, не годится.
Мы вместе с вами будем учиться».
Другой ориентир, отрицательный, – это группа мультипликационных героев, о которой ребята узнают в середине классного часа.
VI группа – «Мультгерои»
Приветствие: «Привет! Вы нас узнали?
А хорошо ли знали?»
В процессе совместной работы обучающихся осуществляются различные интеракции:
учитель – ученик,
ученик – ученик,
учитель – малая группа,
учитель – класс,
малая группа – малая группа,
малая группа – класс,
ученик – малая группа,
ученик – класс.
Ход занятия
Эпиграф (на доске):
Борюсь с собой и за себя борюсь.
Модельер Вячеслав Зайцев
I. Вступительное слово учителя
Задачи этапа – рефлексия, настрой на предстоящую коллективную работу.
1. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые родители! На сегодняшнем классном часе нас ждёт совместная интересная и полезная работа, и я рада этому сотрудничеству.
Все ли готовы? Покажите, пожалуйста, с помощью карточек со смайликами, какое у вас сейчас настроение:
Тревожное, взволнованное, растерянное
Спокойное, уравновешенное
Радостное, приподнятое
2. Чтобы приободрить тревожащихся, воодушевить спокойных и поддержать радующихся, предлагаю группам произнести свои девизы.
3. Итак, вижу, что все готовы.
Тема нашего классного часа – «Разговор о самовоспитании, или Как стать лучше?»
Перед началом работы оцените, пожалуйста, и покажите с помощью цветных карточек, чего больше у вас по этой теме – вопросов или ответов.
!
?
4. «Борюсь с собой и за себя борюсь», – сказал о самовоспитании известный модельер Вячеслав Зайцев, один из участников знакомых нам «Видеоуроков нравственности» (см. эпиграф).
А что можете сказать вы о самовоспитании? Что это такое? Кто кого воспитывает?
(Человек сам воспитывает себя.)
5. Как вы думаете, что человек должен знать, чтобы себя воспитывать?
Обратимся за помощью к родителям.
- Какой он сейчас.
2. Каким хочет стать, чего достичь.
3. Какие есть методы самовоспитания.)
На доске выстраивается с помощью карточек схема:
ВОПРОСЫ САМОВОСПИТАНИЯ
Каким я хочу стать?
Как работать над собой?
Какой я сейчас?
II. Этап индукции
В качестве индуктора выступают результаты предварительного анкетирования.
Задача этапа – пробудить интерес к предстоящей работе.
Слово учителя:
– Недавно вы, ребята, отвечали в анкете на первый вопрос: «Какой я?»
Прослушайте четыре разных высказывания и подумайте, кто из авторов лучше разбирается в себе и почему.
- «У меня плохое поведение, но я думаю, что я хороший».
- «Ну, не знаю… Наверное, хороший, смелый и добрый».
- «Я неуправляемый. Я взбалмошный и пакостный».
- «Я старательная и умная, но лентяйка и нетерпеливая. С переменчивым настроением».
Предполагаемые ответы:
Самооценка первого ученика не соответствует его поступкам. Второй не знает своих недостатков. Третий не видит своих достоинств. Четвёртый лучше других разбирается в себе, так как видит свои достоинства и недостатки, а они есть у каждого человека.
Вывод:
Чтобы правильно себя оценивать, надо знать и свои достоинства, и свои недостатки.
III. Этап актуализации опыта
Задача этапа – предъявить знания себе и группе:
самоконструкция, социоконструкция и афиширование.
Используется АМО (активный метод обучения) «Свиток».
Каждый учащийся делит лист бумаги на две половины: «ДОСТОИНСТВА» и «НЕДОСТАТКИ».
ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
+ _
+ _
+ _
+ _
+ _
+ _
+ _
Фамилия, имя
1. Индивидуальная работа.
Учитель предлагает ребятам ещё раз задуматься над вопросом «Какой я?» и перечислить как свои достоинства, так и свои недостатки, а потом свернуть в свиток заполненную часть листа, чтобы скрыть записи.
2. Работа в парах.
Учитель предлагает: «Пусть каждый участник обменяется свитками с тем человеком, чьё мнение важно, интересно, кто знает его лучше других и о ком он сам хотел бы высказать своё мнение». Ребята меняются свитками с друзьями или родителями и выполняют то же самое задание: перечисляют достоинства и недостатки и заворачивают свиток дальше.
3. Работа в группе.
Далее ребята получают задание пустить свои свитки по кругу в своей группе, чтобы товарищи отметили по одному наиболее характерному, на их взгляд, достоинству и недостатку, каждый раз заворачивая свиток и передавая дальше.
4. Самооценка.
Учитель просит каждого развернуть вернувшийся по кругу собственный свиток, изучить его и поставить себе две оценки по 10-балльной шкале:
- оценить свои достоинства;
- оценить, насколько доволен собой.
IV. Эмоциональная разрядка.
Учитель:
– Ребята, вы провели большую и напряжённую работу. Предлагаю немного отдохнуть.
Ведь я вам ещё не представила шестую группу участников нашего разговора о самовоспитании. Это «Мультгерои». Они включаются в нашу работу сейчас. Итак, включаем… телевизор.
Ребята смотрят фрагменты мультфильмов с монологами главных героев:
- «Малыш и Карлсон» (Карлсон),
- «Сказка о рыбаке и рыбке» (Старуха),
- «Приключения Чебурашки и крокодила Гены» (старуха Шапокляк),
- «Винни-Пух и все-все-все» (Винни-Пух),
- «Новые приключения попугая Кеши» (попугай Кеша).
Этап актуализации опыта (продолжение)
Учитель:
– Итак, вы их узнали?
А хорошо ли знали?
– Хорошо! (На доске вывешиваются картинки с изображением мультгероев).
– Тогда пусть каждая группа выберет себе героя и сообща решит, какие у него есть достоинства и недостатки, предположит, насколько этот герой был бы доволен собой.
Работа в группах и предъявление результатов классу (выступает 1 человек от группы).
I группа «Шестеро друзей»:
Достоинства Старухи Шапокляк: отзывчивая и добрая после перевоспитания; недостатки: самолюбивая, ищет выгоду для себя, злопамятная, вор.
Её достоинства – 3 балла.
Насколько она довольна собой – 10 баллов.
II группа «Венера»:
Винни-Пух. Его достоинства – хорошо сочиняет песни, весёлый, хороший друг; недостатки – прожорливый.
Его достоинства – 8 баллов.
Насколько он доволен собой – 10 баллов.
III группа «Радуга»:
Карлсон. Его достоинства: радостный, жизнелюбивый, весёлый, с чувством юмора; недостатки: хвастунишка, шалун.
Его достоинства – 8 баллов.
Насколько он доволен собой – 10 баллов.
IV группа «Классные ребята»:
Попугай Кеша. Достоинства: весёлый, смешной, хороший пародист; недостатки: болтливый, обидчивый, завистливый, симулянт.
Его достоинства – 8 баллов.
Насколько он доволен собой – 10 баллов.
V группа «Старшие»:
Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Её достоинства: стремление к лучшему, она лидер, хороший организатор. Недостатки: злая, сварливая, алчная, деспотичная.
Её достоинства – 3 балла.
Насколько она довольна собой – 10 баллов.
V этап. Деконструкция (разрыв).
Задача этапа – убедить 6-классников в неполноте имеющихся знаний,
дать толчок к поиску нового знания.
Учитель:
– Хочу познакомить вас с формулой Л.Н.Толстого, позволяющей рассчитать нравственную ценность человеческой личности, т.е. внутреннюю суть человека, внутреннее достоинство, ценность для людей. Эту формулу Лев Толстой вывел на основании глубоких размышлений над собой и окружающими, этой формулой руководствовались в жизни многие и многие люди. Вот она:
Достоинства человека
Нравственная ценность человека
Насколько человек доволен собой
Задание группам:
Рассчитайте результат для своего мультгероя.
Старуха Шапокляк и старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»: 0,3.
Карлсон, Винни-Пух, попугай Кеша: 0,8.
Учитель:
– Вы удивлены? Чему?
Ответ шестиклассников:
– Мультгерои были очень довольны собой, но результат у них получился низкий.
Индивидуальное задание:
Рассчитайте результат для себя.
VI. Этап созидания.
Задача – совместный поиск нового знания.
Учитель:
– Задумаемся, почему мы получили такую закономерность: кто-то, как мультгерои, был доволен собой, а результат получил невысокий. Кто-то же, наоборот, был собой недоволен, но получил результат выше ожидаемого. Давайте спросим у родителей, какие они получили результаты.
(Результаты родителей:
5 : 2 = 2,5;
9 : 3 = 3;
8 : 2 = 4)
– Вспомните свойства дроби, которые вы сейчас изучаете.
(Чем больше делитель, тем результат меньше. И наоборот.)
– Почему же Лев Толстой именно так считал нужным рассчитывать нравственную ценность человека?
(Согласно этой формуле нужно увеличивать свои достоинства и изживать себялюбивые черты. Перестать заниматься самолюбованием, перестать быть самодовольным, быть более требовательным к себе. Самолюбование и самодовольство делают человека, как мультгероев, смешным.)
Родители предостерегают от другой крайности: нельзя совсем не ценить и не любить себя, надо знать свои достоинства.
Учитель:
– Итак, надо видеть свои сильные стороны. Но нельзя быть во всём довольным собой, нельзя останавливаться на достигнутом, надо постоянно заниматься «улучшением себя». Это хорошее недовольство собой, т.е. знание своих несовершенств, и является главным побуждением к совершенствованию.
«Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собою».
«Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собой». (Л.Н.Толстой)
– С точкой зрения Л.Н.Толстого стоит согласиться, судя по тому, что мы знаем об этом человеке. А что вы знаете о Льве Толстом?
Ответы шестиклассников:
– Он написал великое произведение – роман «Война и мир» об Отечественной войне 1812 года.
– Он написал, кроме того, много повестей и рассказов, например «Кавказский пленник».
– Он ещё многое умел: воевал, пахал землю, косил, шил обувь, до старости ездил верхом, катался на коньках, в старости научился кататься на велосипеде.
– Помещик, он стыдился того, что живёт за счёт труда своих крепостных, и старался всё делать сам.
– Его все знали и любили. Его современники – композиторы Рубинштейн и Чайковский – рады были играть для него одного.
– Толстой устраивал школы для крестьянских детей, сам писал учебники, преподавал.
– Выступал против смертной казни, в защиту несправедливо осуждённых.
Учитель:
– И дальше можно продолжать перечислять достоинства Л.Н.Толстого. Нравственная ценность его личности огромна. А между тем, этот человек был постоянно в чём-то недоволен собой, постоянно над собой работал, например вёл дневники. Поэтому-то он и стал таким!
Возвращение к эпиграфу: «Борюсь с собой и за себя борюсь» (В.Зайцев)
– Как вы думаете, ребята, простое ли это дело – самовоспитание?
VII. Этап корректировки.
Он не заканчивается на уроке, а продолжается при выполнении домашнего задания.
Вопросы самовоспитания:
Каким я хочу стать?
Как работать над собой?
Какой я сейчас?
Учитель:
– Сегодня вы, надеюсь, более обдуманно ответили на вопрос: «Какой я сейчас?»
Наш разговор о самовоспитании мы продолжим на следующем классном часе, когда познакомимся с методами и способами самовоспитания, дадим ответы на вопрос: «Как работать над собой?» А на вопрос «Каким быть?» вам во многом помогут найти ответы видеовстречи с замечательными людьми из цикла «Уроки нравственности».
Домашнее задание:
– Поразмышляйте дома над тем, о чём мы говорили сегодня, и составьте список качеств, от которых вы считаете необходимым избавиться в первую очередь.
VIII. Этап рефлексии.
Задача этапа – помочь учащимся осознать и выразить свои чувства.
Учитель:
– Заканчивая сегодняшний разговор о самовоспитании, я снова прошу вас поднять таблички:
!
?
– У кого-то вопросов стало меньше, а у кого-то, наоборот, больше. Последние, видимо, поняли, что тема серьёзнее, глубже, чем предполагали первоначально. Будем искать ответы!
– И последнее – прошу показать смайлики, отражающие ваше настроение на данный момент.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Роль самовоспитания при планировании карьеры"
Материал может быть использован кл. рук. в профориентационной работе для того, чтобы показать роль и место самовоспитания при планировании карьеры любого человека....
Классный час «Разговор о самовоспитании, или Как стать хозяином своих чувств?»
Занятие в 6 классе проводится в форме педагогической мастерской. На нём используются технологии интерактивного обучения. Учащиеся работают в группах. Отвечая на вопросы "Возможно ли стать хозяином сво...
Классный час для учащихся «Как не стать жертвой преступления».
Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных. Нередки случаи, когда в темном подъезде, на дальней остановке транспорта или в т...
Классный час "Успешный ученик. Как им стать?"
Не существует такой вещи, как секрет достижения успеха. Успех – это результат самосовершенствовани...
классный час "Разговор о самовоспитании, или как стать лучше"
Классный час по нравственному воспитанию...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Классный час на тему: «Как не стать жертвой преступления»
Цели:1.Обучить детей находить выход из экстремальных ситуаций, предвидеть и по возможности избегать их;2. Развить умение видеть опасности и быстро реагировать на них;3. Воспитывать самоконтроль, самоо...