Зимний календарь
методическая разработка (7 класс) по теме

Бурая Оксана Анатольевна

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия включает в себя разнообразные формы работы с информацией.  Ученики школы вместе со своими учителями литературы, истории, МХК прошли  дорогами зимних месяцев и сделали несколько остановок на страничках календаря, даты с которых отмечены в жизни русского народа, его истории и искусстве особым цветом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimniy_kalendar.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Зимний календарь»        

Цели:

Общеобразовательные.

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по различным темам  

   школьного курса.

2. Расширить представления детей  по некоторым дисциплинам.

Воспитательные.

1. Воспитывать любовь и интерес к изучаемым предметам.

2. Воспитывать вдумчивых учеников.

Развивающие.

Способствовать развитию памяти, мышления.

Оформление:

Презентация

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Мы рады вас приветствовать на нашем устном журнале «Зимний календарь». Сегодня ученики школы вместе со своими учителями литературы, истории, МХК поведут вас дорогами зимних месяцев: декабря, января, февраля. Вы все вместе сделаете несколько остановок на страничках календаря,  даты с которых отмечены в жизни русского народа, его истории и искусстве особым цветом.

В конце нашей встречи вас ждет викторина. И если вы окажетесь внимательными слушателями и сможете ответить на предлагаемые вопросы, то будете приятно удивлены.

Ведущий: Русский народ издавна с большим почтением и любовью относился к зиме, называя её КРАСАВИЦЕЙ, ЧАРОДЕЙКОЙ. О ней, о зиме, из поколения в поколение из уст в уста передавались пословицы и поговорки. Предлагаю вам вспомнить некоторые из них. Я буду называть вам начало пословицы, а вы должны вспомнить ее окончание.

Зима красна снегом, а осень хлебом.

Зима резвится не только в лесу, но и у нас на носу.

Зимой без шубы не стыдно, а холодно, а в шубе без хлеба – и тепло, да голодно.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

На морозе и старик вприпрыжку идет.

В зимний холод каждый молод.

Зиме да лету союзу нету. Помни это: зима, не лето.

Ведущий: Наш календарь открывается датой 5 декабря 1803 года. С чьим именем связана эта дата?

(Ответы детей)

Ведущий: 5 декабря 1803 года в селе Овстуг  Орловской губернии родился Фёдор Иванович Тютчев.

Имя этого поэта известно не только в России, но и за ее пределами. Федор Иванович Тютчев сделал дипломатическую карьеру, в 1857 году был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук. Поэтическое наследие Тютчева – проникновенная лирика природы. Одно из его стихотворений вы сейчас услышите в исполнении ученицы нашей школы.

Ученица: (читает стихотворение Ф. И. Тютчева)

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Ведущий: Следующая дата, на которой мы остановимся – 14 декабря 1825 года. Какое историческое событие имело место в этот день?

(Ответы детей)

Ведущий: На Сенатскую площадь утром 14 декабря 1825 года был выведен лейб-гвардии Московский полк, к середине дня подошли еще около 1100 моряков Гвардейского морского экипажа и шесть рот лейб-гренадерского полка.

Более подробно вам расскажет об этом событии ученик нашей школы.

Ученик: Декабристами называют участников восстания 14 декабря 1825 года.

Значительную часть декабристов составляли офицеры русской армии.

 Чего же хотели декабристы?

 Хотели провести переустройство общества. Для этого нужно было отменить крепостное право, уничтожить царскую власть.

Подготовкой восстания занимались в глубокой тайне.

19 ноября 1825 года умер император Александр I. Надо было присягать новому царю. Константин, брат Николая, отрекается от престола в пользу своего брата Николая. Новая присяга – Николаю I – была назначена на 14 декабря. Вот этой обстановкой «междуцарствия» и решили воспользоваться декабристы.

Рано утром 14 декабря 1825 года декабристы-офицеры вывели свои воинские части на Сенатскую площадь в Петербурге, к памятнику Петру I. Войска стояли на площади, ждали приказа действовать, но не получили его: руководители восстания проявили нерешительность.

 Николаю I удалось собрать войска. Восставшие были окружены и разгромлены. Многие участники восстания были арестованы, их приговорили к бессрочной каторге и сослали в Сибирь.

 5 руководителей восстания – П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, К. Рылеев, М. Бестужев-Рюмин и Каховский – были приговорены к смертной казни через повешение.

 После подавления восстания 14 декабря 1825 года большая часть его участников-декабристов оказалась на каторге в Сибири. Декабристы были культурными людьми, круг их интересов был очень широк, и годы каторги стали для них прекрасного человеческого содружества.

        Закончилась ссылка декабристов только со смертью царя Николая I. Немногим из них удалось дожить до освобождения.

Ведущий: Вы видите, что следующий листок нашего календаря имеет отношение к празднованию Нового года. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто знает, когда по календарю мы встречаем Новый год?

(Ответы детей)

Ведущий: Верно! Мы с вами встречаем Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. А знаете ли вы, что так было не всегда.

(Ответы детей)

Ведущий: Вы опять правы. Но не будем забегать вперед.  Этот листок напоминает нам о событиях 20 декабря 1699 года. В этот  день Петр I  издал указ о праздновании  Нового года на Руси  с 1 января. Предоставляю слово ученику нашей школы – знатоку событий тех лет.

Ученик: Прекрасный праздник – Новый год. Вспоминается елка, зимние детские забавы – санки, коньки, Дед Мороз, подарки…

Оказывается, так было не всегда.

Издавна на Руси Новый год начинался с 1 сентября. Почему? Потому что в это время урожай уже был собран, крестьяне могли отдохнуть и повеселиться; отсчет лет (летоисчисление) русские люди вели «от сотворения мира».

В Европе к тому времени, когда русским царем стал Петр I, существовало другое летоисчисление: и год начинался с 1 января, и отсчет лет велся от другого события – Рождества Христова.

Вот и получилось, что в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе – 1699 (от Рождества Христова).

Царь Петр был человеком решительным и одним махом покончил с этим неудобством.

20 декабря 1699 года он издал указ: «В знак…доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве… друг друга поздравлять с Новым годом; между тем по большим улицам…поставить украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых…кроме того, где место позволит, зажигать по ночам с 1 по 7 января смоляные бочки…»

В Москве, на Красной площади, 200 оружий салютовали Новому году в течение всей недели.

Так в Россию пришел Новый год – 1700, за которым начинался новый век – XVII, так появился новый календарь.

Ведущий: Перевернем листок. 28 декабря 1825 года – трагическая дата в истории нашего искусства. Ребята, кто помнит, с чьим именем связано это число декабря?

(Ответы детей)

Ведущий: В ночь на 28 декабря в гостинице «Англетер» трагически ушел из жизни тонкий лирик,

мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души Сергей Александрович Есенин. Только 11 лет творчества подарила судьба великолепному лирику. Сергей Есенин начал печататься с 1914 года в московских детских журналах. Стихотворение «Берёза», которое сейчас прозвучит в исполнении ученика нашей школы, - дебют    поэта.

Ученик: (читает стихотворение С. А. Есенина «Береза»)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ведущий: Откроем наш календарь на дате 7 января. Чем знаменательно это число?

(Ответы детей)

Ведущий: В этот день весь православный мир празднует Рождество Христово.  

Подробнее вам расскажет об этом празднике преподаватель МХК со своими учениками.

Преподаватель МХК: Рождество - один из самых главных христианских праздников.

В России в канун Рождества наступает тихий морозный вечер, ярко светит луна, звучно поскрипывает снег под ногами прохожих. Люди в этот вечер примечают и откуда ветер дует, и каков снег, и куда дым поднимается. Смотрят тревожно на звезды в небе, ведь звездная ночь обещает богатый урожай осенью.

Раздается первый удар колокола и все спешат в церковь. После службы молодежь устраивает катания с гор на лыжах и санях. Запрягают в сани гуськом лошадей, на каждую сажают мальчишку и пускаются во всю прыть по гладкой зимней дороге. Смех, веселье, шутки длятся целую неделю. На следующий день начинались святочные маскарады.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями: КОЛЯДКИ, ХОЖДЕНИЕ СО ЗВЕЗДОЙ, РЯЖЕНИЕ.

(дальнейший рассказ сопровождается выходом ряженых)

Ученик: Каждый старался изготовить себе личину – маску. Наряжались медведями, козами, петухами. Люди старались вырядиться так, чтобы никто их не мог узнать: мазали щеки черной сажей, привязывали к подбородку мочалку, приделывали усы.

Костюмами служили вывороченные тулупы, рогожи. Парни надевали сарафаны, девушки – кафтаны. С помощью палок создавалось что-то наподобие козы и начиналось шествие ряженых с музыкой и песнями.

Устраивались на Рождество вечеринки, не обходилось и без рождественских гаданий.

Ведущий: Посмотрим, что на следующей страничке. А здесь у нас стоят числа 7 – 13 января. Издавна на Руси в этот промежуток времени люди…

(Ответы детей)

Ведущий: Правильно! О том, как проходили гадания нам расскажут ученики нашей школы.

Преподаватель МХК: Так уж повелось, что чаще всего гаданиями занимаются девушки: их жжет любопытство о своем будущем, о женихе. Парни интересовались характером будущей невесты, ее красотой. Гадали на вечеринках, в банях, на посиделках.

Девушки наряжались и усаживались на лавках вдоль стен избы, напротив сидели парни. Посередине стола ставили блюдо с водой. Девушки бросали туда колечко, гребень, серьги, загадывали желание и начинали петь песню- предсказание: « Кому вынется - тому сбудется, кому сбудется - не минуется». После песни трясли блюдо и, не глядя, вынимали вещицу.

(дальнейший рассказ сопровождается показом гаданий)

        

Существовали следующие виды гаданий:

1. Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носом. В какую сторону носок повернется, оттуда и придет жених.

2. Гадание на поленьях.

3. Гадание на воске.

4. Гадание на зеркалах.

Преподаватель МХК: На следующий день  Рождества по христианскому обычаю колядуют.

Ученик: Латинское слово «календы» - название первого дня месяца у древних римлян – это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Молодежь со склеенной из серебряной бумаги звездой ходила по деревням, стучалась в дома, чтобы поздравить хозяев с праздником, спеть им песни, которые назывались « колядками» и получить подарки. Радушные хозяева выносят певцам угощение и те складывают их в специально приготовленный для этого мешок.

(выходят ряженые и поют колядки)

Ряженые:                        «Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества:

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем дворам,

По всем проулочкам»

Ведущий: Переходим к следующему зимнему событию. 15 января 1918 года и 29 января 1918 года. В недавно образованной Советской республике в эти числа были приняты два декрета. Как вы думаете, какие?

 (Ответы детей)

Ведущий: Посмотрите на подсказки на слайде.

(Ответы детей)

Ведущий: Верно, сейчас пойдет речь о Дне защитников Отечества, который мы празднуем 23 Февраля. Я предоставляю слово специалисту в этом вопросе.

Ученик: 23 февраля. Этот праздник в разные годы имел разные названия.

        Праздник этот стали отмечать после Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года. 15 января 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров была создана Рабоче-крестьянская Красная армия. 29 января создан Красный флот. В июле 1918 года издан Декрет о всеобщей воинской повинности мужчин в возрасте от 18 до 40лет. В бывшем Советском Союзе день 23 февраля назывался Днем Советской армии и военно-морского флота.

Современное название – День защитников Отечества.

Народ любит воинов.

 Кто главный герой русских былин?

Богатырь.

О ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок?

О нем – о русском солдате, который воюет отлично!

Среди редких памятников литературным героям есть памятник защитнику Отечества, солдату Василию Теркину.

В общем, День защитников Отечества – праздник всенародный.

Ведущий: А сейчас мы вам предлагаем немного отдохнуть, но с пользой для дела. Известно, что защитник Отечества отличается недюжинной силой. Приглашаем вас принять участие в конкурсе Армрейслинг. Победителя ждет приз.

(проведение конкурса)

Ведущий: На следующей страничке  – 29 января 1837 года. Это еще одна печальная дата в истории нашей страны, истории русского искусства. Скажите, пожалуйста, ребята, знакома ли вам она?

(ответы детей)

Ведущий: Действительно, эти печальные цифры напоминают нам о дне смерти великого русского поэта -  Александра Сергеевича Пушкина. Об этом вам расскажет ученица нашей школы.

Ученица: 27 января около пяти часов вечера Пушкин, защищая честь жены, был смертельно ранен на дуэли с сыном французского посланника Дантесом.  После двух неполных суток физических мук, благословив близких, простившись с друзьями, получив от императора обещание взять жену и детей «на свое попечение», исповедовавшись и причастившись, Пушкин умер.

Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге. На смерть поэта откликнулись стихами М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев,  А. В. Кольцов. У  его гроба побывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек.

Ведущий:  «Солнце русской поэзии закатилось», сказал Ф. М. Достоевский. Но остались его стихи, которые по сей день волнуют чувства читателей. Послушаем в исполнении ученицы нашей школы стихотворение «Зимнее утро».

 

Ученица: (читает стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»)

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

 И речка подо льдом блестит

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Ведущий: Следующий листок календаря не дает нам точной даты. Этот христианский праздник давно стал общенародным, и встречаем мы его с конца февраля до начала марта целую неделю. Кто догадался, о каком празднике идет речь?

(ответы детей)

Ведущий: Верно! Это ПРОВОДЫ ЗИМЫ или МАСЛЕНИЦА!

Давайте послушаем ребят нашей школы, которые занимались этим вопросом.

Ученик: В древние времена на Руси проводы зимы и встреча весны были связаны с именем Велеса – языческого бога плодородия и скотоводства. После того, как Русь приняла христианство, праздник этот сохранился. С XVI века  он стал называться масленицей.

Русские цари сами подавали пример широкому масленичному гулянью. Петр  I  сам открывал торжество на Масленицу. Русский царь прослыл неистощимым затейником в народных гуляньях: устраивал веселые катания на коньках по Москве-реке, карнавальное шествие.

Ведущий: У нас осталась всего одна страничка календаря – 18 декабря 2009 года. Кто узнал эту дату? Чем она знаменательна в истории нашей школы?

 (ответы детей)

 

Ведущий: Сегодня состоялось общешкольное мероприятие «Зимний календарь», к которому готовились и ученики, и учителя. А на листочке календаря сейчас появятся вопросы викторины, которые позволят нам выявить самых внимательных слушателей нашего устного журнала.

  1. Назовите стихотворения о зиме и их авторов.
  2. Какое событие произошло 14 декабря 1825 года?
  3. Когда начинался Новый год на Руси?
  4. Какими народными обычаями издавна сопровождалось Рождество?
  5. С какой целью в Рождество молодежь ходила колядовать?
  6. Назовите имя и фамилию литературного героя – защитника Отечества, которому поставлен памятник в нашей стране?
  7. С какого века проводы зимы стали называться Масленицей?
  8. Кто подавал пример широкому масленичному гулянию?
  9. Что вам запомнилось и понравилось в сегодняшнем мероприятии?

(После викторины проводится награждение участников мероприятия и самых внимательных слушателей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов. Зимний день здоровья "Зимние забавы"

День здоровья "Зимние забавы" разработан для учащихся 5-6 классов.Этот день один из самых любимых зимних праздников ребят Бехтеревской школ...

Внеклассное мероприятие в зимние каникулы "Путешествие по зимним тропкам"

дана разработка в форме спортивной игры с разными конкурсами и заданиями...

Спортивный зимний праздник "Зимние забавы"

Спортивного зимнего праздника "Зимние забавы"  проводится с целью показать детям привлекательность зимних месяцев года, развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет....

Календарь праздников часть 1 "Зимние праздники"

Современное состояние общества характеризуется кризисом социального взаимодействия между людьми. Следствием этой негативной тенденции являются многочисленные конфликты в различных сферах общественной ...

Консультация для педагогов: "Адвент-календарь или календарь-ожидания".

Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возрастаАдвент-календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направленная на развитие интереса к любой д...