статья "Методы экологического воспитания"
статья по экологии

В настоящее время наше общество – это общество потребителей, «одноразовое» общество. Человечество с огромной скоростью потребляет всевозможные ресурсы планеты, как возобновляемые, так и невозобновляемые, заваливая ее мусором, который ей не свойственен, и который она не может, и не успевает переработать. Для того чтобы переломить ситуацию, нужно изменить отношение человечества к природе, из потребителей перейти в созидатели. Как  сказал Деннис Медоуз (автор книги «Пределы роста») «Думай глобально – действуй локально», то есть каждый человек на своем месте может и должен действовать  в интересах природы, в интересах будущих поколений, а не только удовлетворять сиюминутные желания. Сейчас в нашем обществе, по моему мнению,  преобладает пока еще антропоцентрический взгляд на мир, когда в центре внимания стоит человек и его потребности, а природа исполняет роль служанки, и ее законы не берутся во внимание.

Именно у школы, у учителей есть возможность повлиять на ситуацию, так как в детском и юношеском возрасте дети любознательны, отзывчивы, добры, любят животных и походы на природу. Ребята  с удовольствием участвуют в экологических акциях, спектаклях, проводят исследования и выступают с ними перед своими сверстниками и взрослыми.  В этом возрасте закладываются основы мировоззрения. Поэтому одна из задач учителей биологии и экологии заложить основы экоцентрического мышления, когда учитываются интересы природы, при этом не ущемляются права сегодняшнего и будущих поколений людей. Это концепция устойчивого развития. Впервые термин «устойчивое развитие» введен в докладе «Наше общее будущее», представленном в 1987 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлем Брунтланд. Им обозначалась такая модель развития общества, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается не за счет лишения такой возможности будущих поколений. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) в июне 1992г. в Рио-де-Жанейро была принята Декларация, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения нашей цивилизацией устойчивого развития.  [1]

 

 Экологическое мышление представляет собой один из сложных типов мыслительной дея­тельности, т. к. предполагает такое отношение к природе, когда она воспринимается не только как среда обитания человека, но как единая самоорганизующаяся целостно-живая система мира. Эко­логическое мышление включает различные виды рефлексивных процессов:

осмысление лично­стью своего места в мире и в картине природы Земли (мировоззренческая рефлексия);

 осознание проблемы взаимодействия человечества и биосферы (методологическая рефлексия);

выбор новых ценностных ориентаций и идеалов (личностно-психологическая рефлексия);

создание современной научной картины мира (внепарадигмальная рефлексия);

выбор стратегии деятельности (личностно­организационная рефлексия) и т.д. [2].

На уровне подростков с 5 по 9 класс мы можем не только научить детей выбирать относительно чистые экологические товары для поддержания своего здоровья, использовать многоразовые упаковки или продукты с использованием минимального количества упаковочных материалов, холщевые сумки вместо пакетов, но и донести до детей идею раздельного сбора мусора, что поможет качественнее утилизировать отходы для создания новых предметов без использования ресурсов планеты.

Кроме этого, совершая походы на природу, экскурсии по экологическим тропам, научить детей быть внимательными и добропорядочными гостями у природы, чтобы после встречи с отдыхающими  участок леса или берег водоема не напоминал свалку с вытоптанными цветами, сломанными деревьями и выжженной травой.

А старшеклассникам показать, что в любой профессиональной деятельности, даже если она не связана напрямую с экологией, необходимо учитывать законы природы, находить способы решения задач, основанные на гармонии с окружающим миром,  будь то строительство, сельское хозяйство, юриспруденция,  производство или ведение домашнего хозяйства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья94 КБ
Microsoft Office document icon приложения1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «ГИМНАЗИЯ № 5»

Методы экологического воспитания

 

Маркова Елена Александровна

учитель биологии и экологии

  МОУ «ГИМНАЗИЯ № 5»

г. Саратова 

Саратов 2017


Содержание

I. Введение ...………………………………….………………………….…….....3

II. Методы экологического образования и воспитания …………………….….4

 

III. Экологическая тропа. ……………. ................................................................7

  1. История создания экологической тропы …………………………………7
  2. Эколого-краеведческая тропа «Окрестности Алтынной горы» ..............7

IV.  Заключение ……………………………………………..…….…....….…....10

Источники ……………...………………………………………………………..11

Приложения

1. Конус обучения Эдгара Дейла ……………………………………………....12

2. Пирамида обучения ………………………………………….………….……13

3. Генеральный план тропы …………………………………………………….14

4. Карта маршрута тропы ……………………………………………………….16

5. Буклет ……………………………………………………………………17 – 18


           I. Введение.

В настоящее время наше общество – это общество потребителей, «одноразовое» общество. Человечество с огромной скоростью потребляет всевозможные ресурсы планеты, как возобновляемые, так и невозобновляемые, заваливая ее мусором, который ей не свойственен, и который она не может, и не успевает переработать. Для того чтобы переломить ситуацию, нужно изменить отношение человечества к природе, из потребителей перейти в созидатели. Как  сказал Деннис Медоуз (автор книги «Пределы роста») «Думай глобально – действуй локально», то есть каждый человек на своем месте может и должен действовать  в интересах природы, в интересах будущих поколений, а не только удовлетворять сиюминутные желания. Сейчас в нашем обществе, по моему мнению,  преобладает пока еще антропоцентрический взгляд на мир, когда в центре внимания стоит человек и его потребности, а природа исполняет роль служанки, и ее законы не берутся во внимание.

Именно у школы, у учителей есть возможность повлиять на ситуацию, так как в детском и юношеском возрасте дети любознательны, отзывчивы, добры, любят животных и походы на природу. Ребята  с удовольствием участвуют в экологических акциях, спектаклях, проводят исследования и выступают с ними перед своими сверстниками и взрослыми.  В этом возрасте закладываются основы мировоззрения. Поэтому одна из задач учителей биологии и экологии заложить основы экоцентрического мышления, когда учитываются интересы природы, при этом не ущемляются права сегодняшнего и будущих поколений людей. Это концепция устойчивого развития. Впервые термин «устойчивое развитие» введен в докладе «Наше общее будущее», представленном в 1987 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлем Брунтланд. Им обозначалась такая модель развития общества, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается не за счет лишения такой возможности будущих поколений. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) в июне 1992г. в Рио-де-Жанейро была принята Декларация, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения нашей цивилизацией устойчивого развития.  [1]

 Экологическое мышление представляет собой один из сложных типов мыслительной деятельности, т. к. предполагает такое отношение к природе, когда она воспринимается не только как среда обитания человека, но как единая самоорганизующаяся целостно-живая система мира. Экологическое мышление включает различные виды рефлексивных процессов:

осмысление личностью своего места в мире и в картине природы Земли (мировоззренческая рефлексия);

 осознание проблемы взаимодействия человечества и биосферы (методологическая рефлексия);

выбор новых ценностных ориентаций и идеалов (личностно-психологическая рефлексия);

создание современной научной картины мира (внепарадигмальная рефлексия);

выбор стратегии деятельности (личностноорганизационная рефлексия) и т.д. [2].

На уровне подростков с 5 по 9 класс мы можем не только научить детей выбирать относительно чистые экологические товары для поддержания своего здоровья, использовать многоразовые упаковки или продукты с использованием минимального количества упаковочных материалов, холщевые сумки вместо пакетов, но и донести до детей идею раздельного сбора мусора, что поможет качественнее утилизировать отходы для создания новых предметов без использования ресурсов планеты.

Кроме этого, совершая походы на природу, экскурсии по экологическим тропам, научить детей быть внимательными и добропорядочными гостями у природы, чтобы после встречи с отдыхающими  участок леса или берег водоема не напоминал свалку с вытоптанными цветами, сломанными деревьями и выжженной травой.

А старшеклассникам показать, что в любой профессиональной деятельности, даже если она не связана напрямую с экологией, необходимо учитывать законы природы, находить способы решения задач, основанные на гармонии с окружающим миром,  будь то строительство, сельское хозяйство, юриспруденция,  производство или ведение домашнего хозяйства.

II. Методы экологического образования и воспитания.

Школа имеет много возможностей для формирования экоцентрического мировоззрения, а через него и экологического мышления.

Во-первых,  на уроках биологии и экологии.

Биология как наука призвана показать красоту жизни, ее целесообразность, многообразие, мощь и в тоже время хрупкость.

Задача экологии как школьного предмета и как раздела биологии  состоит в знакомстве учеников с законами природы, с многообразием и сложностью взаимосвязей живых организмов. Есть известное выражение «незнание законов не освобождает от ответственности», оно вполне применимо и к экологическим законам, так как независимо от того, знает человек или нет о круговороте веществ в природе, он происходит постоянно.  

Во-вторых, на других предметах, например, таких как история и география, где рассматриваются вопросы взаимодействия человеческого общества и природы в разные эпохи, у разных народов.

Основываясь на данных «конуса опыта Дейла» (профессора Государственного университета в штате Огайо Эдгара Дейла, который в конце шестидесятых годов прошлого века экспериментировал с разными способами подачи материала и выяснил процент запоминания от зависимости от вида деятельности), видно, что процент усвоения знаний увеличивается с увеличением вовлеченности обучаемого в процесс обучения. [приложение 1]

На основе «конуса обучения» к концу семидесятых годов XX века в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения» [3], в которой практика и непосредственное применение знаний увеличивает процент освоения материала до 90%.[приложение 2]

         Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети надолго запомнили информацию и использовали ее в дальнейшей взрослой жизни, то одних рассказов и демонстраций мало. В данной работе я бы хотела подробнее остановиться на вопросе формирования экологического мышления у современных подростков во внеурочной деятельности.  Здесь для неравнодушного учителя огромное поле для фантазии и поле деятельности для совместного  творчества с детьми.

  1. Сейчас, особенно в Год экологии, различные организации предлагают огромное количество мероприятий, конкурсов, марафонов, фестивалей экологической направленности. Я думаю, их даже не надо перечислять. Каждому учителю биологии и экологии на электронную почту практически ежедневно приходят приглашения для участия во всевозможных экологических мероприятиях. Задача учителя – отобрать для участия наиболее качественные и отвечающие его требованиям и возможностям его учеников конкурсы.

  1. Одно из направлений внеурочной деятельности в работе классного руководителя является экология. Внеклассные мероприятия могут проходить в форме дискуссий «Свободный микрофон», бесед, конференций, видеозанятий, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные и исторические источники, материалы периодической печати, информационные ресурсы Интернета; проведение соц. опросов, составление и раздача листовок в защиту или пропаганду чего-либо. А также игры, викторины, брейн-ринги, фотоконкурсы, интеллектуальные марафоны, конкурс экопостеров, конкурс эрудитов, «Самый смекалистый», конкурс творческих работ на экологические темы, конкурс поделок из природных материалов, игры-путешествия, фестиваль домашних животных, Уроки здоровья, читательская конференция, конкурс электронных презентаций и другие формы может использовать в своей работе классный руководитель для формирования экологического мышления.

  1. Кроме этого, некоторым учителям администрация школы может выделить часы для кружковой работы, а это уже постоянно действующая  организация, так как  кружок чаще всего посещают увлеченные наукой ребята. Результатом работы является формирование  навыков научно-исследовательской  деятельности, подготовки и защиты  проектов на экологические темы,  с которыми авторы выступают как перед одноклассниками, так  и перед учениками других классов.

  1. Одним из интересных направлений формирования экопривычек является проведение экоуроков и других мероприятий, которые предлагает Зеленое Движение России ЭКА [4]:

  • Вода России
  • Хранители воды
  • Живая Волга
  • Почему раздельный сбор отходов спасет планету
  • Зеленые школы России
  • Экодвор и другие.

  1. Действенным методом  является непосредственное участие   школьников в экологических  акциях 
  • « К природе с чистой душой»,
  • «Очистим планету от мусора»;
  • «Берегите первоцветы»,
  • «Чистые берега»,
  • «Вода России» и другие.

  1. Работа по  озеленению и уборке родного города, территории своей школы формирует практические навыки по посадке и уходу за саженцами деревьев и кустарников, по выращиванию рассады цветов, а также уважительное отношение к зеленому наряду и чистоте города, к людям, поддерживающим порядок.

  1. Также интересны для развития кругозора и знакомства с природой родного края экскурсии по паркам и скверам города, посещение  дендрария, лимонария, прогулки в ближайший лес в разные сезоны года, поездки по особо охраняемым природным территориям – природный парк Кумысная поляна, Национальный парк Хвалынский, посещение фестиваля тюльпанов в Заволжье и многое другое.

  1. Еще одной формой работы в направлении формирования экологического мышления является ДЭТ (Детский Экологический Театр). Подбор и написание сценариев, постановка спектаклей и агитбригад на экологические темы и темы здорового образа жизни не оставляет ребят равнодушными. Кроме этого, выступая на разных площадках, перед детьми и взрослыми, мы пропагандируем и доносим до зрителей в  игровой форме очень важную информацию, заставляем задуматься над последствиями необдуманных действий.

  1. Достаточно интересным и эффективным методом является создание экологической тропы на местном материале. С одной стороны, это работа с одним или группой учеников, которые ее разрабатывают: изучают материал, готовят буклеты, информационные стенды, продумывают маршрут и пишут тексты для экскурсовода и сами являются экскурсоводами. А с другой стороны, это посетители тропы, которые,  знакомясь с достопримечательностями своего района, иногда даже не подозревают, что так много интересного рядом.

III. Экологическая тропа.

Экологическая тропа – это специально разработанный для школьников маршрут, проходящий через различные экологические системы, природные объекты, исторические места, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на которой туристы получают устную или письменную информацию об этих объектах. [5].

1. История создания экологической тропы.

Впервые понятие природная или экологическая тропа   появилась в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.

Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее известные из больших троп — Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихоокеанская на западном побережье США. Такие же тропы стали создавать в других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др.

В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как строительство проводилось по указанию князя Л. С. Голицына. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться со многими природными объектами исключительной красоты и своеобразия.  [6]

2. Эколого-краеведческая тропа «Окрестности Алтынной горы»

Мы хотели на примере нашего района показать – как прекрасна наша природа и что делает с ней человек. Мы не ставили своей целью охватить все аспекты влияния человека и его деятельности на ландшафт и растительный мир. Наша задача – показать красоту окружающей природы рядом с нами, которая по вине человека может исчезнуть из-за безразличия и халатного отношения к ней; привлечь внимание к проблеме сохранения и восстановления наследия предков.

Для этого мы, изучив карту окрестностей, определились с маршрутом, и выбрали точки – остановки нашей тропы, а также объекты, о которых захотелось рассказать. В конце лета и начале осени 2016 года совершили несколько походов, чтобы окончательно убедиться в правильности направления, провели фотосъемку объектов. Наша эколого-краеведческая тропа рассчитана на школьников среднего и старшего возраста, продолжительностью 2 или 4 часа, включает как теоретическую, так и практическую части. [приложение 3]

На нашем маршруте затрагиваются вопросы взаимоотношений природной среды и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, экскурсанты получают представление о том, какие мероприятия осуществляются для ее защиты и смогут сами принять участие в экологических акциях по уборке мусора.

Наша тропа состоит из двух частей – 1. юго-западную и 2.северо-восточную относительно трассы Е38 (или Р228). [приложение 4]

Первая, начинаясь с остановки маршрута автобуса №18 в п. Тепличный, проходит по центральным улицам поселка до д. Болдыревка, далее идет к пруду Ударник через родниковую долину и место бывшей усадьбы Усачева. По пути нам встретятся несколько родников. Затем тропа переходит трассу Е38 на Алтынную гору у родника Часовенный, проходит через лесопосадки на юго-восточном склоне горы, спускается в п. Рейник около усадьбы Рейнеке, и заканчивается, пройдя через поселок у родника Мочиновский.  

На тропе 2 обзорные площадки:

  1. у заросшего пруда усадьбы Усачева с видом на поселок Тепличный в сторону поселка Березина Речка, направление юг - юго-запад. Высота над уровнем моря 166 м.
  2. на склоне горы Алтынная с видом на город, направление восток. Высота над уровнем моря 180-182 м.

В рамках эколого-краеведческой тропы мы  знакомим с историей окрестностей Комсомольского поселка и горы Алтынная, совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени, учим ориентироваться на местности по квартальным столбам. Мы побываем на захоронении Золотой орды, прогуляемся по берегам морей, которые никто и никогда не видел, познакомимся с его обитателями, обратим внимание на растения и животных, живущих по соседству, а так же услышим, как звучит лес.

Данную эколого-краеведческую тропу мы создали осенью 2016 года. Зимой оформили виртуальную версию, рассчитанную на 40 минут в рамках урока и проводили ее с учениками нашей гимназии. Весной, когда стало сухо мы уже пошли по реальной тропе, что намного интереснее. Провели экскурсии с учениками 9 «В», 10 «Б» классов, с группой заинтересованных местных жителей, а осенью с учениками и родителями  5 «А» класса. Каждый раз, заканчивая экскурсию у берегов пруда Ударник, мы собирали мусор в мешки и складывали в определенное место, откуда затем его вывозили. Несмотря на это, мусор появляется снова и снова, особенно обидно видеть пластиковые бутылки и пакеты в прибрежной части пруда. Но что примечательно, на этом месте стали появляться мешки с мусором не нами собранный, то есть, процесс пошел. Мы надеемся, что  с помощью депутата городской думы от партии "Единая Россия ", с которым мы начали сотрудничество,  будут установлены баки для сбора мусора, и наши отдыхающие ими будут пользоваться, а значит, наша работа не пройдет даром.

Результатами нашей работы является:

  • проект-презентация для виртуальной тропы
  • материал для реальной тропы, буклет [приложение 5], макеты стендов, папка с фотоматериалами
  • документальный фильм «Окрестности Алтынной горы»

С работой «Путешествие вокруг Алтынной горы» мы выступали на международной конференции «От школьного проекта – к профессиональной деятельности» и получили диплом 1 степени.

На основе нашей тропы создан документальный фильм «Окрестности Алтынной горы», который стал участником Международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания» и получил специальный приз в номинации «Наша кинофабрика». Фильм можно посмотреть на канале You Tube. [7]


IV. Заключение

В результате создания эколого-краеведческих троп повышается интерес к природе родного края не только у школьников – организаторов тропы, но и у посетителей. Этот вид работы охватывает сразу большое количество людей. Наглядно, на примере своего района дети видят и красоту природы, и пагубное влияние  деятельности человека. Сами принимают участие в изменении ситуации: сначала теоретически, изучая природу и исторические документы, а затем и практически с привлечением внимания  и деятельности общественности.

На ступени общего образования у учителей есть огромный потенциал для формирования и развития экологического мышления школьников.  

Главное – это желание и вера в то, что мы делаем.


Литература

  1. Экономический словарь http://abc.informbureau.com/html/eiioaioess_onoiexeaiai_dacaeoe.html
  2. Васильева В.Н. Формирование экологического мышления в процессе образования // Инновации и образование: сб. материалов конф. Сер. “Symposium”. Вып. 29. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2003. С. 273–287.
    Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/education21/issue/54979_full.shtml [Формирование экологического мышления у студентов строительных специальностей технического вуза - Психология образования в XXI веке: теория и практика]
  3. Конус Эдгара Дейла  http://trenings.ru/materialy/skhemy/1405-skhema-piramida-obucheniya.html
  4. Движение ЭКА. Экокласс. http://экокласс.рф/#m
  5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Мавлютова О.С. http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/6/020604.htm
  6. Экологическая тропа. Реферат.

     http://start-olimp.ru/pedagogika/ekologicheskaya-tropa

  1. Документальный фильм «Окрестности Алтынной горы»

     https://youtu.be/FrmJF9YQDbw

8. фото, используемые в работе, принадлежат автору и его коллегам


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...