«Человек открывает вселенную»
методическая разработка (6 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по теме «Человек открывает вселенную».

Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к величайшему событию в истории России – первому полёту человека в космос. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmonavt.docx21.82 КБ
Файл kosmos.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме «Человек открывает вселенную».

Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к величайшему событию в истории России – первому полёту человека в космос.

Оборудование: компьютер, обручи, фанерный щит с изображением звёздного неба

Вступительное слово учителя.

Ребята,  вы знаете, что 2011 год объявлен Годом российской космонавтики. День,  когда впервые в мире был осуществлён полёт человека в космос навсегда останется в истории и в сердцах миллионов людей. Благодаря старательным усилиям наших знаменитых учёных нам сегодня доступен на первый взгляд недосягаемый и необъятный космос!

Вопрос №1

 Кто из учёных нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э. Циолковский)

Вопрос № 2

Назовите выдающегося конструктора  ракетно – космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса? ( Академик С.П.Королёв)

Учитель.

Действительно весь цивилизованный мир знает – путь человечеству в космос был положен нашей страной. Ещё более 100 лет назад Константин Эдуардович Циолковский утверждал, что человечество может освоить в целях своего качественного и количественного развития всё околосолнечное «эфирное пространство» и что для этого оно должно научиться делать «реактивные приборы», а именно управляемые пилотируемые жидкостные ракеты. Но это его высказывание осталось практически незамеченной – так как опережало время.

Выступления учащихся.

У нас самым верным и последовательным учеником К.Э.Циолковского был Сергей Королёв, который заехал в 1929 году к нему в Калугу, получив в честь первого знакомства небольшую брошюру учёного «Космические ракетные поезда»  и ознакомившись с ней навсегда связал свою жизнь с «новой техникой».

Первый в мире спутник был собран и испытан перед полётом в подмосковном Калининграде (ныне город Королёв). А в ночь с 3 на 4 октября 1957 года этот  первенец человечества поднялся в космос. Творение легендарного академика Сергея Павловича Королёва произвело неизгладимое впечатление на всех жителей планеты. Отсюда и берёт своё начало мировая космонавтика.

Да! Были личности!

Не пропадёт народ,

Обретший их во времена крутые!

Мудрёными путями Бог ведёт

Тебя, многострадальная Россия!

Попробуй, усомнись в твоих богатырях

До исторического века,

Когда и в наши дни выносят на плечах

Всё поколенье два – три человека!

( Н.А.Некрасов)

Учитель.

И этими «двумя человеками» можно назвать К.Э.Циолковского  и С.П.Королёва, которым мы все обязаны тем, что они поставили Россию в один ряд с самыми высоко – развитыми странами. Кто знает, может быть, они спасли её от гибели, дав ей в руки ракетно – ядерный щит.

Вопрос №3

Назовите космонавта,  совершившего первый космический полёт?  ( Ю.А.Гагарин)

Вопрос №4.

К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин осуществил первый космический полёт)

Выступления учащихся.

12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут утра по московскому времени впервые стартовал космический корабль «Восток» с человеком на борту. Им был лётчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968), который поднялся на околоземную орбиту и облетел планету за 108 минут. Задорное гагаринское «Поехали!»  услышали во всех уголках Земли.

Первый пилотируемый космический корабль имел общую массу 4,73 т. , массу спускаемого аппарата 2,4 т, диаметр 2,3 м. Космонавт в скафандре был в катапультируемом кресле. С помощью тормозной двигательной установки «Восток» сошёл с орбиты, затем отделился спускаемый аппарат. На высоте около 7 км пилот катапультировался и приземлился на парашюте. Ю.А.Гагарина называли Колумбом космоса, Первым гражданином Вселенной, Сыном Земли.

Космонавт № 1 родился в городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области. «Семья,  в которой я родился,  писал Гагарин,  самая обыкновенная ;  она ничем не отличается  от миллионов трудовых семей нашей Родины». Отец – Алексей Иванович Гагарин – был мастером на все руки, всё умел делать в крестьянском хозяйстве, но больше всего плотничал и столярничал; мать работала в колхозе дояркой.

В то историческое утро, встав ни свет ни заря, Алексей Иванович  отправился к реке,  чтобы на первом пароме переправиться на другой берег, где бригада в которой он работал заканчивала дом.

- Подхожу я, значит, к пристани, как догоняет меня «газон». Вы отец нашего великого героя майора Юрия Гагарина?» «Ошибаетесь, - говорю, - мой Юрка старший лейтенант, и до майора ему ещё летать и летать». « Уже долетел,  смеётся мужик, в космосе он, папаша, понимаешь? Первый человек в космосе. А вы садитесь в машину – и домой. Уже из Москвы звонили. Завтра там ждут.  Вы теперь отец всемирного героя». Что такое космос  и чего там Юрка сотворил, я так и не понял.

Да и никто, наверное, той ночью в Гжатске не мог себе представить, как уже через пару дней мир навсегда обалдеет от гагаринской улыбки. И какая слава обрушится на этого смоленского  паренька, чей отец  ночью  12 апреля 1961 года никак не мог понять, что же сотворил его сын.

В 1941 году будущий космонавт пошёл в школу, но учёбу прервала война. Окончив в Гжатске шесть классов десятилетки, Гагарин поступил в ремесленное училище №10 г. Москвы. Одновременно с постижением специальности литейщика – формовщика учился в школе рабочей  

молодёжи, окончив которую с похвальной грамотой, получил направление на учёбу в Саратовский индустриальный техникум. И здесь, по словам  Гагарина, « крепкими корнями врос в землю саратовского аэродрома».

В 10 часов 55 минут «Восток», через 108 минут после старта, облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном под зябь поле колхоза «Ленинский путь», юго – западнее города Энгельса, неподалёку от деревни Смеловки. Случилось как в хорошем романе: моё возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолёте…

Ступив на твёрдую землю, я увидел женщину с девочкой, стоящих возле пятнистого телёнка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошёл к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, тем шаги их становились медленнее. Я ведь всё ещё был в ярко – оранжевом скафандре, и его необычный вид, наверное, их пугал. Ничего подобного они ещё не видели.  (Из воспоминаний Ю.А.Гагарина)

Ю.А.Гагарин рассказывал о своих впечатлениях во время полёта в космическом пространстве.

- Дневная сторона Земли видна очень хорошо, хорошо различимы берега континентов, острова, крупные реки, большие водоёмы. Во время полёта мне довелось впервые собственными глазами увидеть шарообразную форму Земли.

Надо сказать, что картина горизонта очень своеобразна и очень красива. Можно видеть необыкновенный по красочности переход от светлой поверхности Земли к совершенно чёрному небу, на котором видны звёзды. Переход этот очень тоненький, как бы плёнка – поясок, окружающий земной шар.  Она нежно – голубого цвета.  И вот весь этот переход от голубого к чёрному  происходит необыкновенно - плавно и красиво. Даже трудно передать это словами.

С восторгом описывая космос , Юрий Гагарин продолжал:

- Луны я не видел. Солнце в космосе светит в несколько десятков раз ярче, чем на Земле. Звёзды видны очень хорошо: они яркие, чёткие. Вся картина небосвода значительно контрастнее, чем мы видим её с нашей земли.

(Газета «Коммунист», 14.04.1961)                

На месте приземления первого космонавта Ю.А.Гагарина поставлен памятник – стела с устремлённой в небо ракетой, а на постаменте у её подножия – одетый в камень сам Юрий Алексеевич. Скульптурное изображение космонавта создано руками энгельсского скульптора Клары Алексеевны Матвеевой. И вот с тех пор сюда не зарастает народная тропа, люди едут со всех концов страны, чтобы своими глазами увидеть место приземления космонавта №1. Много здесь побывало и наших земляков – ершовцев.

Этому событию предшествовали многочисленные эксперименты под руководством знаменитого главного конструктора Сергея Павловича Королёва (1907 – 1966): искусственные спутники Земли, геофизические ракеты и космические аппараты с биологическими объектами на борту – животными (собаками Лайка, Белка, Стрелка и т. д ), растениями, микроорганизмами. Учёные сделали вывод о реальной возможности полёта человека без ущерба для здоровья.

Первый в мире спутник был собран и испытан перед полётом в подмосковном Калининграде (ныне город Королёв). А в ночь с 3 на 4 октября 1957 года этот  первенец человечества поднялся в космос. Творение легендарного академика Сергея Павловича Королёва произвело неизгладимое впечатление на всех жителей планеты. Отсюда и берёт своё начало мировая космонавтика

Учитель.

Романтическое восприятие начала космической эры позади. Сейчас освоение космоса необходимо, прежде всего, в интересах экономики, науки, безопасности не только отдельных стран, но и мира в целом. Активно разрабатываются новые космические технологии, развивается рынок космических услуг, наступило время космического туризма. Космос уже не мечта, а действительность.

Выступление учащегося.

Сыны и дочери планеты голубой

Взмывают в высь, тревожа звёзд покой.

Налажен путь в межзвёздные пространства

Для спутников, ракет, научных станций.

Шагает эра космоса вперёд!

Ракеты продолжают свой полёт.

Стартуя с Байконура каждый год.

Привык к таким явлениям народ.

Учитель.

В конце нашего классного часа давайте немного поиграем.

Из желающих ребят создаются две команды.

Задание № 1. «Кресло космонавта»

Выбираются несколько человек желающих из каждой команды. Участники садятся в кресло и, не покидая его, пытаются собрать расположенные вокруг него десять предметов (расстояние до них должно составлять не менее полуметра).

Задание №2. « Кольцо»

Две команды, которые стоят параллельно друг другу. Напротив каждой команды лежит обруч. Участники каждой команды должны по очереди пролезть через обруч и занять своё прежнее место. Выигрывает та команда, которая раньше выполнит задание.

Задание №3. « Стрелы вселенной»

Перед каждой командой выставляется фанерный щит с изображением звёздного неба. Около каждой звезды - номер. Чем меньше звезда, тем больше её номер. С расстояния 4 – 5 метров участник команды должен попасть в одну из звёзд. Кто набирает наибольшее количество очков, тот и выигрывает.

Слово предоставляется жюри, которое определит победителя.

Вот и закончилось наше мероприятие.

Выступление учащегося.

Всех, кто с Земли за пультом наблюдает.

Как космонавты подвиг совершают,

И тех, кто отправляет корабли,

Стартующие с матушки – Земли, -

Всех кто с космической наукой в жизни связан.

Народ своей любовью им обязан.

Гордиться космонавтикой страна:

Она была и будет нам нужна!

Учитель.

Нам остаётся попрощаться и пожелать друг другу удачи, счастья, успехов и до встречи в межгалактическом пространстве.

Литература.

  1. Газета «Гудок», 2003г,  2004г,  2005г, 2006г
  2. Газета  «Степной край», 2001г, 2004г
  3. Внеклассные мероприятия. /Авт. – сост. О.Г.Черных, А.А. Дмитриев. – М.: ВАКО, 2008._ 256с. – (Мозаика детского отдыха)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Человек открывает Вселенную"

Слайд 2

Весь цивилизованный мир знает – путь человечеству в космос был положен нашей страной. Ещё более 100 лет назад Константин Эдуардович Циолковский утверждал, что человечество может освоить в целях своего качественного и количественного развития всё околосолнечное «эфирное пространство» и что для этого оно должно научиться делать «реактивные приборы», а именно управляемые пилотируемые жидкостные ракеты. Но это его высказывание осталось практически незамеченной – так как опережало время. Космические планы

Слайд 3

У нас самым верным и последовательным учеником К.Э.Циолковского был Сергей Королёв, который заехал в 1929 году к нему в Калугу, получив в честь первого знакомства небольшую брошюру учёного «Космические ракетные поезда» и ознакомившись с ней навсегда связал свою жизнь с «новой техникой». Верный и последовательный ученик К.Э.Циолковского

Слайд 4

Первый в мире спутник был собран и испытан перед полётом в подмосковном Калининграде (ныне город Королёв). А в ночь с 3 на 4 октября 1957 года этот первенец человечества поднялся в космос. Творение легендарного академика Сергея Павловича Королёва произвело неизгладимое впечатление на всех жителей планеты. Отсюда и берёт своё начало мировая космонавтика. Первый шаг в космос

Слайд 5

Да! Были личности! Не пропадёт народ, Обретший их во времена крутые! Мудрёными путями Бог ведёт Тебя, многострадальная Россия! Попробуй, усомнись в твоих богатырях До исторического века, Когда и в наши дни выносят на плечах Всё поколенье два – три человека! ( Некрасов) И этими «двумя человеками» можно назвать К.Э.Циолковского и С.П.Королёва, которым мы все обязаны тем, что они поставили Россию в один ряд с самыми высоко – развитыми странами. Кто знает, может быть, они спасли её от гибели, дав ей в руки ракетно – ядерный щит.

Слайд 6

12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут утра по московскому времени впервые стартовал космический корабль «Восток» с человеком на борту. Им был лётчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968), который поднялся на околоземную орбиту и облетел планету за 108 минут. Задорное гагаринское «Поехали!» услышали во всех уголках Земли. Первый пилотируемый космический корабль имел общую массу 4,73 т. , массу спускаемого аппарата 2,4 т, диаметр 2,3 м. Космонавт в скафандре был в катапультируемом кресле. С помощью тормозной двигательной установки «Восток» сошёл с орбиты, затем отделился спускаемый аппарат. На высоте около 7 км пилот катапультировался и приземлился на парашюте. Ю.А.Гагарина называли Колумбом космоса, Первым гражданином Вселенной, Сыном Земли. В космосе- 108 минут, в памяти на века

Слайд 7

Космонавт № 1 родился в городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области. «Семья, в которой я родился, писал Гагарин, самая обыкновенная ; она ничем не отличается от миллионов трудовых семей нашей Родины». Отец – Алексей Иванович Гагарин – был мастером на все руки, всё умел делать в крестьянском хозяйстве, но больше всего плотничал и столярничал; мать работала в колхозе дояркой. В то историческое утро, встав ни свет ни заря, Алексей Иванович отправился к реке, чтобы на первом пароме переправиться на другой берег, где бригада в которой он работал заканчивала дом. - Подхожу я, значит, к пристани, как догоняет меня «газон». Вы отец нашего великого героя майора Юрия Гагарина?» «Ошибаетесь, - говорю, - мой Юрка старший лейтенант, и до майора ему ещё летать и летать». « Уже долетел, смеётся мужик, в космосе он, папаша, понимаешь? Первый человек в космосе. А вы садитесь в машину – и домой. Уже из Москвы звонили. Завтра там ждут. Вы теперь отец всемирного героя». Что такое космос и чего там Юрка сотворил, я так и не понял. Да и никто, наверное, той ночью в Гжатске не мог себе представить, как уже через пару дней мир навсегда обалдеет от гагаринской улыбки. И какая слава обрушится на этого смоленского паренька, чей отец ночью 12 апреля 1961 года никак не мог понять, что же сотворил его сын. Простой смоленский парень

Слайд 8

В 1941 году будущий космонавт пошёл в школу, но учёбу прервала война. Окончив в Гжатске шесть классов десятилетки, Гагарин поступил в ремесленное училище №10 г. Москвы. Одновременно с постижением специальности литейщика – формовщика учился в школе рабочей молодёжи, окончив которую с похвальной грамотой, получил направление на учёбу в Саратовский индустриальный техникум. И здесь, по словам Гагарина, « крепкими корнями врос в землю саратовского аэродрома». Годы учёбы

Слайд 9

В 10 часов 55 минут «Восток», через 108 минут после старта, облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном под зябь поле колхоза «Ленинский путь», юго – западнее города Энгельса, неподалёку от деревни Смеловки . Случилось как в хорошем романе: моё возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолёте… Ступив на твёрдую землю, я увидел женщину с девочкой, стоящих возле пятнистого телёнка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошёл к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, тем шаги их становились медленнее. Я ведь всё ещё был в ярко – оранжевом скафандре, и его необычный вид, наверное, их пугал. Ничего подобного они ещё не видели. (Из воспоминаний Ю.А.Гагарина) Притяжение земли Саратовской

Слайд 10

Ю.А.Гагарин рассказывал о своих впечатлениях во время полёта в космическом пространстве. - Дневная сторона Земли видна очень хорошо, хорошо различимы берега континентов, острова, крупные реки, большие водоёмы. Во время полёта мне довелось впервые собственными глазами увидеть шарообразную форму Земли. Надо сказать, что картина горизонта очень своеобразна и очень красива. Можно видеть необыкновенный по красочности переход от светлой поверхности Земли к совершенно чёрному небу, на котором видны звёзды. Переход этот очень тоненький, как бы плёнка – поясок, окружающий земной шар. Она нежно – голубого цвета. И вот весь этот переход от голубого к чёрному происходит необыкновенно - плавно и красиво. Даже трудно передать это словами. С восторгом описывая космос , Юрий Гагарин продолжал: - Луны я не видел. Солнце в космосе светит в несколько десятков раз ярче, чем на Земле. Звёзды видны очень хорошо: они яркие, чёткие. Вся картина небосвода значительно контрастнее, чем мы видим её с нашей земли. Юрий Гагарин рассказывает

Слайд 11

На месте приземления первого космонавта Ю.А.Гагарина поставлен памятник – стела с устремлённой в небо ракетой, а на постаменте у её подножия – одетый в камень сам Юрий Алексеевич. Скульптурное изображение космонавта создано руками энгельсского скульптора Клары Алексеевны Матвеевой. И вот с тех пор сюда не зарастает народная тропа, люди едут со всех концов страны, чтобы своими глазами увидеть место приземления космонавта №1. Много здесь побывало и наших земляков – ершовцев. На месте приземления

Слайд 12

Этому событию предшествовали многочисленные эксперименты под руководством знаменитого главного конструктора Сергея Павловича Королёва (1907 – 1966): искусственные спутники Земли, геофизические ракеты и космические аппараты с биологическими объектами на борту – животными (собаками Лайка, Белка, Стрелка и т. д ), растениями, микроорганизмами. Учёные сделали вывод о реальной возможности полёта человека без ущерба для здоровья. Эпизоды из истории становления космонавтики

Слайд 13

Романтическое восприятие начала космической эры позади. Сейчас освоение космоса необходимо, прежде всего, в интересах экономики, науки, безопасности не только отдельных стран, но и мира в целом. Активно разрабатываются новые космические технологии, развивается рынок космических услуг, наступило время космического туризма. Космос уже не мечта, а действительность. Космос уже не мечта, а действительность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по географии, 6 класс. "Как человек открывал Землю"

Тип урока: урок обобщения знаний  в форме географической викторины.Цели урока·         Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных пу...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"

Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"сопровождается презентацией о космосе. Предназначена для учащихся среднего звена...

Тест по теме "Как человек открывал Землю"

Для лучшего запоминания великих путешественников и географических открытий....

Внеклассное мероприятие "Человек открывает Вселенную"

Материал может быть использован на уроке обобщающего повторения по теме"Земля- планета Солнечной системы" или как внеклассное мероприятие...

Как человек открывал Землю

Рассмотрены этапы открытия Земли. Путешествия и путешественники....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена « Человек открывает Вселенную»

Цель: познакомить детей с историей праздника, с людьми, завоевавшими пространство Земли и космоса; способствовать развитию творческих интересов детей ( презентация сборника  стихотворений учащихс...