Литературная композиция "Образчеловека. Облик человека. Красота человеческая"
методическая разработка (8 класс) по теме

Бюджетное  учреждение среднего профессионального образования

Ханты – Мансийского автономного округа – Югра

колледж – интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»

 

 

                         ЛИТЕРАТУРНАЯ  КОМПОЗИЦИЯ

«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА. ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА.

КРАСОТА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ»

 

 

 

 

 

 

                                                     Автор-составитель: Мануйлова С.С.

 

 

 

 

 

                              

                                      Ханты – Мансийск

                                                2012

Цель: показать на примере литературных произведений, произведений искусства внешнюю и внутреннюю красоту человека; духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о красоте души.

Оборудование:магнитофон, аудиокассеты или диски с записями красивых мелодий, репродукции картин с изображением красивых людей, высказывания великих о красоте: «О как природа опрометчива: то подлеца талантом наградит, то красотой поделится доверчиво с тем, за кого испытываешь стыд» А.Дементьев; «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А.П.Чехов; «Пускай во всём, что совершаешь ты, проступит след душевной красоты: и сила не во внешности твоей, а только в человечности твоей» Муса Джалиль; вырезанные из белой бумаги (А4) большие лепестки.

                                   Ход мероприятия:

Воспитатель:  Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о красоте человеческих лиц. О настоящей красоте лица и души. Тема нашей литературной композиции «Образ  человека. Облик человека. Красота человеческая». Я очень хочу, чтобы вы в любом человеке научились видеть и чувствовать красоту лица, души.

  1 ученик: Красота – понятие относительное. В разные времена представления о прекрасном менялись. Но неизменно красивым в лице человека оставалось отражение внутреннего вдохновения, чистоты чувств. Перед вами, ребята, репродукции картин разных художников, написанные в разное время. Мастера кисти считали эти лица красивыми. Мы можем согласиться с ними или нет, ведь и вкусы у нас, у людей, разные. Каждый из нас создал для себя определённые критерии красоты. Давайте сегодня поговорим о ней…     

   Посмотрите, пожалуйста, на портреты. Обратите внимание на лица.

Звучит песня в исполнении А.Серова «Мадонна» (1 куплет).

Показ портретов Лопухиной, Пушкиной.

              А.С.Пушкин «Красавица»

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В её сияньи исчезает.

Куда бы ты не поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце не питал

Ты сокровенное мечтанье,-

Но, встретясь с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

Н.Заболоцкий « О красоте человеческих лиц»

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мёртвые лица

Закрыты решётками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живёт и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка её на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Показ портрета А.А. Ахматовой.

Показ портрета Марии Лопухиной.

2 ученик:   Портрет Марии Лопухиной, написанный в 1797 году,- признанный шедевр Владимира Лукича Боровиковского. Он воплотил здесь представления  своего времени о женской прелести. Прелести удивительной, почти неземной.

А какие цвета находит Боровиковский в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль- сиреневая роза.

Голубые, сиреневые, жемчужно- белые, золотистые тона – нет ни одного резкого акцента.

Ничто не омрачает её  прекрасных черт – это подлинно ГАРМОНИЧНЫЙ человек в расцвете красоты.

Н. Заболоцкий « Очарована, околдована»

Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумасшедшая...
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, добрую, милую
...
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что не сбудется - позабудется,
Что не вспомнится, то не исполнится.
Так чего же ты плачешь, красавица,
Или мне это просто чудится?...

3 ученик:  Удивительная, романтическая красота Натальи Николаевны Гончаровой вызывала всеобщее восхищение.

      Как  о красоте Натальи Николаевны Гончаровой высказывался  А.Ф. Фикельмон: « Это очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая – лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением, - глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные…» ;

 « Госпожа Пушкина – жена поэта… очень красива и во всём облике есть что-то поэтическое… в её лице есть что-то кроткое и утончённое…»

  « Это образ, перед которым можно стоять часами, как перед совершеннейшим созданием творца», говорил  А. Ф. Бельтман.

4ученик:  У Пушкина было особое - торжественное, благоговейное отношение к красоте, как к дару –«гений чистой красоты», как к ниспосланной свыше благодати- «святыня красоты». Но, видимо, не только красота, - какое-то более сложное, глубокое  очарование пленяло его в Наталье Николаевне.

  « Жена моя прелесть не по одной наружности…»

   « Жена моя - прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание…»

5ученик:   Пушкин был очень привязан к Наталье Николаевне. Чувствами любви, нежности, доверия, восхищения, душевной открытости наполнены письма Пушкина к жене: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою я люблю ещё более твоего лица».

                 А.С. Пушкин «Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный Спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желанья.

Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Звучит песня в исполнении А.Серова «Мадонна» (2 куплет).

Воспитатель: Ребята! Но ведь есть такие лица, на которые не обращаешь внимания, не замечаешь их, или в глаза бросается их некрасивость…Всё вокруг нас бывает не только красивым и добрым, но и злым и неприятным. Так и человеческие лица бывают разными: красивыми и некрасивыми, добрыми и злыми. А лицо – это зеркало души. И именно об этом мы услышим в стихотворении Николая Заболоцкого « Некрасивая девочка»:

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, -

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

 

Показать портрет  А.А. Ахматовой.

Л. Татьяничева « У русских женщин есть такие лица»

У русских женщин есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша.

Чтоб в их чертах могла тебе открыться

Красивая и гордая душа.

Такая в них естественность, свобода,

Так строг и ясен росчерк их бровей…

Они как наша русская природа-

Чем дольше смотришь, тем ещё милей.

6 ученик:  Это лицо Анны Андреевны Ахматовой. Запомните это лицо, с ним мы встретимся ещё не один раз. Вместе с вами будем восхищаться её стихами, плакать над её трагической судьбой.  « Весь облик Ахматовой, высокой, худенькой, тихой, очень бледной, с печальной складкой рта, вызывал не то растроганное любопытство, не то жалость». С. Маковский.

 « Грусть была наиболее характерное выражение лица Ахматовой. Даже когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала её лицо особенно красивым… Невозможно оторваться от её лица…» Ю. Аненков.

А. Ахматова « На шее мелких чёток ряд»

На шее мелких чёток ряд,

В широкой муфте руки прячу,

Глаза рассеянно глядят

И больше никогда не плачут.

И кажется лицо бледней

От лиловеющего шёлка,

Почти доходит до бровей

Моя незавитая чёлка.

И непохожа на полёт

Походка медленная эта,

Как будто под ногами плот,

А не квадратики паркета.

А бледный рот слегка разжат,

Неровно трудное дыханье,

И на груди моей дрожжат

Цветы небывшего свиданья.

Звучит романс на слова И.С. Тургенева «Утро туманное»( 1куплет).

7 ученик:  Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное  я. Перед вами картины М. Врубеля. Кто узнал и может назвать полотна великого художника, которые стали классикой в изображении добра и зла (“Демон” и “Царевна Лебедь”).

       В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами. «Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь, — писал известный польский  педагог  ЯнушКорчак. —  Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред».

Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.

Вот человек — он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди,

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

 

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть — и глаз не отвести!

                                    Сергей Орлов.

8 ученик:   Чтение рассказа А.М. Горького «Красавица»:

«Жаркий летний день. На палубе парохода стоят люди. Все смотрят в сторону одной женщины. Чем же она обратила внимание? Женщина очень красива. Люди в очаровании наблюдают за ее движениями. Один юноша, поражённый красотой женщины, шепнул своему соседу: «Заговорите с нею. Мне хочется видеть, что даст речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. Тогда она, эта женщина... будет вдвойне хороша. Но женщина заговорила сама. «Вот как жарко сёдни! Взопрела   я». И все очарование сразу исчезло. Красота пропала!»

9 ученик:  Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы  его внутренний мир становился богаче, ярче, полнее. Необходимо постоянно работать над собой, повышать свой уровень, духовную культуру.

              Как странно всё ж устроен человек:

              Нам кажется, что всё в нём симметрично.

              Невидимая нить из века в век

             Соединяет  части  идентичны.

             На это глядя, можем мы решить,

             Что так же и симметрией души.

             Сущность человека не понятна,

             Нам не узнать, что у него внутри,

             И в светлых душах возникают пятна,

            А в черством сердце проблески зари.

Воспитатель:  Напишите на своих листочках-лепестках продолжение фразы «Красивый человек всегда…», « Красивый человек никогда…», «Хороший человек всегда…», «Хороший человек никогда..»

   Теперь зачитаем то, что у нас получилось (прикрепив  лепестки на доске к середине цветка. В центре цветка записано начало фразы. Например: «Хороший человек всегда…») На доске получилась цветочная поляна. Мы с вами тоже творим красоту.

10 ученик:

                      С  готовой, с красивой душой навек

                      Отнюдь не рождается  человек.

                      Ничто ведь само не строится.

                      Уверен, что скромником и бойцом,

                      Отзывчивым, умницей, храбрецом

                      Учатся и становятся!

                Но как это сделать? Легко сказать!

                Как сделать? А душу тренировать

                На искренность, на заботы,

                Как в спорте, как в музыке, как в труде,

                Тренаж нужен людям везде-везде.

                 Вот так и берут высоты.

                 Высоты всяческой красоты,

                 Любви и действительной доброты.

                 И нечего тут стыдиться!

                 Ведь ради того, чтоб не зря весь век

                 Носили мы звание «Человек»,-

                  Стоит, друзья, учиться!

                                                           Эдуард  Асадов. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы "О красоте человеческих лиц",посвящённый году учителя

Урок внеклассного чтения в 10 классе "О красоте человеческих лиц" по рассказу Вересаева "Состязание"и лирике русских поэтов. Урок посвящён Году Учителя ....

"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"

Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....

Внеклассное мероприятие по литературе. Тема: "Красота человеческая"

Отзывна внеклассное мероприятие «Красота человеческая». Целью данного мероприятия  является духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о ...

Урок литературы в 11 классе по рассказам В. Шукшина "О красоте человеческих лиц".

Знакомство с тематикой рассказов Шукшина, с разнообразием человеческих характеров в его произведениях, простотой и образностью речи героев....

Урок музыки „Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества ”

На материале урока показано единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью. ...

Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»

Дети знакомятся с опорно- двигательной системой человека на примере скелета. Повторяют особенности строения скелета человека. Выполняют кроссворды по теме урока. Знакомятся с канонами красоты в разные...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...