Блантер Матвей Исаакович. Творческий портрет композитора.
материал по теме

Максименко Елена Владимировна

По данной работе были проведены уроки и классные часы в разных классах, с целью более подробного знакомства с творчеством нашего земляка, талантливого композитора-песенника М.И.Блантера, а также донести до ребят материализованную в произведениях позицию автора и вступить, тем самым, в диалог с ним на духовном уровне.

 

Матвей Исаакович Блантер

/1903 - 1990 /

Песни Матвея Исааковича Блантера лю­бят и поют до сих пор, хотя они были написаны несколько десятилетий назад. Их можно услышать в кон­цертном зале и по радио, в исполнении известных ар­тистов и прославленных му­зыкальных ансамблей. Их поют дома и на улицах, во время веселых застолий и на встречах ветеранов, вспоминающих счастливые, а порой и трагические дни своей молодос­ти. Редкий композитор может похвастаться та­кой популярностью.

«Музыка "преследовала" меня все детство, — вспоминал композитор. — В реальном училище, куда я поступил восьми лет, был прекрасный хор. Им руководил наш любимец — учитель рисова­ния.

В класс он приходил со скрипкой и, играя наней, нежно аккомпанировал детским голосам. Это было чудесно!»

Музыка все больше увлекала Блантера, и он радовался любой возможности послушать хоро­шее исполнение. В Курск часто приезжали на га­строли известные музыканты из Москвы. Билеты стоили дорого, и мальчик устроился на «подсоб­ную» работу — переворачивал нотные страницы аккомпаниаторам только ради того, чтобы бывать на концертах.

В это время уже шла Первая мировая война, и из Риги в Курск переехало императорское музы­кальное училище, где работали отличные педаго­ги. К одному из них, А.Егудкину, и попал Блан­тер. Занятия оказались очень плодотворными. В четырнадцать лет Блантер приехал в Мос­кву и поступил учиться в филармоническое учи­лище в класс профессора А.Могилевского. Па­раллельно шли занятия и по теоретическим предметам.

Годы учения юноши совпали с революцией и Гражданской войной. Блантер оказался в бурном водовороте жизни и должен был определить свое место в ней. Тогда возникало множество театров и театриков, где ставили злободневные пьесы. Блан­тер стал музыкальным оформителем любительской эстрадной труппы, подбирал хлесткие частушки, помогал ставить острые водевили. На некоторое вре­мя судьба забросила его в воинскую часть: здесь срочно требовался аккомпаниатор. Но наиболее су­щественный период в творческой биографии Блантера был связан с театром Н.Форрегера. Этот театр пользовался поддержкой прогрессивных деятелей искусства. Его посещали Маяковский, Мейерхольд, Таиров. Заведующим литературной частью был Вла­димир Масс, он также был автором блестящих по­литических памфлетов, которые ставились в теат­ре. Художниками в этом коллективе служили бу­дущие известные кинорежиссеры С.Юткевич и С.Эйзенштейн, а композитором — Блантер.

Привязанность к сцене композитор сохранил на долгие годы. В 20-х годах он активно сотруд­ничал с передвижным театром, который был со­здан при журнале «Крокодил». Вместе с театром Блантер кочевал по стране, наблюдал рабочий быт строек и заводов и изображал увиденное в сатирических постановках. Первая оперетта так и не попала на сцену, а вторая была поставлена, но выдержала всего несколько представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blanter.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Матвей Исаакович Блантер

/1903 - 1990 /

По данной работе были проведены уроки и классные часы в разных классах, с целью более подробного знакомства с творчеством нашего земляка, талантливого композитора-песенника М.И.Блантера, а также донести до ребят материализованную в произведениях позицию автора и вступить, тем самым, в диалог с ним на духовном уровне.

 «Музыкальный корабль»

Листья вязов дрожат в серебре,

Тихо сосны звенят на бугре -

Это роща поёт на заре,

И раздольно плывёт по земле

Музыка, музыка...

Поднимаются волны стеной,

Ветер птицей летит над волной -

Это пенится море во мгле,

И слышна изумлённой земле

Музыка, музыка...

Слышен где-то взволнованный хор,

Песня вольно уходит в простор -

Это снова свои паруса

Подняла и плывёт в небеса

Музыка, музыка!

/ Вадим Семернин /

*******

Песни Матвея Исааковича Блантера лю бят и поют до сих пор, хотя они были написаны несколько десятилетий назад. Их можно услышать в кон цертном зале и по радио, в исполнении известных ар тистов и прославленных му зыкальных ансамблей. Их поют дома и на улицах, во время веселых застолий и на встречах ветеранов, вспоминающих счастливые, а порой и трагические дни своей молодос ти. Редкий композитор может похвастаться та кой популярностью.

«Музыка "преследовала" меня все детство, — вспоминал композитор. — В реальном училище, куда я поступил восьми лет, был прекрасный хор. Им руководил наш любимец — учитель рисова ния.

В класс он приходил со скрипкой и, играя на ней, нежно аккомпанировал детским голосам. Это было чудесно!»

Музыка все больше увлекала Блантера, и он радовался любой возможности послушать хоро шее исполнение. В Курск часто приезжали на га строли известные музыканты из Москвы. Билеты стоили дорого, и мальчик устроился на «подсоб ную» работу — переворачивал нотные страницы аккомпаниаторам только ради того, чтобы бывать на концертах.

В это время уже шла Первая мировая война, и из Риги в Курск переехало императорское музы кальное училище, где работали отличные педаго ги. К одному из них, А.Егудкину, и попал Блан тер. Занятия оказались очень плодотворными. В четырнадцать лет Блантер приехал в Мос кву и поступил учиться в филармоническое учи лище в класс профессора А.Могилевского. Па раллельно шли занятия и по теоретическим предметам.

Годы учения юноши совпали с революцией и Гражданской войной. Блантер оказался в бурном водовороте жизни и должен был определить свое место в ней. Тогда возникало множество театров и театриков, где ставили злободневные пьесы. Блан тер стал музыкальным оформителем любительской эстрадной труппы, подбирал хлесткие частушки, помогал ставить острые водевили. На некоторое вре мя судьба забросила его в воинскую часть: здесь срочно требовался аккомпаниатор. Но наиболее су щественный период в творческой биографии Блантера был связан с театром Н.Форрегера. Этот театр пользовался поддержкой прогрессивных деятелей искусства. Его посещали Маяковский, Мейерхольд, Таиров. Заведующим литературной частью был Вла димир Масс, он также был автором блестящих по литических памфлетов, которые ставились в теат ре. Художниками в этом коллективе служили бу дущие известные кинорежиссеры С.Юткевич и С.Эйзенштейн, а композитором — Блантер.

Привязанность к сцене композитор сохранил на долгие годы. В 20-х годах он активно сотруд ничал с передвижным театром, который был со здан при журнале «Крокодил». Вместе с театром Блантер кочевал по стране, наблюдал рабочий быт строек и заводов и изображал увиденное в сатирических постановках. Первая оперетта так и не попала на сцену, а вторая была поставлена, но выдержала всего несколько представлений.

Вскоре судьба Блантера изменилась. Умер отец, и надо было помогать семье. В поисках более инте ресной работы композитор стал кочевать по разным городам, меняя театры. С1926 по 1927 год он рабо тал заведующим музыкальной частью в ленинград ском Театре Сатиры, а в 1930 году уехал в уральс кий город Магнитогорск, где тоже работал заведу ющим музыкальной частью местного театра, отту да перебрался в город Горький и работал в театре миниатюр. Но где бы композитор ни работал, он не забывал напутствия своих учителей: «... надо искать своё. Вот в чем задача».

Первой своей настоящей песней Блантер считал песню на слова Иосифа Уткина «Мальчишку шлеп нули в Иркутске». Поэт хорошо знал имя Бланте ра. Он разыскал своего будущего соавтора, пришел к нему знакомиться и предложил вместе написать песню. «Должно получиться», — сказал Уткин.

Песня действительно получилась. Музыка чем-то напоминала широко распространенную тогда «По долинам и по взгорьям». Песня Уткина и Блантера тоже была посвящена Гражданской войне. В ней рассказывалось о шестнадцатилетнем мальчишке, который оказался в японском плену. Мальчишку жестоко пытали, но он не выдал своих товарищей.

Более 200 песен написано композитором. Но более подробно остановлюсь на той, которая впоследствии стала известна всей нашей стране - «Партизан Железняк» («Матрос Железняк»).

Приблизительно в  1935 г. судьба свела Матвея Исааковича Блантера с поэтом Михаилом Голодным, который работал тогда в редакции газеты «Правда». Блантер наиграл поэту свою мелодию, которая тому сразу понравилась. Они решили, что песня будет о партизане, погибшем за родной край. Через некоторое время поэт пишет текст. А когда газета «Правда» объявила конкурс на лучшую советскую песню, в нём приняли участие Блантер и Голодный со своей песней. Но текст песни был опубликован в газете отдельно, без музыки. И вот тут произошло нечто удивительное: в редакцию пошли сотни писем, в которых композиторы присылали свою музыку на эти слова. Свою мелодию к ним написал даже С.С.Прокофьев. Но в конечном итоге эти стихи остались с музыкой Блантера, хотя он и не выиграл конкурс. Прокофьев потом сказал ему: «Мы с Вами написали почти одно и то же - ритм у нас одинаковый. Но Вашу песню петь хочется». С.С.Прокофьев очень точно определил особенность не только этой песни, но и всех последовавших за ней.

А что же мы здесь слышим? Ярким преддверием к дальнейшему изложению звучит квартовый ход в мелодии - призывная сосредоточенность. Над чётким маршевым ритмом мы слышим напевную, протяжную мелодию, которую композитор создал из опевания главных ступеней. И здесь же - восходящие октавы, создающие напряжённость, призывность.

Слушание

Вслед за этой песней появляется «Песня о Щорсе», также на слова М.Голодного. Мелодия её в годы 1-й Мировой войны стала гимном греческих повстанцев. Обе песни, «Партизан Железняк» и «Песня о Щорсе», сразу вошли в репертуар Дмитрия Головина, Леонида Утёсова, Лидии Руслановой. МузГиз даже издавал листовки со словами этих песен, и весь тираж расходился мгновенно.

«Песня о Щорсе». Как только начинает звучать эта песня, даже не зная её, понимаешь, о каком историческом периоде жизни нашей страны идёт речь. Это чувство исходит из внутренней пульсации,   передающей   ритмику   движения   конницы. Мелодия переливается распевами, характерными для русской народной песни. Эта песня насыщена тем особым колоритом народных напевов, которые впоследствии можно услышать в большинстве песен композитора, особенно созданных до конца 60-х годов.

Слушание

В довоенные годы Блантер написал немало песен. Но лишь одна из них стала поистине «звёздной». Это, конечно, «Катюша», музыка которой была написана на стихи Михаила Васильевича Исаковского.

Одним из самых значительных событий в жизни Блантер считал знакомство с этим талантливым поэтом. Композитор и поэт были просто созданы друг для друга, хотя первый совместный опыт оказался неудачным. Первая созданная ими песня «Тётушка Арина», как говорится, «не пошла».

Тем не менее, вскоре М.Исаковский показал Блантеру начало своего нового стихотворения. «Это было удивительно, - вспоминает Блантер, - я попросил поэта оставить мне зачин его песни. Я буквально не находил себе места. Всё время повторял певучие слова:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой,

Выходила...

Вслушиваясь в слова Исаковского я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И, в частности, вот это: берег, на берег. Какая причудливая игра ударений! Ну, прямо-таки, как в весёлой народной припевке. Скорее всего, эта деталь окончательно определила подвижный характер «Катюши».

Эта песня была и маршем, и мечтательной девичье-лирической, и солдатским напевом с лихим посвистом в знаменитой синкопе, и удалой плясовой под гармошку. Почему? Да потому что всё это в ней есть... Её мелодия вобрала в себя традиции напевов городских и крестьянских, вокальных и плясовых, лирических и военных. Сплав их предельно органичен - в том и состоит мастерство».

Слушание

22 июня 1941 года на нашу страну обрушилось великое горе. Война.

В те дни тема «прощания» стала для нашего искусства очень актуальной. Задача, стоявшая перед художниками, была очень сложной: песня должна звучать по-новому – без уныния, без тоски-печали, с верой в будущее. «В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминал Блантер, - хотелось дать возможность солдату «пообщаться» с близкими, высказать сокровенные думы свои тем, кто находится где-то за тридевять земель в далёком тылу».

В первые же дни войны Блантер написал песню «До свиданья, города и хаты», опять-таки в содружестве с М.Исаковским, который слова этой песни продиктовал по телефону 23 июня 1941 года. «Несколько часов я не отходил от фортепиано. Вечером, когда музыка была готова, я позвонил Михаилу Васильевичу и спел в телефонную трубку «До свиданья, города и хаты». Утром следующего дня в союзе композиторов я показал новинку своим товарищам. А.Хачатурян, Д.Кабалевский, В.Шебалин, И.Дунаевский меня поддержали».

29 июня 1941 года новое сочинение под заголовком «Прощальная песня» напечатала «Правда». Песню подхватили сразу, ведь вся она пронизана характерными интонациями русской солдатской песни. Чёткий ритм походного марша в сочетании с мелодичностью русской народной песни, лихие распевки, подчёркивающие слова прощания - вот такая песня и должна была «сделать из каждого парня, уходящего на войну, Будённого, чтобы выиграть её».

Слушание

Вскоре появилась песня на слова Константина Симонова «Жди меня», а вслед за ней широко известная впоследствии песня «Моя любимая». Но, говоря об этой песне, вернёмся немного назад.

Осень, 1939 год. М.Блантер и поэты Владимир Луговской и Евгений Долматовский участвовали в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию. Они написали несколько песен («Казаки-казаченьки», «Марш 52-й дивизии» и др.) и тогда же начали работать над песней, впоследствии получившей название «Моя любимая».

Первый вариант стихов был неудачен, и Блантер, написав музыку, попросил поэтов сочинить другой текст. Но по «горячим следам» этого сделать не удалось, а вскоре Луговской вообще потерял интерес к сочинению песен.

И уже позднее, в 1941 году, Долматовский написал новые слова, звучавшие как воспоминание о походе 39-го года.

Песня эта стала очень близка фронтовикам. Многие бойцы бережно хранили переписанные от руки слова. Кстати, поначалу строка, ставшая названием песни, её рефреном, звучала по-другому:

В кармане маленьком моём

Есть карточка твоя.

Так, значит, мы всегда вдвоём,

Любимая моя.

Но однажды, работая над песней, композитор и поэт случайно спели «моя любимая». Но эта «неправильность» придала рефрену какое-то особое обаяние. Звучащая в ритме вальса, песня очень мелодична и насыщена повествовательной уравновешенность эмоций. Здесь слышны постоянные «взлёты» и «падения» мелодии, которые, благодаря распевам, звучат так мягко, так задушевно.

Слушание

«Огонёк», «В лесу прифронтовом», «Как служил солдат»... - более 50 песен написал композитор на военную тематику. Но дело, конечно, не в количестве, а в том, что многие из них стали символом прошедших времён, частью нашей истории.

«Сотрудничая с Константином Симоновым в годы войны, - вспоминает Блантер, - я написал песни разных жанров. Но, может быть, самой известной стала песня «Как служил солдат». Впервые она прозвучала в спектакле «Жди меня», где по ходу действия нужна была грустная, лирическая мелодия. Её должны были петь партизаны. Мы вместе с режиссёром Гончаровым «Сотрудничая с Константином Симоновым в годы войны, - вспоминает Блантер, - я написал песни разных жанров. Но, может быть, самой известной стала песня «Как служил солдат». Впервые она прозвучала в спектакле «Жди меня», где по ходу действия нужна была грустная, лирическая мелодия. Её должны были петь партизаны. Мы вместе с режиссёром Гончаровым решили, что это будет «старая», «народная» песня, якобы слышанная когда-то от дедов и прадедов. Песня органично входила в спектакль, но вскоре мы убедились, что песня эта живёт сама по себе. Её запели на фронте.

Удивительная песня. Слушая её, трудно поверить, что написана она нашим современником, а не в стародавние времена.

Повествовательная мелодичность сочетается с интонациями колыбельной. Вслушиваясь в «покачивающуюся» распевность, ниспадающие интонации, напоминающие плачи-причитания, невольно погружаешься в события двухсот-трёхсотлетней давности. Кажется, что в этой песне жизнь остановилась, и вдох можно сделать только со слезами.

Слушание

С берёз - неслышен, невесом -

Слетает жёлтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист...

Кто из фронтовиков может остаться равнодушным, слыша песню «В лесу прифронтовом». Как родилась эта песня? М.В.Исаковский, написавший стихи, отвечал на вопрос так: «Стихи написаны на Каме, в г. Чистополе, когда шёл второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу, композитору М.Блантеру. Спустя несколько месяцев услышал по радио «В лесу прифронтовом».

Блантер выбрал для этой песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, пробуждает воспоминания о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор «пристраивает» хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса «Осенний сон», и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омрачённым в памяти никакими тяготами войны. Но «В лесу прифронтовом» - не только лирика. Это ещё и песня, где ярко звучит тема героизма людей, идущих на смерть без оглядки. Эта мелодия звучит, порой, как призыв, как прощание...

Рассказывали, что когда в 1943 году песня впервые прозвучала в эфире, на радио позвонил солдат, лечившийся после ранения в одном из московских госпиталей:

- Гармонист, что «Осенний сон» играл, - я был. Фамилию автора не расслышал, наверное, из наших бойцов? Неужели нет? Откуда же он про меня знает? Словно всю войну рядом...

Слушание

Конец 1944 года. Советские войска воюют уже на территории противника, они рвутся вперёд, чтобы завершить разгром рейха, помочь народам Европы избавиться от фашизма. В эти дни на фронте появилась новая песня.

«Когда приблизилась победа над фашизмом, лицо русского солдата изменилось, - говорил Блантер. - Запылённое на фронтовых дорогах, оно выражало великую радость - радость воина, прогнавшего врага со своей священной земли... В одной из своих песен, как мне показалось, я что-то «нащупал». Правда, слов ещё не было. Но я знал: они будут. Их напишет Исаковский! И так же, как первую нашу военную песню «До свиданья, города и хаты», эту я тоже согласовал с Михаилом Васильевичем по телефону. Возникли стихи. И вот так появилась песня «Под звёздами балканскими».

Нужно сказать, что Исаковский, как правило, не писал стихов на готовую музыку, он делал это очень редко. Взыскательный поэт считал такие стихи слабыми и даже не включал их в свои сборники. Только эту песню, из написанных на готовую музыку, Исаковский признавал удачной, песню «Под звёздами балканскими».

Эта песня была первой, говорившей о пребывании советских воинов за рубежом. И от этого нового чувства грядущих перемен она как бы искрится вся изнутри. Одно только страстное начало «Где ж вы, где ж вы, очи карие?» вызывает желание, во что бы то ни стало узнать, где их прекрасная обладательница. На фоне весьма острого ритма радости разливается мелодия, «перетекая», как ручей, из одного распева в другой.

Слушание.

В 1945 году в свет выходит в свет «Песенка военных корреспондентов». Эта песня, по замыслу её автора Константина Симонова, предназначалась, так сказать, для «внутреннего употребления», для собратьев по перу, военных корреспондентов, для их дружеских встреч. О том, как она создавалась, Симонов рассказывает в своей книге «Разные дни войны». В январе 1943 года ему пришлось проделать долгий путь на машине с незнакомым водителем с Северо-Кавказского фронта на Южный. Оба боялись всяких случайностей. «Чтобы переломить себя, в дороге стал сочинять «Корреспондентскую песню» и просочинял её всю дорогу - почти двое суток. Машину трясло. Было холодно... Я закутался в бурку, вытаскивать из-под бурки руку не хотелось, поэтому песню сочинял на память. Написав в уме строфу, начинал твердить её вслух, пока не запомню. Потом сочинял дальше». Они, наконец, добрались до штаба фронта, и вскоре к Симонову подошёл военврач из штаба, стал придирчиво расспрашивать о здоровье. «Как потом под общий смех выяснилось, мой хмурый водитель, мрачно наблюдавший процесс рождения песни, явился в санчасть с сообщением, что с ним ехал ненормальный подполковник, который всю дорогу громко разговаривал сам с собою».

Песня поначалу напевалась на незатейливый мотив. Но настоящая её жизнь началась после того, как Симонов попросил М.Блантера написать музыку «Корреспондентской» для пьесы «Жди меня», которую ставили в Московском театре драмы. Особенно популярной она стала, когда её включил в свой репертуар Леонид Утёсов. Из всех радиодинамиков летела лёгкая мелодия, неся в себе необыкновенный заряд бодрости, оптимизма.

Слушание

Близился долгожданный конец войны. Многие солдаты, не получавшие вестей из дома, надеялись, что после окончания войны вернутся в родной дом, к своим близким, к спокойной, мирной жизни. Но многих ждало совсем другое.

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью,

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

В этих словах заложена трагически-ужасающая реалия жизни. Можно ли ещё с большей силой раскрыть трагизм положения человека, чем это сделал Михаил Исаковский в своём стихотворении «Враги сожгли родную хату»?

Блантер пишет на эти стихи музыку. Мелодия предельно проста, без всякой помпезности. За медленным поступенным развитием этой «плачущей» мелодии, наполненной безысходными, никнущими распевами, виден человек, едва передвигающийся под тяжким бременем горя. И где-то там слышен невырвавшийся наружу крик обездоленной души...

Слушание

1946 год. Война только что закончилась. Сколько горя, невосполнимых потерь... Но от этого, наверно, была только твёрже вера в то, что самое страшное позади, не может подобный ужас вернуться на нашу землю. А это значит, что нужно строить будущее, наполненное солнечным светом и любовью.

М.И.Блантер и М.В.Исаковский создают ещё один мелодико-поэтический шедевр - песню «Лучше нету того цвету». Эта песня долгие годы была неотъемлемым атрибутом любого праздника. Были случаи, когда, объявляя её название, добавляли - «народная песня». Слушаешь её и невольно начинаешь петь: «Вся душа моя ликует, вся душа моя горит».

Слушание

В послевоенные годы Блантер пишет песни с такими знакомыми названиями, как «В городском саду», «Грустные ивы», «Летят перелётные птицы», «Черноглазая казачка», «Перед дальней дорогой», «У крыльца высокого», «Солнце скрылось за горою»..., пять «Цыганских песен». В 1967 году был написан цикл песен-размышлений на стихи Булата Окуджавы. Конечно же, это далеко не все песни, написанные композитором в этот период времени. Но к какой бы песне мы не обратились, в каждой М.И.Блантер предстает как композитор, умеющий психологически тонко и исторически выверено отразить в своих песнях самые разные сюжетные линии, донести до слушателя национальный колорит: в одних - русская распевность, широта мелодии, и вот совсем уже по-другому звучат песни «Черноглазая казачка» и «Кони-звери» из «Цыганских песен».

Кто же не знает знаменитую «Казачку». Зажигательный темп, характерный для народов юга, темпераментные «взлёты» мелодии в самом начале распевов, диалогичность исполнения - всё это не может доставить удовольствия как при слушании, так и при исполнении песни. И совсем по-другому звучит песня «Кони-звери». Постепенное темповое и динамическое развитие - характерный нюанс цыганских песен. «Раскачивающийся» ритм, переходящий постепенно в чёткие рамки танцевальной цыганской музыки, опять же с характерной «оттяжкой» - и вот уже создаётся впечатление, что звучит настоящая цыганская песня.

Слушание

Написание песен «В городском саду» и «Перед дальней дорогой» разделяет всего один год. Обе песни - неотъемлемая часть жизни многих советских людей, живших в 60-е годы. Вальсовые ритмы этих песен были слышны в парках отдыха, из динамиков радио.

«Перед дальней дорогой» - песня возвращает нас к традициям ямщицких песен, к русской истории: «Присядем, друзья, перед дальней дорогой». Плавное движение вальсовой мелодии создаёт атмосферу мечтательности, наводит на размышления. Но в припеве всё вдруг изменяется. Мелодия «взлетела», как будто сделала вдох, стремясь к чему-то новому. И, казалось бы, дальнейшее развитие будет продолжаться на этом же динамичном подъёме... Но нет. В заключение мы слышим спокойную уверенность в завтрашнем дне.

Эта песня была особенно любима нашими космонавтами, которые сами пели её перед полётами. Композитор А.Новиков так сказал о песенном творчестве мастера: «У Блантера всё сказано в мелодии, его песни можно петь без   всякого аккомпанемента». Именно поэтому  песни М.И.Блантера,  написанные   несколько десятилетий назад, до сих пор сохраняют свою популярность, которая ждёт их и в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет композитора в литературе и кино. 8 класс

Презентация к уроку  "Портрет  композитора в  литературе  и  кино"...

Матвей Исаакович Блантер

Матвей Исаакович Блантер...

Творческий портрет композитора. И.О.Дунаевский.

Материал рассказывает о жизни и творчестве И.О.Дунаевского и посвящен 115-летию со дня рождения композитора....

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс...

Разработка урока по искусству 8 класс. "Портрет композитора в литературе и кино"

В музыке Моцарта разнообразно и глубоко раскрывается целая Вселенная, вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Искусство Моцарта неподражаемо глубиной и ...

Презентация "Портреты композиторов в отечественной живописи".

В данной презентации содержится информация о творчестве отечественных композиторов (о Чайковском, Свиридове,др.),  сведения об их портретах, написанных отечественными художниками....