Мастер класс "Первичная экологическая экспертиза продуктов питания по информации на упаковке
методическая разработка на тему

 

Задачи:

1.    Научиться  получать информацию о качестве пищевых продуктов по упаковке.

2.    Формирование биологической и экологической компетентности по вопросам: здоровье человека, здоровый образ жизни;

3.    Развивать навыки экспериментальной деятельности;

4.    Реализовывать экологическое воспитание, делая первичную экологическую экспертизу


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_2.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Судинская средняя общеобразовательная школа»

Конкурс Учитель года 2012

Мастер класс

Первичная экологическая экспертиза продуктов питания по информации, указанной на упаковке

Составила учитель биологии и химии

Месникова Галина Михайловна

с.Суда 2012 год

Мастер -  класс

Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке

Задачи:

  1. Научиться  получать информацию о качестве пищевых продуктов по упаковке.
  2. Формирование биологической и экологической компетентности по вопросам: здоровье человека, здоровый образ жизни;
  3. Развивать навыки экспериментальной деятельности;
  4. Реализовывать экологическое воспитание, делая первичную экологическую экспертизу

Целеполагание.

Живет ли свой век человек?

Лошади, чтобы вырасти, надо 3-4 года, а живет она 20-30 лет. Собаке необходимо 1,5-2 года, а доживает она до 15-20 лет. Человек же, который в среднем заканчивает формирование своей анатомической структуры примерно к 20-25 годам, по идее должен жить не менее 200-250 лет. Выходит, если следовать этой логике, человек умирает, не прожив 1\15 отпущенного ему срока.

Самый  главный источник многих болезней – это неправильное питание.

Часто человек не знает, как ужасно загрязнен его организм за многие годы переедания, из-за употребления безжизненной пищи.

Сегодня мы с вами:

  1. поучимся анализировать информацию на упаковке товаров;
  2.  познакомимся с различными категориями товаров, консервантами, пищевыми добавками, красителями , штриховым  кодом, знак соответствия российскому стандарту, маркировкой.

. Прежде чем мы приступим, давайте запишем проблемные вопросы, на которые вы должны будете мне ответить:

1.Как убедиться, что  определенный продукт, безопасен?

2.Как проверить качество товаров?

Актуальность. 

Известно, что производство продуктов питания было всегда трудоемким делом. Производители всячески старались увеличить производство, снизив при этом себестоимость. Для этого применяются удобрения, ядохимикаты, гербициды. А для увеличения сроков хранения продуктов питания применяются спецдобавки, красители, подсластители, консерванты и прочие достижения цивилизации.
На мировом рынке существуют три категории качества продовольственных товаров.

  1. Первая категория. В этих товарах количество и типы спецдобавок строго контролируется.
  2. Вторая категория. Качество товаров контролируется менее строго. Они производятся с учетом требований страны-импортера. Наличие на упаковке знака РСТ означает соответствие российскому стандарту.
  3. Третья категория. На эти товары не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок. Себестоимость их ниже, а производство выгоднее. К этой категории относится 80% продуктов питания, напитков и сигарет, поставляемых на мировой рынок.

Большая часть информации о составе продукта, условиях его хранения и срока годности должна быть указана на этикетке товара.

Там же помещается штрих- код. Первые две цифры - страна производитель, следующие пять цифр кода- предприятия изготовителя, следующие пять – кодируют наименование товара и его потребительские  свойства. Последняя цифра - контрольная, она используется для проверки правильности считывания штрихов сканером.

В продукты питания часто вводят различные добавки, которые придают им определенный вкус, цвет, запахи другие товарные признаки. Не все добавки одинаково безвредны. Среди них нередко можно встретить канцерогены- вещества вызывающие рак, мутагены- вещества, вызывающие генетические аномалии, что негативно отразится на потомстве. (Приложение 1).

Современный человек должен уметь хоть в общих чертах разбираться в этих жизненно важных вопросах. Информацию о качестве продукта можно получить не только со штриха-кода, но и с упаковки.

Итак, перед вами лежат листки с кодами стран-производителей, список наиболее вредных пищевых добавок.

Сегодня мы проведем первичную экологическую экспертизу по упаковке выданную каждому. Все результаты вы будете вносить в таблицу.

№ п/п

Показатель

 Результат экспертизы

Наименование продукта:

1

Информация на этикетке:

  1. Наименование предприятия –изготовителя, его адрес

  1. Наименование товара, его масса

  1. Состав

  1. Калорийность

  1. Дата изготовления

  1. Обозначение ГОСТа или ТУ

  1. Срок годности и условия хранения

  1. Наличие консервантов и пищевых добавок

2

Страна – производитель (по штрих-коду)

3

Подлинность штрих-кода

4

Группа пищевых добавок и консервантов

Задание:

  1. Получить упаковку какого-либо продукта и проведите первичную экологическую экспертизу его качества по пунктам, указанным в таблице. В графу «Результаты экспертизы» ставьте знак + или -.
  2. Определите подлинность штрих-кода следующим образом:

А) сложите все цифры, стоящие на четных местах.

Б) Полученную сумму умножьте на 3. Результат напишите на черновике. Это будет число А.

В) Сложите все цифры, стоящие на нечетных местах (без контрольной цифры)

Г) Прибавьте к этой сумме число А.

Д) От полученного числа оставьте только последнюю цифру и отнимите ее от 10.

Е) Если результат соответствует контрольной цифре, значит исследуемый вами товар - не подделка.

5. Сделайте вывод о качестве исследуемого вами продукта.

 Закрепление:

 .Учитель повторяет проблемные вопросы

1.Как убедиться, что  определенный продукт, безопасен?

2.Как проверить качество товаров?


№ п/п

Показатель

 Результат экспертизы

Наименование продукта:

1

Информация на этикетке:

  1. Наименование предприятия –изготовителя, его адрес

  1. Наименование товара, его масса

  1. Состав

  1. Калорийность

  1. Дата изготовления

  1. Обозначение ГОСТа или ТУ

  1. Срок годности и условия хранения

  1. Наличие консервантов и пищевых добавок

2

Страна – производитель (по штрих-коду)

3

Подлинность штрих-кода

4

Группа пищевых добавок и консервантов

№ п/п

Показатель

 Результат экспертизы

Наименование продукта:

1

Информация на этикетке:

  1. Наименование предприятия –изготовителя, его адрес

  1. Наименование товара, его масса

  1. Состав

  1. Калорийность

  1. Дата изготовления

  1. Обозначение ГОСТа или ТУ

  1. Срок годности и условия хранения

  1. Наличие консервантов и пищевых добавок

2

Страна – производитель (по штрих-коду)

3

Подлинность штрих-кода

4

Группа пищевых добавок и консервантов


Коды стран – производителей

Код

Страна - производитель

Код

Страна - производитель

1

2

1

2

00-09

США и Канада

560

Португалии

3-37

Франция

57

Дания

380

Болгария

590

Польша

383

Словения

599

Венгрия

385

Хорватия

64

Финляндия

400-440

Германия

690

Китай

460-496

Россия и СНГ

729

Израиль

471

Тайвань

73

Швеция

474

Эстония

76

Швейцария

475

Латвия

789

Бразилия

477

Литва

80-83

Италия

482

Украина

84

Испания

484

Молдова

858

Словакия

489

Гонконг

859

Чехия

45-49

Япония

860

Югославия

50

Великобритания

869

Турция

520

Греция

87

Нидерланды

529

Кипр

888

Сингапур

539

Ирландия

890

Индия

54

Бельгия, Люксембург

90-91

Австралия


Список наиболее вредных пищевых добавок

«РК»-вызывают расстройство кишечника;

«АД»- влияет на артериальное давление;

«С»- вызывает сыпи;

«К»- канцероген;

«Х» - способствует повышению содержания холестерина;

«П» - подозрительная группа;

«РЖ»- вызывает расстройства желудка»

«О» - опасный по ряду причин;

«ОО» - очень опасны;

«ВК» - вреден для кожи;

«З» - запрещен к применению;

Добавка

Расшифровка

Добавка

Расшифровка

Добавка

Расшифровка

1

2

3

4

5

6

Е 151

З

Е 250

О, АД

Е 211

К

Е 155

Р,О

Е 251

ВК, АД

Е 212

К

Е 154

РК, АД

Е 252

ВК, К

Е 215

К

Е 160

ВК

Е 255

О

Е 214

К

Е 171

П

Е 259

ВК

Е 215

К

Е 175

П

Е 240

К

Е 402

О

Е 180

О

Е 241

П

Е 405

О

Е 201

О

Е 242

О

Е 404

О

Е 216

К

Е 249

К

Е 450-454

РЖ

Е 219

К

Е 270

О для детей

Е 461-466

РЖ

Е 220

О

Е 280

К

Е 477

П

Е 222

О

Е 282

К

Е 504-505

О

Е 225

О

Е 285

К

Е 510

ОО

Е 224

О

Е 510

С

Е 515

ОО

Е 228

О

Е 210

К

Е 527

ОО

Е 620

О

Е 626-655

РК

Е 656-657

О

Е 907

С

Е 951

ВК

Е 952

З

Е 954

Р

Е 513

С

Е 512

С

Е 520

Х

Е 521

Х

Е 550

Р

Е 338

РЖ

Е 559

РЖ

Е 540

РЖ

Е 541

РЖ

Е 545

РЖ

Е 400

О

Е 401

О

Е 102

О

Е 104

П

Е 105

З

Е 110

О

Е 111

З

Е 120

О

Е 121

З

Е 122

П

Е 125

З

Е 124

О

Е 126

З

Е 127

О

Е 129

О

Е 130

З

Е 131

К

Е 141

П

Е 142

К

Е 150

П

Е 151

ВК

Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс по выбору "Экспертиза продуктов питания"

Работа включает программу практико-ориентированного курса по выбору для учащихся 9 класса "Экспертиза продуктов питания", инструкции для учащихся, инструкции для лаборанта, примеры проектов учащихся....

«Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания»

Цели:сформировать представление о категориях качества продовольственных товаров;определить источники загрязнения продуктов питания;научиться  проводить первичную экологическую экспертизу продукто...

Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.

Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....

Примеры инструкций для экспертизы продуктов питания

Инструкции для учащихся для проведения лабораторных работ на курсе по выбору в 9 классе...

Презентация к мастер-классу по теме «Продукты питания» в 3-м классе (УМК “Forward”)

Эта презентация была подготовлена для мастер-класса по объединённой теме «Продукты питания», которая изучалась в I полугодии 3-го класса, обучающегося по УМК “Forward”. Тема «Давайте напечём блины!» о...

Экологическая безопасность продуктов питания

В презентации рассмотрены вопросы, касающиеся загрязнителей продуктов питания, приведены основные рекомендации по употреблению продуктов....

Экологическая экспертиза продуктов питания

На современном этапе развития общества становится очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым...


 

Комментарии

Маслак Екатерина Николаевна

Уважаемая Галина Михайловна, большое спасибо за Ваш мастер- класс! Успехов Вам и всего самого доброго!