Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие "Человек открывает Вселенную"
    материал по географии (5 класс) по теме

    Власова Надежда Дмитриевна

    Материал может быть использован на уроке обобщающего повторения по теме"Земля- планета Солнечной системы" или как внеклассное мероприятие

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chelovek_otkryvaet_vselennuyu.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Человек открывает вселенную.

    Познавательная игра для учащихся 5 класса.

    В игре принимают участие две команды. В каждой команде по 11 - 12 человек. Команды придумывают названия и девиз. За  - каждый ответ выдаются жетоны разной стоимости.

    Цели:

    Образовательная:

    - расширить кругозор учащихся

    -систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Вселенная»

    Воспитательная:

    - вызвать  у ребят интерес к изучаемому предмету

    - продолжить формирование чувство коллективизма, взаимовыручки.

    Развивающая:

    -развитие познавательной активности, памяти, концентрации внимания.

    Оборудование: DVD проигрыватель, DVD диск с песнями прошлых лет (папка «Песни о космонавтах»), таблички с названием раундов, 4 конверта, карточки с описанием планет, листы с кроссвордом, таблички с названием планет, 18 магнитов, жетоны в виде звезд.

    Место проведения: Классный кабинет.

    Время проведения:12 апреля.

    Ход проведения.

    Звучит музыка «Я верю, друзья.» В. Трошин

    Ведущий: Ребята! Мир, в котором мы живем, огромен и необозрим. Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Вы, наверное, не раз слышали слово «Вселенная». Что это такое? Под этим словом обычно понимают космическое пространство и все, что его заполняет: космические, или небесные, тела, газ, пыль. Иными словами, это весь мир. Наша планета — часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел.

    Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали себе волнующий их вопрос: как же устроена Вселенная? Где ее начало, где предел? Из чего состоит? По каким законам существует? Что было с ней в прошлом, что произойдет в будущем?

    Наука о Вселенной называется астрономией, она изучает все эти вопросы. Мы с вами отправляемся в путешествие по Вселенной, проверим ваши знания, приобретенные в ходе изучения этой темы.

    Астрономия - наиболее удивительная из всех наук. Вероятно, она является и самой старой.

    Люди всегда интересовались погодой, переменами климата и Солнцем. Астрономические знания необходимы были людям и в Древнем Египте, и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, везде, где люди жили, сеяли, собирали урожай, где они занимались охотой, рыболовством, скотоводством, совершали путешествия через пустыни и моря. Всем им было необходимо ориентироваться во времени и пространстве. В то время не было еще хороших карт, а компас был известен только в древнем Китае. Небо же было почти всегда ясным, и звезды могли направлять путешественника к месту назначения.

    Человек шаг за шагом познает окружающий его мир. С тех пор, как люди научились строить различные телескопы, запускать космические корабли, они смогли многое узнать о том, как устроена наша Солнечная система, наша Галактика, Вселенная. Большинство астрономов считают, что Вселенная, которую мы можем наблюдать — это только часть Вселенной, простирающейся в необозримо далеком пространстве. Но как далеко она распространяется? Или она бесконечна? Может быть где-то она имеет конец?

    Ребята, давайте с вами представим ракетный корабль с неисчерпаемыми запасами энергии и совершим небольшое путешествие по нашей Вселенной.

    «РАЗМИНКА»

    1. Как называют астероиды? (Малыми планетами).
    2. Предвестником чего считались кометы? (Бед).
    3. Как переводится метеор с греческого языка? («Метеорос» — парящий в воздухе.)
    4. Назовите самую известную комету? (Галлея.)
    5. От чего образуется метеоритный кратер? (От взрыва крупных метеоритов)
    6. Как называются самые большие звезды? (Сверхгиганты.)
    7.  Как называются звезды, которые в десятки раз больше Солнца? (Гигантами.)
    8. По каким цветам различают звезды? (Белые, голубые, желтые, красные.)
    9. Как называются фигуры из ярких звезд? (Созвездия.)
    10. Как называется единая звездная система? (Галактика)
    11. На каком расстоянии от Земли находится Солнце? (150млн. км.)
    12. На сколько созвездий разделено небо? (На 88.)
    13. Как называется космическое пространство и все, что его заполняет? (Вселенная)
    14. Сколько планет образует Солнечную систему? (9 больших планет, 32 спутника планет и более 1800 малых планет)
    15. Назовите   главное  отличие Земли от других планет. (На Земле есть жизнь.)
    16. Назовите планеты-гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)
    17. В честь какого бога получила свое название планета Марс? (В несть древнеримского бога войны.)
    18. Назовите особую единицу длины, которой пользуются астрономы. (Световой год).
    19. Какова скорость света? (300 тыс. км в секунду.)
    20. Назовите ближайшие к нам галактики. (Большое и Малое Магеллановы Облака)

    Ведущий: Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля. Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые в свою очередь покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на земле, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство.

    Иной виделась Вселенная народам, живущим на берегах рек Тигр и Евфрат. Земля, по их мнению, - это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звездное небо.

    Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали ученые. Давайте вспомним о них.

    «УЧЕНЫЕ, ПЕРЕВЕРНУВШИЕ МИР»

    Ведущий: Каждая команда получает конверты, в которых содержатся представления ученых о Солнечной системе. Вы должны отгадать, кому из ученых принадлежит то или иное представление о Вселенной.

    1. Предложил свою модель строения Вселенной. В центре Вселенной, по мнению ученого, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твердых и прозрачных. На них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это двигатель Вселенной. (Аристотель.)

    2.        Наблюдение за звездами и планетами, изучение трудов древних мыслителей и своих современников, а также сложные математические расчеты позволили этому ученому сделать вывод, что
    Земля обращается вокруг Солнца. По его убеждению, центром мира является Солнце, вокруг
    которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. (Н. Коперник.)

    3. Разработал систему мира, в центр которой поместил шарообразную Землю, вокруг которой движется Луна, Солнце, пять известных в то время планет, а также «сфера неподвижных звезд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. (К. Птолемей.)

    4.        Этот итальянский ученый считал, что Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь
    единого центра. Солнце — центр Солнечной системы.  Но само оно — одна из множества звезд, вокруг   которых   обращаются планеты. (Дж. Бруно.)

    5.        С помощью телескопа сделал вы вод, что Солнце вращается вокруг собственной оси. (Г. Галилей.)

    6. Этот ученый самый первый предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара. (Пифагор.)

    «СОЛНЦЕ И ЕГО СЕМЬЯ»

    Ведущий: Расположить планеты в Солнечной системе.

    Вручается конверт с названием 9 планет.

    Ближайшая к Солнцу планета - Меркурий, далее расположены Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

    «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ПЛАНЕТ»

    Ведущий: Ребята! Представьте себе, что вы прилетели на планету, название которой вам неизвестно. Каждая команда должна по описанию этой планеты узнать, куда приземлились игроки. (Команды получают карточки с описанием планет.)

    1.  Эта планета напоминает своим цветом огонь и кровь. В два раза меньше Земли по диаметру и почти в 10 раз меньше по массе. Поверхность этой планеты - пустыни, кратеры, горы. Некоторые горы очень высоки. Грунт богат железом. Атмосфера тонкая и разреженная, которая образованна в основном углекислым газом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки. Средняя температура составляет -70°С. (Марс.)

    2.  Эта планета намного меньше Земли, по размерам и массе она схожа с Луной. На поверхности — многочисленные кратеры и горы. Поверхность планеты нагревается до +400°С. Она практически лишена газовой оболочки — атмосферы. Спутников у нее нет. Самая близкая к Солнцу планета. (Меркурий.)

    3.  Планета имеет плотную облачную атмосферу, которая состоит в основном из углекислого газа. Такая атмосфера удерживает тепло, поэтому температура поднимается до +500°С. На небе эта планета сияет ярче всех звезд и хорошо видна невооруженным глазом. По размерам немного меньше Земли. (Венера.)

    4.  Планета представляет собой гигантский быстро вращающийся шар. В его атмосфере расположены длинные слои облаков, из-за которых планета выглядит полосатой. Из-за большой удаленности от Солнца температура на поверхности этой планеты около — 130°С. Самый большой ее спутник Ганимед Это самая большая планета Солнечной системы. Ее масса превышает массу всех других планет, вместе взятых. (Юпитер.)

    5. Самая необычная по виду планета. Ее окружают яркие кольца. Общая ширина всех колец огромна — десятки тысяч километров. Но их толщина невелика -  не более одного километра. Температура на этой планете приближается к — 170°С. (Сатурн.)

    6.  Она находится от Солнца в 40 раз дальше, чем Земля. Названа она в честь греческого божества, владыки подземного мира. У этой планеты всего один спутник. Самая маленькая планета Солнечной системы. (Плутон.)

    «ЭТА НЕОБЪЯТНАЯ ВСЕЛЕННАЯ»

    Команды получают листы с кроссвордом и вопросами.

    Вопросы к кроссворду:

    1Как называются гигантские пылающие шары? (звезды)

    2 Как называется упавший на землю камень из космоса? (метеорит)

    3 Ближайшая к нам звезда? (Солнце)

    4 Спутник Земли? (Луна)

    5 Планета-гигант? (Юпитер)

    6 Как назвали самый большой астероид? (Церера)

    7 Самая главная часть кометы. (Ядро)

    8 Самая большая планета земной группы. (Земля)

     «КАРТА ЗВЕЗДНОГО НЕБА»

    Ведущий:  Каждая команда получает  на 1 минуту карту звездного неба. За это время нужно запомнить как можно больше названий созвездий. По истечении времени карта возвращается ведущему. Команды по очереди называют созвездия. Выигрывает та команда, которая назовет больше созвездий.

    «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

    Ведущий: Капитанам команд вручаются по 7 магнитов-звезд. Из них нужно составить на магнитной доске созвездие «Большая медведица».  Выигрывает тот капитан, который быстрее и правильнее выполнит задание.  

    Подведение итогов.  Награждение победителей.

    Звучит музыка «Я - Земля»

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Бурмистрова Л. Все о космосе. М.: АСТ; Астрель, 2000. - 349 с.
    2. Космос / Пер. с англ. А. Нисилевич. — М.: Эгмонт Россия ЛТД, 1999. -48с.
    3. Купер X. Атлас космоса / Пер. с англ. Ю. Данилова. — Лондон; Нью-Йорк; Штутгарт; М.: Дорлинг Киндерсли, 1998. — 64 с.

    4.  Рекорды космоса; Иллюстр. дет. энцикл. / Пер. с англ. Т. А. Майсака. - М.; Планета детства: Астрель: АСТ, 2000.— 46 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка внеклассного мероприятия по физике Тема: «Исследования Вселенной – NASA»

    Пояснительная записка  к разработке внеклассного мероприятия по физикена тему  «Исследования Вселенной – NASA» Авторы работы№ФИО учителяМесто работыдолжность1.Шершнева Елена Геннадьевна...

    Внеклассное мероприятие "Мы начинаем открывать для себя Чехова"

    Мероприятие помогает  открыть для учащихся А.П.Чехова, писателя и человека;  понять, что было главным в отношении писателя к людям, природе, его характере;  побудить детей к размышления...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"

    Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"сопровождается презентацией о космосе. Предназначена для учащихся среднего звена...

    «Человек открывает вселенную»

    Внеклассное мероприятие по теме «Человек открывает вселенную». Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к величайшему событию в истории России – первому полёту человека в космос....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена « Человек открывает Вселенную»

    Цель: познакомить детей с историей праздника, с людьми, завоевавшими пространство Земли и космоса; способствовать развитию творческих интересов детей ( презентация сборника  стихотворений учащихс...

    Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»

    Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"...

    Внеклассное мероприятие "Масленица пришла-открывай ворота!" ответственный 7В класс

    Внеклассное мероприятие рассчитано на возраст обучающихся 6-7 классов.Цель мероприятия: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа, приобща...