Программа развития самоуправления в МС(К)ОУ
материал по теме

Денисенко Наталья Владимировна

Я разработала программу развития органов ученического самоупраления в нашей школе. Вы можете увидеть, как работает наш Совет школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_shkolnogo_samoupravleniya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено приказом

№ ______ от _________________

Директор  МС(К)ОУ «Специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 128»

________________ Т.Н. Кашпурова

Программа развития школьного самоуправления

                                                             

                                                         

                                                              Снежинск

                                                                    2009

Раздел 1. Общие положения

   На формирование личности ребенка оказывает большое влияние меняющаяся социальная и политическая среда. Воспитательная система школы должна учитывать главное - личность, способную принимать решения, прежде всего перед собой. В связи с этим самоуправление в школе должно быть, прежде всего,  управлением самим собой. Программа по самоуправлению должна создавать  условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Добиться проявления каждого ребенка в деятельности школы можно, разбив детей на группы по их способностям, желаниям и возможностям. Под руководством педагогов дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности - человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, земля. Развитие самоуправления в школе - основа ее демократизации.

Цель программы: Создать условия для развития индивидуальных творческих способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью, формирование умений управлять собой, своею жизнью в коллективе.

Задачи:

  1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
  2. Организация всех видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.
  3. Развитие и укрепление органов ученического самоуправления, привлечение учащихся к активному участию в жизнедеятельности школьного коллектива.

Ожидаемые результаты: Обучающиеся  должны научиться жить в коллективе, стать активнее, сплоченнее, дружнее, проявлять инициативу, должны испытывать чувство ответственности за порученное дело.

Раздел 2. Положение о действии программы ученического самоуправления

Ученическое самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место, роль и реализовать свои способности и возможности. Воспитанники школы в силу своих психофизических возможностей, постоянно нуждаются в помощи и  контроле взрослого как в плане предотвращения межличностных проблем и конфликтов, так и в определении направления деятельности, где ребенок сможет найти себя и самоутвердиться.

Высшим органом ученического самоуправления в образовательном учреждении является ученический Совет школы.

Ученический Совет школы - это совместная деятельность представителей классов по обсуждению школьных  дел, ближайших перспектив. Собираясь 2 раза в месяц, Совет школы обучающихся определяет планы предстоящего месяца.

           Ученический Совет школы издает законы, принимает решения и следит за их исполнением. Протокол ведет секретарь совета старшеклассников.

           Связь ученического совета с классными коллективами осуществляется через старост и других представителей, избираемых классными собраниями.

           КТД - неотъемлемая часть организации жизни школьного коллектива. Значительную роль в процессе подготовки любого творческого дела играют органы ученического самоуправления. Яркими моментами являются КТД по подготовке традиционных общих праздников (1 сентября,  День Учителя,  Новый Год, 23 февраля, 8 марта, Последний звонок)

Особое место в становлении самоуправления в школе отведено труду.   Каждый класс, начиная с четвертого, дежурит по школе: учащиеся отвечают за определённый участок помещения образовательного учреждения, осуществляет уборку школьных помещений. Старшеклассники совместно с  учителями трудового обучения способствуют поддержанию сохранности школьного имущества - ремонтируют парты, замки, зачастую сами находят приложение своим силам. Трудовые акции по уборке территории, посадке растений сплачивают младших и старшеклассников, формируют  умение планировать и  контролировать свою деятельность и деятельность коллектива.

Участие  в кружковой работе («Цветик - семицветик», «Семь нот», «Петрушка», «Умелые ручки») также способствует внедрению ученического самоуправления в жизнь школы.

В классных коллективах самоуправление проявляется в организации  выполнения постоянных поручений: ответственные за организацию тихого чтения, сохранность учебников, дежурства в уголке природы, поддержание традиций классного коллектива.    

Ведется работа по совершенствованию нормативной базы организации образовательного процесса. Приказом директора утверждено и введено в действие Положение о дежурном учителе и дежурном классе по школе, Положение об ученическом Совете школы.

            Органы ученического самоуправления в  школе представляют собой одну из форм детского саморазвития и созданы при отдельных условиях:

1.        Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психо-социальные потребности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоопределении, самопроявлении и т.д.

2.        Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.

3.        Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

          Инструментом самореализации и самовоспитания является деятельность школьных органов самоуправления, для создания которых выполнено следующее:

1.        Найдены сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.

2.        Попытка сделать их эмоционально насыщенными и интересными.

3.        Обеспечена педагогическая поддержка и помощь.

     

     Ввести в школе самоуправление - значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева школьной жизни, где каждому есть дело до всех и всем есть дело до каждого.

     При организации деятельности органов школьного самоуправления мы руководствуемся следующими принципами:

  1. принцип равноправия;
  2. принцип выборности;
  3. принцип обновляемости и преемственности;
  4. принцип открытости и гласности;
  5. принцип законности;
  6. принцип целесообразности;
  7. принцип гуманности;
  8. принцип свободы и самодеятельности;
  9. принцип ответственности.

Раздел 3. Структура самоуправления

Структура самоуправления в МС(К)ОУ №128 двухуровневая

Второй уровень

Совет школы

Первый уровень

Ученическое самоуправление в классных коллективах

Классное собрание

Совет класса

Рабочие органы самоуправления

Первый уровень

Ученическое самоуправление в классах

Совет класса

Информационный сектор

Трудовой сектор

Спортивный сектор

Учебный сектор

Второй уровень

Общешкольное самоуправление

     Орган второго уровня – совет школы. Он состоит из членов совета обучающихся школы, педагогов и родителей (председателей и заместителей председателя общешкольного родительского комитета).

     Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

Раздел 4. Основные функции органов ученического самоуправления:

Совет обучающихся:

  1. координирует деятельность всех органов и объединений обучающихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
  2. организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
  3. обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
  4. заслушивает отчёты о работе своих органов;
  5. решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности обучающихся в соответствии со своими полномочиями;
  6. организует соревнования между классами, подводит итоги;

      утверждает состав делегации обучающихся школы на городские мероприятия.

        

Раздел 5. Порядок создания и регламент работы Совета школы:

 5.1. Членами его могут быть выбранные классом активные ребята  2-х - 11-х  классов (1 - 2 человека  от каждого класса), имеющие желание работать в Совете.

        5.2. Выборы в Совет школы проводятся ежегодно в начале учебного года на классных собраниях.

        5.3. Совет школы на свои заседания собирается 2  раза в месяц.

Раздел 6. Документация Совета школы:

          6.1. Положение о школьном самоуправлении

    6.2. Протоколы заседаний

     

Раздел 7. Основные критерии эффективной деятельности Совета школы:

  1. включенность обучающихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею;
  2. умение обучающихся организовать деятельность коллектива;
  3. осознание ответственности за достижение совместных целей;
  4. умение анализировать и определять программу действий на перспективу.

Раздел 6. Основные функции управления.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

     

   анализ                                     планирование                          организация

основные функции управления

          контроль                           регулирование                           коррекция

     Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т.е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

     Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать? (в классе, в школе).

    Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ обучающихся.

     Регулирование и коррекция -  внесение изменений в функционирование самих обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития ученического самоуправления "Школярия"

Программа развития ученического самоуправления "Школярия"Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каж...

Развитие самоуправления учащихся.

В настоящее время каждый ребенок имеет возможность реализовать свои права не только в учреждениях системы образования, но и в клубах по месту жительства, в детских и молодежных организациях. Воз...

Обобщение опыта воспитательной работы по программе «Развитие творческого потенциала личности через самоуправление и сотрудничество».

Школа – это место, где до ребёнка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, ...

программа развития ученического самоуправления "Активная школа"

Материал для лиц, занимающихся вопросами ученического самоуправления...

ПРОГРАММА развития ученического самоуправления «ЛИДЕР» МОУ «СШИ №2» г. Магнитогорска

СодержаниеI. Пояснительная записка1.1.Актуальность1.2. Нормативно- правовая база1.3.Цель программы, задачи1.4.Принципы организации самоуправления1.5.Функции детской организацииII. Базовые подход...

Программа развития ученического самоуправления в школе

Программа развития ученического самоуправления в школе на примере МБОУ-СОШ №6...