Прекрасное своими руками.
методическая разработка (8 класс) по теме

Абдурахманова Галина Расуловна

Сценарий внеклассного мероприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prekrasnoe_svoimi_rukami.doc607.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Уметская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Социалистического Труда П. С. Плешакова

Уметский район Тамбовская область

Сценарий внеклассного мероприятия

Выполнила

классный руководитель,

учитель английского языка

        Абдурахманова Галина Расуловна,

        

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

  1. воспитание чувства любви к Родине;

  1. воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ;

  1. привитие вкуса к истинно русскому самобытному искусству;

  1. изучение народных обычаев, старинных песен и танцев;

  1. ближе соприкоснуться с творчеством народных умельцев;

  1.       воспитание любви к природе, ко всему живому и к человеку.

        

Приглашение на посиделки

Хозяйка. Добро пожаловать гости дорогие!

Хозяин.   Гость на гость – хозяину радость

                 Кого почитают – того и величают!

Хозяйка. Милости просим – пожалуйте в гости!

                 Заходите! Не пожалеете! Коли время имеете.

                 В нашем доме гостем будь

                 Потрудитесь отдохнуть.

                 Посиделки ждут гостей, заходите поскорей!

Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Хозяйка. Очень давно наши бабушки и дедушки устраивали посиделки, где в течение вечера звучали народные песни, танцы, где народные умельцы демонстрировали свое мастерство.

 Хозяин. И сегодня мы поговорим о художественных промыслах. Удивительные люди – народные мастера. Из дерева, глины, кожи, шерсти они создавали и создают настоящие чудеса.

Хозяйка.  Простую солонку он видит утицей, а шкатулку теремом, сарафан – алой зарей. Этим они вносят в жизнь праздник, красоту и радость.

Вступительное слово учителя

          Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Одной из величайших основ, на которой зиждется культура – память. Память – это хранение прошлого, забота о будущем. Хранить память – это нравственный долг.

         С уважения к прошлому своей страны начинается гражданин. Невольно вспоминаются слова А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». Как часто мы порой забываем об этом. Живы традиции народного творчества, сильна в людях тяга к красоте, неистощима фантазия мастеров. Не всякий может увидеть мир глазами художника и раскрыть его красоту людям, а только тот, кто по натуре художник. Народное декоративно – прикладное искусство результат творчества многих поколений мастеров. Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории связано с природой. Дерево, глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Сегодня мы соприкоснемся с этими удивительными вещами. Сказка живет рядом с нами, но мы её порой не замечаем, они нам кажутся лишь предметами быта. Мы поговорим об изделиях народных мастеров, которые оживляют и украшают нашу повседневную жизнь.

      Добрую магию вещей, сработанных искусным мастером люди чувствовали издревле и верили даже, что такая вещь может не только дарить радость, но и защищать от зла. Равнодушие неизбежно приводит к потерям, а потерять духовные, художественные традиции народа мы не имеем права, ведь именно уважение к ним называется патриотизмом, с чего в нас начинается чувство Родины.

   

Звучит тихая, плавная русская народная мелодия

1 рассказчик подходит к стенду, где находятся изделия

Собираю, разбираю

Васильковые цветы

Я тебя не забываю

Не забудь меня и ты

           Назови, подружка, цветик

           Самый милый и любой

           А подружка отвечает:

          «Колокольчик голубой»

    Человек  увидел в природе редкой красоты сочетание белого и синего, и загорелся мыслью перенести сверкающие переливы на белую гладь вазы. Никто не знает, кто был первым, но с давних времен эти изделия волнуют своей красотой.

     А начинается это так. Художник берет фарфоровое тесто, его обжигают, придают форму, наносят рисунок в сине–голубых тонах. Чтобы изделие стало сверкающе белым, его покрывают глазурью (стекловидный порошок, размешанный в воде). И теперь второй обжиг. А пришло это искусство из многочисленных деревень под Москвой: Гжель, Жгель, Огжель. Что в переводе означает «жечь». Теперь это рабочий поселок и люди работают на современных предприятиях с современным оборудованием. Увидишь сверкающий фарфор с голубым цветком и сразу узнаешь его – это «гжель».

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Ее назвали – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,        

Не встретите на свете вы

Красоты такой.

                                                                     Голубизну небесную,

                                                                     Что сердцу так мила,        

     Кисть мастера на чашку

     Легко перенесла.

     У каждого художника

     Есть свой узор любимый

     И в каждом отражается

     Сторонушка родимая.

     Ее трава шелковая,

     Ее цветы весенние –

     И мастерство волшебное

     Достойно восхищения.

Исполняется танец «Кадриль»

2 рассказчик, подходя к следующему стенду

       Ну что, узнали? Это наша матрешка. Ей почти 100 лет. А началось все вот как.        В конце прошлого века в художественную мастерскую привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках.                                               Я, бабушка Матрешка

Несу грибов лукошко

За мной родные внучки.

Идут, сложивши ручки.

И все они матрешеньки,

И все они милешеньки.

Все с аленькими щечками.                            

Под пестрыми платочками

Нарядные, пригожие на бабушку похожие.

      Везут их вовсе концы страны из села Полхов-Майдан, это большое село в Горьковской области. Это самая молодая игрушка. Родилась она в ХIХ веке. Умельцы ласково называют их «тарарушки». У старых умельцев учатся молодые. Искусство, выросшее на родной земле, входит в их жизнь.

    Сначала игрушку точат. Это занятие мужское. Точат бревно на токарном станке. Игрушку из Полхов-Майдана без росписи называют «бельем». Затем мастерицы покрывают поверхность изделия крахмалом, втирают его не один раз и сушат. Это повторяется много раз. Затем тушью наносится рисунок. Когда рисунок готов, его покрывают лаком и сушат.

   Цвета используют в основном яркие: красные, зеленые, желтые. Изделия покоряют своей яркостью и индивидуальностью.

                                        Кто матрешку сделал, я не знаю.

                                               Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой – Встанькой, как живая,

                                               Покоряет кукла белый свет.

                                               Где он краски брал, искусный мастер,

                                               В нивах шумных, в сказочном лесу?

                                               Создал образ неуемной страсти,

                                               Истинную русскую красоту.

                                               Выступает гордо, величаво,

                                               С удалой улыбкой на лице,

                                               И летит за ней по миру слава

                                               О безвестном мастере – творце!

3 рассказчик, подходя к следующему стенду

     Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетели к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды - и она стала золотой.

     Название «Золотая хохлома» очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и в деревнях Нижегородской области. Эта роспись родилась в конце XVII веке в селе Хохлома, где часто проходили ярмарки. Чтобы добиться такой красоты, деревянное изделие покрывают жидким слоем глины, пропитывают льняным маслом. Шпаклюют, покрывают еще раз лаком и просушивают. Затем поверхность очищают и натирают алюминиевым порошком, поверх которого выполняется роспись. Затем изделие покрывают олифой. Сушку проводят при температуре 120 С. Богатство этой росписи в том, что рисунок наносится свободно. Очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

Простые по форме

А радуют взор.

Богат и наряден

Чудесный узор.

По золоту фона

Затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется,

Попробуй, сумей-ка.

А где-то кудрины

По черному полю

Мерцают, как звезды,

В небесном раздолье.

Еще характерен

Для всей Хохломы

Чудесный рисунок

Волшебной травы

Звучит песня «Коробейники»

В класс входит коробейник

-  Располным – полна моя коробушка

   Есть шелка и кружева

   Подходи, душа моя, зазнобушка

   Посмотри, какая красота

(Достает и показывает кружева)

4 рассказчик, подходя к следующему стенду

     С чудесами мы встречаемся не только в сказках. Одно из таких чудес – кружево. В прошлом столетии девочек учили плести кружево еще совсем маленькими. Работали они в подвалах, чтобы влажный воздух придавал нитке эластичность. Время шло. Овладеть таким искусством не так уж просто. Мастерицу не заменит  никакая машина.

     Чтобы познакомиться с кружевницами, не обязательно ехать в Вологду, в Рязанскую и Липецкую области. Кружево плели не везде в России, но и тем ценнее было узнать, что его плетут и в Умете – это Копырюлина А. И., Полухтина В. Н., Климонтова В. Ф.. Их работы отправлялись на выставку в г. Тамбов. Палочки – коклюшки из сухого звонкого дерева их главный инструмент. Художник, занимающийся нанесением узора, должен чувствовать эту вещь, знать её особенности. Можно только восхищаться творческой фантазией и их мастерством. Их кружева покоряют нас прелестью узоров. Подходите, покупайте.

 По этому поводу у нас есть частушки  (исполняются частушки)

У меня на кофте белой

Кружева «снежиночка»

Как по улице пройдусь

Любуйся ягодиночка

Хорошо бы к сарафану

Кружевные рукава

Да боюся возле печки

 Изорвутся кружева

Повстречались мы с миленком

У лесочка на мосту

Про лесочек, про мосточек

Нынче кружево сплету

Мастерица, кружевница

                                                                    Девушка ученая

                                                              Научи меня плести

  Кружево крученое

                                   

Слово предоставляется одной из наших мастериц – кружевниц …

 Под тихий аккомпанемент аккордеона пряха прядет шерсть на самопряхе.

 Девицы поют песню «Пряха»

              В низенькой светелке, огонек горит

   Молодая пряха у окна сидит.

                                                  Молода, красива, карие глаза

     По плечам развита русая коса.

5 рассказчик ведет рассказ

       Издавна, на Руси, в светелках, перед лучиной девушки пряли пряжу. Так они коротали свои вечера. Из полученного мотка девушки вязали платки. Шерсть получали от овцы, для этого разводили на своем подворье пуховых коз. Затем вязали красивые пуховые платки. Особенно славятся оренбургские пуховые платки. Даже самые большие, 1,5 х 1,5, проходят в обручальное кольцо. Они отличаются большой ажурностью, в них не встречается 2 одинаковых узора. Из серого пуха тоже вяжутся платки, но из-за толщины ниток узор становится упрощенным.    

(идет демонстрация платков)

6 рассказчик продолжает, подходя к следующему стенду

     Графов – потомственный художник жостовского промысла. Его предки всегда жили в деревне Жостово, московской губернии. Дата возникновения жостовского промысла – 1825 год. Подносы изготовляли в деревнях Жостове, Троицком.

    Мастер – живописец наносит крупными мазками главные пятна будущей композиции. Роспись делают путем перехода от темного цвета к более светлым. В росписи, как - будто оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие полевые и садовые цветы. Вглядитесь в эту роспись и вы получите удовольствие не меньше, чем от музыки.

 

(показываются разные подносы под звуки лирической русской народной песни)

Список использованной литературы

  1. Блинов Г. Чудо-кони, чудо-птицы.- М.:Детская литература, 1977
  2. Газарян С. Прекрасное своими руками.- М.: Детская литература, 1979
  3. Данилова Л. Окно с затейливой резьбой.- М.: Просвещение, 1986
  4. Жегалова С., Жижина С. Пряник, прялка и птица Сирин.- М.: Просвещение, 1983
  5. Максимов Ю. У истоков мастерства.- М.: Просвещение, 1983
  6. Маловский А. Скачи, добрый единорог.- М.: Детская литература, 1986
  7. Тарановская Н. Маленькие чудеса.- Л.: Детская литература, 1981
  8. Яхнин Л. Веселое слово – Хохлома.- Издательство Малыш, 1987

.

 

7 рассказчик

      Древесина – один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов.

Хотите ль вы в душе проведать думы

Которым нет ни образов, ни слов;

Там, где кругом густеет мрак угрюмый

Прислушайтесь к молчанию лесов.

           Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось земли, корни – в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, строится, обогревается, дышит. Душа дерева – загадка. Дерево стало самым доступным и любимым материалом для мастеров. От поколения к поколению передавались умение и узоры. Цветные узоры очень разнообразны.

       На этих стендах представлены изделия из дерева, которые выполнены учителем труда Жуликовым И. Е.. А эти разделочные доски расписаны ярко и сочно учителем изобразительного искусства Сосновой И. А. Вглядитесь и вы увидите в них сказку. С прикосновением  резца к древесине происходило чудесное преображение вещи и у Кужелева А.. Здесь также представлены его работы. Самый ранний вид обработки дерева – это резьба. Резьба на этих шкатулках геометрическая и ногтевидная. Шкатулки покрыты лаком. А эта шкатулка выполнена в другом стиле, тоже ручная работа. Она инкрустирована камнями и бусинками, которые вшиты по бархату, что делает изделие ярким, красочным, нарядным.

                                           

В заключение все дети поют частушки

1.Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

                                                  2.  Золотая Хохлома,

Ею не налюбуются,

              И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

3. В Гжели делают посуду-

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

  4. Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

          Мастеров из славной Дымки

 Никогда нам не забыть.

5. Любовались гости чудом,

Громко восхищались-

Городецкой красотой

Сраженные остались.

6. Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

           В красоте, в таланте русском

 Весь находится секрет.

7. Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Всех гостей приглашают к столу на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ничков Н.В., Ничкова Т.А. Проект «Творите прекрасное - своими руками!»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся и понимается сегодня преимуществен...

Ничков Н.В. Образовательная программа дополнительного образования «Прекрасное – своими руками!»

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность.     В программе представлены учебно...

статья "Творите прекрасное своими руками!"

Созданная в соавторстве с Ничковой Т.А. образовательная программа дополнительного образования «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки на основе базовых фигур. 1 класс» является самодос...

конкурс "Прекрасное своими руками"

конкурс "Прекрасное своими руками"....

Образовательная программа Кружка декоративно-прикладного творчества «Прекрасное своими руками »

В процессе реализации образовательной программы осуществляется учебно-воспитательный процесс через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитани...

Рабочая программа "Прекрасное своими руками"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Прекрасное своими руками» МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки» Озинского района Саратовской области (далее ...