Терапия искусством воспитанников детского дома.
статья по теме

Сегодня возникает потребность максимально включить ребёнка в практическую игровую деятельность, связанную с его созидательным началом, с формированием его психологического и нравственного здоровья, мира чувств и эмоций. Подобной практической деятельностью, в которую с большим удовольствием включаются младшие школьники, является театральная педагогика. Особая специфика методики «театральной педагогики», разнообразие форм и широкий спектр воздействия на развитие каждой личности, игровые моменты позволяют ненавязчиво, без лишней назидательности влиять на  разностороннее развитие   ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kachalkova_seminar_po_zdorovyu.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

 Терапия искусством воспитанников детского дома.

Качалкова Е.А., Новокузнецк,

 МОУ «Детский дом-школа №95»

        Современному обществу нужна полноценная личность, обладающая физическим, психическим и нравственным здоровьем, то есть личность, владеющая физической культурой.  Физическая культура – часть образа жизни – направленная на гармоническое развитие всех природных сущностных сил:  морального духа человека, физического и духовного здоровья. В системе всестороннего совершенствования личности физическая культура составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, организации отдыха и полноты творческого самовыражения.

Особо остро встает вопрос формирования физической культуры у воспитанников детских домов, так как асоциальный образ жизни, наследственность ведут к задержке  умственного и физического развития, отклонениям в развитии личности. Так, по данным медицинского обследования ясно, что в большинстве случаев у воспитанников наблюдается расстройство психоневрологической сферы, нарушения в поведении типа психопоталогического синдрома, проявление различных видов неврозов,    возникает ряд нарушений (в развитии эмоциональной сферы, психофизических процессов, поведенческих навыков, физическом развитии), которые препятствуют прогрессивному  формированию здоровой личности воспитанника.

Следовательно, возникает потребность максимально включить ребёнка в практическую игровую деятельность, связанную с его созидательным началом, с формированием его психологического и нравственного здоровья, мира чувств и эмоций. Подобной практической деятельностью, в которую с большим удовольствием включаются младшие школьники, является театральная педагогика. Целью своей работы в данном направлении, считаю формирование и развитие духовно-богатой, физически-здоровой, социально-адаптированной творческой личности. Особая специфика методики «театральной педагогики», разнообразие форм и широкий спектр воздействия на развитие каждой личности, игровые моменты позволяют ненавязчиво, без лишней назидательности влиять на  разностороннее развитие   ребенка, решая на ряду со многими другими и задачи по формированию физической культуры воспитанников, такие как: сохранение и укрепление психологического и нравственного здоровья воспитанников; формирование потребности вести здоровый образ жизни; развитие стратегий и навыков поведения; расширение и углубление навыков санитарно-гигиенического просвещения воспитанников; формирование психофизических основ. Театральная педагогика, благодаря широкому спектру воздействия на воспитанника, реализует ряд функций, которые в комплексе ведут к развитию физической культуры детей:

  1. развивающую – совершенствование психофизиологических процессов (корректировка нарушений познавательной активности, развитие внимания, памяти, мышления, воображения, фантазии).
  1. воспитательную – формирование нравственного, коммуникативного, поведенческого потенциалов, что позволит моим воспитанникам лучше проявить себя в труде, уметь организовать полезное проведение свободного времени, правильно вести себя в коллективе, проявлять нравственную принципиальность и нетерпимость к злу, стремиться к творческому духовному толерантному общению с людьми.
  2. образовательную – знакомство с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности.
  3. оздоровительно-гигиеническую – развитие физических качеств (выносливости, способности преодолевать трудности, меньше утомляться,  стремления довести дело до конца, преодолевать нагрузки, укреплять волю), совершенствование санитарно-гигиенических навыков.
  4. просветительскую  - донесение до индивидуального сознания воспитанников мысли о необходимости спортивной работы и борьбы за здоровый образ жизни.
  5. здоровьесберегающую – формирование навыков межличностного общения, умения понимать друг друга, умения регулировать эмоциональное состояние, поведение и волевые качества, формирование навыков танцевально-двигательной и телесно-ориентационной техники, развитие чувства ритма, пластики движений, способности свободно и непринужденно держаться на сцене.

Стремясь к решению намеченных задач и к достижению поставленной цели, используя разнообразные методы (диагностические, информационные, практические, творческие) и формы организации воспитательной работы (урок, беседа, экскурсия, познавательно-развлекательная программа, утренник, спектакль, театральная постановка, фестиваль, праздничная программа), приобщаю воспитанников к миру прекрасного, к искусству и культуре театра. Активизирую познавательную деятельность школьников, что приводит к коррекции нарушений в данной области; развиваю творческие начала личности учащихся; содействую укреплению самодисциплины, самоконтроля, формированию навыков содержательного проведения досуга, что исключает возникновение отклонений поведенческого характера. В результате занятий в детской театральной студии у младших школьников формируется эмоциональная сфера,  рассматриваются модели социально – ролевого поведения и формируются  нормы коммуникативной компетенции, оптимизируются процессы развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движения. Сценическая деятельность способствует становлению коллектива, подчиненности общему замыслу, с одной стороны, и максимальному творческому проявлению каждого воспитанника – с другой.  Развитие ребёнка по указанным направлениям позволяет ему научиться выстраивать личностные модели поведения в процессе общения, то есть воспитанники приобретают социальный опыт, который необходим каждому человеку для успешного и спокойного существования в обществе и который детям – сиротам практически больше негде получить. Участие в театральных постановках позволяет детям найти средства и реализовать потребности в самовыражении и развитии личностных качеств, что происходит легко, непринужденно, естественно и, главное, по желанию ребенка. Подготовка к выступлениям позволяет развивать фантазию детей, учит их мечтать. Каждый выход на сцену наполняет жизнь ребенка яркими, разнообразными впечатлениями, способствуя накоплению увлекательных и интересных событий в его жизни, о которых он спешит рассказать близким ему взрослым людям, приобретая, таким образом, содержательный повод для общения с взрослыми, которого ему так не хватало ранее.         

        Наблюдая, отслеживая динамику становления личности воспитанника, замечаю насколько изобретательны и деятельны становятся дети, творящие радость. Такое удовлетворение потребностей не дается само по себе, оно возникает при разностороннем развитии личности, которое я реализую через театральную педагогику, и ведет к формированию физической культуры воспитанника.

Во-первых, потому что игра позволяет обнаружить скрытые способности ребенка и, при усложнении игровой задачи, развить их.

 Во-вторых, в этом процессе велико эстетическое воздействие искусства на ребенка. Используя возможности и средства разных видов искусства, я реализую успешное влияние на формирование личности каждого ребёнка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

В третьих, театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Идеи и образы в этом виде искусства раскрываются  в действиях живого человека, актёра. По действиям актёров мы узнаём о людях, изображённых на сцене, их чувствах, намерениях, для этого развиваю внимание и чуткость к действиям людей в жизни, умение видеть, «читать» смысл, значение, цель самых простейших действий человека. Характер человека на сцене, как и в жизни, раскрывается в процессе общения актеров друг с другом, в их взаимодействии, в столкновении, в борьбе. Это позволяет мне развивать коммуникативные способности воспитанников, знакомить ребят с моделями социального поведения, учить их общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировать на него. Итак, перевоплощаясь, дети не только надевают на себя чужой наряд, но и «примеряют» мысли и чувства другого человека, понимая их на столько, что начинают действовать от его имени. А значит, постепенно учатся властвовать и над своими мыслями, чувствами и поступками. А наука властвовать над собой, быть хозяином своих слов и поступков – самая трудная, но и самая необходимая на земле, особенно для наших воспитанников.

 Кроме того, и подготовка к спектаклям, и моменты изготовления декораций и костюмов, и сами спектакли  дают темы для совместного обсуждения, переживания, а, следовательно, развивают чувство эмоционального сплочения коллектива.

В - четвертых на занятиях театральной педагогики я развиваю у ребят наблюдательность, внимание, эмоции и память, ассоциативное образное мышление, чувство ритма – те качества, которые требуются в первую очередь для растущего человека!

Такие специфические предметы, как «Сценическое движение», «Сценическая речь», «Актерское мастерство» - позволяют научить грамотно пользоваться речью, пластично двигаться, способствуют укреплению здоровья.

Таким образом, постепенно происходит корректировка физических, моральных, психических и психофизических   отклонений, которые имели воспитанники, а так же дальнейшее успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирующих различные потенциалы личности, что способствует формированию физической культуры воспитанников, их всестороннему развитию и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"

Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

социальная адаптация воспитанников детских домов

материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...

социальная адаптация воспитанников детских домов

материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...

Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»

В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...