МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Основной  целью моей работы с  обучающимися по экологическому воспитанию  является   формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.   Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gataullina_khg-statya.doc.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гатауллина Х.Г.,учитель начальных классов

     МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово

муниципального района Бижбулякский район

Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Успешность обучения ребенка в школе родители часто связывают с тем, как хорошо он умеет читать, считать и писать. И потому их внимание в большей степени к успеваемости детей по математике, чтению и письму. А вот предмет природоведение, или окружающий мир, или естествознание, многими родителями недооценивается и рассматривается как второстепенный и даже необязательный. Для решения данной проблемы учителю начальных классов требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на экологическое воспитание в учебной деятельности. Поэтому в своей работе одним из важнейших направлений воспитательной работы в начальных классах считаю экологическое воспитание. Рассматривая его как составную часть единого воспитательного процесса, работаю над формированием  у обучающихся ответственное отношение к природе. Экологические представления формируются на уроках природоведения. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Актуальность данной темы помогла мне  выдвинуть гипотезу: использование  нерегламентированной деятельности по экологическому   воспитанию значительно повысит  уровень экологической культуры младших школьников.

Основной  целью моей работы с  обучающимися по экологическому воспитанию  является   формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.   Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей.

Для реализации  данной цели  я  поставила следующие задачи:     

  1. Определить  сущность и цели экологического воспитания.
  2. Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры младших школьников.
  3. Раскрыть  организацию нерегламентированной деятельности  экологической направленности  в младшем школьном возрасте.
  4. Разработать экологический проект.

В своей работе применяю разные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

1.«Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

2.«Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений  Ф.Тугызбаевой, Н.Мусина, Ф.Рахимгуловой, М.Карима, Р.Бикбаева ,В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина  и  других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

3. «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

 4.«Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

 5.«Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.

Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.

Формами организации образовательного процесса являются: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, экскурсия, игра, творческая мастерская, конкурс, выставка. Одной из интересных форм организации воспитательно-образовательного процесса  являются экскурсии, во время которых детям даются экологические знания и нормы экологического поведения. Специфика занятий  предполагает широкое использование разнообразного природного материала, ветки, шишки, травы, цветы. Часть этого материала собирается в природе. Поэтому при проведении экскурсий необходимо обучать детей правилам сбора растений и знакомить с редкими и исчезающими растениями своего региона

Целью любой экскурсии в природу является расширение знаний обучающихся об окружающем нас мире, воспитание бережного отношения к природе, желания сохранять природу. При проведении экскурсии можно использовать несколько приемов.

  • Прием сравнений. Этот прием делает впечатления детей более яркими, конкретными, восприятия более четкими.
  • Прием зрительной реконструкции. Этот прием вызывает в воображении детей сильные эмоции, делает их соучастниками воспроизводимых картин.    
  • Прием наблюдения. Организуя наблюдения, педагог руководит этим процессом. Наблюдения должны проводиться системно.
  •  Прием заданий. Активная мысленная деятельность должна сочетаться с физической, поэтому во время экскурсии можно предложить детям посильную работу: посадку саженцев, уход за саженцами, срезку сухоцветов.

 В ходе экскурсий по теме «Наблюдение за природой. Природа вокруг нас »  по экологической тропе  дети делают остановки у разных природных объектов, с помощью атласа – определителя сами узнают названия растений и насекомых. Затем в игровой форме упражняются в запоминании деревьев, кустарников, травянистых растений, учатся различать их по листьям, веточкам, коре. Задача похода – не только запомнить растения и встречных животных, но и выяснить, как на лесной массив повлияла близость школы, какие негативные последствия вызывают пребывания здесь большого числа людей, установить соответствующие причинно – следственные связи, определить правила экологически грамотного поведения. С особым интересом дети решают на занятиях экологические задачи, составленные на местном материале.

Часто в ходе работы к детям приходит мысль придумать специальный знак, заостряющих внимание окружающих на экологически грамотном поведении. Выполненные ребятами знаки вывешиваются в школе (над умывальником, в столовой), в лесу. Дети привыкают не только сами выполнять правила поведения в природе, но и проникаются ответственностью за поступки других людей, учатся пропагандировать экологические правила в среде сверстников и взрослых.  Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять окружающую нас среду, готовность к соответствующим практическим действиям. Задача педагога, который развивает эстетическое отношение к природе у своих воспитанников, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность.

Практическая работа в летнее время направлена на выращивание сухоцветов на пришкольном участке для использования в зимнее время для составления флористических композиций. Участок сухоцветов является необходимым «подразделением» в целом пришкольного участка. Наличие такого участка позволяет обучающимся приобретать и накапливать знания о многообразии живой природы, призван  показать разнообразие группы растений – истинных сухоцветов, которые можно вырастить, высушить и использовать в творчестве детей, а также позволяет сформировать основы экологической культуры, навыки экологически ответственного поведения путем непосредственного контакта с миром природы. Приемы возделывания растений: посев, посадка, прореживание, окучивание, борьба с сорняками, вредителями, болезнями, приучают их к бережному и внимательному отношению ко всему живому. Рациональное использование участка позволяет ежегодно обновлять и пополнять наглядно-демонстрационный материал, используемый в обучении аранжировке цветов.

Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Очень важно, чтобы он постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

Реферат "Экологическое воспитание младших школьников"

Экологическое воспитание школьников...

Статья "Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов".

В данной статье говорится о методах и приёмах работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС....

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников. Статья....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»Методическая разработка экологической игры...

Программа по экологическому воспитанию младших школьников

Цели программы:● углубление экологических знаний детей-инвалидов по зрению;● развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;● воспитание гуманного отношения к природе;● чувства отве...