Мордовия, край мой отчий!
материал по теме

Закирова Айсылу Юнусовна

Краткое описание про мордовскую жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mordoviya.doc765 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Табар – Черкийская СОШ» Апастовского района РТ

Мордовия, край мой отчий!

Исполнитель: учитель татарского языка и литературы

Закирова Айсылу Юнусовна

Табар – Черки  - 2011г.

             МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии. Численность в России 1072,9 тыс. человек, в том числе в Мордовии 313,4 тыс. человек, в Башкирии (31,9 тыс. человек), Татарии (28,9 тыс. человек), Чувашии (18,7 тыс. человек), Самарской (116,5 тыс. человек), Пензенской (86,4 тыс. человек), Оренбургской (68,9 тыс. человек), Ульяновской (61,6 тыс. человек), Нижегородской (36,7 тыс. человек), Саратовской области (23,4 тыс. человек), в Сибири и на Дальнем Востоке (более 80 тыс. человек). Живут также в Казахстане (30 тыс. человек), на Украине (19,3 тыс. человек), в Узбекистане (11,9 тыс. человек). Общая численность 1150 тыс. человек. Мордва состоит из двух субэтносов - эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание). В Мордовии мокша расселена преимущественно в её западных и южных районах, эрзя - в восточных. Выделяются и небольшие этнографические группы: теньгушевская Мордва, именуемая иногда "шокшей" (по селу Шокша), проживающая в основном в Теньгушевском районе Мордовии, и каратайская Мордва, именуемая иногда "каратаями" (по селу Мордовские Каратаи), в Камско-Устьинском районе Татарстана. Будучи эрзянской, теньгушевская группа Мордвы подверглась частичной ассимиляции со стороны мокши, а каратайская Мордва, которую одни исследователи считают мокшанской, другие - эрзянской, третьи - эрзя-мокшанской, оказалась под сильным влиянием татар. финно-угорской группы уральской семьи. В эрзянском языке выделяются диалекты.Говорят на мокшанском и эрзянском языках: центральный, западный (приинсарский), юго-восточный (присурский), северо-западный (приалатырский), теньгушевский; в мокшанском - диалекты: центральный (в бассейне верхней Мокши и реки Иссы), юго-западный (районы верхнего и среднего течения Вада и Виндрея), северо-западный или западный (район нижнего Вада и Виндрея). Диалекты в языках Мордвы, проживающей за пределами Мордовии, изучены недостаточно. Распространён также русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - православные.Предки Мордвы - финно-угорские племена - населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во 2-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Этноним Мордва (Mordens) впервые упомянут в 6 веке. В процессе выделения эрзи и мокши (с 6-7 веков) большую роль сыграла территориальная обособленность древнемордовских племён Окско-Сурского междуречья и более южных, проживающих в верховьях рек Суры и Мокши.  На протяжении длительного времени Мордва контактировала с тюркскими народами (волжско-камскими болгарами, татарами) и Древней Русью. Этнической консолидации способствовали рыночные отношения и возникновение раннегосударственных объединений в 11-13 веках (видимо, летописная Пургасова волость и др.). Связи с русскими усилились после добровольного вхождения Мордвы в состав Русского государства в конце 15 века. К середине 18 века Мордва в основном была обращена в православие. Хотя Мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки язычества, часть из которых синкретизировалась с православиемОсновное традиционное занятие Мордвы - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.В Мордовии была создана многоотраслевая промышленность, в сельском хозяйстве созданы крупные механизированные зерновые хозяйства, развито животноводство на промышленной основе. С 1990-х годов в сельском хозяйстве всё шире распространяются разные формы арендного подряда, фермерство. Традиционные типы мордовских поселений в прошлом - деревни и сёла уличной планировки. Жилище - двух- или трёхраздельная изба со среднерусской планировкой, у мокши иногда - с западным вариантом южнорусской (см. в статье Русские). Для мордовской деревни характерно интенсивное обновление жилого фонда.  Основа традиционного женского костюма Мордвы - рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (эрзя - руця, мокша - мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Специфическое нагрудное украшение - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной. Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия. Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь - лапти (мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.

      Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас.До начала 20 века наряду с малой индивидуальной семьёй у Мордвы существовала большая неразделённая семья из 3-4 поколений потомков по мужской линии. В советское время распространилась малая семья. Между родственными семьями сохраняются традиционно близкие отношения; они совместно отмечают семейные праздники, оказывают взаимопомощь при строительстве дома, уборке урожая и др. Многочисленны межэтнические браки.

      Традиционный свадебный обряд сопровождался причитаниями невесты, приговорами дружки и других участников. Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы, а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа. В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.

      Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.

       В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, "корильные" и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.

       В 1990 в Саранске было учреждено культурно-просветительское общество "Масторава", ставящее своей задачей "самовыражение и реализацию воли народа".

                                   

      Флаг Республики Мордовия — государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года.
Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1/4 ширины флага. Соотношение сторон флага - 1:2 (на иллюстрации флаг показан с принятым в России соотношением 2:3).

          Герб Республики Мордовия — государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года.
Герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдический щита с гербом города Саранска — изображением бегущей лисы красного цвета, расположенной под тремя вертикально направленными вниз стрелами, на фоне флагa Республики Мордовия в середине. Герб обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна это национальное украшение женщин. Колосья перевитыми лентой маренового (темно-красного), белого и синего цветов (цвета флагa Республики Мордовия). Ha гривне находитcя семь орнаментов, означающих 7 городов республики: Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка, Саранск и Темников. В верхней части восьмиконечная розетка красного цвета — солярный знак, символ солнца.

Мордовский костюм

               Традиционный костюм мордовского народа имеет ярко выраженную этническую направленность, которая проявляется в особенностях покроя, выборе материала, украшениях, расположении декора. Ему свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль. Традиционная мордовская одежда развивалась по направлениям, соответствующим культуре основных локальных групп – мордвы-мокши и мордвы-эрзи.  
В ансамбле эрзянского костюма наиболее интересны рубахи: панар и покай, одинаковые по покрою, они отличились приемами декоративного оформления. Эрзянская рубаха носилась с небольшим напуском у пояса, покрой был туникообразным. Пышность форм создавал пулай (набедренное украшение), но пропорционально силуэт был уравновешен за счет значительной длины рубахи и своеобразного расположения вышивки. Поверх вышитой рубах женщины носили руцю, которая была различна по своему назначению: будничная, повседневная; плакальная; подвенечная; смертная и т.д. Традиционным элементом женского костюма был передник, архаичного типа, в виде прямоугольного куска холста, сосборенного в верхней части и закреплявшегося на фигуре с помощью завязок.

Костюм девушки-эрзянки. 20-30-е гг. XX в.
Кочкуровский район РМ, с. Семилей

Костюм молодой женщины-эрзянки. XIX в.
Симбирская губерния, Курмышинский уезд,
с. Аржадеево (ныне Большеигнатовский район РМ)

             По своему колористическому строю костюм мордвы-мокши является наиболее многоцветным. Рубаха-панар шилась из полотнища, перегнутого по утку пополам. Бока получались из двух более коротких холстин, согнутых по продольной нитке и прошиваемых к центральному полотнищу ниже рукавов. Рукава более длинные, чем у эрзянской рубахи. Грудной вырез  треугольной формы делался довольно глубоким. Спереди на подоле в центре располагался разрез. Под рубахой женщины носили штаны – понкст. Мокшанки носили поясные украшения-полотенца - кеска руцят, которые надевали по два, по четыре и даже по шесть штук.

Культура и традиции

Подробности

Сохраняется и развивается народное творчество мордвы. Оно стало многообразно. Это и ювелирное искусство, и вышивка, и узорное ткачество, и шитье бисером, хореография и устное поэтическое и музыкальное искусство. Декоративная резьба по дереву — еще один вид традиционного художественного творчества мордвы. Занимались им в основном мужчины. Орнаменты наносились на фронтоны изб, свадебные сундуки, ткацкие станы, прялки. В старину в длинные зимние вечера мордва устраивала посиделки, на которых женщины и девушки пряли, парни играли на различных музыкальных инструментах, работа и песня часто сменялись пляской.

Мордовский народ создал поразительное по красоте и стройности искусство много голосного хорового пения. Оно признано уникальным не только среди финно-угров, но и вообще в мировой музыкальной культуре.

Спортивная жизнь мордвы была неразрывно связана с трудом. Мордовский народ – стойкие, мужественные, смелые, упорные люди, способные встать на защиту своей семьи, родного народа и Отечества.

Уклад жизни народа требовал от человека ловкости, быстроты, внимательности, меткости. Бег, прыжки, плавание, лазанье и подтягивание, борьба, конные скачки, катание на лыжах, коньках, поднятие тяжестей, стрельба из лука, метание копья, топора, военно-спортивные игры, со стародавних времен были непременной частью обрядов посвящения подростков.

Из среды мордвы вышло немало выдающихся спортсменов,  чемпионов  мира  и  олимпийских игр.  Мордовские ходоки Ольга Каниськина, Валерий Борчин, Дениса Нижегородов в 2008 году признаны самыми лучшими в мире. Имеют мордовские корни чемпион мира по боксу Олег Маскаев, олимпийские чемпионы - гимнасты Алексей Немов и Светлана Хоркина, хоккеист – Александр Овечкин, борец греко-римского стиля – Алексей Мишин.

История Мордвы

Подробности

Древнемордовские племена до IV века нашей эры занимали обширную территорию Цнинско-Окско-Сурского междуречья. В  Верхнем Посурье проживала южная, так называемая пензенская, группа, другая - на Нижней Суре и в бассейнах рек Теша, Пьяна, Мокша и Цна.

Начавшиеся в IV веке изменения в составе населения Восточной Европы отразились на древнемордовских племенах. Увеличилась плотность древнемордовского населения в Верхнем Посурье из-за прихода новых родовых групп с Нижнего Примокшанья и Средней Оки.

В IV-VII веках мордовские поселения появились на правобережье Волги между устьями рек Сура и Ока. Часть рязано-окских племён продвинулась в Нижнее Примокшанье, где приняла участие в сложении древней мокши. Другая их группа устремилась в бассейн Нижней Оки, где приняла участие в формировании муромы. Мурома - финно-угорское племя, - жившее в Окско-Сурском междуречье, к началу II тысячелетия нашей эры было ассимилировано славянами. Часть муромы, переселившись в Примокшанье, участвовала в сложении древней мокши.Между мокшанскими и эрзянскими племенами происходили тесные интеграционные процессы. В междуречье Мокши, Теши и Пьяны мокша и эрзя смешивались. Но их дальнейшая консолидация и образование единой народности было приостановлено монгольским нашествием XIII века.

Мордовская национальная кухня

       Изобилие рыбы и дичи, разнообразие их видового состава нашло отражение в особенностях кулинарии у мордвы. Рыба была одним из основных видов пищевого сырья. Рыбу ели сырую, мороженую, вяленую, сушеную, кислую (квашеную), соленую или вареную. Национальным мясом у мордвы была зайчатина. Мясо и птицу тушили, пекли и варили. Для национальной кухни типичны отварные или томленые блюда, а точнее томленые мясо и рыба в сочетании с отдельно приготовленными отварными или пареными (томлеными) овощами (паренки). Мясо употреблялось для приготовления супов. Его также тушили с картофелем, капустой, а также заготавливали впрок: солили, сушили, коптили. Ливер в основном шёл для начинки пирогов, пельменей. Нутряной жир перетапливали или солили. На нем жарили, добавляли его в первые блюда. Из головы и ног делали холодец. Довольно часто употребляли мясо птицы и яйца. Из овощей национальными можно считать редьку и репу, из пряных трав - жеруху, хрен, ложечную траву, лук, сарану, борщевик, лесной хвощ (пермский подвид), крапиву, молодую сныть. Продукты огородничества - капусту, огурцы, лук и др. - ели в сыром, пареном, соленом виде. С ними готовили супы и щи. Грибы - также существенный элемент национального пищевого рациона. Их, как правило, отваривают, реже жарят, но охотнее всего солят, квасят и сушат.

            Садоводство было развито слабо, поэтому сладкий стол относительно скромен - в основном  в питании использовали дикорастущие растения: калину, черемуху, ягоды, щавель. Их ели свежими, сушили, делали начинку для пирогов.

           К национальным кондитерским изделиям можно отнести пироги с тертой сушеной черемухой, со свежей калиной (чевчелень-прякат) и пироги с щавелем, слегка подслащенным сахаром или мёдом. Мёд использовался широко. На основе мёда у мордвы созданы национальные обрядовые и праздничные блюда. Особое место занимает использование зерна для приготовления каш. Пшено, перловка, полба и рожь (черная каша) долгое время считались основным сырьем для приготовления кашиц - сильно разваренных каш, разжиженных затем водой, маслом или горячим молоком, с добавлением лесных трав и лука. Особенностью использования зерна является также фарширование крутыми кашами (в основном, пшенной) свиных кишок и обжаривание их в сале. Хлеб выпекался преимущественно из ржаной и пшеничной, реже ячменной и овсяной муки. Пекли его из кислого теста на закваске. Блины делали довольно толстыми из пшеничной, пшенной, гречневой, гороховой муки. Их ели с молоком, маслом, мёдом. В начале ХХ века они были вытеснены тонкими блинами из пресного теста. Из картофельного крахмала готовили лапшу.

          Из молочных продуктов использовали коровье и козье молоко, которое пили в сыром виде, использовали для приготовления первых блюд, мучных изделий, каш. В большом количестве употребляли кислое молоко. Его готовили из топленого молока, заквашивая сметаной или простоквашей. Из кислого молока делали напиток - ирьян, с добавлением соли. Для более длительного хранения из кислого молока делали пресованую массу - кольцягат. Её также могли разбавлять водой или молоком, в этом случае напиток назывался сузмой. Из молока делали творог, масло, в некоторых местах мордва делала сыр - крут.

Рецепты мордовской национальной кухни

Арям (напиток)
Молоко кислое – 100 г, вода – 100 г.
Кислое молоко разводят холодной кипяченной водой. Подают охлажденным.

Поза (напиток)
Свекла сахарная – 300 г, мука ржаная  - 40 г, солод – 20 г, дрожжи – 2 г, хмель – 1 г, сахар – 20 г, вода.
Сахарную свеклу очищают, шинкуют, заливают водой и тушат в теч суток. Остудив до комнатной температуры, вводят ржаную муку и смесь солодят в теч 6 часов. Вливают кипяченую воду, доводят сусло до кипения, снимают с огня, охлаждают и процеживают. На этом же сусле разводят дрожжи с небольшим количеством ржаной муки и сахара. Затем сусло соединяют с отваром хмеля и дрожжевой закваской и оставляют для брожения на 2-3 часа. Готовый напиток процеживают и хранят в холодном месте.

Кисель из меда
0,5 л воды, 100-150 г меда, 1 ст. ложка крахмала, 0,5-1 стакан сока клюквы или брусники, 2-3 кусочка сахара или 2-3 ч. ложки сахарного песка.
Мед развести горячей водой, довести до кипения, снять пену, влить разведенный холодной водой крахмал и, быстро размешивая его, заварить кисель. Прежде чем он окончательно загустеет, влить подслащенный клюквенный сок и подогреть, не доводя до кипения.

Брусника или клюква с репой
1 стакан ягод, 0,5-1 стакан тертой репы (редьки), 3-4 ст. ложки сахара или меда.
Для приготовления этого распространенного национального блюда используются только так называемые паренки, т. е. брюква, репа или редька, выпеченная в печи, а потому сухая, с особым приятным вкусом. Репа, отваренная обычным способом, в воде, не годится. Приготовление паренков: Овощи тщательно очистить от повреждений, кожуру снять, крупные клубни разрезать на 3-4 куска, плотно уложить в чугунок или горшок. Отверстие вверху плотно заткнуть чистой соломой (ржаной, овсяной, ячменной), чугунок перевернуть дном вверх на лист, который поместить в духовку. Все это должно томиться на умеренном огне до появления приятного запаха, сигнализирующего о готовности (примерно через 35-50 минут).
Горячие паренки можно подать как самостоятельное блюдо, на гарнир к мясу или как горячую закуску со сливочным маслом. Для сладкого блюда паренки остужают и натирают на мелкой терке, после чего смешивают с сахаром и ягодой.

Баланда
1,5 л молока, 1 л мелко сеченных листьев лебеды с добавкой чертополоха, 2 луковицы, 1 морковь, 1 ст. ложка манной крупы, укроп, 4-5 желтков крутого яйца.
Летнее блюдо мордвы-мокши. Чертополох обдать кипятком в дуршлаге, чтобы лишить его колючести. Затем соединить с промытой зеленью лебеды, мелко нашинковать вместе с морковкой, залить поллитром кипятка и дать слегка увариться до мягкости. Добавить измельченный лук, укроп, залить подогретым молоком и варить до закипания на слабом огне. В момент закипания засыпать через сито манную крупу и продолжать варить до пюреобразного состояния. Снять с огня, заправить желтками, дать постоять под крышкой 10 минут.

Полбяная каша
1 стакан полбы, 8,5 л простокваши, 0,5 стакана воды, 0,5 л молока, 100 г масла.
Полбу замочить на 4-6 часов (или на ночь) в смеси простокваши (или скисшего молока и кипяченой холодной воды), затем промыть в холодной воде и отварить на слабом наплитном огне в молоке или смеси молока с водой до готовности (каша не разваривается, каждое зернышко остается целым, готовность проверяется пробой на вкус после полного выкипания жидкости). Кашу укутать и дать выстояться 30-40 минут, после чего заправить ее маслом и подать к столу.

Селянка
Печень – 70 г, сердце – 100 г, легкие – 90 г, мясо – 100 г, лук репчатый – 30 г, морковь – 10 г, соль.
Нарезанные кубиками субпродукты и мясо кладут в порционный горшок, добавляют репчатый лук, морковь и соль и тушат до готовности. Отдельно подают маринованные огурцы.

Томленое мясо
Мясо (любое, особенно заячье) обычно томят крупным куском (2-3 кг) в печи (духовке) с небольшим количеством воды и луком в плотно закрытой посуде в течение 2-3 ч. В качестве гарнира используют лапшу, отварную морковь и паренки, приготовляемые отдельно, а в последнее время - отварной картофель.

Томленая рыба
Рыба, как второе блюдо, также приготавливается отдельно путем запекания в оболочке, т. е. фактически проходит процесс томления. Крупную рыбу чистят, прополаскивают проточной водой, тщательно, насухо вытирают и затем снаружи и изнутри натирают солью с черным перцем, небольшим количеством муки, завертывают в перо зеленого лука, щавель, поверх которого оборачивают пятью-шестью слоями листьев капусты или конского щавеля, молодого лопуха, иногда - клёна, обвязывают для прочности травой и в таком виде запекают в золе и углях костра. При соблюдении тщательности покрытия рыба остается варено-томленой. Гарниром к такой рыбе служат печеный лук, отварная и пареная морковь, печеный и отварной картофель. Подачу сырых овощей традиционная национальная кухня финно-угров, как правило, не знает, но теперь их уже употребляют.

Тувонь сывель максо марто (печень, жаренная со свининой)
Свинина – 45 г, печень – 35 г, лук репчатый – 20 г, жир – 5 г, гарнир – 150 г, перец, соль.
Свинину и печень нарезают брусочками и, обжаривают до готовности. Репчатый лук очищают от шелухи, мелко шинкуют и слегка пассеруют. После этого мясные продукты заправляют пассерованным луком, солью и перцем. Подают с жареным луком.

Цемант (пельмени)
Для теста: 2,5 стакана пшеничной муки, 2 яйца, 0,5 стакана холодной (ледяной) воды.
Замесить крутое тесто, дать ему расстояться 15-20 минут под влажным полотенцем, затем раска-тать в тонкий пласт толщиной до 1 мм (чем тоньше раскатано тесто, тем лучше). В пельменное тесто, раскатанное и нарезанное небольшими квадратиками 4x4 см или максимум 5x5 см, завернуть маленькие кубики жирной свинины или сала, крепко посоленные и обильно сдобренные мелкосеченым или пассерованным луком и черным перцем. Свернуть квадратики треугольниками, края теста защипать. Отварить пельмени в течение 20-25 минут в мясном или костном говяжьем бульоне. Есть их вместе с бульоном, посыпав его свежим укропом, петрушкой и дудником (зелень кервеля).

Щи из свежей капусты с курицей
Капуста свежая – 125 г, картофель – 80 г, лук репчатый – 25 г, морковь – 25 г, масло сливочное – 10 г, курица – 50 г, чеснок – 2 г, соль.
В кипящий куриный бульон кладут нашинкованную капусту и картофель, нарезанный дольками, и варят до готовности. В конце варки щи заправляют пассерованным уком и морковью и солят. При подаче в тарелку кладут кусок курицы. Отдельно подают дольку чеснока.

Шонгарям (пшенная каша)
1 стакан пшена, 0,5-1 л молока, 50-75 г сливочного масла, 150-200 г обрезков любого отварного мяса, 1-2 крутых яйца, 1-2 луковицы.
Пшено промыть несколько раз в холодной воде, затем обдать кипятком и варить до полуготовности (10 - 15 мин), чтобы не разварилось в воде, после чего жидкость слить, в кашу залить молоко, в котором уварить ее до густоты. Готовую кашу заправить маслом, мелко накрошенными кусочками мяса (зайчатины, свинины, говядины - любого) или курицы, рублеными яйцами и измельченным луком и тщательно размешать. После этого добавить в кашу небольшие кусочки верхней корки от свежевыпеченного черного домашнего хлеба (для этого срезается только сухая, зазубренная часть корки, совершенно без мякоти). Если домашнего хлеба нет, то покупной для этой цели лучше не использовать - он лишь испортит вкус каши, в то время как корка домашнего хлеба придаст ей особое вкусовое своеобразие (в этом случае каша должна постоять перед подачей 5-10 минут, чтобы корка упрела).

Известные представители

Подробности

Древний мордовский народ из века в век рождал достойных людей - певцов, сказителей, ученых, художников, военных. Благодаря которым мордва сохранила свою самобытную культуру и стала одной из основных опор великого Российского государства. Среди них:

Великий скульптор Степан Эрьзя (Нефёдов). Степан Нефёдов родился 27 октября (8 ноября) 1876 г. в эрзянском селе Баево в семье крестьянина. Можно сказать, что работы Эрьзя получили признание только после его эмиграции за рубеж. Первая успешная выставка Степана Нефёдова прошла в Париже, в 1927 г. Там он смог провести свою персональную выставку и поучаствовал в IV выставке «Художественный мир». Благодаря этим выставкам, Эрьзя смог получать некоторую сумму денег, что позволило ему переехать в Аргентину в 1927 г. Дальнейшая его деятельность было крайне успешной и плодотворной и лишь в 1950 г. он вернулся в СССР. К тому времени Творчество Нефёдова получило признание и на Родине, где ему выделили мастерскую в Москве в районе Сокола - Песчаных улиц в подвале, где Эрьзя работал и устроил постоянную выставку своих работ. Выставка пользовалась огромной популярность, стоит заметить, что при возвращении из Аргентины, Степан Нефёдов привёз с собой множество работ. В 1956 году Эрьзя был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Художник скончался в Москве 24 ноября 1959 года. Похоронен в Саранске.

           Первый мордовский ученый, этнограф – Макар Евсевьевич Евсевьев, создавший своеобразную энциклопедию жизни мордовского народа.

           Легендарный летчик – Михаил Петрович Девятаев, в годы Великой Отечественной войны сражавшийся в знаменитой авиационной дивизии Покрышкина.

    Патриарх Никон (Минов) – сыгравший большую роль в делах государственного управления Россией.

    Славный морской деятель и флотоводец, адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков – одержавший более 50 побед в морских сражениях, помогавший Суворову в операциях в Северной Италии.

  Выдающийся военоначальник, генерал армии Максим Алексеевич Пуркаев.

 Одна из лучших исполнительниц русских народных песен – Лидия Андреевна Русланова (Лейкина).

  Прославленный хирург, ученый – Николай Иванович Атясов, разработавший систему активного хирургического лечения ожогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка брейн-ринга "Знатоки отчего края"

Разработка брейн-ринга "Знатоки отчего края" для 7 -х классов...

Познавательная викторина "Отчий край"

Викторина призвана пополнить знания учащихся по краеведению....

За отчий дом, за русский край

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616139","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Познавательная викторина "Отчий край"

Познавательная викторина "Отчий край"...

Элективный курс "Мой отчий край - долина Баргузина!" для учащихся 10 - 11 классов

      Индивидуальная программа представляет собой элективный курс «Мой отчий край – долина Баргузина!» и предназначена для учащихся 10 – 11 классов средних общеобразовательных шк...

«Уголок России - отчий край». Интегрированный урок истории и ИКН РМЭ по истории марийского края в 18 веке.

Урок обобщения. Ученики на уроке в ходе работы при помощи учителя через разнообразные приёмы,  используя презентацию, вспоминая пройденный материал проводят паралель  в изучении истории Росс...

Методическая разработка "Кузнецкий край - наш отчий дом"

В публикации представлен сценарий краеведческой олимпиады "Кузнецкий край - наш отчий дом", посвященной 75-летию Кемеровской области...