Час общения "День Защитника Отечества"
методическая разработка (5 класс) по теме

Целью данного мероприятия  является патриотическое воспитание, формирование нравственных и гражданских качеств на героической истории и традициях российской армии и военно-морского флота. На занятии использовались ИКТ,элементы исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyati1.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

     Внеклассное  мероприятие «День Защитника Отечества»

Класс  5

Предмет  нравственное воспитание

Тема внеклассного мероприятия День Защитника Отечества

Цель: патриотическое воспитание; формирование нравственных и гражданских качеств на героической истории и традициях российской армии и военно-морского флота.

Задачи: 

1) познакомить с историей формирования армии России, ее становлении                      и развитии; 

2)развивать навыки общения, публичного выступления;

3) воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Форма проведения: час общения

Предварительная работа: разучивание стихотворений, песни «Моя Армия»; рисование на тему «Наша армия»; оформление девочками праздничных открыток;  подготовка детьми сообщений о службе в армии их родных; презентация.

Оформление и оборудование: классная доска оформлена рисунками детей; подготовлен ПК, диапроектор для показа презентации по ходу занятия.

План мероприятия:

1. Вступительное слово. Постановка целей и задач.

2. Информационный блок «История формирования Российской армии, ее становление и развитие».

3. Сообщения детей о службе в армии их родных.

4. Поздравление будущих защитников.

5. Подведение итогов занятия.

Ход занятия 

Ведущий: Великий праздник нам февраль принес

                         Защитникам Отечества – виват!

                         Убережет от пули и от гроз

                         Россию воин – доблестный солдат.

Совсем скоро 23 февраля наша страна будет отмечать государственный праздник - День Защитника Отечества (слайд 1). В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу. Защита Отечества - это священный долг каждого мужчины в нашей стране, поэтому все они проходят службу в армии. Как создавалась армия, кто был первыми нашими защитниками, и кто сейчас стоит на страже нашей Родины, об этом мы и поговорим сегодня на нашем занятии.

На тысячи километров раскинула свои просторы Земля Русская. Многие иноземцы мечтали завладеть землей нашей и народ сделать своими рабами. Но с незапамятных времен заступали дорогу врагам наши отцы, деды, братья, сыновья, мужья. С давних времен славилась Русь своими защитниками.

-Как вы думаете, ребята, кто были первыми защитниками нашей земли? О ком сложил свои песни и сказания, кого прославлял в своих былинах русский народ?

-Правильно, ребята. Первыми защитниками Земли русской были легендарные богатыри. Вот самые известные из них (слайд 2).

-Кто напомнит их имена? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

-Чем же прославились эти богатыри? За что их любят и помнят о них?  (ответы детей)

Все эти три богатыря служили киевскому князю Владимиру. На высоких холмах стоял Киев - град. За киевскими пригородами и селами тянулись леса дремучие, а за лесами тянулись степи без конца и без краю. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в плен. И вот чтобы сберечь от врагов землю русскую стали ставить в степи маленькие крепости - заставы богатырские. Собирались богатыри в дружины и разъезжали по степи на могучих конях. Зорко они всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?

- Давайте рассмотрим  снаряжение  русских богатырей. Во что они были одеты? Каким оружием пользовались? Ответы детей

Вот такие они были наши первые защитники, от которых по преданиям и пошла сила русского воина. Но эти боевые отряды еще нельзя было назвать армией. Первое постоянное войско в России появилось почти пятьсот лет назад. Как оно называлось, и кто его создатель расскажет нам Чендемеров Алеша. Сообщение ученика о стрельцах.

Первое постоянное войско в России было создано пятьсот лет назад царем Иваном Грозным (слайд 3) и называлось оно стрелецкое войско (слайд 4). Стрельцы были одеты в кафтаны с петлицами на груди, суконные островерхие шапки с меховым околышем. Каждый стрелец был вооружен ружьем, саблей и боевым топором с лезвием в виде полумесяца, насаженным на длинное древко. Стрелецкая служба была пожизненной. Сын стрельца, вырастая, обязан был служить в стрелецком полку. В свободное от походов время стрельцы жили дома, занимались мирным трудом. Но и в мирное время, обычно весной и летом, стрелецкое войско, отправлялось в военные лагеря поближе к границе, чтобы предупредить возможное нападение врага.

Это было первое постоянное войско, а вот создателем регулярной русской армии считают царя Петра первого (слайд 5). Сообщение ученика.

 Юный Петр  первый из товарищей своих игр создает два так называемых «потешных» полка (слайд 6). Слово потешный означает для игр, для забав, для потех. Ох и шуму было в Москве от них. Игры у царя были как настоящие  - с пальбой, кутерьмой, с взятием крепостей. Из этих своих потешных полков Петр Алексеевич создает настоящие полки – Преображенский и Семеновский. Они и стали началом будущей армии. Петр первый установил в армии строгую дисциплину. Младшие по воинскому званию обязаны были беспрекословно подчиняться приказам старших командиров. Он ввел воинские звания и приказал сшить всем солдатам форменную одежду. У каждого полка была своя форма. При Петре первом армия стала жить по Уставу. Петр первый был замечательным полководцем. Он участвовал во многих военных походах. Он учредил боевые награды-ордена и медали. Солдат награждали бронзовыми и серебряными медалями, а офицеров – золотыми. Петр первый считается и основателем русского военного флота (слайд 7). Он любил и отлично знал морское дело, кораблестроение. Петр первый построил военный флот на Балтийском и Черном морях. Россия стала военной державой.

-Нашу землю окружают разные страны и не все они относились к нам дружелюбно. Много сражений выпало на долю русских солдат, часто приходилось им отражать нашествия врагов. Это были отряды немецких рыцарей – крестоносцев, поляков, шведов, французов (слайд 8). Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявлялась в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество от врагов.

Ученик: Славны были наши деды,

               Помнит их и швед и лях,

               И парил орел победы

               На полтавских на полях.

               Знамя их полка пленяет

               Русский штык наш боевой,

               Он и нам напоминает

               Как ходили деды в бой.

 

                 Славны были наши деды,

               Помнит их и швед и лях,

               И царит орел победы

               На далеких на морях.

               Флаг российский осеняет

               Наш корабль боевой

               Он и нам напоминает

               Как ходили деды в бой.

Шли годы…, наступил 20-й век. 23 февраля 1918 года был подписан закон о создании в нашей стране специальных войск - армии. Тысячи добровольцев вступали в Красную армию для защиты Отечества от германских войск (слайд 9). Мужество простых русских людей, и их готовность сражаться за свою Родину спасли Россию от гибели. Только, в те далекие годы российская армия, совсем не походила на сегодняшнюю армию. Тогда еще не было таких суперсовременных ракет, самолетов и танков. В основном, наши  солдаты передвигались пешком, и войска эти так и назывались - пехота. А еще главным средством передвижения были лошади: на лошадях ездили бойцы и командиры, лошади перевозили пушки и повозки с ранеными. Бойцы, которые сражались сидя на конях, стали называться кавалеристами.

Только наша страна начала отходить от войны, подниматься на ноги, как снова война. Самая страшная и кровопролитная Великая Отечественная война (слайд 10). Мы не начинали эту войну, нам ее навязали. Она  принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Разорила сотни городов и сел. Лишила тысячи ребят отцов и матерей.  Но наш народ победил в этой войне. Наша страна сумела отстоять не только собственную свободу и независимость, но и спасла всю Европу от фашистского порабощения. Примером мужества и героизма стали подвиги русских солдат и офицеров во время Великой Отечественной войны. За геройские подвиги, храбрость и отвагу, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, свыше 11 тысяч военнослужащих были удостоены звания Героя Советского Союза и более 7 миллионов человек награждены орденам и медалями.  Мы склоняем голову перед всеми павшими и живым солдатами, нашими соотечественниками, перед всеми, кому мы обязаны жизнью и продолжением современной истории.

Ученик: У кремлевской стены, где раскинулся парк,

             Люди, молча, сняв шапки, стоят

             Там пылает огонь, и в земле рядом спит

             Вечным сном неизвестный солдат.

             Ты за нас воевал, ты за нас жизнь отдал,

             Чей - то сын, иль отец, или брат.

             Помним мы о тебе. О тебе говорим

             И поем неизвестный солдат.

             Мы приходим к тебе и приносим цветы

             Скромный дар благодарных ребят

             Мы клянемся тебе край родной так любить,

             Как любил неизвестный солдат.

 В память о героях Великой Отечественной войны мы посмотрим сейчас небольшой видеоролик. Он называется «О героях былых времен».

-Что вы чувствовали, когда смотрели эти кадры? (Ответы детей).

-Эти люди не пожалели своих жизней ради того, чтобы мы с вами сейчас спокойно жили, учились, играли. Поэтому мы не должны забывать об их подвиге и в трудную минуту также как они встать на защиту нашей Родины.

Вот так создавалась и крепла наша армия. В настоящее время защитницей страны является Российская армия.

-А почему армия наша  называется Российской  армией?

-Какие виды войск существуют в российской армии? Кто защищает нас на суше, на воде, на небе?

-Какие военные профессии вы знаете?

-А какие военные профессии мы можем увидеть на ваших рисунках? Работа с рисунками детей, находящимися на доске.

-Российская армия оснащена современной техникой и оружием. Защищает наше небо военная авиация (слайд 11). Она оснащена сложнейшей техникой - это вертолеты, сверхзвуковые самолеты - ракетоносцы, скорость которых превышает скорость звука, бомбардировщики. На вооружении авиации есть такие большегрузные самолеты, которые  могут перевозить по воздуху на большие расстояния войска, вооружение, боеприпасы, горючее, могут эвакуировать раненых и больных, высаживать десанты, перевозить танки, машины и другую военную технику.

Сухопутные войска - это мотопехота, мотострелки, танкисты, артиллеристы, связисты, минометчики, ракетчики (слайд 12). На вооружении этих войск танки, бронетранспортеры, защитные и реактивные установки, ракеты.

Ракетные войска стратегического назначения  оснащены самой мощной современной техникой, ракетами (слайд 13). Одни ракеты находятся под землей, в шахтах, но есть и более современные ракеты, которые могут передвигаться по земле, на колесных тягачах и по железной дороге.

Военно-морской флот имеет корабли новейшей конструкции (слайд 14). Они работают на ядерном топливе и во много раз больше кораблей, которые построил Петр первый. Это надводные корабли, морские авианосцы. Один корабль авианосец, например,  вмещает в себя 120 самолетов. Самый грозный корабль – атомная подводная лодка. Подводные атомоходы вооружены ракетами и торпедами. По нескольку месяцев плавают под водой эти стальные громадины, чутко прослушивая океан специальными приборами.

Ребята, вы сейчас увидели, как хорошо вооружена наша армия, но обладая такой техникой и оружием, наша страна никогда не на кого не нападала. С давних времен человечество сопровождают войны. Но в нашей литературе и в русских народных сказаниях нет былин, песен, преданий воспевающих захват чужих земель. В них мы не найдем гордого рассказа завоевателя. Не притеснение соседних народов, а защита своих рубежей - вот что составляет гордость русского воина. Чтение учащимся стихотворения «Российская армия».

Армию Российскую

Любят все у нас,

О Российской армии

Будет наш рассказ.

Наша армия родная

И отважна и сильна,

Никому не угрожая,

Охраняет нас она.

Оттого мы любим с детства,

Этот праздник в феврале.

Слава Армии Российской

Самой мирной на земле!

- Ребята, а почему нашу армию называют родной? Ответы детей.

В армии служат наши родные: папы, мужья, братья, сыновья. О том, как проходила служба их родных, расскажут нам сегодня  Малахов Иван и Ксения Салий (рассказ учащихся, сопровождается показом слайда 15,16).

-Мы с вами живем в мирное время: не слышно у нас свиста пуль, не гремят взрывы, но страна наша большая и есть на ней такие территории, как республики  Чечня, Дагестан, где это происходит и в наши мирные дни. Различные бандформирования не дают спокойно жить мирным людям и снова приходят на помощь наши солдаты, наша армия. Подчас ценой своих жизней сохраняют они мир и покой на нашей земле. Все они заслуживают самого высокого уважения потому, что каждый из них выполняет свой патриотический долг перед Родиной.

- Ребята, а нужно ли готовиться к службе в армии? Что уже сейчас мы можем сделать для того чтобы легче было служить?

-Готовиться к службе в армии нужно начинать сейчас, а не в последний день. Это ежедневная физзарядка, подтягивания, отжимания. Желательно научиться пользоваться иголкой и ниткой. Умение аккуратно заштопать порванную вещь, пришить оторванную пуговицу - все это очень пригодиться вдали от дома. Особенно полезно научиться быстро и аккуратно пришивать подворотнички. Это нужно будет делать в армии ежедневно. Необходимо уметь пользоваться мылом и стиральным порошком. Ведь известно, что в армии нет нянь и стиральных машин – автоматов, обстирывающих солдат. Тем не менее, солдат должен быть всегда чистым  опрятным. Научитесь правильно гладить брюки и рубашки. Даже в чистых вещах вы не будете смотреться аккуратным, если будете мятыми. Желательно научиться готовить элементарные блюда из простых продуктов. Например, нарезать соломкой и пожарить картошку; приготовить щи; суп из мясных и рыбных продуктов, яичницу. Это умение очень пригодиться при несении службы в караулах, нахождении солдат в полевых условиях.

Пройдет совсем немного времени, и наши мальчики тоже пойдут служить в армию и поэтому День Защитника Отечества – это и их праздник. Мы с девочками хотим поздравить мальчиков, и эти слова посвящаем вам, будущим мужчинам и нашим защитникам.

Чтец 1: Пока ты юн…, но ежели враги

            Вдруг вздумают пойти на нас войной,

Чтец 2:Наденешь ты бушлат и сапоги

            И встанешь за свою страну стеной.

Чтец 3: Направишь на врага ракету, танк,

              Торпеду - будет знать, как нападать.

Чтец 4: Но, милый паренек, чтоб было так,

             Ты тренируйся и учись на пять!

Чтец 5: И помни: только умный, сильный воин

             Побед в боях, любви в сердцах достоин!

Мы поздравляем вас ребята!

Желаем вам армейского здоровья

Силы воли, твердости духа…

Смелости и удачи

Пятерок всем в придачу!

В учебе и спорте не отставать!

В трудные минуты не отступать!

Девочки вручают поздравительные открытки, сделанные своим руками

Вечная мечта человечества - мир на всей земле. Она возникает у каждого нового поколения, но, к сожалению, существующий вокруг нас мир, еще очень далек от идеала. Почти каждый день мы слышим о возникновении новых военных угроз или столкновений. Поэтому наряду с мирными тружениками нашей стране долго еще будут нужны воины для защиты родного Отечества. Но ведь именно ради жизней других людей, своих соотечественников совершали свои подвиги, шли на сражения наши предки - солдаты Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны, крупнейшего события 20 века. И именно поэтому, ради мирной жизни на родной земле - достойно несут свою нелегкую службу наши современники (слайд 16).

-Нашу встречу я предлагаю завершить песней о нашей славной армии. Дети исполняют песню « Моя Армия».

Использованная литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Мы – патриоты». Классные часы и внеклассные   мероприятия: 1-11 классы-М.: ВАКО,2006.

2. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание/авт. – сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко.- М: ВАКО., 2009.

3.Нуждина Т.Д. «Мир людей». Энциклопедия для малышей. - Ярославль: Академия развития ,2000.

 

[1]


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок –путешествие по теме: «Волей Бога защитники», посвященный Дню защитников Отечества 7 класс

Pанятия на тему по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»....

Праздничная программа, посвященная Дню Защитника Отечества "Защитники земли Русской"

Праздничная программа, посящённая Дню Защитника Отечества "Защитники земли Русской" с конкурсной программой....

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. (Музыкально-поэтическая композиция ко Дню защитника Отечества.)

     23 февраля  принято  считать  днём  рождения  нашей  Армии.  Но  так  ли  это?  Официально – да!  Но  армия...

Торжественная линейка, посвященная Дню защитника Отечества «Слава Защитникам Отечества!»

Создание благоприятных условий для формирования представлений об истории создания праздника, посвященного Дню Защитников Отечества и его роли в современном обществе....

План-конспект игровой программы посвящённой дню защитника отечества для обучающихся объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «23 февраля – день защитника отечества»

Методическая разработка, посвящённая дню защитника отечества разработана для детей 6-15 лет. Проводиться в форме игры-викторины....

Внеклассное мероприятие к 23 февраля День Защитника Отечества для 5-6 класса День Защитника Отечества в 5-6 классе.

Цели: поздравить мальчиков с Днем защитника Отечества; закрепить изученный материал по предмету «История»; воспитывать чувство патриотизма; развивать ловкость и сообразительность....