Сказка, как метод экологического воспитания
методическая разработка по теме

  • пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить детей общению с ней;
  • формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за нее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_meropriyatie.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое мероприятие

Тема:  «Сказка, как метод экологического воспитания».

Цели:

  1. пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить детей общению с ней;
  2. формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за нее.

Оборудование: плакат с высказыванием Л. Леонова; макет дерева; магнитная доска, листочки с правилами поведения в природе.

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Ее сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».

Ведущий: Сегодня мы посвятим наше мероприятие природе. Мы приоткроем дверцу в ее сказочный мир, узнаем много нового, вспомним уже известное. Ведь только тот, кто знает природу, ее законы, может ее любить, охранять, жить, не нарушать ее уклада.

Мы живем на планете Земля. Почему ее называют «голубая планета» ? (Потому что на нашей планете много воды)

Чистая вода, как и чистый воздух, нужна растениям, животным и человеку. Иногда воздух и вода загрязняются от того, что в них попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Дышать таким воздухом вредно, и люди чаще болеют. Охрана чистоты воздуха – очень важное дело. Взрослые должны  заботиться о чистоте воды и воздуха. А как мы будем заботиться о природе? (Не ломать деревьев и кустов, не разбрасывать мусор, не ловить насекомых и бабочек, не разорять муравейников).

Каждый из нас должен бережно относиться к природе. Это, к сожалению, понимают не все, поэтому во многих местах наше планеты наблюдается обеднение природы.

Сейчас ребята покажут нам инсценировку сказки о Человеке и Золотой Рыбке. И мы увидим, что произойдет в природе, если законы об ее охране не выполнять.

Сказка о Человеке и Золотой Рыбке

Жил на свете Человек. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом чистым дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

Однажды ловил Человек рыбу в речке. Долго над водой сидел, а рыба все не клюет. И вдруг крючок как дернется, чуть Человек не выронил удочку из рук.

Вытянул – и глазам свои не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке.

- Ты кто? – Человек шепотом спрашивает, а сам глаза протирает – не почудилось ли?

- Да Рыбка я Золотая, - приятным голосом отвечает неизвестное создание, - сказки в детстве читал?

Человек  от удивления сказать ничего не может, только головой кивает.

- Между прочим, - говорит Золотая Рыбка, - я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню.

Задумался человек: отпустишь Рыбку – без ужина останешься, а съешь ее – всю жизнь жалеть будешь.

- Ладно, - говорит, - отпущу я тебя. А желание у меня первое такое будет: надоело мне жить в этой избенке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением.

Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула.

Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг, правда, меньше стало; зато столбы с проводами появились. В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течет. Обрадовался Человек. «Вот это жизнь!» - говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу стал реже гулять. А потом и вовсе решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если у Рыбки машину можно попросить?»

Сказано – сделано. Появилась у Человека машина, лесные тропинки в асфальтовые превратились, а полянки цветочные – в места стоянки.

Доволен Человек – бензином дышит. Птиц, правда, да зверюшек вокруг поменьше стало. А Человек и вовсе разошелся. «Зачем мне вообще этот лес?»- думает – ну-ка, Рыбка, сделай, чтобы  на его месте поля бескрайние раскинулись. Хочу богатым стать».

Исчез лес – как и не бывало. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Доволен Человек, урожай считает.

Вдруг откуда ни возьмись букашки вредные налетели. Да голодные такие! Так и норовят весь человеческий урожай  съесть. Испугался Человек, давай всякими ядами букашек-таракашек травить. А заодно с ними и пчел с птицами.

- Главное урожай спасти, - думает. – А вместо птичьих песен я у Рыбки магнитофон попрошу.

Живет он так – горя не знает! На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к  роднику ходить не надо. Все, вроде, хорошо, но хочется Человеку чего - нибудь новенького.

Думал он, думал и решил завод завести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит.

Пошел Человек к Рыбке – хочу, мол, вдобавок к сельскому хозяйству промышленное производство развернуть. Чтоб все как у людей было.

Вздохнула Рыбка тяжело и спрашивает:

- Тебе какой завод - химический или металлургический?

- Да мне все равно, - Человек отвечает, - лишь бы прибыль побольше была.

- Будет тебе завод, - вильнула хвостом Рыбка. – Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить.

Не обратил внимания Человек на эти слова. А зря.

Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб видимо – невидимо. Одни – клубы дыма в воздух пускают, другие – потоки грязной воды льют в реку. Шум стоит, грохот.

- Ничего, - думает Человек, - главное - разбогатеть побыстрее.

Заснул он в тот день счастливым человеком, и приснился ему страшный сон. Будто стало все вокруг по-старому. Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверушками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

Проснулся  Человек утром с улыбкой, а вокруг  - дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану – водички попить. Глядь – вода из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес.

Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, запах у нее неприятный.

- Как же так? – удивился Человек, - куда же водичка моя прозрачная пропала?

Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать.

Вспомнил Человек свой сон.

- Что же я наделал? – думает. – Как жить теперь буду?

Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет.

Вдруг что-то блеснуло: смилостивилась Рыбка, приплыла. Только уж золота ее не видно под слоем мазута. Обрадовался Человек, сказал Рыбке:

- Не надо мне ничего, верни мне только лес мой зеленый и родники чистые. Сделай все, как было, больше ни о чем просить не буду.

Помолчала Рыбка и отвечает:

- Нет, Человек, ничего у меня больше не получится: от грязи и ядов пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что делать будешь, чтобы живым остаться.

Сел Человек на берегу, голову руками обхватил и задумался.

Ведущий: Вот сейчас мы проверим, как вы поняли смысл сказки.

Вопросы:

(За каждый ответ дается листочек; есть листочки «волшебные»)

  1. Как изменился лес после того, как Золотая Рыбка начала выполнять желания Человека? Почему Человек так себя вел?
  2. Правильно ли он поступал? Почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой лес?
  3. Видели ли вы такие заводы, поля, которые описаны в сказке?
  4. Может ли погибнуть обычная рыбка, если вблизи реки построить заводы и проложить дороги?
  5. А как бы вы поступили на месте Человека?
  6. Как вы думаете, что будет с этим Человеком?
  7. Чему нас учит эта сказка?

Ведущий: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Человек не может жить без городов, заводов, полей, но нужно делать все так, чтобы Природа при этом не пострадала.

Ведущий: Ребята, сейчас мы подведем итоги нашего занятия. Вы прекрасно знаете природу. Но в народе говорят, что каждый человек должен посадить одно дерево, иначе жизнь прошла бесследно. Мы с вами тоже посадим дерево. Дерево это не простое: на нем волшебные листочки – обещания,

Мы обещаем:

  1. Не ломать деревья и кустарники.
  2. Не рвать цветы охапками.
  3. Не разорять гнезда.
  4. Не рвать грибы, а аккуратно срезать их, оставляя грибницу.
  5. Не трогать птенцов.
  6. Не брать детенышей животных домой.
  7. Не разжигать костров.
  8. Не оставлять мусор.

Дети прикрепляют листочки-обещания к дереву на магнитную доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы экологического образования и воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях

Вступление Программа экологического воспитания Основы формирования экологической культуры Многообразие экологического воспитания Развития эстетического отношения к природе Заключение Литература ...

Проектная технология, как один из методов экологического воспитания:"Простых цветов очарование"

Данный проект направлен на формирование экологической культуры у воспитанников 6 -7   классов.  В рамках проекта дети собрали информацию о истории происхождения, разнообразии и бл...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Основной  целью моей работы с  обучающимися по экологическому воспитанию  является   формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологи...

Интерактивные методы в осуществлении экологического воспитания на уроках географии

В статье описаны разные применяемые мною методы работы на уроках географии....

Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...

статья "Методы экологического воспитания"

В настоящее время наше общество – это общество потребителей, «одноразовое» общество. Человечество с огромной скоростью потребляет всевозможные ресурсы планеты, как возобновляемые, та...