О милосердии
классный час (9 класс) по теме

Беседа с учениками о милосердии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassn.chas_.odt32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Легко ли быть добрым?

Диалог с молодежью

Ведущий 1. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей.

Уже в XIV веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжил в I веке нашей эры римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе, ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Ведущий 2. Английский писатель Исак Бентам, живший в ХУШ веке, утверждал: «Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим».

Вспомним и слова Льва Николаевича Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жизнь для других». А Карл Маркс - немецкий философ - говорил: «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Ведущий 1. Человеколюбие общества, семьи определяется отношением к детям, старикам, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье- Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться. Так получилось, что в какой-то момент в нашем обществе были утрачены часть моральных ориентиров и на первое место вышли желание как можно быстрее обогатиться, унизить ближнего, получить больше власти. Об этом говорят события, происшедшие в Беслане 1 сентября 2004, когда террористы взяли в заложники школьников. Это и взрыв в Америке Всемирного торгового центра, и захват террористами в октябре 2003 года около тысячи зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке в Москве.

Ведущий 2. Ныне возрождаются такие понятия, как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу.

Как вы думаете, что включает в себя понятие «доброта»? (Ответы и дополнения).

Доброта в глобальном понимании - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых, даже начинают раскаиваться в совершенном деле.

Ведущий 1. Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку выразил римский философ Марк Аврелий: «Когда ты сделал кому-то добро, и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься похвалы и награды за свое доброе дело?». Видимо, сознание сделанного добра - высшая награда для человека. «Против всего можно устоять, но не против доброты», утверждал французский мыслитель Жан-Жак Руссо.


Ведущий 2. Проблема доброты поднимается в произведениях классической литературы и современных авторов. В детстве все читали сказки, где добро всегда побеждает зло. Вспомним сказку Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек», где младшая дочь купца пожалела зверя лесного, чуда морского, когда она уехала домой и могла там остаться навсегда. Но она поспешила назад к своему чудищу на остров. Потому что знала, что без нее он погиСнет. Потому что не могла она отплатить ему за доброту и любовь его смертью.

Ведущий 1. Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник».

В этом произведении автор выразил веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей. Хозяйская дочь Дина, татарка по национальности, пожалела русского офицера Жилина, пленника своего отца. Она носила ему еду, несмотря на то, что за это ее могли наказать. Сложно сказать, почему она это делала. Может быть потому, что Жилин не обозлился на то, что его взяли в плен, и не стал проклинать своих врагов. А занялся рукоделием: делал из глины кукол, плел из прутьев плетенки; ремонтировал замки, часы. А затем Дина помогла Жилину сбежать из плена, потому что его могли убить.

Как вы думаете, легко ли Дине было помогать врагу своего отца, ведь она могла навредить себе, доставить неприятности своему отцу? Ведущий 2. Говоря об отношениях между разными людьми, хочется вспомнить книгу Валентина Распутина «Уроки французского». В ней речь идет о жизни деревенского мальчика, который после окончания начальной школы, уехал учиться в райцентр, за пятьдесят километров от дома. Жилось ему у чужих людей очень тяжело, и к тому же постоянно мучил голод. Это узнала учительница французского языка Лидия Михайловна. И попыталась хоть как-то помочь этому мальчику. Вначале она пыталась после дополнительных занятий по своему предмету накормить его ужином, но мальчик убегал прочь, и остановить его никакими силами было невозможно. Затем Лидия Михайловна собрала посылку с продуктами. Но поскольку она не знала, что передают из деревни, то положила туда такие продукты, что ее ученик догадался от кого эта посылка. Там были макароны, сахар и гематоген.

 Ведущий 1. (Зачитывается отрывок из книги). « - Почему ты решил, что это я?

  1. Потому что у нас не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
  2. Как! Совсем не бывает?! - она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.
  3. Совсем не бывает. Знать надо было».

Ведущий 2. Лидия Михайловна пообещала, что никаких посылок больше подсовывать не будет. Но помочь мальчику все-таки хотела и предложила поиграть с ней на деньги. И ухитрялась делать так, что он у нее выигрывал. Принимая деньги от Лидии Михайловны, он чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Закончилось это тем, что игру на деньги учительницы и ученика увидел директор школы Василий Андреевич. Через три дня Лидия Михайловна уехала, сказав, что вовиновата она. Несомненно, что Лидия Михайловна добрый человек. Но ее доброта принесла ей большие неприятности. Она прекрасно понимала, чем может закончиться ее игра на деньги с учеником, но все равно пошла на это.

Как вы считаете, нужно ли совершать добрые поступки каким-либо сомнительным способом?

Ведущий 1. О том, как непросто, иногда даже опасно, делать добро говорится в повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». В этом произведении рассказывается о трагической судьбе детдомовцев братьев Кузьминых: Сашки и Кольки, ^Кузьменышей - так их все звали. Случилось так, что Колька остался один - Сашку убили чечены. Убили очень жестоко.

Ведущий 2. (Зачитывается отрывок из книги)

« ...Сашка не стоял, он висел, нацепленный подмышками на острия забора, а из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы с развевающимися на ветру метелками. Один початок, его половинка, был засунут в рот, и торчал наружу толстым концом, делая выражение лица у Сашки ужасно дурашливым, даже глупым...».

Ведущий I. Колька не знал, что ему делать, потому что Кузьменыши  всегда и везде были вдвоем. Сашка был головой, а Колька руками и ногами.

 Ведущий 2. (Зачитывается отрывок из книги)

«...Он (Колька) катил свою тележку сквозь ночь и разговаривал с братом. Он говорил ему: «Вот видишь, как вышло, что я тебя везу. А раньше-то мы возили друг друга по очереди. Но ты не думай, я не устал, и я тебя доставлю до места. Может, ты бы придумал все это лучше, уж точно. Ты всегда понимал больше моего, и голова у тебя варила быстрей. Я был твоими руками и ногами в жизни - так уж нам было поделено, - а ты был моей головой. Теперь у нас с тобой голову отсекли, а руки и ноги оставили... А зачем оставили-то?..».

Ведущий 1. После гибели брата судьба свела Кольку с чеченским мальчиком Алхузуром. И, несмотря на то, что чечены убили Сашку, Колька подружился с Алхузуром. Алхузур ухаживал за больным Колькой, найдя его в беспамятном состоянии. А затем заступился за Кольку, когда его хотел убить чеченец. Лежа под дулом ружья Колька думал, что его сейчас убьют и они встретятся с Сашкой.

Ведущий 2. (Зачитывается отрывок из книги)

«...Они узнают друг друга. Они будут плыть над серебряными вершинами Кавказских гор золотыми круглыми тучками, и Колька скажет: «Здравствуй Сашка! Тебе тут хорошо?» А Сашка ответит: «Ну конечно. Мне тут хорошо». «А я с Алхузуром подружился, - скажет Колька.- Он тоже нам с тобой брат!» «Я думаю, что все люди братья», - скажет Сашка, и они поплывут, поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышали о войне, где брат сбивает брата...».

Ведущий 1. Но благодаря заступничеству Алхузура Колька остался жив.

После того как Кольку и Алхузура обнаружили русские солдаты, их отправили в детприемник. И здесь уже Колька всем говорил, что это его брат Сашка,   несмотря  на  то,  что  ему  не  верили,  потому  что  Алхузур  был

темноволосым и темнокожим и не был похож на русского мальчика. Колька мог просто оставить Алхузура одного и ничего для него не делать, ведь он был чеченцем, а чеченцы убили Сашку, его брата, который очень много значил в Колькиной жизни. Но Колька думал только об Алхузуре, - своем названном брате. Хотя, наверное, ему нелегко было это делать.

Ведущий 2. О вечном стремлении людей к добру, о борьбе добра и зла идет речь в {юмане Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня этого романа Маргарита, провела бал у В о ланд а, и ей было предложено за это исполнение ее любого, самого невероятного желания. И вместо того, чтобы думать о себе, о своих интересах, Маргарита подумала о Фриде - женщине, задушившей своего ребенка, которую Маргарита увидела на балу у сатаны.

Ведущий 1. (Зачитывается отрывок из книги).

« ...А вот это - скучная женщина, - уже не шептал, а громко говорил Коровьев, зная, что в гуле голосов его уже не расслышат, - обожает балы, все мечтает пожаловаться на свой платок.

Маргарита поймала взглядом среди подымавшихся ту, на которую указывал Коровьев. Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и, назойливыми глазами.

  1. Какой платок? - спросила Маргарита.
  2. К ней камеристка приставлена, - пояснил Коровьев, и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется, так платок уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, но ничего не помогает.
  3. Какой платок? - шептала Маргарита, подымая, и опуская руку.
  4. С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка...».

Ведущий 2. И вот после бала Воланд спросил у Маргариты, чего она желает за то, что была хозяйкой бала. (Зачитывается отрывок из книги). «...Дух перехватило у Маргариты, и она уж хотела выговорить заветные и приготовленные в душе слова, как вдруг побледнела, раскрыла рот и вытаращила глаза. «Фрида! Фрида! Фрида! - прокричал ей в уши чей-то назойливый, молящий голос. - Меня зовут Фрида!». И Маргарита, спотыкаясь на словах, заговорила:

  1. Так я, стало быть, могу попросить об одной вещи?
  2. Потребовать, потребовать, моя донна, - отвечал Воланд, понимающе улыбаясь, потребовать одной вещи!
  3. Ах, как ловко и отчетливо Воланд подчеркнул, повторяя слова самой Маргариты - «одной вещи»!

Маргарита вздохнула еще раз и сказала:

-        Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым
она удушила своего ребенка...

  1. Ввиду того, - заговорил Воланд. усмехнувшись. - что возможность получения Вами взятки от этой дуры Фриды совершенно, конечно, исключена - ведь это было бы несовместимо с Вашим королевским достоинством, - я уж не знаю, что и делать. Остается, пожалуй, одно - обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни!
  2.         Вы о чем говорите, мессир? - изумилась Маргарита, выслушав эти
    действительно непонятные слова...
  3. (Я о  милосердии говорю, объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. - Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках...
  4.         ...и, обратившись к Маргарите, спросил: - Вы, судя по всему, человек     исключительной доброты? Высокоморальный человек?
  5.         Нет, - с силой ответила Маргарита, я знаю, что с вами можно
    разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный
    человек.
    Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность  подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если
    она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь
    покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло».
  6. Ведущий 1. Получилось так, что Маргарита пожертвовала своими интересами ради Фриды.
  7. Это ли не доброта и самопожертвование для другого человека, когда, несмотря на собственные мысли и чувства, думаешь о счастье других?
  8. Маргарите непросто далось это решение, но она сделала свой выбор в пользу добра. Но этим не ограничивается в романе милосердие Маргариты. Даже будучи ведьмой, она не теряет светлых человеческих качеств. Когда Маргарита, крушащая дом Драмлина, видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика, то прекращает разгром. И, что удивительно, милосердие проявил и Воланд. Ведущий 2. (Зачитывается отрывок из книги).
  9. «... - Ну что ж, Бегемот, - заговорил Воланд, - не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь, - он повернулся к Маргарите, - итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя?
  10. Наступило молчание, и прервал его Коровьев, который зашептал в ухо Маргарите:
  11. Алмазная донна, на сей раз советую вам быть поблагоразумнее! А то ведь фортуна может и ускользнуть!
  12. Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника мастера, сказала Маргарита и ее лицо исказилось судорогой.

Тут в комнату ворвался ветер, так, что пламя свечей в канделябрах легло, тяжелая занавеска на окне отодвинулась, распахнулось окно, и в далекой высоте открылась полная, но не утренняя, а полночная луна. От подоконника на пол лег зеленоватый платок ночного света, и в нем появился ночной Иванушкин гость, называющий себя мастером...». Ведущий 1. Говоря о романе «Мастер и Маргарита», можно сделать  вывод:   Маргарита очень добрый  и высокоморальный человек, и  

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3,4,7,11 и за ответ «нет» на вопросы:2, 5,6,8,9,10,12.

Вы набрали больше 8 очков:

Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хПрошие отношения со всеми - всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.

Ощ 4 до 8 очков:

Ну что,же, ваша доброта вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков:

Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения...

Список литературы

  1. Аксаков СТ. Избранные сочинения [Текст] / СТ. Аксаков.-М.: Современник, 1984. - 527 с.
  2. Булгаков М. Мастер и Маргарита: роман[Текст] / М. Булгаков. - Спб.: Азбука, 2000. - 608 с.
  3. Лиханов А.А. Лежачих не бьют. Те, кто до нас: повести [Текст] / Альберт Лиханов. - М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005.-190 с.
  4. Анатолий Приставкин. - М.: ACT, 2004. - 268 с.
  5. Распутин В.Г. Уроки французского: повести и рассказы[Текст] Валентин Распутин. - М.: Худож. лит., 1987. - 479 с.
  6. Толстой Л.Н. Кавказский пленник: рассказ. Хаджи-Мурат: ;повесть[Текст] / Л.Н. Толстой. - М.: Дет. лит., 2001. - 203 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Странноприимный дом – памятник благотворительности и милосердия»

Творческая работа учащихся на тему "Мы открываем Москву".История Странноприимного дома - НИИ им.  Н.В. Склифосовского....

Классный час " Нужно ли нам сейчас милосердие?"

В этом  конспекте подобран материал о милосердных людях, продуманы вопросы, приглашающие детей к обсуждению этого вахного вопроса....

Родительское собрание "Что такое милосердие?"

Разработка  родительского собрания на тему "Воспитание милосердия в детях через личный пример родителей"...

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в путешествиях В.Я.Ерошенко"

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в произведениях В.Я.Ерошенко" представляет собой синтез научно-исследовательского компонента с обучающими видами деятельности. ...

«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»

Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....

Классный час "Поговорим о милосердии"

Классный час направлен на обучение учащихся  пониманию смысла человеческого существования и ценности существования других людей. Формирование представлений о милосердии....

Родительское собрание "Наполним милосердием сердца"

В материале данного родительского собрания рассмотрено понятие " милосердие", воспитание положительных моральных качеств подростков....